Викторина «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» для старшей группы с целью закрепления знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера
план-конспект занятия (старшая группа)
Викторина «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» для старшей группы с целью закрепления знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера. Занятие провели в рамках фестиваля "Родной язык - душа народа". Участие принимали две команды: закрепляли свои знания о родном крае, разгадывали загадки, отвечали на вопросы, выполняли задания. В итоге победила дружба.
Тема: «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край»
Продолжительность: 25 минут
Возраст: 5 - 6 лет, старшая группа
Тип занятия: интегрированное
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Цель: закрепление знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера
Задачи:
Обучающие:
- актуализировать знания детей о ненецкой культуре;
- сформулировать у детей потребность употреблять в речи ненецкий язык;
Развивающие:
- развивать потребность задавать вопросы взрослым и сверстникам;
- продолжать развивать интерес к ненецкой культуре и языку;
- развивать внимательность, мышление, память при выполнении заданий
Воспитательные:
- продолжать прививать любовь к родному краю
- прививать уважительное отношение к ненецкой культуре;
Словарная работа: Ямал, вада – слово, ненэця вада – ненецкий язык.
Форма организации: игра-соревнование
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная
Демонстрационный и раздаточный материал: презентация «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край»
Методы и приемы: наглядный метод (разрезные картинки, картинки животных); словесный метод (рассказ, беседа); метод имитации (физминутка), игровой (дидактическая игра «Вадам՚ нямад - поймай слово»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_man_nerm_yami_moy_severnyy_kray.docx | 34.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край»
для детей старшей группы
Автор разработки: Педагог дополнительного образования
Окотэтто Анастасия Пирчикувна
Яр - Сале
2024
Тема: «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край»
Продолжительность: 25 минут
Возраст: 5 - 6 лет, старшая группа
Тип занятия: интегрированное
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Цель: закрепление знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера
Задачи:
Обучающие:
- актуализировать знания детей о ненецкой культуре;
- сформулировать у детей потребность употреблять в речи ненецкий язык;
Развивающие:
- развивать потребность задавать вопросы взрослым и сверстникам;
- продолжать развивать интерес к ненецкой культуре и языку;
- развивать внимательность, мышление, память при выполнении заданий
Воспитательные:
- продолжать прививать любовь к родному краю
- прививать уважительное отношение к ненецкой культуре;
Словарная работа: Ямал, вада – слово, ненэця вада – ненецкий язык.
Форма организации: игра-соревнование
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная
Демонстрационный и раздаточный материал: презентация «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край»
Методы и приемы: наглядный метод (разрезные картинки, картинки животных); словесный метод (рассказ, беседа); метод имитации (физминутка), игровой (дидактическая игра «Вадам՚ нямад - поймай слово»).
Ход занятия:
Нани торова, дорогие ребята!
21 февраля отмечается Международный день родного языка! И сегодня мы будем вспоминать все, то что знаем о нашем родном крае, о людях, кто живет в нем, их жизни и деятельности. А где мы с вами живем? Мы живем на Крайнем Севере, на Ямале. Ямал наш край родной, частица нашей России. Ямал - край Земли - так звучит в переводе с ненецкого языка название полуострова.
Упражнение «Частичка тепла»
Чтобы наше мероприятие прошло в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим, друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.
- Сегодня мы поиграем в викторину «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край»
-Ребята, занимайте места за столами своих команд.
- Сейчас я вас познакомлю с правилами викторины:
1. Задания даются каждой команде. За каждый правильный ответ команда получит вот такую фишку – белый медведь.
2. Если команда отвечает неправильно, то выполнить задание предлагается другой команде.
3. В конце викторины мы подсчитаем, сколько фишек заработала каждая команда, и узнаем, кто больше знает о родном крае.
Итак, викторина «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» начинается:
Начинаем первый тур викторины.
Будьте внимательны, сейчас я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать.
Тур I «Вопрос - ответ» (командам по очереди задаются вопросы). За каждый правильный ответ по 1 баллу.
- Ребята, как называется наш округ (Ямал, ЯНАО)
- Как переводится название нашего края - Ямал? (край земли)
- Назовите столицу нашего округа. (Салехард)
- Назовите коренных жителей тундры? (ханты, ненцы)
- Чем занимаются ханты, ненцы на Ямале? (охотой, рыбалкой)
- При помощи чего коренные жители передвигаются по тундре? (оленьих упряжек)
- Назовите животного Крайнего Севера, которому не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. У него замечательная шерсть - густая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают морозы и бушуют метели, (олень)
- Чем питается северный олень? (Олени – представители травоядных животных, питаются тундровыми лишайниками - ягелем)
- Женщины северных народностей сами шьют себе, мужчинам и детям верхнюю одежду из шкур оленей. Как называется зимняя мужская одежда с капюшоном и рукавицами из оленьих шкур? (малица)
- Как называется женская верхняя зимняя одежда? (ягушка)
- Какие ягоды растут у нас в тундре? (черника, голубика, брусника, морошка)
- На каком языке говорят ненцы? (ненецком)
Подсчет баллов
Внимание, внимание! Начинаем второй тур викторины
Тур II «Дары Ямала»
На столах каждой команды разложены разрезные картинки с изображением даров природы Ямала – ягод. Задача каждой команды быстрее собрать и соединить картинки и правильно назвать ягоды.
