Северный край - Ямал - НОД по ознакомлению с родным краем
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Иванова Валентина Викторовна

Углубить интерес детей к быту, традициям и культуре народов севера .Развивать положительное отношение к окружающему миру .Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                Познавательное развитие

                                (подготовительная группа)

Программное содержание.

• Углубить интерес детей к быту, традициям и культуре народов севера.

• Развивать положительное отношение к окружающему миру.

• Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда.

• Продолжать формировать навыки учебной деятельности.

Словарь

Коренные народы севера, тундра, оленеводы, важенка, ягушка, малица, совик, кисы, нюки, шесты, нарты.

Предварительная работа.

Чтение сказок народов Севера и рассказа Емельяновой и Чеглинцевой «Окся - труженица», экскурсия в Краеведческий музей, на выставку игрушек и сувениров из оленьего меха, рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов.

Оборудование:

Карта России, флаги и гербы России, ЯНАО, г.Муравленко, Кукла Тарасик, разноцветные платки для подвижной игры.

Ход занятия.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о крае, где мы живём. Где мы живём? Как можно ответить на этот вопрос?

(Предполагаемые ответы: на планете Земля; в России; в городе Муравленко; в Ямало-Ненецком округе; на Севере.)

- Правильно, мы живём на Севере. А сейчас давайте представим, что наступило лето, вы приехали с родителями отдыхать на море и там познакомились с мальчиком Тарасом, который живёт на юге. Он никогда не ездил на север и очень хочет узнать, что же такое Север и чем он отличается от Юга. Что интересного вы сможете ему рассказать о нашем крае?

- У нас на Севере холодно;

- зима длинная, а лето короткое;

- очень много снега, дети катаются на санках, на лыжах, на коньках;

- бывают очень сильные морозы - до 40-50 градусов;

-  бывает северное сияние;

- зимой ночь длинная, а день короткий;

- летом бывают белые ночи ;

- на Севере нет такой земли, как на юге, а только песок и болота;

- в основном растут хвойные деревья: сосны, ели, кедры, но встречаются берёза, рябина, лиственница, ива, ольха;

- ягоды: морошка, брусника, клюква, черника, голубика;

- птицы: воробьи, синицы, вороны, галки, дятлы, снегири, бакланы, совы, куропатки;

- очень много озёр, маленьких и больших, наш город сначала хотели назвать Нефтеозёрным, Трёхозёрным;

- наш город назван в честь знаменитого нефтяника В.И.Муравленко;

- наш край богат нефтью (чёрным золотом) и природным газом;

- в нашем городе в основном живут нефтяники, а также люди других профессий, которые также помогают добывать нефть и газ для нашей Родины - например, водители.

- Ребята, поднимите, пожалуйста, руку, чьи папы работают водителями.

- Молодцы! Вы очень много интересного рассказали Тарасу о том, где мы живём. А что, на ваш взгляд, у нас самое красивое, самое интересное?

(Ответы детей)

Чтение стихотворения Ю. Шесталова «Северное сияние»*

 Что за чудо - чудеса:

 Загорелись небеса!

 Ой, горит — пылает пламя

 Над сверкающими льдами!

 Ой, горит большой костёр

 Выше леса, выше гор!

Он горит, а снег не тает,

Он блестит, не согревает.

Мёрзнут горы и леса,

Коченеют небеса...

Кто зажёг огонь чудесный,

 Золотой огонь небесный?

Не живёт ли в вышине

Великан могучий?

Не печёт ли на огне

 Хлеб себе за тучей?

Никого за тучей нет.

 Не пекут там хлеба.

Это — свет,

 Холодный свет

Северного неба.

- Ну, теперь точно Тарасу захочется приехать к нам на север и увидеть всё это своими глазами. И всё-таки самое главное, что хотелось бы узнать Тарасу, я думаю, кто жил раньше на Севере, пока геологи не нашли здесь нефть и газ?

- Коренные народы Севера - ханты, манси, ненцы, коми--зыряне, селькупы.

- А где сейчас живут коренные северяне?

- Некоторые живут у нас в городе, а некоторые — в тундре.

- А что мы можем рассказать Тарасу о тундре?

- Тундра зимой покрыта снегом, а летом — мхом ягелем.

- В тундре лето совсем короткое, солнце не успевает прогреть землю, сохраняется вечная мерзлота.

- Высоких деревьев и кустарников нет, только низкие, стелющиеся по земле берёзки, ивы, ольха

- В тундре живут зайцы, волки, лисы, медведи, песцы, глухари, куропатки. Летом прилетают гуси, утки, лебеди.

- Северные народы разводят оленей. Они переезжают с места на место, кочуют по тундре в поисках мха, которым питаются олени.

