проект "Наш родной Северный Край"
проект (старшая, подготовительная группа)

Коробейникова Надежда Николаевна

В своей работе показала взаимосвять в работе всех педагогических служб детского сада в работе по ознакомлению с родным краем в старшей и подготовительной группе. думаю, что материал найдет своих заинтересованных читателей, а кому- то поможет построить свою работу по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Наш родной Северный Край221.94 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС «СКАЗКА»

Проект
«Наш  родной Северный Край»Описание: Описание: C:\Users\Гость\Desktop\эдьвира\орнаменты нац\полоса 2.jpghttps://edu.rtsoko.ru/setevoi_gorod/SiteAssets/SitePages/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F%D1%8F/%D0%A2%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD.jpg

/ старшая группа, подготовительная группа/

( 2016-2018 год)

http://www.yamal.ru/new/foto/tazovskiy.JPG

Воспитатель: Коробейникова Н.Н.

С. ГАЗ- САЛЕ  2016

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка………………………………………………… …3

  1. Обоснование актуальности проекта……………………………….....3

1.2.        Условия реализация проекта.................................................................5

1.3. Принципы построения проекта……………………………………….....6

1.4.Материально-техническое обеспечение…………………………………6

1.5.Кадровое обеспечение……………………………………………..…….7

II.Описание комплекса работ в рамках реализации проекта.…………........7

2.1. Системная «паутинка» по проекту………………………………………9

2.2. Основные направления работы специалистов по образовательным областям…………………………………………………………………….…10

2. 3. Связь с родителями в работе над проектом…………………………12

III.Этапы реализации проекта…………………………………………..…....13

3.1. Первый этап – диагностический ………………………………………13

3.2. Второй этап - проектно-организационный………………………..…13

3.3. Третий этап – практический………………………………………..….13

3.4. Четвертый этап – итоговый…………………………………………....15

IV.Предполагаемые результаты работы по реализации проекта……………………………………………………………………….....16

V.Диагностическая карта …………………………………………….……..17

VI. Подготовительная группа

Список литературы………………………………………………………..…..19

VII

VIII

X

XI  XII  XIII

I. Пояснительная записка

1.1.Обоснование актуальности проекта

                                                    Коль суждено дышать нам воздухом одним,

                                Давайте мы навек объединимся.

                            Давайте наши души сохраним.

                                        Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

(Н. Старшинов)

Наш край  богат народными традициями, красотой тундровой природой, душевной заботой жителей о родном Севере.

Будущее поколение нашего Севера  воспитывается на а глубоко и научно обоснованном национально - региональном  материале сохранения и возрождения культурного наследия. А одним из главных направлением этого наследия является – нравственно- патриотическое воспитание, пропаганда культурного наследия родного края, экологическое образование.  Мы знаем - все начинается с детства.

Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально – региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия, начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Сохранение культурных ценностей нашего края является важным условием процветания общества. Оторванность от национальной культуры, от исторических корней приводит к появлению у подрастающего поколения негативных тенденций: безнравственности, цинизма.

Актуальность

Нравственно - патриотическое воспитание  на изучении и сохранение родного края    с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

В период дошкольного возраста очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям края, где они живут,  формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины - Ямала.

Научить совместно со взрослыми  чувствовать красоту родной земли, , воспитать любовь  и заботу о сохранении родных мест, ко всему, что окружает ребёнка с детства,- одна из  задач воспитания.  

Любовь к родному краю, к  тому месту, где живет ребенок,  не возникает у него само по себе. Мы должны помочь  детям  понять, что район, село, тундра,  река, которые ребенок видит каждый день – это и есть Родина. Научить чувствовать красоту нашей земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей.

Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. С  дошкольного возраста необходимо целенаправленное воздействие: только дав ребёнку знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина, защитника родного края.

Проблема

Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном  селе, районе, края,  стране, особенностях традиций, где живет ребенок.

Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

Новизна

Деятельность в проекте состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории  северного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества, с учетом возможностей сохранения и защиты природы и культурного наследия родного края: дети, родители (законные представители), педагоги.

Для того чтобы разбудить в ребёнке интерес к столь серьёзной теме необходимо найти способ как правильно и интересно (с точки зрения ребёнка) её представить в играх, рассказах и занятиях, аудио-видео материалах, в книгах, экскурсиях и, конечно же, развить собственные навыки. Чтобы передать детям любовь к Родине нужно её любить самим взрослым.   

Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности. 

Анализ педагогического процесса, беседы с воспитанниками показали, что наши дети достаточно эрудированы, путешествуют с родителями по разным странам, знают их названия , рассказывают достопримечательности, но часто затрудняются рассказать о памятных местах края, района, селаа и жизни людей, живущих в нем, природных особенностях Северного края, быте, культуре и традициях коренных народов Севера.

Задача педагогов МДОУ Детский сад  «Сказка» воспитывать в детях гуманное отношение к окружающему, природе, животному миру, помочь детям усвоить необходимые знания о крае, где ребенок живет. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю народов Севера – верный путь этнокультурного, экологического  и нравственно-патриотического воспитания.

Используя в работе с детьми материал по родному краю, важно заложить  патриотические, природоохранные чувства, которые сохранятся на всю  его жизнь и послужат духовному развитию личности. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной край, а значит стать  защитником и созидателем своей малой Родины.

1.2. Условия реализация проекта

Гипотеза: 

Если во главу воспитательной системы в дошкольном учреждении поставить гармоничное развитие подрастающей личности с использованием социально-культурных , природоохранных условий малой родины, разработать систему интеграции воспитания, обучения и развития дошкольников на основе идеи нравственности и патриотизма, можно:

 - качественно изменить приоритеты подготовки дошкольника, определив первостепенность раннего развития компетентностей, связанных с окружающей ребёнка социально-культурной средой;

-пробудить познавательную активность, повысить практическую значимость и воспитательное воздействие занятий в ДОУ.

Цель: 

Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению нравственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природоохранной пропагандой,  бытом, культурой и традициями народов Севера.

Задачи:

1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине, к месту, где они живут.

2. Познакомить детей с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к природе родного края,  в умении  жить в гармонии с родным краем, с  бытом, культурой и традициями коренного народа Севера (ненцами).

3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.

4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей населяющих Ямал.

5. Воспитывать чувство гордости , любви, привязанности к родному краю.

6. Формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к родному краю.

6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.

Сроки реализации проекта: с 01 сентября 2016 г. по 31 мая 2018г.

Проект, в соответствии с возрастными особенностями и способностями к восприятию учебного материала, рассчитан на старших дошкольников.

Субъекты, включенные в реализацию проекта:

- дети старшей группы «Солнышко»,

- родители (законные представители),

- педагогические работники: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

1.3. Принципы построения проекта

В основе работы с детьми лежат следующие принципы:

- Принцип историзма - реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).

- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному селу,  краю, к Отечеству.

-Принцип дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном крае с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей, учреждениями района.

-Позитивный центризм -  отбор знаний, наиболее актуальных для детей дошкольного возраста.

-Принцип активности и самостоятельности – активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.

- Принцип наглядности - использование наглядных средств (игрушек, предметов быта, пособий, картинок, презентаций ,  технических средств), которые создают развернутую картину действий и результатов.

- Принцип  поэтапности - содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, вычленяются и интегрируются взаимосвязанные части.

-Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников -главная цель образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.

-Принцип коммуникативности -  дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе-  формируется социальная мотивация здоровья.

1.4.Материально-техническое обеспечение

п/п

Наличие специального

помещения

Дидактический материал

1

Помещение группы «Солнышко»

Библиотека «Сказки народов Севера»/ с иллюстрациями  родителей и дошкольников

- Экокалендарь

-«Азбука экологии Северного Края»

- Картотека «Подвижные игры народов Севера»

- Картотека «Народные приметы»

- Картотека «Загадки, пословицы народов Севера»

- Картотека предметных картинок

- Уголок художественного творчества для изготовления и ознакомления детей с декоративно - прикладным искусством народов Севера

- Сюжетно-ролевые, театрализованные игры /ненецкого народа/

- Альбомы «Животные северного края», « Северные просторы»/природа родного края,

«Птицы нашего края»,

«Орнаменты севера»,

«Писатели и поэты нашего округа», «Растительный мир Севера», « Гыданский заповедник», «Салехард – столица ЯМАЛА», фотоальбом «Художники с. Газ- Сале»/ Салдаева У.В., Юнусов. И. И.,  материалы газеты  «Советское  Заполярье»

2

Музыкальный /физкультурный/ зал

- Аудио и видеозаписи музыкальных произведений коренных малочисленных народов Севера, диск «Северные песни»

- Аудиозаписи песен о г. Салехарде, ЯНАО, Тазовском, Газ- Сале.

