Конспект интегрированного занятия с элементами ниткографии «Оренбургский пуховый платок» в подготовительной группе.
методическая разработка (подготовительная группа)

Кошелева Наталья Александровна
Конспект интегрированного занятия с элементами ниткографии "Оренбургский пуховый платок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия с элементами ниткографии «Оренбургский пуховый платок» в подготовительной группе.

Воспитатель: Кошелева Наталья Александровна

МДОУ детский сад N6 с. Аргаяш

Тема: «Оренбургский пуховый платок»

Цель: Познакомить детей с промыслом Урала – Оренбургским пуховым платком.

Совершенствовать навыки изготовления объёмной аппликации из резанных ниток.

Задачи: Показать и рассказать, как много труда надо вложить, чтобы связать Оренбургский пуховый платок.

Воспитывать уважительное отношение к художественному национальному наследию, стремление сохранять и обогащать его.

Развивать интерес, наблюдательность. Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря. Развивать связную речь.

Совершенствовать навыки изготовления объёмной аппликации из резанных ниток.

Материал и оборудование:

Ноутбук, слайды с изображением последовательной цепочки изготовления платкаОренбургские пуховые платки, паутинки. Иллюстрации с изображением пряхи, пуха, спиц, гребёнки, пряжи, веретена, картина «Коза с козлятами».

Клей ПВА, кисточки, простой карандаш, ножницы, квадраты из картона, образцы рисунков используемые в вязании платков, пряжа.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Я приглашаю вас в увлекательное путешествие в город Мастеров Южного Урала, в город Оренбург. В этом городе живут настоящие мастерицы и  волшебницы – рукодельницы, они вяжут Оренбургские пуховые платки.

Прежде чем отправиться в путешествие, давайте с вами вспомним пословицы о труде:

Я говорю половину пословицы, а вы ее договариваете.

Умелые руки (не знают скуки)

Терпенье и труд (все перетрут)

Взялся за гуж, (не говори, что не дюж.)

Скучен день до вечера, (коли делать нечего.)

Молодцы! Я вижу, народные пословицы вы знаете.

Воспитатель:Наша с вами первая станция «История вязания»

Как вы думаете, кто придумал технику вязания, мужчины или женщины? Вязание являлось мужским ремеслом, так как женщины пряли шерсть. Найденные в Египте и сохранившиеся благодаря сухому климату вязаные носки являются самыми ранними экземплярами вязаных предметов дошедшими до наших дней. Первоначально вязали только руками. В Англии в 15 веке оно достигло наибольшего расцвета, особенно в области вязания чулок. Затем вязание «покорило» Францию. Лишь в 17 веке оно пришло в Россию. Вот такой долгий путь был проделан, прежде чем этот вид прикладного искусства привлек внимание наших рукодельниц.

Сегодня мы узнаем о народном промысле Оренбуржья – вязании платков, паутинок, палантинов. Гости приезжающие из разных концов земли хотят купить в подарок паутинки и Оренбургские пуховые платки. Во многих селениях Оренбуржья, чуть ли не в каждом сельском доме вяжут платки. Секреты мастерства передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Показ слайдов.

(Воспитатель берёт в руки паутинку). Каждый раз светлеет и радуется душа, охватывает трепет нежности и удивления, когда берёшь в руки Оренбургский, ажурный пуховый платок.

Слушание отрывка из песни Л. Зыкиной «Оренбургский пуховый платок».

Воспитатель:Ребята, скажите, а из чего же вяжут такие платки?

Дети: Из козьего пуха.

Показ слайдов с изображением козы.

Воспитатель: Скажите, что за животное изображено на слайде?

Дети: Это домашнее животное, коза.

Воспитатель: Коза, очень ласковое животное. Она дает молоко, мясо, пух.

Показ слайдов.

ВоспитательПуховницей зовут людей, которые вяжут платки и паутинки.

Просмотр презентации.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, этот пух от козы чешут в феврале месяце. Затем его стирают. Посмотрите, этой чесалкой пушат пух. Теперь берут веретено и прядут нитку. Затем из пряжи спицами вяжут палантины, шали. Чтобы они получились красивые, делают различные узоры. Посмотрите, какие разнообразные узоры на паутинке.

Рассматривание узоров на пуховых изделиях.

Воспитатель: Работа пуховницы очень сложная, но важная и нужная людям.

Говорят, «дело мастера боится» - как вы понимаете эту пословицу?

