Северный край - Ямал - НОД по ознакомлению с родным краем
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Углубить интерес детей к быту, традициям и культуре народов севера .Развивать положительное отношение к окружающему миру .Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_razvitie.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие
(подготовительная группа)
Программное содержание.
• Углубить интерес детей к быту, традициям и культуре народов севера.
• Развивать положительное отношение к окружающему миру.
• Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда.
• Продолжать формировать навыки учебной деятельности.
Словарь
Коренные народы севера, тундра, оленеводы, важенка, ягушка, малица, совик, кисы, нюки, шесты, нарты.
Предварительная работа.
Чтение сказок народов Севера и рассказа Емельяновой и Чеглинцевой «Окся - труженица», экскурсия в Краеведческий музей, на выставку игрушек и сувениров из оленьего меха, рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов.
Оборудование:
Карта России, флаги и гербы России, ЯНАО, г.Муравленко, Кукла Тарасик, разноцветные платки для подвижной игры.
Ход занятия.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о крае, где мы живём. Где мы живём? Как можно ответить на этот вопрос?
(Предполагаемые ответы: на планете Земля; в России; в городе Муравленко; в Ямало-Ненецком округе; на Севере.)
- Правильно, мы живём на Севере. А сейчас давайте представим, что наступило лето, вы приехали с родителями отдыхать на море и там познакомились с мальчиком Тарасом, который живёт на юге. Он никогда не ездил на север и очень хочет узнать, что же такое Север и чем он отличается от Юга. Что интересного вы сможете ему рассказать о нашем крае?
- У нас на Севере холодно;
- зима длинная, а лето короткое;
- очень много снега, дети катаются на санках, на лыжах, на коньках;
- бывают очень сильные морозы - до 40-50 градусов;
- бывает северное сияние;
- зимой ночь длинная, а день короткий;
- летом бывают белые ночи ;
- на Севере нет такой земли, как на юге, а только песок и болота;
- в основном растут хвойные деревья: сосны, ели, кедры, но встречаются берёза, рябина, лиственница, ива, ольха;
- ягоды: морошка, брусника, клюква, черника, голубика;
- птицы: воробьи, синицы, вороны, галки, дятлы, снегири, бакланы, совы, куропатки;
- очень много озёр, маленьких и больших, наш город сначала хотели назвать Нефтеозёрным, Трёхозёрным;
- наш город назван в честь знаменитого нефтяника В.И.Муравленко;
- наш край богат нефтью (чёрным золотом) и природным газом;
- в нашем городе в основном живут нефтяники, а также люди других профессий, которые также помогают добывать нефть и газ для нашей Родины - например, водители.
- Ребята, поднимите, пожалуйста, руку, чьи папы работают водителями.
- Молодцы! Вы очень много интересного рассказали Тарасу о том, где мы живём. А что, на ваш взгляд, у нас самое красивое, самое интересное?
(Ответы детей)
Чтение стихотворения Ю. Шесталова «Северное сияние»*
Что за чудо - чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит — пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Ой, горит большой костёр
Выше леса, выше гор!
Он горит, а снег не тает,
Он блестит, не согревает.
Мёрзнут горы и леса,
Коченеют небеса...
Кто зажёг огонь чудесный,
Золотой огонь небесный?
Не живёт ли в вышине
Великан могучий?
Не печёт ли на огне
Хлеб себе за тучей?
Никого за тучей нет.
Не пекут там хлеба.
Это — свет,
Холодный свет
Северного неба.
- Ну, теперь точно Тарасу захочется приехать к нам на север и увидеть всё это своими глазами. И всё-таки самое главное, что хотелось бы узнать Тарасу, я думаю, кто жил раньше на Севере, пока геологи не нашли здесь нефть и газ?
- Коренные народы Севера - ханты, манси, ненцы, коми--зыряне, селькупы.
- А где сейчас живут коренные северяне?
- Некоторые живут у нас в городе, а некоторые — в тундре.
- А что мы можем рассказать Тарасу о тундре?
- Тундра зимой покрыта снегом, а летом — мхом ягелем.
- В тундре лето совсем короткое, солнце не успевает прогреть землю, сохраняется вечная мерзлота.
- Высоких деревьев и кустарников нет, только низкие, стелющиеся по земле берёзки, ивы, ольха
- В тундре живут зайцы, волки, лисы, медведи, песцы, глухари, куропатки. Летом прилетают гуси, утки, лебеди.
- Северные народы разводят оленей. Они переезжают с места на место, кочуют по тундре в поисках мха, которым питаются олени.
- Олени возят, кормят, одевают, согревают человека в тундре
- Из шкур оленя северные народы шьют одежду: ягушку и совик для девочек и женщин, малицу для мальчиков и женщин, шапки, варежки, кисы.