- Пособия для подвижных игр (мячики, флажки, обручи и т.д.)

- Пособия для развития физических качеств детей.

1.5.Кадровое обеспечение

Ф.И.О.педагога

Должность

Коробейникова Н.Н.

Николаева В.А., Бала.. А.В.

Воспитатель (координатор проекта)

Воспитатель старшей группы

Ветошкина С.М.

Музыкальный руководитель

Мазур Г.В., Кунахузин Э.К.

Инструктор по физической культуре

Сатеева У.В., Юнусов И.И.

Преподаватель ИЗО

II.Описание комплекса работ в рамках реализации проекта

Направления деятельности:

Первое направление «Ямал -  мой дом родной»  знакомит дошкольников с особенностями сезонных изменений и природных явлений на Севере, с экологией ,  направлениями природоохранной работы, взаимосвязью с трудовой, обрядовой деятельностью жителей.  Направлено  на обучение наблюдению за природой, формирование бережного и почтительного отношения к ней, прививает навыки активного образа жизни, воспитывает потребность в прогулках, играх на свежем воздухе, живом общении с природой.

На занятиях познавательного цикла дошкольники знакомятся с природой родного края, с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, с предметами декоративно – прикладного искусства, с изделиями художественных промыслов. Все это помогает воспитывать у дошкольников внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.

Рассматривая мир животных, изменения погоды, ребенок начинает видеть и чувствовать гармонию природы, вызывает желание заботиться о родном крае. Затем ее красота, соразмерность, разумность находят отражение в узорах декоративных росписей детей (животные, птицы, растительные узоры, орнаменты, символика). А художественный образ, созданный руками ребенка, обогащает его внутренний мир и способствует раскрытию творческих способностей, совершенствуют разные изобразительные умения. Северный фольклор - особенная область народного творчества. Необходимо по возможности создать среду, в которой дошкольник почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.

Второе направление «Я, ты - вместе мы» определяет содержание совместной деятельности взрослого (как педагога, так и родителя) с дошкольниками. Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию культуры народов Севера, родного края,  разработку природоохранных мероприятий, на развитие творческой активности и художественного вкуса у дошкольников.

А подготовка и проведение  экологических, национальных, традиционных праздников – это уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями, где создаются условия для этически ценных форм общения с близкими людьми.

Третье направление «Я частичка нашего края» создает свободную деятельность дошкольников, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии, познавательной активности маленьких исследователей  и защитников большого мира и мира родного края.

Дошкольники, получив представления о народной культуре, традициях, обычаях  народов Севера, на занятиях познавательного цикла и праздниках, используют знания в народных подвижных играх, в общеразвивающих упражнениях, в самостоятельной художественной и музыкальной деятельности, в саморазвитии по направлению «Я  частичка нашего края».

2.1. Системная «паутинка» по проекту

Для эффективной реализации проекта выстроена системная паутинка, в которой прослеживаются не только направления деятельности, но и интеграция образовательных областей.

Системна «паутинка» по проекту

1.С чего начинается,   Родина

2.Экология родного края

3.Этнос и время

4.Из воспоминаний о прошлом края

- символы ЯНАО,

-символы Тазовского района,

- символы с.Газ - Сале

- климатические условия края,

- животный мир Ямала,

- растительный мир Ямала,

-природо-охранные мероприятия 

- народные промыслы,

-традиции, обычаи, культура,

- быт, народный фольклор, народно-прикладное

- достоприме-чательности района, села,

-история села,

- «моя улица», «мой детский сад»

2.2. Основные направления работы специалистов по образовательным

областям

Специалисты

Образовательные области

Основные направления работы

Воспитатель

Познавательное

развитие

- Беседы

-Проведение опытов по экологии

 - Проведение интеллектуальных игр

- Создание фотоальбомов

- Исследовательская работа

Социально-коммуникативное развитие

- Экскурсии по достопримечательностям Тазовского района, села Газ- Сале

- Посещение  районного краеведческого музея

- Знакомство с национальными поэтами, писателями

-Чтение стихов, рассказов, легенд, сказок

- Драматизация  ненецких сказок

Речевое образование

- Обогащение лексики  ненецкими словами обозначающие предметы обихода

- Изучение устного фольклора  ненецкого народа:

загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки, заговоры, заклинания, обереги, считалки.