За правильно собранную картинку и правильное название – 2 балла
Тур III «Загадки». За каждый правильный ответ – 1 бал, при неправильном ответе вопрос переходит другой команде
1. Летом она зелёная, осенью – жёлтая, зимой – белая (тундра)
2. Ночью на небе не зря
Разгорается заря:
Землю освещает
И небо украшает. (Северное сияние)
3. Словно треугольник в тундре стоит,
В небе над ним дымок дрожит.
В летний зной и холода
Служит людям он всегда. (Чум)
4. С молчаливым – молчит,
с крикуном - кричит, а самого не увидишь. (Эхо)
7. С неба летит - пляшет. Всё, что есть в тундре, – прячет. А в чум попадёт – плачет. (Снег)
9. Она, как оленья шкура, от моря до моря лежит – то рыжей, то белой, то зелёной становится. (Тундра)
10. По ночам она летает,
Вкусных мышек промышляет.
Днем на кочке сидит,
С закрытыми глазами спит. (сова)
11. По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове.
Рогами защищается,
От врагов спасается. (олень)
12. Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет,
И на охоте помогает. (собака)
13. Ягодки в лесу на кочках,
Укрываются в листочках.
Синяя у всех туника,
Ищем что мы?...( Голубику)
14. На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка —
Ягодка... (морошка)
Подсчет баллов
Тур IV «Животные Ямала»
На столах разложены картинки с изображением животных разных стран: лев, жираф, змея, обезьяна, попугай, бегемот, леопард, слон, крот, волк, олень, песец, лиса, заяц, гусь, лебедь, полярная сова, куропатка, чайка, гагара.
Задача каждой команды: отобрать правильно нужные картинки животных, которые живут на Ямале и назвать их – 2 балла
Дидактическая игра «Вадам՚ нямад - поймай слово» (встать в круг)
Сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ: если в тексте услышите слово на ненецком языке, то хлопните в ладоши!
Вынгана.
Яля был теплый, солнечный, южный мерця отгонял назойливых ненянг, и мы решили пойти в вынд. А в нашей вынгана всегда есть, что посмотреть.
В июне в тундре нет тудако, нодя, зато столько красивых растений! Цветут маранга и багульник. Наверное, не мне одной хотелось малась букетик цветов. Но я помнила наказ: «Вэва рвать растения!» Ну, что же, вэва, так вэва! Буду тогда их тадтамбась.
Хасава нацекы стали исследовать чьи-то вангота. Одни говорили, что это норки пияко, другие лаханачь, что там живут мышки. Мы пон намдываць и ждали, хозяев вангота, но никто не появился. Зато маня таславаць, что наши тундровые мышки свои мядико строят рядом с ягодными кустиками. Им, так удобнее делать запасы на сырэй.
В вынгана не стоит тюрець и громко лахана. Надо научиться инзелесь природу. Если только захотеть, то можно намда столько разных мун. Мы слушали, как тюхунао в небе по-кошачьему о чем-то спорили халэв. Громко хлопая тохонандо по воде, трубили хохорэй, а небольшие серые лэмор звонко исполняли веселые се.
Тур V «Я знаю родной язык»
Сейчас по очереди каждая команда будет называть слово или предложение на ненецком языке, а другая команда должна назвать перевод. За каждое названное слово и перевод получаете бал.
Подсчет баллов
Итог: Молодцы ребята! А теперь посчитаем сколько фишек заработала каждая команда.
Наша викторина «Мой Северный край» подошла к концу. Сегодня вы проявили свои знания о родном крае, где-то проявляли смекалку! Ребята, вам понравилось? Что нового узнали сегодня?
Рефлексия: Если у вас сегодня все получилось, вам понравилось занятие – возьмите большую снежинку, если у вас что-то не получилось – возьмите маленькую снежинку. Считаем снежинки.
Лакамбой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по ознакомлению дошкольников с народной культурой и традициями родного края в старшей группе с 14.10.19 - 25.10.19
План по ознакомлению дошкольников с народной культурой и традициями родного края в старшей группе с 14.10.19 - 25.10.19...
Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.
Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.Пер...
Проект "Знакомство с традицией и культурой быта коренных народов Ханты"
Проект "Знакомство с традицией и культурой быта коренных народов Ханты"...
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с отечественной историей и историей родного края "Машина времени": направление 4 «Присоединение Сибири к России» (освоение территории края в XVII веке)
Задачи:Способствовать знакомству детей с историческими событиями освоения территории нашего края в XVII векеВызвать интерес к истории становления первых русских сибирских городов – острогов.Форм...
Проект разработан для воспитанников дошкольного учреждения с целью расширения знаний детей о родном крае.
Проект разработан для воспитанников дошкольного учреждения с целью расширения знаний детей о родном крае....
Развлечение «День родного языка» для детей средней группы с целью актуализации знаний детей на родном языке по теме «Семья», «Ненецкие игрушки», «Одежда»
Развлечение «День родного языка» для детей средней группы с целью актуализации знаний детей на родном языке по теме «Семья», «Ненецкие игрушки», «Одежда»...
Май Тема недели: «Наша страна. Мой родной край» Цель: Формирование представления о Родине. Расширение знаний детей о родном крае. Четверг 02.05.2024 Режим Обробласти Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей О
Май Тема недели: «Наша страна. Мой родной край» Цель: Формирование представления о Родине. Расширение знаний детей о родном крае. Четверг 02.05.2024 Режим Обробласти Совместная деятельность взро...