- Из шкур оленя делают покрышки для чума (нюки), а также постель в чуме.
-На севере живут мужественные, сильные люди. Суровая природа требует, чтобы человек был смелым, решительным, трудолюбивым.
Физминутка.
Эй, беги, беги, олень,
Через тундру веселей!
Пусть горит весенний день
Ярким солнцем: эй — хей — хей!
Куропатка улетай
С нашей тропки поскорей!
В заполярный едем край,
Едем быстро: эй — хей — хей!
- А давайте расскажем Тарасу, что мы ещё знаем о жилище северян — чуме.
- Чум бывает конусообразной формы, чтобы сильный ветер не смог его перевернуть.
- Посередине чума стоит главный шест с металлическим наконечником.
- К нему привязываются 40 — 6о шестов из лиственницы, так получается верхушка чума.
- В верхушке чума оставляется дымовое отверстие.
- Шесты чума покрываются покрышками - нюками, которые состоят из бо-ти оленьих шкур и привязываются верёвками из оленьих жил.
- Летнюю покрышку для чума делают из брезента.
- В первую очередь в чуме ставится печка.
- Под спальное место сначала кладётся сплетённая из тонких веток ольхи подстилка, затем циновка из длинной травы, а сверху — постель из оленьих шкур.
- Ещё в чуме есть котёл и стол с ящиками для посуды.
- В чуме живут 2-3 семьи.
- Послушайте загадку: «Стройный, быстрый, рога
ветвисты. Пасётся весь день. Кто это? ( Олень)
- А кто сможет описать Тарасу оленя?
- Олень — очень красивое, гордое, выносливое животное, хорошо приспособленное к суровым северным условиям.
- Тело оленя покрыто густой шерстью белого или серого цвета. Каждый волос внутри наполнен воздухом, который хорошо сохраняет тепло.
- Ноги у оленя тонкие, длинные, с большими раздвоенными копытами.
- Копытами олень разгребает снег, ищет мох.
- На голове оленя очень красивые рога, похожие на куст.
- У оленя Большие, добрые глаза, которые хорошо видят и днём, и ночью.
- Олени - как вездеходы: и по топкому болоту переходят, и через речку переплывают.
- Олень никогда не оставит своего хозяина замерзать в пургу в тундре, он безошибочно находит дорогу к родному чуму. Олень - большой друг человека.
- Олениха называется важенкой. Весной у важенки появляются маленькие оленята. Чтобы им не было холодно, оленеводы отгораживают их от ветра нартами.
- Отгадайте загадку: «Олень от неё убегает, а она не отстаёт», (Нарта)
- Какие мы знаем нарты?
- Женская нарта - большая, с боковинами, с покрывалом;
- мужская легковая нарта;
- длинная грузовая нарта;
- нарта с продуктами;
- вещевая — для перевозки постели и одежды;
- с вещами, которые при остановке понадобятся не сразу;
- для перевозки шестов чума, нюков, столиков с посудой;
- для перевозки заготовок для будущих нарт.
Чтение стихотворения П.Явтысый «Нарты спят».
Нарты крепко спят у чума
И, наверно, видят сны,
Как они опять кочуют
Тропкой тундровой весны...
Крепко спят у чума нарты
В тишине, как под замком,
В тундре им без всякой карты
Ивы каждый куст знаком...
Нарты спят… Им тундра снится
И далёкий снежный путь...
Чтоб лететь легко, как птица,
Нартам нужно отдохнуть.
Нарты спят, а наши дети хотят вместе с Тарасиком поиграть в подвижную игру «Кто быстрее построит чум?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"
Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...
Перспективный план по ознакомлению детей средней - старшей группы "Любознайка" с родным краем. (Ямал)
Перспективный план по ознакомлению детей средней - старшей группы "Любознайка" с родным краем. (Ямал)...
Рабочая программа по НРК "Мой родной край - Ямал"
примерная рабочая программа по национальному компоненту для воспитателей...
Мой родной край-Ямал
Ямал наш край,Ямал- наш дом,Ямал – наша малая родина....
ПРОЕКТ по ознакомлению с родным краем с детьми старшего дошкольного возраста «Просторы Ямала»
Данный проект разработан для детей подготовительной к школе группы с цельюформирования представлений о Ямале, воспитания у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем....
Педагогический проект по ознакомлению с родным краем с детьми старшего дошкольного возраста «Ямал – мал, да удал…»
Данный проект разработан для детей старшой группы с целью формирования представлений о Ямале, воспитания у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем. В данный п...
Проект. Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем. Тема: «Мой край донской»
Мой проект направлен на создание условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников. Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического...