Проект «Край мой северный, край мой любимый»
проект (старшая группа) на тему
Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.
Задачи:
1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.
2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ханты, манси, коми).
3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.
4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ханты, манси, коми).
5. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.
6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kray_moy.docx | 52.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Край мой северный, край мой любимый»
Содержание:
Обоснование актуальности проекта;
Ресурсное обеспечение, методическое обеспечение;
Материально-техническое обеспечение;
Описание комплекса работ в рамках реализации проекта;
Предполагаемые результаты;
Список литературы.
Сердце, согретое Севером
Считается, что человек на протяжении всей своей жизни неразрывно связан с тем местом, где он родился. И даже если судьба забрасывает его далеко от малой Родины, он связан с ней незримой духовной нитью. Всякий раз, мысленно возвращаясь туда, открывает для себя источник вдохновения и силы.
Владимир Ганчёрко.
Обоснование актуальности проекта
На крайнем севере Западной Сибири, где расположен Ханты - Мансийский автономный округ, веками живут коренные малочисленные народы: коми, ханты, манси. Народы Ханты - Мансийского Севера прошли сложный путь исторического развития, сумев не только сохранить, но и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру.
Анализ педпроцесса, беседы с воспитанниками показали, что наши дети достаточно эрудированы, путешествуют с родителями по разным странам, знают их названия рассказывают о достопримечательностях, но часто затрудняются рассказать о памятных местах Ханты - Мансийского автономного округа и жизни людей, живущих в нем, природных особенностях Северного края, быте, культуре и традициях коренных народов Севера. Диагностический срез знаний детей и родителей показал, что:
- к 5 годам у 35% дошкольников низкий уровень познавательного интереса к истории Ханты - Мансийского автономного округа;
- у 25 % детей отмечается низкий уровень знаний истории Ханты - Мансийского автономного округа, о быте традициях и культуре коренных народов Севера;
- 45 % родителей (законных представителей) не имеют возможности посещать культурные места Ханты - Мансийского автономного округа из-за высокой занятости;
- 37 % родителей затрудняются ответить о быте и культурном наследии коренных северных народов;
- 45% из опрошенных родителей не усматривали в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.
Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне. В Ханты - Мансийского автономного округа принята программа «Сохранение традиционного образа жизни, культуры и языка коренных малочисленных народов Севера Ханты - Мансийского автономного округа на 2012-2015 годы»
Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детского сада.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
На основе вышеизложенного я определила тему своего проекта «Край мой северный, край мой любимый».
Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.
Задачи:
1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.
2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ханты, манси, коми).
3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.
4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ханты, манси, коми).
5. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.
6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.
Сроки реализации проекта: с 01 апреля 2013г. по 31 мая 2015г.
Проект, в соответствии с возрастными особенностями и способностями к восприятию учебного материала, рассчитан на старших дошкольников.
Субъекты, включенные в реализацию проекта:
- дети 5-7 лет,
- родители (законные представители),
- педагогические работники: воспитатели, педагог по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования,
- социальные партнеры: Центр национальных культур, Центр искусств, Выставочный зал, Детская библиотека, Школа имени героя Советского Союза Г.И. Собянина
В основе работы с детьми лежат следующие принципы:
- Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).
- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей, библиотекой, краеведческим музеем, школой.
Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов ХМАО, истории родного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги, социальные партнёры.
Реализация проекта осуществляется по основным темам:
старшая группа
- Родной поселок Игрим.
- Природа северного края.
подготовительная группа
- Быт, культура и традиции коренных народов Севера ( ханты, манси, коми).
- Сохраним наш край родной.
Основными формами работы являются:
- создание мини-музеев «Северные просторы», «Люблю свой поселок Игрим», «Природа северного края», «Быт и традиции народов Севера»;
- родительские гостиные «Кочевая семья», «Фольклор народов Севера»;
- выставки народно-прикладного искусства народов Севера «Северные россыпи», «Горжусь тобою мой Север»;
- создание детских сборников «Сказки народов Севера»;
- оформление Красной книги природы Севера;
- создание фонотеки фольклора народов Севера;
- спортивные праздники «День оленевода», «Вороний день», «День рыбака», «День коренных народов мира», «Медвежий праздник», и т.д.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Кадровое обеспечение:
| Ф.И.О. педагога | Должность | Образование |
| Деменьшина С.Н. | воспитатель | Среднее-специальное педагогическое |
| Леонтьева Е.В. | воспитатель | Среднее-специальное педагогическое |
Хилай С.Н. | психолог | Высшее | |
| Рознерица О.В. | Музыкальный руководитель | Среднее-специальное |
| Баканова Е.В. | Педагог по физической культуре | Среднее-специальное |
- Материально-техническое обеспечение проекта:
№ п/п | Наличие специального помещения | Дидактический материал |
1 | Мини-музей на базе школы имени героя СС Г.И. Собянина «Край северный, край заполярный» | Экспонаты музея – предметы быта и культуры малых народов Севера: - Люлька детская - Нарты деревянные (летний вариант и зимний) - Пояс мужской кожанный с орнаментом из мамонтовой кости - Тем мужской повязки на кисы - Пояс женский плетенный из ниток - Пояс женский плетенный из бисера - Кукла в национальном платье - Нухуко (детские куколки из утиных и гусиных носиков) - Платье национальное народов ханты, ненцы - Экспозиция чума - Белые медведи - Рыба муксун - Сукно для пошива национальной одежды - Малица детская - Ягушка (нойпаны)-женская - Кисы женские - Бурачки детские - Кошелёк плетенный из бисера - Сумочки(туча)-женские - Аркан-тынзян мужской - Олени из носиков гуся(игрушки) - Варав (из березовой стружки) - Национальная салфетка, тряпка - Тэнаку-национальные нитки из сухожилий оленя - Бубен шаманский - Накосники детские-ложные косы - Лапы оленьи для пошива кисов |
2 | Музыкальный зал | - Аудио и видеозаписи музыкальных произведений коренных малочисленных народов Севера - Аудиозаписи песен о Севере, ХМАО |
3 | Физкультурный зал | - Пособия для подвижных игр (мячики, флажки, обручи и т.д.) - Пособия для развития физических качеств детей. |
4 | Группа ДОУ | - Библиотека «Сказки народов Севера» - Кукольный театр «Кукушка», «Айога» пальчиковый - Картотека «Подвижные игры народов Севера» - Картотека «Народная примета мы будем помнить это» - Картотека «Загадки, пословицы народов Севера» - Картотека предметных картинок - Фонотека: фольклор народов Севера; - Уголок художественного творчества для изготовления и ознакомления детей с декоративно - прикладным искусством народов Севера - Сюжетно-ролевые, театрализованные игры: «Хозяйка чума», «Кукушка», « Айога», «День оленевода» - Альбомы « Животные северного края», « Северные просторы», «Птицы нашего края», «Орнаменты севера», «Писатели и поэты нашего округа», «Растительный мир Севера», « Красная книга нашего округа», « Игрим моя малая родина», « Композиторы нашего края», «Художники народов Севера» |
Описание комплекса работ в рамках реализации проекта
1 этап – диагностический (с 01.04.2013г по 30.04.2013г.)
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения |
1. | Диагностический срез знаний детей об истории ХМАО, быте, культуре и традициях коренных народов Севера | С 01.04. 2013 по 20.04.2013 |
2. | Анкетирование родителей (законных представителей) « Что ты знаешь о своем крае?» | С 01.04. 2013 по 20.04.2013 |
3. | Анализ результатов анкетирования родителей (законных представителей), знаний детей. | С 21.04. 2013 по 30.04.2013 |
2 этап - проектно-организационный (01.05.2013 по 31.08.2013г)
№ п/п | Содержание | Дата исполнения |
1. | Разработка проекта по теме «Край мой северный, край мой любимый» | С 01.05.2013 по 01.08.2013 |
2. | Подбор методической литературы | 01.08.2013 |
3. | Дидактических пособий для реализации проекта | С 01.07.2013 по 01.08.2013 |
4. | Разработка совместных планов с соцпартнерами | 01.08.2013 |
3 этап - практический (с 01.09.2013г. по 31.05.2015г.)
Старшая группа - с 01.09.2014г. по 31.08.2014г
Дата | Мероприятия | Участники мероприятий |
Сентябрь | - Экскурсия по гп Игрим (совместно с родителями) - Беседы с детьми: - День рождение города. - Столица ХМАО герб, флаг ХМАО. - Художественное творчество «Нарисуй герб округа» | Дети, родители (законные представители), воспитатель
|
Октябрь | - Создание мини-музея «Люблю свой поселок Игрим», в группе детского сада. - Расширять представление о родном поселке Игрим, (о первопроходцах и истории появления поселка, знакомить детей с достопримечательностями поселка, с молодыми городами Севера). - Аппликация «Мой поселок Игрим» | Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Ноябрь | - Создание альбома «Игрим - моя малая родина». - Беседа о названиях улиц родного поселка Игрим - Памятники родного поселка. - Конструирование | Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Декабрь | - Участие в конкурсной программе «Хозяйка чума» - Беседа: «Чум - дом хантов» - Конструирование «Построим Чум для оленевода» - Изготовление игры «Немтеку» (палочки). | Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Январь | - Чтение сказок: Айога, Кукушка. - Коллективная аппликация - по сказке «Кукушка». - Подвижная игра - Создание альбома «Композиторы нашего края» - Выучить песню «Сенгокотя» | Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Февраль | - Создать альбом о растительном и животном мире нашего края, птицах Севера, познакомить с дикими животными, птицах и их повадках. Расширить представления об обитателях флоре и фауне севера. - Формировать у детей знания об олене, как домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера. - Лепка диких животных нашего края. - Рисование «Птицы Севера» | Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Март | - Оформление выставки совместных работ к дню оленевода «фото, аппликации, лепка, рисунки» - Декоративно-прикладное творчество: экспозиция «Кочевая семья». - Участие в празднике день оленевода в конкурсной программе «Кочевая семья» | Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Апрель
| - Выставка народов ханты - совместно с сотрудниками центра национальных культур - Мастер-класс построим Мя-хантыйский чум. - Продолжать знакомить детей старших и подготовительных групп с нашим мини-музеем на базе школы имени героя СС Г.И. Собянина «Северный край – край полярный»
| Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Май | - Показ открытого занятия для педагогов ДОУ по художественному творчеству «Украсим ягушку орнаментом» (Аппликация). - Презентация проекта «Край мой северный, край мой любимый» | Дети, родители (законные представители) воспитатель» |
Подготовительная группа с 01.09.2014г. по 31.05.2015 г.
Дата | Мероприятия | Участники мероприятий |
Сентябрь | - Традиционные верования, обычаи, обряды, праздники тайги и тундры. | Дети, родители (законные представители), воспитатель |
Октябрь | - История народов Севера, знакомить с коренными жителями ХМАО с их традиционными занятиями: охота, рыбная ловля, оленеводство. - Лепка «Хантыйская семья» - Развивать интерес к художественной литературе народов Севера, расширить знания детей о художественной литературе народов Севера (писатели, сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки). - Фотовыставка «Мой северный край» -Создание альбома - «Северные просторы» - Изготовление картотеки подвижных игр народов Севера - Создание альбома «Писатели севера». Знакомить с творчеством писателей и поэтов народов крайнего Севера. Уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края, Создать сборник «Сказки народов севера» | Дети, родители (законные представители), воспитатель. |
Ноябрь | - Познакомить с декоративно-прикладным искусством народов севера: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской мужской и детской одежды. | Дети, родители (законные представители), воспитатель. |
Декабрь | - Открытое занятие «Север мой дом родной!» | Дети, родители (законные представители), воспитатель |
Январь | - Традиционная одежда народов Севера, жилище. | Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Февраль | - Сюжетно – ролевая игра «Кочевая семья» | Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Март | - Беседа с детьми «Почему я люблю день оленевода» | Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Апрель | - Праздник народов ханты «Вороний день» Театрализованное представление. | Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Май | - Создание альбомов «Растительный мир Севера», «Животный мир Севера», «Птицы Севера». | Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Работа с детьми
