Перспективное тематическое планирование : «Край мой северный – край родной» ( в рамках краеведческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста)
методическая разработка (старшая группа)
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Со словом "Родина" у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки.
Нам, взрослым, необходимо помочь ребенку приобщиться к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_kray_moy_sev._persp.planirovanie.docx | 33.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Детский сад № 11 «Белоснежка» г. Тынды Амурской области
Перспективное тематическое планирование :
«Край мой северный – край родной»
( в рамках краеведческой деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста)
Автор: Рябцева Маргарита Альбертовна, воспитатель МДОБУ ДС № 11 г. Тында,
первой квалификационной категории
Тында, 2019
СЕНТЯБРЬ
ДАТА | ТЕМА НЕДЕЛИ | ПРОГРАМНОЕ | РАБОТА С ДЕТЬМИ |
Первая неделя | Адаптация детей после летнего отдыха. Обследование. | Обследование знаний детей о нашей Родине, городе, крае. | Беседа « Как я провел лето?» ( Где дети отдыхали, как они добирались, что было рядом- лес, море, горы). Итог-наша страна большая и красивая. Вспомнить, как называется наша страна, город, область. |
Вторая неделя | Целевая прогулка по территории детского сада | Обратить внимание детей на те изменения, которые произошли на территории детского сада за лето. | Рассматривание поделок на своем участке, участках др. групп. Обследование поделок на Поляне сказок. Что за поделки. Из какого материала изготовлены? Д.И. « Из какой сказки герой?» |
Третья неделя | Моя семья | Уточнить знания детей о семье, о трудовых обязанностях членов семьи ( на работе и дома), воспитывать внимательное и заботливое отношение к членам семьи, желание помогать им. | Рассматривание фотоальбома « Моя семья». Беседа о составе семьи. Имя, отчество родителей. Где работают? Обязанности членов семьи по дому. Д.И. « Какой, какая, какие?» |
Четвертая неделя | Мой дом | Познакомить детей с понятием « биосфера». Объяснить, что человек – это ее маленькая часть. Рассказать, что человек должен сохранять наш общий дом- Землю и свое жилье. Воспитывать любовь к родительскому дому. | Понятие биосфера. Рассматривание картинок по теме. Д.И. « Что есть в каждой квартире?» Загадки о доме, частях дома. Чтение стихотворения М.Пляцковского « В родных местах». Разучивание пословиц о родном доме. |
ОКТЯБРЬ
ДАТА | ТЕМА НЕДЕЛИ | ПРОГРАМНОЕ | РАБОТА С ДЕТЬМИ |
Первая неделя | Осень на территории детского сада | Развивать у детей интерес к родной природе, ее красоте, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Передавать в высказываниях свое отношение к природе. | Целевая прогулка по территории детского сада. Рассматривание осенних пейзажей. Чтение стихотворений об осени. Д.И. « Что растет на грядке?» « Сложи картинку» « Когда это бывает?» |
Вторая неделя | Целевая прогулка по улицам города | Закрепить название улиц, учреждений города, для чего они предназначены.Отметить изменения в природе, погодных условиях в осеннее время. | Целевая прогулка по городу. Д.и. « Узнай по описанию». Рассказывание « Почему я люблю свой город». Заучивание пословиц о Родине. Чтение стихотворений о Тынде. |
Третья неделя | Экскурсия в осенний лес | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе. Сделать акцент на красоте богатстве русского леса, его обитателях, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать связи между ними, передавать и высказывать свое отношение к природе. Закрепить правила безопасного поведения в лесу. | Целевая прогулка в лес. Рассматривание растений. Вспомнить их названия. Д.И. « Угадай по описанию» « К дереву беги» « Найди сходства и отличия» « Как избежать неприятностей?» « У кого какой домик?» |
Четвертая неделя | Осенние заботы животных и птиц | Уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой; воспитывать бережное отношение к животным и птицам родного края. | Чтение отрывка из рассказа Г.Скребицкого « Четыре художника». Беседа о животных и птицах: « Впереди зима». Рассматривание иллюстраций: « Перелетные и зимующие птицы». Д.и. « Кто где живет?», « Чьи припасы». |
НОЯБРЬ