Художественно- эстетическое развитие

- Знакомство с художественными промыслами (кожа, мех, дерево, кость, береста, бисер)

- Изготовление игрушки – куклы и использование её на занятиях как сюрпризный момент

- Виды орнаментов, их символика

- Аппликация из ткани, меха, кожи, сукна

- Изготовление оберегов

-Плетение узоров, вышивка бисером, бисерное плетение, конструирование из бумаги, бросового материала (шишки,   листья)

-Знакомство с народно – прикладным искусством ненецкого народа (виды орнаментов, рисование узоров на макетах одежды, обуви, предметов обихода)

Музыкальный руководитель

Художественно- эстетическое развитие

- Знакомство с национальной культурой,   фольклором.

- Применение практических знаний в различных видах деятельности детей (пение колыбельной)

- Северные мотивы (песни, колыбельные)

- Прослушивание ненецких   песен (аудиозапись)

- Разучивание национальных танцев.

- Проведение  праздников с элементами национального элемента (национальных праздников)

- Внесение танцев в сценарий утренников национальных компонентов (игры, танцы, песни)

Инструктор физической культуры

Физическое развитие

-Знакомство с народными играми   ненцев

-Национальные виды спорта

-Проведение соревнований, эстафет, игр, забав

-Знакомство с национальными спортивными играми:

метание тынзана на хорей,

прыжки через нарты,

метание топора на дальность,

гонки на оленьих упряжках.

- Подвижные игры: «Солнце» (Хейро), «Каюр и собаки», «Олени и пастух», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «Оленьи упряжки», «Белый шаман»

Родители

-Практическая помощь в оформлении  экологических, национальных  уголков группы

- Работа в творческой мастерской по изготовлению народных игрушек и оберегов, экологических картин, поделок на национальный мотив.

- Выставка совместных поделок, фотовыставок.

- Участие в  конкурсных мероприятиях села, района, округа

2. 3. Связь с родителями в работе над проектом

№ п/п

Формы работы

Задачи

Мероприятия для   группы

1.

Круглый стол

Расширять представления родителей о природе , культурных традициях северных народов

«Ямал – мой дом родной»

Особенности природы Северного Края,

Национального быта ненецкого народа

Экология родного края

Природоохранные мероприятия для Ямала

2.

Консультация

Вводить родителей:

-в экологические проблемы родного края,

-в мир культуры народов Ямала

«Азбука экологии Ямала»

Фольклор северных народов

3.

Музыкальная гостиная

Знакомить с многообразием культуры народов Ямала, её художественными и психологическими особенностями

Национальные и временные праздники

Праздник ко дню рождения Ямала

III.Этапы реализации проекта

Старшая группа:

3.1. Первый этап – диагностический (с 01.09.2016г по 30.09.2016г.)

№ п/п

Мероприятия

Дата проведения

1.

Диагностический срез знаний детей об истории родного края, быте, культуре и традициях коренных народов Севера

С 01.09. 2016 по 20.09.2016

2.

Анкетирование родителей (законных представителей) « Что ты знаешь о родном крае?»

С 01.09. 2016 по 20.09.2016

3.

Анализ результатов анкетирования родителей (законных представителей), знаний детей.

С 21.09. 2016 по 30.09.2016

Подготовительная  группа:

3.1.1. Первый этап – диагностический (с 01.09.2017г по 30.09.2017г.)

№ п/п

Мероприятия

Дата проведения

1.

Диагностический срез знаний детей об истории родного края, быте, культуре и традициях коренных народов Севера

С 01.09. 2017 по 20.09.2017

2.

Анкетирование родителей (законных представителей) « Что ты знаешь о родном крае?»

С 01.09. 2017 по 20.09.2017

3.

Анализ результатов анкетирования родителей (законных представителей), знаний детей.

С 21.09. 2017 по 30.09.2017

 

Старшая группа

3.2. Второй этап - проектно-организационный (01.10.2016 по 30.12.2016г.)

п/п

Содержание

Дата исполнения

1.

Разработка проекта по теме «Наш родной Северный Край»

С 01.10..2016 по 01.30.2016

2.

Подбор методической литературы

С 01.10.2016 по 30.10.2016

3.

Оснащение дидактическими  пособиями  для реализации проекта

С 01.10.2016 по 30.12.2016

4.

Разработка совместных планов деятельности с родителями

С 01.11.2016 по 30.12.2016

Подготовительная группа

3.2.1 Второй этап - проектно-организационный (01.10.2017 по 30.12.2017г.)

п/п

Содержание

Дата исполнения

1.

Разработка проекта по теме «Наш родной Северный Край»

С 01.10..2017 по 01.30.2017

2.

Подбор методической литературы

С 01.10.2017 по 30.10.2017

3.

Оснащение дидактическими  пособиями  для реализации проекта

С 01.10.2017 по 30.12.2017

4.

Разработка совместных планов деятельности с родителями

С 01.11.2017 по 30.12.2017

Старшая группа

3.3. Третий этап - практический (с 01.01.2016г. по 31.04.2017г.)

Дата

Мероприятия

Участники мероприятий

Сентябрь

-Спортивное развлечение

 «День туриста»

-Экскурсия в тундру «Осень  пестрыми красками раскрасила природу »

-Аппликация из природного материала «Осенние зарисовки »

Дети, родители (законные представители), воспитатели, музыкальный руководитель инструктор физкультуры

Октябрь

- Создание мини-музея «Люблю свой край родной»/ в группе детского сада

- Познакомить со столицей Ямала, Салехардом/ презентация

- Экологические акции. КВН «День защиты животных»

- Путешествие в страну сказок «Песец и олень»

Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель инструктор физкультуры

ноябрь

- Создание альбома «Салехард – столица Ямала»

- СОД «Какие разные птицы. Синичкин день!»

- Беседа о символах Тазовского района.  Памятники родного села.

- Путешествие в страну сказок «На полярном круге…»

Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры

декабрь

- Личное участие в конкурсной программе «День рождение Ямала»

- Беседа: «Чум – дом ненцев»

- Изготовление игры «Стойбище»

-Знакомство с народными играми   ненцев.

-Акция «Елочка, зеленая иголочка»

- Путешествие в страну сказок «Кукушка»

Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре

январь

- Коллективная аппликация - по ненецким народным сказкам

- Подвижная игра «Метание хорея», «Перетягивание палки»

- Создание картотеки подвижных народных игр.

-  Альбом «Гыданский заповедник»

- Путешествие в страну сказок. Инсценировка ненецкой сказки «Кукушка»

Дети, родители (законные представители) воспитатель,

музыкальный руководитель, руководитель изодеятельности

февраль

- Создать альбом о растительном и животном мире нашего края, птицах Севера/ познакомить с дикими животными, птицах и их повадках. Расширить представления об обитателях флоре и фауне Севера.

- «Мир природы. Среды обитания. Болото. День клюквы»

- Лепка диких животных нашего края.

- Рисование «Птицы Севера»

- Путешествие в страну сказок «Белый медведь и бурый медведь»

Дети, родители (законные представители) воспитатель, преподаватель ИЗО

март

- «Удивительные свойства воды»

( интегрированная деятельность в  группе)

- Проект « Берегите воду!  Вода-источник жизни!»

- Декоративно-прикладное творчество: экспозиция «Кочевая семья»

-  Прослушивание ненецких   песен (аудиозапись).

- Путешествие в страну сказок Инсценировка ненецкой сказки «Мышонок и олененок »

Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель , инструктор физической культуры, преподаватель ИЗО

апрель

-Акция «День Земли». Выставка  поделок и рисунков

- Мастер-класс  Изготовление сумочки из сукна «Пад».

- Познакомить с  экспонатами  краеведческого  музея  п. Тазовского

-Национальные виды спорта

- Путешествие в страну сказок «Собачка»

Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре, руководительИЗО

май

- СОД по художественному творчеству «Украсим ягушку орнаментом» (Аппликация).

-День Солнца.

- Презентация проекта «Наш родной Северный Край»

- Диагностика по проекту «Наш родной Северный Край».

Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель

июнь,

июль,

август

1.День эколога/июнь

2. Спортивно-развлекательное мероприятие «День рыбака»/июль

3.День оленя./Оформление выставки совместных работ к дню оленевода «фото, аппликации, лепка, рисунки »

/август

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Подготовительная группа

3.3.1. Третий этап - практический (с 01.01.2016г. по 31.04.2017г.)

Дата

Мероприятия

Участники мероприятий

Сентябрь

-Спортивное развлечение

 «День туриста»

-Экскурсия в тундру «Осень  пестрыми красками раскрасила природу »

-Аппликация из природного материала «Осенние зарисовки »

Дети, родители (законные представители), воспитатели, музыкальный руководитель инструктор физкультуры

Октябрь

- Создание мини-музея «Люблю свой край родной»/ в группе детского сада

- Познакомить со столицей Ямала, Салехардом/ презентация

- Экологические акции. КВН «День защиты животных»

- Путешествие в страну сказок «Песец и олень»

Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель инструктор физкультуры

ноябрь

- Создание альбома «Салехард – столица Ямала»

- СОД «Какие разные птицы. Синичкин день!»

- Беседа о символах Тазовского района.  Памятники родного села.

- Путешествие в страну сказок «На полярном круге…»

Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры

декабрь

- Личное участие в конкурсной программе «День рождение Ямала»

- Беседа: «Чум – дом ненцев»

- Изготовление игры «Стойбище»

-Знакомство с народными играми   ненцев.

-Акция «Елочка, зеленая иголочка»

- Путешествие в страну сказок «Кукушка»

Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре

январь

- Коллективная аппликация - по ненецким народным сказкам

- Подвижная игра «Метание хорея», «Перетягивание палки»

- Создание картотеки подвижных народных игр.

-  Альбом «Гыданский заповедник»

- Путешествие в страну сказок. Инсценировка ненецкой сказки «Кукушка»

Дети, родители (законные представители) воспитатель,

музыкальный руководитель, руководитель изодеятельности

февраль

- Создать альбом о растительном и животном мире нашего края, птицах Севера/ познакомить с дикими животными, птицах и их повадках. Расширить представления об обитателях флоре и фауне Севера.

- «Мир природы. Среды обитания. Болото. День клюквы»

- Лепка диких животных нашего края.

- Рисование «Птицы Севера»

- Путешествие в страну сказок «Белый медведь и бурый медведь»

Дети, родители (законные представители) воспитатель, преподаватель ИЗО

март

- «Удивительные свойства воды»

( интегрированная деятельность в  группе)

- Проект « Берегите воду!  Вода-источник жизни!»

- Декоративно-прикладное творчество: экспозиция «Кочевая семья»

-  Прослушивание ненецких   песен (аудиозапись).

- Путешествие в страну сказок Инсценировка ненецкой сказки «Мышонок и олененок »

Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель , инструктор физической культуры, преподаватель ИЗО

апрель

-Акция «День Земли». Выставка  поделок и рисунков

- Мастер-класс  Изготовление сумочки из сукна «Пад».

- Познакомить с  экспонатами  краеведческого  музея  п. Тазовского

-Национальные виды спорта

- Путешествие в страну сказок «Собачка»

Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре, руководительИЗО

май

- СОД по художественному творчеству «Украсим ягушку орнаментом» (Аппликация).

-День Солнца.

- Презентация проекта «Наш родной Северный Край»

- Диагностика по проекту «Наш родной Северный Край».

Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель

июнь,

июль,

август

1.День эколога/июнь

2. Спортивно-развлекательное мероприятие «День рыбака»/июль

3.День оленя./Оформление выставки совместных работ к дню оленевода «фото, аппликации, лепка, рисунки »

/август

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Старшая группа. 

3.4. Четвертый этап - итоговый (обобщающий) – 01.05.17 по 31.05.17 учебного года

№ п/п

Мероприятия

Дата проведения

1.

Анализ результатов реализации проекта:

«Наш родной Северный Край»

Май 2017

2.

Распространение полученного опыта в СМИ:  на официальном сайте ФАКТА, Газете «Советское Заполярье», на сайте МБДОУ детский сад «Сказка».

Июнь- сентябрь 2017

 Подготовительная группа

3.4.1. Четвертый этап - итоговый (обобщающий) – 01.05.17 по 31.05.17 учебного года

№ п/п

Мероприятия

Дата проведения

1.

Анализ результатов реализации проекта:

«Наш родной Северный Край»

Май 2017

2.

Распространение полученного опыта в СМИ:  на официальном сайте ФАКТА, Газете «Советское Заполярье», на сайте МБДОУ детский сад «Сказка».

Июнь- сентябрь 2017

IV.Предполагаемые результаты работы по реализации проекта

Использование различных форм и методов работы по нравственно-патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с краем, где живет ребенок, с бытом, культурой и традициями народов Севера у детей сформируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, способствует обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много нового о северном крае, о его  природе, о достопримечатель-ностях, об обычаях и традициях северных народов. Пополнение активного и пассивного словаря детей, будет способствовать формированию наглядно-образного мышления детей.

В совместной игре и труде дети ,  улучшат  дружеские взаимоотношения, обогатится  система отношений детского и родительского коллективов.

Познакомятся  с народами Севера их обычаями и традициями, а также с природой, с культурой, образом жизни, народными промыслами и бытом, с празднованием народных праздников, народных гуляниями.

Получат дети новые и закрепят имеющиеся знания, в области природы, культуры поведения народов Севера.

Самореализация ребенка в творческой деятельности, раскроется  творческий потенциал детей и родителей.

Дети приобретут опыт социального взаимодействия на основе общечеловеческих норм поведения. Получат полноценное понятие о здоровом образе жизни на Ямале.

V. Диагностическая карта

ФИ ребёнка

Родной село, символика

История народной культуры, традиции

Историко-географический и природный компоненты

Личностный компонент

 

Название села

Дом. адрес, адрес детского сада

Достоприме-ча тельности села

Герб, флаг села

Предметы быта, жилище человека

Ненецкие народные праздники

Ненецкие игрушки, обряды

Природные богатства родного края

Любимый уголок природы

Животные нашего края

Растит. мир

Отношение к окружающей природе

Забота о своих близких

Умение управлять своими чувствами

Умение анализировать свои и чужие поступки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В - высокий уровень

С - средний

Н - низкий

Уровни оценки усвоения материала по нравственно-патриотическому воспитанию:

Высокий - Знает своё имя, фамилию, пол, адрес, членов семьи, место работы родителей.

Проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города, природе родного края. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях, представителей природных сообществах Севера. Проявляет интерес к стране, в которой живёт. Выражает положительное отношение к миру, к своему селу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь. Стремиться к самостоятельности.

Средний - Знает своё имя, фамилию. Может назвать членов семьи. Выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, селу, природе севера. Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города. Внимательный к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. По-доброму относится к людям, живой природе. Осуществляет элементарный самоконтроль.

Низкий - Знает своё имя, фамилию. Затрудняется ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего села, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками часто наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру.

Список литературы

1. «Ямальский меридиан» общественно-политический историко-культурный журнал, №2/02-2013г.

2. Богатеева З.А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду», издательство «Просвещение» 1992г.

3. Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.

4. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы/Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.

5. Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса

7. Ядне Н. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995г.

8. ЯНАО Природа Ямало- Ненецкого автономного округа Екатеринбург Издательство        уральского                университета        2006г.

9. Источники интернет сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Северный край - Ямал - НОД по ознакомлению с родным краем

Углубить интерес детей к быту, традициям и культуре народов севера .Развивать положительное отношение к окружающему миру .Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда...

Проект «Край мой северный, край мой любимый»

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.Задачи: 1. Развивать у детей положительное эмоц...

Проект -Мой родной северный край-сред.гр.

Цель проекта: формировать представления детей о родном крае, о малой родине. Расширить и уточнить знания детей о родном городе Анадырь, рассказывать о самых красивых местах, его достопримечательностях...

Перспективное тематическое планирование : «Край мой северный – край родной» ( в рамках краеведческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста)

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Со словом "Родина...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»

Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...

Викторина «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» для старшей группы с целью закрепления знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера

Викторина «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» для старшей группы с целью закрепления знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера.  Занятие провели в рамка...

Мероприятие в рамках природоохранного социально – образовательного проекта «Эколята – дошколята» Проект «Любимый край – родной ЯМАЛ» Тема: «Растения северного края, под нашей защитой»

Лес, тундра, тайга, болота, реки и озёра – картины природы родного северного края.Но природа – это не только красота,  без которой не может обойтись человек, это дом для коренных жите...