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | - Знакомство детей с малочисленными народами севера |
Октябрь | - Театрализованная постановка по мотивам хантыйских сказок |
Ноябрь | - Аппликация женской национальной одежды хантов «Айога» - Беседа с детьми о национальном жилище ханты «Чум» |
Декабрь | - Посещение дома природы в рамках проекта - Изготовление из природного материала подделки «Животные севера» |
Январь | - Открытое занятие коммуникация «Кто в Северном лесу живет» - Открытое занятие лепка « Олениха с олененком» |
Февраль | - Чтение художественной литературы - Беседа с детьми после прочтения художественной литературы |
Март | - ИЗО «орнаменты народов ханты» - Подвижная игра народов ханты «Хэй - ро» |
Апрель | - Коллективная работа «Север мой дом родной!» - Театрализованное представление « Вороний день» - СРИ «Хантыйская семья» обыгрывание с детьми. |
Май | - Итоговое мероприятие постановка сказки «Кукушка» - «Айога» |
4 этап - итоговый (обобщающий) – 01.04.15 по 31.05.15 учебного года
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения |
1. | Анализ результатов реализации проекта: «Край мой северный, край мой любимый» | Май 2015г. |
2. | Распространение полученного опыта в СМИ: официальном сайте ДОУ, Газета «Красный Север». | Июнь-август 2015г. |
Предполагаемые результаты работы по реализации проекта:
- на 30% увеличатся знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ханты, манси, коми);
- у 35 % воспитанников будет сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера;
- у 95 % детей будут сформированы основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ханты, манси, коми);
- 85 % родителей (законных представителей) станут активными участниками реализации проекта.
Список литературы:
- А.А.Вашуркина,. «Коррекционно-развивающая программа «Ханико»1класс
- Бармич. М.Я. «Ебцотако тохолку» - «Малыш-учится» Издательство «Просвещение», Санкт - Петербургское отделение, 2000г.
- Богатеева З.А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду», издательство «Просвещение» 1982г.
- Ботякова О.А. «Традиционный костюм в культуре народов России»
- Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.
- Красная книга Ханты-Мансийского Автономного округа: Животные, растения, грибы/ Отв. ред. Л.Н. Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.
- Общественный литературно-публицистический журнал
- Осокиной Т. И. Детские подвижные игры народов СССР, Под ред. М: просвещение, 1988г.
- Полярные животные, Научно-популярное издание, для дошкольного возраста, серия «Самая первая энциклопедия»,2014г.
- Ядне Н. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995г.
- ХМАО Природа Ханты-Мансийского автономного округа Екатеринбург Издательство уральского университета 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Край мой Северный"
Возраст детей: 5-7 летУчастники проекта: дети, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель.Тип проекта: творческий,...
Проект «Край мой северный, край мой любимый»
Считается, что человек на протяжении всей своей жизни неразрывно связан с тем местом, где он родился и вырос. И даже если судьба забрасывает его далеко от малой Родины, он связан с ней незримой ...
Проект -Мой родной северный край-сред.гр.
Цель проекта: формировать представления детей о родном крае, о малой родине. Расширить и уточнить знания детей о родном городе Анадырь, рассказывать о самых красивых местах, его достопримечательностях...
проект "Наш родной Северный Край"
В своей работе показала взаимосвять в работе всех педагогических служб детского сада в работе по ознакомлению с родным краем в старшей и подготовительной группе. думаю, что материал найдет своих заинт...
Проект "Край мой северный"
Содержание:Обоснование актуальности проекта;Ресурсное обеспечение, методическое обеспечение;Материально-техническое обеспечение;Описание комплекса работ в рамках реализации пр...
Проект Край мой Северный
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера....
Творческий и познавательный проект: «Край мой северный, край мой любимый Коротчаево» для детей старшего дошкольного возраста
Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок ещ...