проект "Наш родной Северный Край"
проект (старшая, подготовительная группа)
В своей работе показала взаимосвять в работе всех педагогических служб детского сада в работе по ознакомлению с родным краем в старшей и подготовительной группе. думаю, что материал найдет своих заинтересованных читателей, а кому- то поможет построить свою работу по этой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Наш родной Северный Край | 221.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДС «СКАЗКА»
Проект
«Наш родной Северный Край»
/ старшая группа, подготовительная группа/
( 2016-2018 год)
Воспитатель: Коробейникова Н.Н.
С. ГАЗ- САЛЕ 2016
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка………………………………………………… …3
- Обоснование актуальности проекта……………………………….....3
1.2. Условия реализация проекта.................................................................5
1.3. Принципы построения проекта……………………………………….....6
1.4.Материально-техническое обеспечение…………………………………6
1.5.Кадровое обеспечение……………………………………………..…….7
II.Описание комплекса работ в рамках реализации проекта.…………........7
2.1. Системная «паутинка» по проекту………………………………………9
2.2. Основные направления работы специалистов по образовательным областям…………………………………………………………………….…10
2. 3. Связь с родителями в работе над проектом…………………………12
III.Этапы реализации проекта…………………………………………..…....13
3.1. Первый этап – диагностический ………………………………………13
3.2. Второй этап - проектно-организационный………………………..…13
3.3. Третий этап – практический………………………………………..….13
3.4. Четвертый этап – итоговый…………………………………………....15
IV.Предполагаемые результаты работы по реализации проекта……………………………………………………………………….....16
V.Диагностическая карта …………………………………………….……..17
VI. Подготовительная группа
Список литературы………………………………………………………..…..19
VII
VIII
X
XI XII XIII
I. Пояснительная записка
1.1.Обоснование актуальности проекта
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте мы навек объединимся.
Давайте наши души сохраним.
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
(Н. Старшинов)
Наш край богат народными традициями, красотой тундровой природой, душевной заботой жителей о родном Севере.
Будущее поколение нашего Севера воспитывается на а глубоко и научно обоснованном национально - региональном материале сохранения и возрождения культурного наследия. А одним из главных направлением этого наследия является – нравственно- патриотическое воспитание, пропаганда культурного наследия родного края, экологическое образование. Мы знаем - все начинается с детства.
Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально – региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия, начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Сохранение культурных ценностей нашего края является важным условием процветания общества. Оторванность от национальной культуры, от исторических корней приводит к появлению у подрастающего поколения негативных тенденций: безнравственности, цинизма.
Актуальность
Нравственно - патриотическое воспитание на изучении и сохранение родного края с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
В период дошкольного возраста очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям края, где они живут, формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины - Ямала.
Научить совместно со взрослыми чувствовать красоту родной земли, , воспитать любовь и заботу о сохранении родных мест, ко всему, что окружает ребёнка с детства,- одна из задач воспитания.
Любовь к родному краю, к тому месту, где живет ребенок, не возникает у него само по себе. Мы должны помочь детям понять, что район, село, тундра, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть Родина. Научить чувствовать красоту нашей земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей.
Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. С дошкольного возраста необходимо целенаправленное воздействие: только дав ребёнку знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина, защитника родного края.
Проблема
Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном селе, районе, края, стране, особенностях традиций, где живет ребенок.
Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
Новизна
Деятельность в проекте состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории северного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества, с учетом возможностей сохранения и защиты природы и культурного наследия родного края: дети, родители (законные представители), педагоги.
Для того чтобы разбудить в ребёнке интерес к столь серьёзной теме необходимо найти способ как правильно и интересно (с точки зрения ребёнка) её представить в играх, рассказах и занятиях, аудио-видео материалах, в книгах, экскурсиях и, конечно же, развить собственные навыки. Чтобы передать детям любовь к Родине нужно её любить самим взрослым.
Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности.
Анализ педагогического процесса, беседы с воспитанниками показали, что наши дети достаточно эрудированы, путешествуют с родителями по разным странам, знают их названия , рассказывают достопримечательности, но часто затрудняются рассказать о памятных местах края, района, селаа и жизни людей, живущих в нем, природных особенностях Северного края, быте, культуре и традициях коренных народов Севера.
Задача педагогов МДОУ Детский сад «Сказка» воспитывать в детях гуманное отношение к окружающему, природе, животному миру, помочь детям усвоить необходимые знания о крае, где ребенок живет. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю народов Севера – верный путь этнокультурного, экологического и нравственно-патриотического воспитания.
Используя в работе с детьми материал по родному краю, важно заложить патриотические, природоохранные чувства, которые сохранятся на всю его жизнь и послужат духовному развитию личности. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной край, а значит стать защитником и созидателем своей малой Родины.
1.2. Условия реализация проекта
Гипотеза:
Если во главу воспитательной системы в дошкольном учреждении поставить гармоничное развитие подрастающей личности с использованием социально-культурных , природоохранных условий малой родины, разработать систему интеграции воспитания, обучения и развития дошкольников на основе идеи нравственности и патриотизма, можно:
- качественно изменить приоритеты подготовки дошкольника, определив первостепенность раннего развития компетентностей, связанных с окружающей ребёнка социально-культурной средой;
-пробудить познавательную активность, повысить практическую значимость и воспитательное воздействие занятий в ДОУ.
Цель:
Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению нравственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины.
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природоохранной пропагандой, бытом, культурой и традициями народов Севера.
Задачи:
1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине, к месту, где они живут.
2. Познакомить детей с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к природе родного края, в умении жить в гармонии с родным краем, с бытом, культурой и традициями коренного народа Севера (ненцами).
3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.
4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей населяющих Ямал.
5. Воспитывать чувство гордости , любви, привязанности к родному краю.
6. Формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к родному краю.
6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.
Сроки реализации проекта: с 01 сентября 2016 г. по 31 мая 2018г.
Проект, в соответствии с возрастными особенностями и способностями к восприятию учебного материала, рассчитан на старших дошкольников.
Субъекты, включенные в реализацию проекта:
- дети старшей группы «Солнышко»,
- родители (законные представители),
- педагогические работники: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
1.3. Принципы построения проекта
В основе работы с детьми лежат следующие принципы:
- Принцип историзма - реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).
- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному селу, краю, к Отечеству.
-Принцип дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном крае с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей, учреждениями района.
-Позитивный центризм - отбор знаний, наиболее актуальных для детей дошкольного возраста.
-Принцип активности и самостоятельности – активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.
- Принцип наглядности - использование наглядных средств (игрушек, предметов быта, пособий, картинок, презентаций , технических средств), которые создают развернутую картину действий и результатов.
- Принцип поэтапности - содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, вычленяются и интегрируются взаимосвязанные части.
-Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников -главная цель образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.
-Принцип коммуникативности - дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе- формируется социальная мотивация здоровья.
1.4.Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наличие специального помещения | Дидактический материал |
1 | Помещение группы «Солнышко» | Библиотека «Сказки народов Севера»/ с иллюстрациями родителей и дошкольников - Экокалендарь -«Азбука экологии Северного Края» - Картотека «Подвижные игры народов Севера» - Картотека «Народные приметы» - Картотека «Загадки, пословицы народов Севера» - Картотека предметных картинок - Уголок художественного творчества для изготовления и ознакомления детей с декоративно - прикладным искусством народов Севера - Сюжетно-ролевые, театрализованные игры /ненецкого народа/ - Альбомы «Животные северного края», « Северные просторы»/природа родного края, «Птицы нашего края», «Орнаменты севера», «Писатели и поэты нашего округа», «Растительный мир Севера», « Гыданский заповедник», «Салехард – столица ЯМАЛА», фотоальбом «Художники с. Газ- Сале»/ Салдаева У.В., Юнусов. И. И., материалы газеты «Советское Заполярье» |
2 | Музыкальный /физкультурный/ зал | - Аудио и видеозаписи музыкальных произведений коренных малочисленных народов Севера, диск «Северные песни» - Аудиозаписи песен о г. Салехарде, ЯНАО, Тазовском, Газ- Сале. - Пособия для подвижных игр (мячики, флажки, обручи и т.д.) - Пособия для развития физических качеств детей. |
1.5.Кадровое обеспечение
Ф.И.О.педагога | Должность |
Коробейникова Н.Н. Николаева В.А., Бала.. А.В. | Воспитатель (координатор проекта) Воспитатель старшей группы |
Ветошкина С.М. | Музыкальный руководитель |
Мазур Г.В., Кунахузин Э.К. | Инструктор по физической культуре |
Сатеева У.В., Юнусов И.И. | Преподаватель ИЗО |
II.Описание комплекса работ в рамках реализации проекта
Направления деятельности:
Первое направление «Ямал - мой дом родной» знакомит дошкольников с особенностями сезонных изменений и природных явлений на Севере, с экологией , направлениями природоохранной работы, взаимосвязью с трудовой, обрядовой деятельностью жителей. Направлено на обучение наблюдению за природой, формирование бережного и почтительного отношения к ней, прививает навыки активного образа жизни, воспитывает потребность в прогулках, играх на свежем воздухе, живом общении с природой.
На занятиях познавательного цикла дошкольники знакомятся с природой родного края, с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, с предметами декоративно – прикладного искусства, с изделиями художественных промыслов. Все это помогает воспитывать у дошкольников внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.
Рассматривая мир животных, изменения погоды, ребенок начинает видеть и чувствовать гармонию природы, вызывает желание заботиться о родном крае. Затем ее красота, соразмерность, разумность находят отражение в узорах декоративных росписей детей (животные, птицы, растительные узоры, орнаменты, символика). А художественный образ, созданный руками ребенка, обогащает его внутренний мир и способствует раскрытию творческих способностей, совершенствуют разные изобразительные умения. Северный фольклор - особенная область народного творчества. Необходимо по возможности создать среду, в которой дошкольник почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.
Второе направление «Я, ты - вместе мы» определяет содержание совместной деятельности взрослого (как педагога, так и родителя) с дошкольниками. Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию культуры народов Севера, родного края, разработку природоохранных мероприятий, на развитие творческой активности и художественного вкуса у дошкольников.
А подготовка и проведение экологических, национальных, традиционных праздников – это уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями, где создаются условия для этически ценных форм общения с близкими людьми.
Третье направление «Я частичка нашего края» создает свободную деятельность дошкольников, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии, познавательной активности маленьких исследователей и защитников большого мира и мира родного края.
Дошкольники, получив представления о народной культуре, традициях, обычаях народов Севера, на занятиях познавательного цикла и праздниках, используют знания в народных подвижных играх, в общеразвивающих упражнениях, в самостоятельной художественной и музыкальной деятельности, в саморазвитии по направлению «Я частичка нашего края».
2.1. Системная «паутинка» по проекту
Для эффективной реализации проекта выстроена системная паутинка, в которой прослеживаются не только направления деятельности, но и интеграция образовательных областей.
Системна «паутинка» по проекту |
1.С чего начинается, Родина | 2.Экология родного края | 3.Этнос и время | 4.Из воспоминаний о прошлом края |
- символы ЯНАО, -символы Тазовского района, - символы с.Газ - Сале | - климатические условия края, - животный мир Ямала, - растительный мир Ямала, -природо-охранные мероприятия | - народные промыслы, -традиции, обычаи, культура, - быт, народный фольклор, народно-прикладное | - достоприме-чательности района, села, -история села, - «моя улица», «мой детский сад» |
2.2. Основные направления работы специалистов по образовательным
областям
Специалисты | Образовательные области | Основные направления работы |
Воспитатель | Познавательное развитие | - Беседы -Проведение опытов по экологии - Проведение интеллектуальных игр - Создание фотоальбомов - Исследовательская работа |
Социально-коммуникативное развитие | - Экскурсии по достопримечательностям Тазовского района, села Газ- Сале - Посещение районного краеведческого музея - Знакомство с национальными поэтами, писателями -Чтение стихов, рассказов, легенд, сказок - Драматизация ненецких сказок | |
Речевое образование | - Обогащение лексики ненецкими словами обозначающие предметы обихода - Изучение устного фольклора ненецкого народа: загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки, заговоры, заклинания, обереги, считалки. | |
Художественно- эстетическое развитие | - Знакомство с художественными промыслами (кожа, мех, дерево, кость, береста, бисер) - Изготовление игрушки – куклы и использование её на занятиях как сюрпризный момент - Виды орнаментов, их символика - Аппликация из ткани, меха, кожи, сукна - Изготовление оберегов -Плетение узоров, вышивка бисером, бисерное плетение, конструирование из бумаги, бросового материала (шишки, листья) -Знакомство с народно – прикладным искусством ненецкого народа (виды орнаментов, рисование узоров на макетах одежды, обуви, предметов обихода) | |
Музыкальный руководитель | Художественно- эстетическое развитие | - Знакомство с национальной культурой, фольклором. - Применение практических знаний в различных видах деятельности детей (пение колыбельной) - Северные мотивы (песни, колыбельные) - Прослушивание ненецких песен (аудиозапись) - Разучивание национальных танцев. - Проведение праздников с элементами национального элемента (национальных праздников) - Внесение танцев в сценарий утренников национальных компонентов (игры, танцы, песни) |
Инструктор физической культуры | Физическое развитие | -Знакомство с народными играми ненцев -Национальные виды спорта -Проведение соревнований, эстафет, игр, забав -Знакомство с национальными спортивными играми: метание тынзана на хорей, прыжки через нарты, метание топора на дальность, гонки на оленьих упряжках. - Подвижные игры: «Солнце» (Хейро), «Каюр и собаки», «Олени и пастух», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «Оленьи упряжки», «Белый шаман» |
Родители | -Практическая помощь в оформлении экологических, национальных уголков группы - Работа в творческой мастерской по изготовлению народных игрушек и оберегов, экологических картин, поделок на национальный мотив. - Выставка совместных поделок, фотовыставок. - Участие в конкурсных мероприятиях села, района, округа |
2. 3. Связь с родителями в работе над проектом
№ п/п | Формы работы | Задачи | Мероприятия для группы |
1. | Круглый стол | Расширять представления родителей о природе , культурных традициях северных народов | «Ямал – мой дом родной» Особенности природы Северного Края, Национального быта ненецкого народа |
Экология родного края | Природоохранные мероприятия для Ямала | ||
2. | Консультация | Вводить родителей: -в экологические проблемы родного края, -в мир культуры народов Ямала | «Азбука экологии Ямала» Фольклор северных народов |
3. | Музыкальная гостиная | Знакомить с многообразием культуры народов Ямала, её художественными и психологическими особенностями | Национальные и временные праздники Праздник ко дню рождения Ямала |
III.Этапы реализации проекта
Старшая группа:
3.1. Первый этап – диагностический (с 01.09.2016г по 30.09.2016г.)
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения |
1. | Диагностический срез знаний детей об истории родного края, быте, культуре и традициях коренных народов Севера | С 01.09. 2016 по 20.09.2016 |
2. | Анкетирование родителей (законных представителей) « Что ты знаешь о родном крае?» | С 01.09. 2016 по 20.09.2016 |
3. | Анализ результатов анкетирования родителей (законных представителей), знаний детей. | С 21.09. 2016 по 30.09.2016 |
Подготовительная группа:
3.1.1. Первый этап – диагностический (с 01.09.2017г по 30.09.2017г.)
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения |
1. | Диагностический срез знаний детей об истории родного края, быте, культуре и традициях коренных народов Севера | С 01.09. 2017 по 20.09.2017 |
2. | Анкетирование родителей (законных представителей) « Что ты знаешь о родном крае?» | С 01.09. 2017 по 20.09.2017 |
3. | Анализ результатов анкетирования родителей (законных представителей), знаний детей. | С 21.09. 2017 по 30.09.2017 |
Старшая группа
3.2. Второй этап - проектно-организационный (01.10.2016 по 30.12.2016г.)
№ п/п | Содержание | Дата исполнения |
1. | Разработка проекта по теме «Наш родной Северный Край» | С 01.10..2016 по 01.30.2016 |
2. | Подбор методической литературы | С 01.10.2016 по 30.10.2016 |
3. | Оснащение дидактическими пособиями для реализации проекта | С 01.10.2016 по 30.12.2016 |
4. | Разработка совместных планов деятельности с родителями | С 01.11.2016 по 30.12.2016 |
Подготовительная группа
3.2.1 Второй этап - проектно-организационный (01.10.2017 по 30.12.2017г.)
№ п/п | Содержание | Дата исполнения |
1. | Разработка проекта по теме «Наш родной Северный Край» | С 01.10..2017 по 01.30.2017 |
2. | Подбор методической литературы | С 01.10.2017 по 30.10.2017 |
3. | Оснащение дидактическими пособиями для реализации проекта | С 01.10.2017 по 30.12.2017 |
4. | Разработка совместных планов деятельности с родителями | С 01.11.2017 по 30.12.2017 |
Старшая группа
3.3. Третий этап - практический (с 01.01.2016г. по 31.04.2017г.)
Дата | Мероприятия | Участники мероприятий |
Сентябрь | -Спортивное развлечение «День туриста» -Экскурсия в тундру «Осень пестрыми красками раскрасила природу » -Аппликация из природного материала «Осенние зарисовки » | Дети, родители (законные представители), воспитатели, музыкальный руководитель инструктор физкультуры |
Октябрь | - Создание мини-музея «Люблю свой край родной»/ в группе детского сада - Познакомить со столицей Ямала, Салехардом/ презентация - Экологические акции. КВН «День защиты животных» - Путешествие в страну сказок «Песец и олень» | Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель инструктор физкультуры |
ноябрь | - Создание альбома «Салехард – столица Ямала» - СОД «Какие разные птицы. Синичкин день!» - Беседа о символах Тазовского района. Памятники родного села. - Путешествие в страну сказок «На полярном круге…» | Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры |
декабрь | - Личное участие в конкурсной программе «День рождение Ямала» - Беседа: «Чум – дом ненцев» - Изготовление игры «Стойбище» -Знакомство с народными играми ненцев. -Акция «Елочка, зеленая иголочка» - Путешествие в страну сказок «Кукушка» | Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре |
январь | - Коллективная аппликация - по ненецким народным сказкам - Подвижная игра «Метание хорея», «Перетягивание палки» - Создание картотеки подвижных народных игр. - Альбом «Гыданский заповедник» - Путешествие в страну сказок. Инсценировка ненецкой сказки «Кукушка» | Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель изодеятельности |
февраль | - Создать альбом о растительном и животном мире нашего края, птицах Севера/ познакомить с дикими животными, птицах и их повадках. Расширить представления об обитателях флоре и фауне Севера. - «Мир природы. Среды обитания. Болото. День клюквы» - Лепка диких животных нашего края. - Рисование «Птицы Севера» - Путешествие в страну сказок «Белый медведь и бурый медведь» | Дети, родители (законные представители) воспитатель, преподаватель ИЗО |
март | - «Удивительные свойства воды» ( интегрированная деятельность в группе) - Проект « Берегите воду! Вода-источник жизни!» - Декоративно-прикладное творчество: экспозиция «Кочевая семья» - Прослушивание ненецких песен (аудиозапись). - Путешествие в страну сказок Инсценировка ненецкой сказки «Мышонок и олененок » | Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель , инструктор физической культуры, преподаватель ИЗО |
апрель | -Акция «День Земли». Выставка поделок и рисунков - Мастер-класс Изготовление сумочки из сукна «Пад». - Познакомить с экспонатами краеведческого музея п. Тазовского -Национальные виды спорта - Путешествие в страну сказок «Собачка» | Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре, руководительИЗО |
май | - СОД по художественному творчеству «Украсим ягушку орнаментом» (Аппликация). -День Солнца. - Презентация проекта «Наш родной Северный Край» - Диагностика по проекту «Наш родной Северный Край». | Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель |
июнь, июль, август | 1.День эколога/июнь 2. Спортивно-развлекательное мероприятие «День рыбака»/июль 3.День оленя./Оформление выставки совместных работ к дню оленевода «фото, аппликации, лепка, рисунки » /август | Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Подготовительная группа
3.3.1. Третий этап - практический (с 01.01.2016г. по 31.04.2017г.)
Дата | Мероприятия | Участники мероприятий |
Сентябрь | -Спортивное развлечение «День туриста» -Экскурсия в тундру «Осень пестрыми красками раскрасила природу » -Аппликация из природного материала «Осенние зарисовки » | Дети, родители (законные представители), воспитатели, музыкальный руководитель инструктор физкультуры |
Октябрь | - Создание мини-музея «Люблю свой край родной»/ в группе детского сада - Познакомить со столицей Ямала, Салехардом/ презентация - Экологические акции. КВН «День защиты животных» - Путешествие в страну сказок «Песец и олень» | Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель инструктор физкультуры |
ноябрь | - Создание альбома «Салехард – столица Ямала» - СОД «Какие разные птицы. Синичкин день!» - Беседа о символах Тазовского района. Памятники родного села. - Путешествие в страну сказок «На полярном круге…» | Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры |
декабрь | - Личное участие в конкурсной программе «День рождение Ямала» - Беседа: «Чум – дом ненцев» - Изготовление игры «Стойбище» -Знакомство с народными играми ненцев. -Акция «Елочка, зеленая иголочка» - Путешествие в страну сказок «Кукушка» | Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре |
январь | - Коллективная аппликация - по ненецким народным сказкам - Подвижная игра «Метание хорея», «Перетягивание палки» - Создание картотеки подвижных народных игр. - Альбом «Гыданский заповедник» - Путешествие в страну сказок. Инсценировка ненецкой сказки «Кукушка» | Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель изодеятельности |
февраль | - Создать альбом о растительном и животном мире нашего края, птицах Севера/ познакомить с дикими животными, птицах и их повадках. Расширить представления об обитателях флоре и фауне Севера. - «Мир природы. Среды обитания. Болото. День клюквы» - Лепка диких животных нашего края. - Рисование «Птицы Севера» - Путешествие в страну сказок «Белый медведь и бурый медведь» | Дети, родители (законные представители) воспитатель, преподаватель ИЗО |
март | - «Удивительные свойства воды» ( интегрированная деятельность в группе) - Проект « Берегите воду! Вода-источник жизни!» - Декоративно-прикладное творчество: экспозиция «Кочевая семья» - Прослушивание ненецких песен (аудиозапись). - Путешествие в страну сказок Инсценировка ненецкой сказки «Мышонок и олененок » | Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель , инструктор физической культуры, преподаватель ИЗО |
апрель | -Акция «День Земли». Выставка поделок и рисунков - Мастер-класс Изготовление сумочки из сукна «Пад». - Познакомить с экспонатами краеведческого музея п. Тазовского -Национальные виды спорта - Путешествие в страну сказок «Собачка» | Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре, руководительИЗО |
май | - СОД по художественному творчеству «Украсим ягушку орнаментом» (Аппликация). -День Солнца. - Презентация проекта «Наш родной Северный Край» - Диагностика по проекту «Наш родной Северный Край». | Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель |
июнь, июль, август | 1.День эколога/июнь 2. Спортивно-развлекательное мероприятие «День рыбака»/июль 3.День оленя./Оформление выставки совместных работ к дню оленевода «фото, аппликации, лепка, рисунки » /август | Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Старшая группа.
3.4. Четвертый этап - итоговый (обобщающий) – 01.05.17 по 31.05.17 учебного года
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения |
1. | Анализ результатов реализации проекта: «Наш родной Северный Край» | Май 2017 |
2. | Распространение полученного опыта в СМИ: на официальном сайте ФАКТА, Газете «Советское Заполярье», на сайте МБДОУ детский сад «Сказка». | Июнь- сентябрь 2017 |
Подготовительная группа
3.4.1. Четвертый этап - итоговый (обобщающий) – 01.05.17 по 31.05.17 учебного года
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения |
1. | Анализ результатов реализации проекта: «Наш родной Северный Край» | Май 2017 |
2. | Распространение полученного опыта в СМИ: на официальном сайте ФАКТА, Газете «Советское Заполярье», на сайте МБДОУ детский сад «Сказка». | Июнь- сентябрь 2017 |
IV.Предполагаемые результаты работы по реализации проекта
Использование различных форм и методов работы по нравственно-патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с краем, где живет ребенок, с бытом, культурой и традициями народов Севера у детей сформируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, способствует обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много нового о северном крае, о его природе, о достопримечатель-ностях, об обычаях и традициях северных народов. Пополнение активного и пассивного словаря детей, будет способствовать формированию наглядно-образного мышления детей.