ДАТА | ТЕМА НЕДЕЛИ | ПРОГРАМНОЕ | РАБОТА С ДЕТЬМИ |
Первая неделя | Целевая прогулка по улицам города. Дорожные знаки. | Закрепить правила перехода, движения по улицам нашего города. Уточнить знания о сигналах светофора, дорожных знаках. Воспитывать умение ориентироваться в сложных ситуациях на улицах города. | Целевая прогулка улицам города. Наблюдение « Что изменилось в природе?» Рассматривание осенних пейзажей. Проблемная ситуация « Почему мало видно птиц?». Наблюдение за работой светофора. Правила перехода улиц. Движение по улицам без тротуара. |
Вторая неделя | Тайны птичьего мира. | Развивать интерес к жизни птиц; познакомить с удивительными загадками и тайнами живой природы нашего края; продолжать активизировать познавательные способности детей. Воспитывать заботливое отношение к птицам. | Рассматривание слайдов « Птицы нашего города», Рассказ воспитателя о повадках, условиях обитания наших птиц. Д.И. « Составь целое из частей». Пословицы и поговорки о птицах. |
Третья неделя | Животные нашего края. | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе. Закрепить знания о животных родного края, пополнить имеющиеся знания об образ жизни знакомых животных; воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать посильную помощь. | Рассматривание изображений животных. Рассказ воспитателя о способах выживания и среде обитания животных наших лесов. Д.И. « Кто лишний?» Пальчиковая гимнастика « Звери». Чтение отрывка из наблюдения В. Кораблинова « Чудеса в лесу». Загадки о животных. |
Четвертая неделя | Нелюбимые животные | Воспитывать у детей гуманные чувства к нелюбимым и незаслуженно преследуемым людьми животным; раскрывать необоснованность мотивов преследования людьми некоторых животных; формировать правила поведения с этими животными. | Беседа « Нелюбимые животные». Рассматривание иллюстраций. Д.И. « Вредно или полезно». Роль нелюбимых животных для человека. ( мыши, жабы, крысы, мухи, пауки ). Чтение стих. Б.Заходер « Про всех на свете». |
ДЕКАБРЬ
ДАТА | ТЕМА НЕДЕЛИ | ПРОГРАМНОЕ | РАБОТА С ДЕТЬМИ |
Первая неделя | Зима на участке детского сада | Развивать у детей интерес к родной природе, закрепить признаки зимы, формировать умение восхищаться красотой родной природы зимой. | Целевая прогулка по участкам детского сада. Наблюдение за птицами, деревьями. Чтение стихотворений о зиме. Загадки о снежных явлениях. Рисование « Наш участок зимой». |
Вторая неделя | Приметы зимы. Зима в родном городе. | Расширять представления о зимних природных явлениях, приспособленности человека к нашим суровым зимам. Пробуждать эстетические чувства, связанные с красотой русской зимы. | Рассматривание иллюстраций зимних пейзажей нашего города. Д.и. « Какой, какая, какие?», « Что надеть зимой?», « Назови зимние игры». Физкультминутка « С неба падают снежинки». Рассказывание « Почему я люблю зиму?» Рисование « Узоры деда Мороза» |
Третья неделя | Покормите птиц зимой. | Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах нашего города; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам. Желание помогать им в трудных зимних условиях. | Экскурсия по территории детского сада. Наблюдение за птицами. Чтение стихотворения Н. Грибачева « Ну, морозы…» Кормление птиц. Правила ухода за птицами зимой. Чтение стих. А.Яшина « Покормите птиц зимой» |
Четвертая неделя | Новый год у ворот. | Расширять кругозор детей о народных традициях, праздновании Нового года, учить заботливо относиться к праздникам русского народа и своим близким. | Рассказ воспитателя об обычае празднования нового года в России. Просмотр сказки « Снегурочка». Чтение стихотворений о новом годе. |
ЯНВАРЬ
ДАТА | ТЕМА НЕДЕЛИ | ПРОГРАМНОЕ | РАБОТА С ДЕТЬМИ |
Первая неделя | Промежуточная диагностика знаний детей. | Обследование детей на выявление знаний по программе за полгода. | Беседы. Диагностика. |
Вторая неделя | Достопримечательности родного города. | Закрепить название родного города, области, рек. Формировать патриотические чувства. Познакомить с достопримечательностями родного города, связанными с отдыхом горожан. | Рассматривание иллюстраций , фото с видами родного города. Составление рассказов « Куда я люблю ходить с родителями ?» Рисование « Карусель». |
Третья неделя | Труд взрослых в родном городе. | Закрепить знания детей с профессиями и содержанием труда взрослых нашего города; формировать уважение к труду людей, направленного на благо родного города, формировать первичное понимание слова « Родина». | Рассматривание иллюстраций по теме: « Профессии взрослых». Составление рассказа на тему « Мои родители на работе». Пословицы, поговорки о труде взрослых, Родине. Д.и. « Кому что нужно для работы?». Рисование « Кем я хочу стать?» |
ФЕВРАЛЬ
ДАТА | ТЕМА НЕДЕЛИ | ПРОГРАМНОЕ | РАБОТА С ДЕТЬМИ |
Первая неделя | Транспорт родного города. | Закрепить названия разных видов транспорта, формировать представления о правилах дорожного движения, формировать патриотические чувства к родному городу. | Целевая прогулка по улице Октябрьская. Наблюдение за разными видами транспорта. Для чего предназначены машины, какие грузы возят, виды машин. Рассказывание детьми:» Что интересного видел я на улицах города?». Закрепление правил перехода улиц, пешеходного перехода, значение сигналов светофора. |
Вторая неделя | Люди, прославившие наш город. | Познакомить детей с гордостью нашего города-поэтами, художниками, героями труда; воспитывать чувство уважения к талантливым тындинцам; побуждать стремление учиться так, чтобы прославить свой город. | Чтение стихотворений о Тынде. Рассматривание иллюстраций, фото известных поэтов. Рассматривание картин о Тынде, строительстве БАМ. Итог. Пословицы о труде. |
Третья неделя | День защитников Отечества. | Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства. | Чтение стихотворений к празднику. Рассматривание иллюстраций « НАША АРМИЯ». Беседа о родах войск. Пословицы об Армии. |
Четвертая неделя | Никто не хотел умирать. | Познакомить детей с героями- воинами, которые прославили наш город в мирное время. Воспитывать мужественность и желание защищать свой город и родную страну. | Рассказ воспитателя о героях воинах, мужественно выполнявших свой долг в армии. Рассматривание фото. Пословицы об Армии. |
МАРТ
ДАТА | ТЕМА НЕДЕЛИ | ПРОГРАМНОЕ | РАБОТА С ДЕТЬМИ |
Первая неделя | Знакомство с жизнью народов Севера. | Закрепить знания детей о своеобразии жизни народов севера( природа, жилища, одежда, труд); воспитывать в детях чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. | Рассматривание картины « Дети севера» из серии « Наши маленькие друзья» ( автор л.А.Пеньевская). Рассматривание картин, фото с изображением чума, предметов быта народов севера. Беседа по иллюстрациям. Чтение ненецкой сказки « Кукушка» |
Вторая неделя | Государственные символы города Тында. | Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах нашего города( флаге, гербе, гимне, показать связь госуд. символики города с его местоположением, родом деятельности людей. | Рассматривание иллюстраций герба и флага Тынды, рассказ воспитателя о значении цветов, символов на них. Аппликация « Флаг нашего города». Прослушивание гимна города. |
Третья неделя | Моя Родина – Россия. | Формировать у детей представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, закрепить название « Россия», познакомить с государственным флагом. | Рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России. Чтение стихотворений о Родине. Пословицы и поговорки о Родине. |
Четвертая неделя | Государственные символы России. | Познакомить детей с государственными символом России – флаге, что означают цвета флага, формировать положительное отношение к флагу России, воспитывать чувство гордости за свою страну. | Рассказ воспитателя о государственном флаге России, значении его цветов, для чего он необходим. Рассматривание флагов других стран. Д.И. « Узнай свой флаг». Рисование флага России. |
АПРЕЛЬ
ДАТА | ТЕМА НЕДЕЛИ | ПРОГРАМНОЕ | РАБОТА С ДЕТЬМИ |
Первая неделя | Государственные символы России – герб, гимн нашей страны. | Закрепить и обобщить знания детей о государственном гербе и гимне России, сформировать уважительное отношение к гербу, познакомить с символическим значением герба РФ, с государственным гимном, воспитывать уважительное отношение к гимну как официальному музыкальному символу. Формировать представления о правилах поведения при прослушивании государственного гимна. Объяснить, в каких случаях исполняется государственный гимн РФ. | Рассматривание изображения государственного герба РФ, рассматривание на монетах, на документах. Дидактическая игра « Узнай наш герб». Прослушивание государственного гимна РФ. Рисование « Улица « Красная Пресня». |
Вторая неделя | Москва – столица нашего Отечества. | Дать представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что такое главный город, столица; вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей страны, чувство восхищения и гордости красотой столицы России- Москвой; познакомить с историческим прошлым Москвы. | Рассматривание картин из серии « Москва – столица нашей Родины».Беседа об увиденном. Чтение стих. Ф.И. Глинки « Москва». Рассказ воспитателя об истории возникновения Москвы. Пословицы о Москве. |
Третья неделя | Мир на всей планете. | Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов, воспитывать уважительное отношение к людям различных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира. | Беседа о странах. Какие страны дети знают? Рассматривание глобуса. Д.и. « Кто где живет?» Прослушивание музыки зар. исполнителей. Чтение стих. о мире. |
Четвертая неделя | Весна в нашем городе. | Расширять кругозор детей о весенних изменениях в природе нашего города, закрепить признаки весны. Названия перелетных птиц. | Экскурсия по улицам города. Беседа: « Что изменилось в природе и жизни людей с приходом весны?».Чтение стихов о весне. Наблюдение за птицами. Опытно-экспериментальная деятельность, пускание корабликов. |
МАЙ
ДАТА | ТЕМА НЕДЕЛИ | ПРОГРАМНОЕ | РАБОТА С ДЕТЬМИ |
Первая неделя | «Первоцветы». | Уточнить и расширить представления детей о первых цветах весны, учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы, воспитывать бережное отношение к природе родного города. | Наблюдение за цветущими цветами. Рассматривание весенних цветов. Д.и. « Весенние цветы на клумбах». Чтение стихотворений о весенних цветах. Загадки ( Одуванчик, мать и мачеха, лютик и др.). Правила поведения в природе в весеннее время. |
Вторая неделя | « Насекомые». | Продолжать знакомство детей с миром насекомых; развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; воспитывать интерес к насекомым нашего края, желание узнать о них что-нибудь новое. | Рассматривание насекомых на участке детского сада. Загадки о насекомых. Беседа « Чем полезны насекомые?» Чтение стихотворений о насекомых: « Муравейник», « Пчела», « Шмель», «Стрекоза», « Мотылек», « Муха». Рисование «Стрекоза и муравей». |
Третья неделя- Четвертая неделя | Итоговая диагностика уровня знаний детей по программе. | Обследование детей на определение итоговых знаний по программе. | Беседы с детьми. Д.и. « Когда это бывает?» «Узнай профессию» « Что где растет?», « Кто где живет?» «Домашний адрес», « Узнай наш флаг», « На чем поедем в гости», « Летает не летает». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме:"Скульптура родного края"
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по теме скульптура....
Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаМесяцВидтеатраСодержаниетеатрализованнойдеятельности Развитие речиИндивидуальнаяработаРаботас род...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному краю»
Обогащение знаний детей о родном крае....
Конспект игрового занятия в рамках кружковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Веселые посиделки"
В данной методической разработке представлен опыт работы педагога по формированию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятель...
Презентаци по деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природой родного края
В презентации представлена работа по органиации различных видов деятельности детей для ознакомлении с близкой природой Хабаровского края:с растительным и животным миром....
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Мой родной край – Южный Урал».
комплексное занятие....
Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Богатство родного края»
Пояснительная записка к конспекту Занятие познавательной направленности, образовательная область «Познавательное развитие» составлено в соответствии с Примерной образовательной программой дошкольного...