кружковая работа по рисованию в нетрадиционных техниках в средней группе "Веселые пальчики "
учебно-методический материал по рисованию (средняя группа)
Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Она заключает в себе большие возможности, является средством умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе занятия изобразительной деятельностью совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов создания изображения, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Применение нетрадиционных техник изображения способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, разноцветными нитками, пластилином, использовать клей для рисования и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_po_risovaniyu.docx | 38.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка- Детский сад №3 "Катюша"
городского округа "город Якутск"
"Утверждаю"
Заведующий
___________Павлова Г.В.
" ____"_____2019г.
Рабочая программа
кружковой работы по рисованию в нетрадиционных техниках в средней группе "Веселые пальчики "
на 2019-2020 учебный год
Средняя группа "Белоснежка"
Воспитатель: Босикова Марина Романовна
г. Якутск 2019 год
Пояснительная записка
Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Она заключает в себе большие возможности, является средством умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе занятия изобразительной деятельностью совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Детское творчество – это чудесная и загадочная страна. А помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых, оригинальных продуктов, новых результатов, имеющих общественное значение.
Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов создания изображения, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Применение нетрадиционных техник изображения способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, разноцветными нитками, пластилином, использовать клей для рисования и т. д.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности имеют ряд преимуществ:
многообразие способов изображения;
многообразие средств изображения;
способствует проявлению характера ребенка, его индивидуальности;
вызывает целый комплекс положительных эмоций;
развивает мелкую моторику руки;
Новизной и отличительной особенностью программы «Веселые пальчики» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
прививает любовь к изобразительному искусству;
непринужденно развивает творческие способности.
Целью кружка является: развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей; развитие художественных способностей, путём экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных художественных техник.
Задачи программы:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
2. Сформировать у детей технические навыки рисования.
3. Развивать у детей усидчивость, старательность в работе.
4. Формировать эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
Программа знакомства ребёнка с многообразием нетрадиционных техник рисования и изоматериало опирается на принципы построения общей дидактики:
- Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
-Принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному».
-Принцип развивающего характера художественного образования.
-Принцип природосообразности: постановка задач художественно- творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
-Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
- Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;
- Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
В программе используются различные методы и приемы:
1. одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности2. метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
3. словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
4. практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);
5. эвристический (развитие находчивости и активности);
6. частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
7. метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
8. мотивационный (убеждение, поощрение).
Программа ориентирована на детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы – 1 год.
Основной формой работы являются групповые занятия, индивидуальная работа.
Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в средней группе -20 мин
Материалы и инструменты, необходимые для работы: Бумага разного цвета и формата, гуашь, акварельные краски, баночки для воды, крупы, ватные палочки, заготовки рисунков, поролон, салфетки, клей ПВА, кисточки и т.д.
Наглядные пособия: Картинки с иллюстрациями, образец воспитателя.
Рабочая программа кружковой деятельности на 2019-2020 год
Месяц | Тема | Цель занятия | Форма проведения | Материалы |
Ноябрь | 1. «Ежик» | Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость | Беседа, загадки, рисование | Бумага, гуашь, жесткие кисти |
2.«Черепашка» | Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость | Беседа, аппликация | Картон, изображение черепахи, крупа, клей ПВА. | |
3.«Первый снег» | Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Беседа Оттиск печатками из салфетки | Листы бумаги, цветные краски, салфетки | |
4.«Два петушка». | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Беседа, рассматривание иллюстраций рисование | Цветные карандаши, листы бумаги | |
Декабрь | 1.«Снежная семья». | Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. | Беседа, рассматривание иллюстраций рисование | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
2. «Елочка» | Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. | Беседа, рассматривание иллюстраций лепка | Рисунок с изображением елочки; пластилин. | |
3."Шубка для зайчика" | Закрепление знаний и представлений об изменении окраса зайца в зимний период; освоение техники рисования тычком полужесткой кистью | Беседа, рассматривание иллюстраций рисование | Краски гуашь, кисти с жесткой щетиной, бумага с рисунком зайца, тарелочки под краску. | |
4. «Ёлочка пушистая, нарядная» | рисование пальчиками Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Беседа, загадка, рисование | Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти | |
Январь 2020 год | 1.«Узоры на окнах» | Раздувание капли Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. | Беседа, рассматривание иллюстраций рисование | Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка |
2.«Мои рукавички» | Оттиск пробкой, рисование пальчиками Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность | Загадки, рассматривание иллюстраций рисование | Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь. | |
3.«Снеговичок» | Комкание бумаги (скатывание) Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Беседа, рассматривание иллюстраций рисование | Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования | |
4.«Снегири на ветке» | Рисование способом тычка. Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании | Беседа, рассматривание иллюстраций рисование | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования | |
Февраль | 1.«Зимний пейзаж» | Кляксография. Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. | Беседа, рассматривание иллюстраций рисование | Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. |
2.«На что похоже?» | Техника монотипии Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию | Беседа, рассматривание иллюстраций рисование | Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки | |
3.«Подарок папе» | Разные Вызвать желание порадовать пап и дедушек. | Беседа, рассматривание иллюстраций аппликация | Материал для аппликации | |
4.«Музыка». | Пальцевая живопись Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие. | Беседа, рисование | Бумага, гуашь | |
Март | 1. «Букет для мамы» | Рисование ладошками. Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. | Беседа, рассматривание иллюстраций рисование | Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти. |
2.«Какого цвета весна» | Монотипия. Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски | Беседа, рассматривание иллюстраций рисование | Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки | |
| Рисование ладошками Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов. | Беседа, рисование | Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь. | |
4.«По замыслу» | Совместное рисование Научить передавать свое ощущение изобразительными средствами. Развивать творческие способности. Воспитатель предлагает детям поиграть. У каждого ребенка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать, когда прозвучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребенку, он смотрит, что получилось и говорит, что хотел нарисовать. | Беседа, рисование | Карандаши, листы бумаги | |
Апрель | 1.«Звездное небо» | Печать поролоном по трафарету; набрызг Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. | Беседа, рассматривание иллюстраций рисование | Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон. |
2.«Пасхальное яйцо» | Аппликация из салфеток. Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина. Салфетки, основа яйца из пластилина. | Беседа, рассматривание иллюстраций аппликация | Паста от ручки или стержень. | |
3.«Солнышко» | Рисование ладошками Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие | Загадка, рассматривание иллюстраций рисование | Листы бумаги, гуашь, салфетки. | |
4.«Совушка - сова» | Пластилиновая живопись Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, печатками рисовать контур совы, учить рисовать сову с помощью штрихов, упражнять в передаче выразительности образа птицы, через нанесение штрихов (глаза смотрят в сторону, вверх, вниз). | Беседа, рассматривание иллюстраций | Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, печатки | |
1.«Букет к 9 мая». | Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина. | Беседа, рассматривание иллюстраций | Открытки с цветами, картон, пластилин. | |
2.«Цветочная поляна». | Рисование ватными палочками Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования | Беседа, рассматривание иллюстраций рисование | готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки. | |
3.«Цветущая веточка». | Смешенная техника. Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками. | Беседа, рассматривание иллюстраций рисование | Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки | |
4.«Салют» | Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка | Беседа, рассматривание иллюстраций рисование | Акварель или гуашь, восковые мелки |
Использованная литература:
1. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 256с.
4. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред. Грибовской А. А. – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с..
11. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
12. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
13. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
14.«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М. А. Васильевой.
15. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».
16. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
17. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.
18. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа
19. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития
20. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа
21. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект кружковой работы"Снежинка" (рисование манкой)
Конспект кружковой работы в нетрадиционной технике рисования «Снежинка» во второй младшей группеЗадачи:...
Кружковая работа по рисованию Разноцветные ладошки
Первая младшая группа...
Рабочая программа кружковой работы для детей подготовительной к школе группы «Волшебные пальчики. Пластилинография»
Кружок по лепке...
Программа кружковой работы по рисованию "Радуга"
Знакомство с нетрадиционными видами рисования, освоение основных приёмов изодеятельности....
Кружковая работа "Весёлое рисование"
Весело рисуем...
Рабочая программа кружковой работы по рисованию (нетрадиционная техника) «Веселая акварелька» (возраст 2-3 года)
Цель: развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования, вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание д...
Рабочая программа кружковой работы по рисованию (нетрадиционное рисование), младшая группа (3-4 года)
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ре...