- Олени возят, кормят, одевают, согревают человека в тундре

- Из шкур оленя северные народы шьют одежду: ягушку и совик для девочек и женщин, малицу для мальчиков и женщин, шапки, варежки, кисы.

- Из шкур оленя делают покрышки для чума (нюки), а также постель в чуме.

-На севере живут мужественные, сильные люди. Суровая природа требует, чтобы человек был смелым, решительным, трудолюбивым.

Физминутка.

Эй, беги, беги, олень,

 Через тундру веселей!

Пусть горит весенний день

 Ярким солнцем: эй — хей — хей!

Куропатка улетай

С нашей тропки поскорей!

 В заполярный едем край,

Едем быстро: эй — хей — хей!

- А давайте расскажем Тарасу, что мы ещё знаем о жилище северян — чуме.

- Чум бывает конусообразной формы, чтобы сильный ветер не смог его перевернуть.

- Посередине чума стоит главный шест с металлическим наконечником.

- К нему привязываются 40 — 6о шестов из лиственницы, так получается верхушка чума.

- В верхушке чума оставляется дымовое отверстие.

- Шесты чума покрываются покрышками - нюками, которые состоят из бо-ти оленьих шкур и привязываются верёвками из оленьих жил.

- Летнюю покрышку для чума делают из брезента.

- В первую очередь в чуме ставится печка.

- Под спальное место сначала кладётся сплетённая из тонких веток ольхи подстилка, затем циновка из длинной травы, а сверху — постель из оленьих шкур.

- Ещё в чуме есть котёл и стол с ящиками для посуды.

- В чуме живут 2-3 семьи.

- Послушайте загадку: «Стройный, быстрый, рога

ветвисты. Пасётся весь день. Кто это? ( Олень)

 - А кто сможет описать Тарасу оленя?

- Олень — очень красивое, гордое, выносливое животное, хорошо приспособленное к суровым северным условиям.

- Тело оленя покрыто густой шерстью белого или серого цвета. Каждый волос внутри наполнен воздухом, который хорошо сохраняет тепло.

- Ноги у оленя тонкие, длинные, с большими раздвоенными копытами.

- Копытами олень разгребает снег, ищет мох.

- На голове оленя очень красивые рога, похожие на куст.

-  У оленя Большие, добрые глаза, которые хорошо видят и днём, и ночью.

- Олени - как вездеходы: и по топкому болоту переходят, и через речку переплывают.

- Олень никогда не оставит своего хозяина замерзать в пургу в тундре, он безошибочно находит дорогу к родному чуму. Олень - большой друг человека.

- Олениха называется важенкой. Весной у важенки появляются маленькие оленята. Чтобы им не было холодно, оленеводы отгораживают их от ветра нартами.

- Отгадайте загадку: «Олень от неё убегает, а она не отстаёт», (Нарта)

- Какие мы знаем нарты?

- Женская нарта - большая, с боковинами, с покрывалом;

- мужская легковая нарта;

- длинная грузовая нарта;

- нарта с продуктами;

- вещевая — для перевозки постели и одежды;

- с вещами, которые при остановке понадобятся не сразу;

- для перевозки шестов чума, нюков, столиков с посудой;

- для перевозки заготовок для будущих нарт.

Чтение стихотворения П.Явтысый «Нарты спят».

Нарты крепко спят у чума

И, наверно, видят сны,

Как они опять кочуют

Тропкой тундровой весны...

Крепко спят у чума нарты

В тишине, как под замком,

В тундре им без всякой карты

Ивы каждый куст знаком...

Нарты спят… Им тундра снится

И далёкий снежный путь...

 Чтоб лететь легко, как птица,

Нартам нужно отдохнуть.

Нарты спят, а наши дети хотят вместе с Тарасиком поиграть в подвижную игру «Кто быстрее построит чум?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Перспективный план по ознакомлению детей средней - старшей группы "Любознайка" с родным краем. (Ямал)

Перспективный план   по ознакомлению детей  средней - старшей группы  "Любознайка" с родным краем.  (Ямал)...

Рабочая программа по НРК "Мой родной край - Ямал"

примерная рабочая программа по национальному компоненту для воспитателей...

Мой родной край-Ямал

Ямал наш край,Ямал- наш дом,Ямал – наша малая родина....

ПРОЕКТ по ознакомлению с родным краем с детьми старшего дошкольного возраста «Просторы Ямала»

Данный проект разработан для детей подготовительной к школе группы с цельюформирования представлений о Ямале, воспитания у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем....

Педагогический проект по ознакомлению с родным краем с детьми старшего дошкольного возраста «Ямал – мал, да удал…»

Данный проект разработан для детей старшой группы с целью формирования представлений о Ямале, воспитания у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем. В данный п...

Проект. Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем. Тема: «Мой край донской»

Мой проект направлен на создание условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников.  Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического...