Кружковая работа по бурятскому языку "Амар мэндэ!" для детей средней группы
методическая разработка (средняя группа) на тему

Батомункуева Сэсэгма Васильевна

Кружковая работа по бурятскому языку "Амар мэндэ!" для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_amar_mende.docx35.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное

образовательное  учреждение «Детский сад №5 «Ёлочка»

        Кружок « Амар мэндэ»

                                   

воспитателя  средней  группы

Батомункуевой  Сэсэгмы Васильевны

г.Кяхта

2016 -2017уч.г


   Национально-региональный компонент

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к бурятской       народной культуре»

Актуальность.

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни,   игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, художественное творчество, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта бурятского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру Бурятии невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни бурятского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Постановка проблемы:

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины , будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться . В наше сложное время – время социальных перемен. Народные игры, забавы и игрушки  заменяются  на телевизионные  экраны  и компьютерные игры. По сути своей это чуждо детской натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

   

  Цель проекта:

Воспитание и формирование творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к бурятской народной культуре, через художественную литературу и художественное творчество.

Задачи проекта:

• формировать представления детей о бурятском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях, праздниках;

• знакомить детей с произведениями народно - прикладного искусства;

• Обогатить детский замысел яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально - театральную деятельность, художественное творчество;

• Приобщить детей к народным играм.

Планируемый образовательный результат:

-Пробуждение интереса к  бурятской народной культуре, через устное народное творчество, выраженное в песнях,  сказках и знакомство с народно-прикладным искусством.

- Расширение кругозора детей через посещение музея.

- Широкое использование всех видов фольклора.

- Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к бурятской национальной культуре.

Основные формы работы с детьми:

I. Непосредственно-образовательная деятельность:

Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала по темам:

- «Знакомство с родным краем».

- «В гостях хорошо, а дома лучше» (быт и основные занятия бурятских людей)

- «Не до шутки, когда пусто в желудке» (история бурятской кухни)

- «Знакомство с декоративно – прикладным искусством».

Художественное творчество детей: знакомство с народно-прикладным творчеством «Орнаменты»

Рисование на темы:

-   «Мой край родной»«Круглый дом»

- «Малгай»

- «Гутал»

III. Игровая деятельность:

Дидактические игры:

- «Чей костюм», «Составь орнамент»

Подвижные народные игры:

- «Юрта - круглый дом», «Иголка, нитка, узелок.», «Пятнашки», «Ловишки».

Игры-драматизации:

- по бурятским народным сказкам: «Две мыши», «Гэрхэн», »Репкэ» т. д.

IV. Знакомство с художественной литературой:

- знакомство с малыми фольклорными формами (песенками, пословицами, поговорками) собрали библиотеку сказок.

Чтение бурятских народных сказок, стихов.

VI: Выставки:

- «Умелые руки не знают скуки».    Поделки  сделанные детьми совместно с родителями.

VII: Экскурсии:

- в краеведческий музей.

Завершающим этапом проекта стало знакомство с  праздником «Сагаалган»

Презентация

« Сагаалган »

Система работы с родителями:

Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к  бурятской культуры».

Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к бурятской культуре».

Совместные посиделки с родителями и детьми:

- «Я – семья – род – народ»

- «Бурятская народная песня»

Проведение совместной выставки «Умелые руки не знают скуки».

Проведение родительских собраний на тему:

- «Приобщение детей к бурятской культуре и декоративно – прикладному творчеству»;

Консультации для родителей:

- «Народные игры»

- «Знакомство детей с бурятским народным искусством, ремеслами, бытом»

- «Бурятские народные праздники»

- «Бурятская народная игрушка»

Дальнейшее развитие проекта.

I. Продолжать приобщать детей к бурятской народной культуре, развивая личность каждого ребенка, который будет носителем черт бурятского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

II. Формировать умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

III. Проводить мероприятия  с детьми и родителями.

Реализация данного направления работы стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны направляли свои усилия на возможности развития каждого ребенка, создания благоприятных условий приобщения к бурятской народной культуре.

Список литературы:

1. Д.М.Бурхинов. Д.А.Данилов. С.Д.Намсараев. Народная педагогика и современная национальная школа.

2. Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.

3. Мангутова.У.Е.  Сагаалганай  наадан  салгидахаар. «Бэлиг».

4. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина

5. Амар мэндэ. Г-Х.Ц.Гунжитова.

6. Народное искусство в воспитании детей. Под.ред. Т. С. Комаровой, М. : Изд-во "Российское педагогическое детство", 1999-208с.

7. Флюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков., 1996.-127с.

8. Художественное творчество в детском саду. Под ред. Н. А. Ветлугиной. М. : Просвещение, 1974-171с.

9. Д. Дамдинова. Табан хурган.

10.Ц-Д. Д. Дондокова. Ц – Б Бадмаев.Л. Д. Тапхаев.  Барбаадай.

11.Г.Цыдынжапов. Е. Бадуева. Бурятская кухня.

12.Г.Чимитов. Ухибууд  дуулалдана.

13.Ж. Дымчикова. Би томо болооб (детские бурятские песни)        .            

 

План  кружковой работы по бурятскому языку «Амар мэндэ»

(В старшей группе)

 

     месяц

                          Название темы  

                            содержание

Сентябрь

 

1.Давайте познакомимся

   /танилсая.

1.Новая тема/шэнэ темэ.

2.Закрепление /бэхижyyлгэ.

3.Итог /хэшээлэй дун.

Октябрь

 

1. Кто это? /Энэ хэн бэ?

1. Приветствие /дабталга.

2. Фонетическая зарядка /абяанай хорилго.

3. новая тема / шэнэ темэ.

4. закрепление /бэхижуулгэ.

Ноябрь

1.Счёт /ТОО.

1.Приветствие / мэндэшэлгэ.

2. Фонетическая зарядка /абяанай хорилго.

3.Повторение /дабталга

.4. Закрепление /бэхижуулгэ.

Декабрь

1.Домашние животные /гэрэй амитад.

1. Приветствие / мэндэшэлгэ

.2.Фонетическая зарядка / абяанай хорилго

.3.Повторение /дабталга.

4. Новая тема и итог /шэнэ темэ ,хэшээлэй дун.

Январь

  1. Дикие животные /зэрлиг амитад.

1.Приветствие / мэндэшэлгэ

.2.Фонетическая зарядка /абяанай хорилго.

3.Повторение /дабталга.

Февраль

1.Мои родственники/Минии булэ.

1.Приветствие , фонетическая зарядка. /абяаная хорилго.

2.Новая тема /шэнэ темэ

.3.Закрепление /бэхижуулгэ.

Март

1.Одежда/Хубса.

1.Приветствие , фонетическая зарядка  /абяанай хорилго.

2.Повторение /дабталга.

3.Новая тема /шэнэ темэ.

4. Закрепление /бэхижуулгэ.

Апрель

1Профессия/Мэргэжэл.

1.Приветствие, фонетическая зарядка /абяанайхорилго.

2.новая тема /шэнэтемэ.

3.Закрепление /бэхижуулгэ .

4 Итог /хэшээлэй дун..

Май

1.Пища /эдеэн.

1. Приветствие , фонетическая зарядка /абяанай хорилго.

2.повторение /дабталга.

3.Новая тема /шэнэ темэ.

4.Закрепление /бэхижуулгэ.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты ООД тематического цикла "Случай в лесу" (кружковая работа по развитию музыкально - ритмических способностей детей старшей группы)

Известно, что при помощи движения ребёнок познаёт мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Видя красоту движения в играх, плясках, хоров...

кружковая работа по рисованию в нетрадиционных техниках в средней группе "Веселые пальчики "

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Она заключает в себе большие возможности, является средством умственного, эмоционально-эстетического и волево...

Кружковая работа по лего конструированию "Маленькие строители" для средней группы

Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шаг...

Программа кружковой работы по экспериментальной деятельности «Маленькие учёные» в средней группе (4-5 лет) на 2020-2021 учебный год

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...

Программа кружковой работы по развитию речи «Говорим правильно» в средней группе

Программа дополнительного образования «Говорим правильно» направлена на развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие гр...