В совместной игре и труде дети , улучшат дружеские взаимоотношения, обогатится система отношений детского и родительского коллективов.
Познакомятся с народами Севера их обычаями и традициями, а также с природой, с культурой, образом жизни, народными промыслами и бытом, с празднованием народных праздников, народных гуляниями.
Получат дети новые и закрепят имеющиеся знания, в области природы, культуры поведения народов Севера.
Самореализация ребенка в творческой деятельности, раскроется творческий потенциал детей и родителей.
Дети приобретут опыт социального взаимодействия на основе общечеловеческих норм поведения. Получат полноценное понятие о здоровом образе жизни на Ямале.
V. Диагностическая карта
ФИ ребёнка | Родной село, символика | История народной культуры, традиции | Историко-географический и природный компоненты | Личностный компонент | |||||||||||
| Название села | Дом. адрес, адрес детского сада | Достоприме-ча тельности села | Герб, флаг села | Предметы быта, жилище человека | Ненецкие народные праздники | Ненецкие игрушки, обряды | Природные богатства родного края | Любимый уголок природы | Животные нашего края | Растит. мир | Отношение к окружающей природе | Забота о своих близких | Умение управлять своими чувствами | Умение анализировать свои и чужие поступки |
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
В - высокий уровень
С - средний
Н - низкий
Уровни оценки усвоения материала по нравственно-патриотическому воспитанию:
Высокий - Знает своё имя, фамилию, пол, адрес, членов семьи, место работы родителей.
Проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города, природе родного края. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях, представителей природных сообществах Севера. Проявляет интерес к стране, в которой живёт. Выражает положительное отношение к миру, к своему селу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь. Стремиться к самостоятельности.
Средний - Знает своё имя, фамилию. Может назвать членов семьи. Выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, селу, природе севера. Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города. Внимательный к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. По-доброму относится к людям, живой природе. Осуществляет элементарный самоконтроль.
Низкий - Знает своё имя, фамилию. Затрудняется ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего села, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками часто наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру.
Список литературы
1. «Ямальский меридиан» общественно-политический историко-культурный журнал, №2/02-2013г.
2. Богатеева З.А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду», издательство «Просвещение» 1992г.
3. Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.
4. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы/Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.
5. Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса
7. Ядне Н. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995г.
8. ЯНАО Природа Ямало- Ненецкого автономного округа Екатеринбург Издательство уральского университета 2006г.
9. Источники интернет сайтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Северный край - Ямал - НОД по ознакомлению с родным краем
Углубить интерес детей к быту, традициям и культуре народов севера .Развивать положительное отношение к окружающему миру .Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда...
Проект «Край мой северный, край мой любимый»
Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.Задачи: 1. Развивать у детей положительное эмоц...
Проект -Мой родной северный край-сред.гр.
Цель проекта: формировать представления детей о родном крае, о малой родине. Расширить и уточнить знания детей о родном городе Анадырь, рассказывать о самых красивых местах, его достопримечательностях...
Перспективное тематическое планирование : «Край мой северный – край родной» ( в рамках краеведческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста)
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Со словом "Родина...
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»
Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...
Викторина «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» для старшей группы с целью закрепления знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера
Викторина «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» для старшей группы с целью закрепления знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера. Занятие провели в рамка...
Мероприятие в рамках природоохранного социально – образовательного проекта «Эколята – дошколята» Проект «Любимый край – родной ЯМАЛ» Тема: «Растения северного края, под нашей защитой»
Лес, тундра, тайга, болота, реки и озёра – картины природы родного северного края.Но природа – это не только красота, без которой не может обойтись человек, это дом для коренных жите...