Только умелая мастерица может создать такие красивые платки, паутинки, палантины.

Вяжут ли у вас дома?

Какие изделия вяжут?

Какие изделия из пуха вы можете назвать?

Ответы детей.

Воспитатель: Свойства здешнего пуха позволили спрясть из него тончайшую нить и связать необычный платок, на полупрозрачном воздушном полотне хорошо смотрелись ажурные узоры делали его похожим на паутину, которую плетет паучок. С годами сложилась своя технология, приемы вязания, которые составили основу Оренбургского пуховязания. Мода рождает спрос, узоры совершенствовались, у платка появились дополнения, новые украшения в виде каймы, зубчиков. Так Оренбургский платок стал явлением художественного ремесла со своими традициями. А сейчас мы узнаем, как пух превращается в пряжу.

Воспитатель: По клочку нужно перебрать, распушить весь пух, а затем перечесать 2 раза на ческах и на гребнях. С виду легко, а на самом деле трудно, самая трудная и ответственная работа – спрясть пух на веретене, необходимо, чтобы нить получилась ровная, тонкая, без колючек. Надо и веретено крутить и за пухом следить. Дальше сама пуховая нить очень слабая, поэтому её соединяют с шелковой, затем сучат их - скручивая вместе на пряхе, чтобы крепкая и красивая получилась пряжа. Что получается?

Дети: Пряжа.

Воспитатель: И только потом начинают вязать на спицах, их ещё называют иголками. На чем вяжут?

Дети: На спицах.

Воспитатель: А как придумывают пуховницы узоры для своих паутинок?

ВоспитательПуховницы готовые узоры издавна из рук в руки передают, многим они знакомы. Это - глушинки, змейки, елочки, кошачьи лапки, павлиний хвост и другие. А новые узоры им природа подсказывает. Например, прилипнет к одежде снежинка мохнатенькая в лучиках вся, так и хочется ее связать или мороз подсказывает новый узор: нарисует на стеклах окон, только срисовывай, фантазируй, да вяжи: тут и елочки и веерочки и трилистники, и многое другое. Ну, а построение у всех паутинок одинаковое. По краям зубчики, вокруг – кайма, а середина ажурная. Кайма от середины отделана дорожкой.

Сегодня мы с вами познакомились с историей появления Оренбургского пухового платка. Века идут, а он нужен и сегодня, потому что он несет людям тепло, здоровье бережет, красотой веселит, он как хлеб – никогда не надоест. Девочки, хотели бы вы носить такие платки?

Ребята, что мы сегодня узнали о пуховом платке и его свойствах(ответы детей)

Воспитатель:  Нашей с вами второй станцией будет аппликация из ниток.

Давайте рассмотрим представленные образцы рисунков, которые используют мастерицы в вязании.  

Давайте представим, что квадраты из картона, которые лежат перед вами, это платки, которые нужно украсить узорами. Возьмите простой карандаш, и найдите середину платка. Решите, какой узор вы нанесёте в середине, по углам.

Нарежьте мелко пряжу. На намазанную клеем ПВА часть картона, вы  приклеиваете нарезанную пряжу.

Итог занятия

Рассматриваем работы детей. О чем мы с вами беседовали?  Из чего вяжут Оренбургский пуховый платок?

Попросите свою маму, бабушку показать  Оренбургские платки. Попросите рассказать историю приобретения платка.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта интегрированного занятия с элементами сказкотерапии по теме: «Путешествие колобка» (младшая группа)

Сказка : « Три медведя»(на ковролине расположены медведи и миски вразброс) Воспитатель: - Узнали к кому мы попали в гости?...

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе "Знакомство с инопланетянами"

Конспект итогового занятия по развитию речи у детей с нарушением зрения по программе "Радуга", с интеграцией  образовательных областей "Математика и логика", "Познавательное развитие"...

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя – мой край родной». Для детей подготовительной группы.

Цель: формировать знания детей о России и о родном городе, воспитывать у детей интерес к своей стране, чувство любви  гордости за свою страну и родной город. Закрепить знания детей о символики ст...

Конспект беседы на тему "Оренбургский пуховый платок" в подготовительной группе комбинированной направленности для детей в возрасте от 6 до 7 лет

Задачи:  Показать и рассказать, как много труда надо вложить, чтобы связать Оренбургский пуховый платок.- Воспитывать уважительное отношение к художественному национальному наследию, стремление с...