Программа кружковой работы по экспериментальной деятельности «Маленькие учёные» в средней группе (4-5 лет) на 2020-2021 учебный год
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkovoy_raboty.docx | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Утверждаю»
Старший воспитатель Заведующий МБДОУ
МБДОУ «Полтавский детский сад «Полтавский детский сад
«Березка» «Березка»
___________ Григорян О.В. __________ Авакян С.Н.
«___» _________2020 г. «___» _________2020 г.
Программа кружковой работы
по экспериментальной деятельности
«Маленькие учёные»
в средней группе (4-5 лет)
на 2020-2021 учебный год
Разработала: воспитатель Тищенко Ольга Ивановна |
2020 г.
Пояснительная записка
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребѐнка через его включение в различные виды деятельности. Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому необходимо уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве. Важно развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Исследовательская технология как специально - организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника. Изучение особенностей предметов в специально созданных уголках и составляют задачу экспериментально - исследовательской деятельности. Эта технология является ведущим творчеством дошкольника.
В дошкольном учреждении, создавая уголок для детского экспериментирования, воспитатель создает атмосферу творческого единодушия, где каждый ребенок может найти дело по своим интересам и способностям. В исследовательской деятельности, как и в любом творчестве, существует пространство свободы, где ребенок самореализует себя. Это проявляется в деятельности и развивается согласно текущему процессу.
В исследовательской деятельности особое внимание уделяется: постановке цели проводимого эксперимента, предвидении способов его достижения и слежением за протекающим процессом деятельности, включающим в себя взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлениях личности. Каждый из этих элементов является необходимым и целостным компонентом экспериментального процесса.
Для эффективного развития познавательной активности дошкольников необходимы новые подходы, игры, упражнения, направленные на совершенствование ориентировки детей в окружающем. Такими приемами обладает технология решения творческих задач (ТРИЗ).
Эта технология позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, создать ситуацию успеха, взаимообмена мнений.
Использование технологии проблемного обучения в работе с дошкольниками по экспериментальной деятельности положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Способствует формированию у дошкольников таких качеств, как способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребенком.
В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.
Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись ими, ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.
Цель программы:
∙ Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2.Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
3.Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
4.Создавать условия для развития интеллектуальных, познавательных способностей ребенка, развивать мотивацию к исследовательской деятельности и творчеству.
5.Развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
6.Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
7. Побуждать детей к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Основное оборудование:
Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма.
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена.
Утилизированный материал: кусочки кожи, ткани, дерева, меха.
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Ожидаемые результаты:
- дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями;
-предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Направленность программы «Маленькие учёные» является научно - познавательной, по форме организации - кружковой, по времени реализации –1 год. Занятия проводятся 4 раза в месяц, во второй половине дня, продолжительность: 20 минут. Всего 35 занятий в год.
Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения дошкольников среднего возраста, включает в активную познавательную деятельность.
Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Тема | Программные задачи | Методы и приемы | Материал, оборудование | Литература |
«Путешествие в прошлое бумаги» «Узнай все о себе, шарик» «На чем полетят человечки?» «Дерево умеет плавать» «Незнайкин клад» «Приключения карандаша» «В мире стекла» «В мире пластмассы» «В мире материалов» «Расскажи о предмете» «Что лишнее?» «Где твое место?» «Кого покатаем на машине?» | 1. Познакомить детей с историей бумаги, с ее современными видами. 2. Развивать любознательность. 3. Воспитывать бережное отношение к вещам. 1. Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами. 2. Развивать умение устанавливать связи между материалом и способом его употребления. 3. Развивать любознательность. 1. Формировать умение вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности. 2. Развивать умение сравнивать резину с тканью. 3. Развивать любознательность. 1. Расширять представления о дереве, его качествах и свойствах. 2. Развивать умение устанавливать связи между свойствами материала и способом его использования. 3. Развивать любознательность. 1. Закрепить знания о свойствах материалов. 2. Упражнять в классификации предметов по цвету, форме, материалу, назначению. 3. Развивать любознательность. 1.Систематизировать и уточнить представления о свойствах и качествах дерева. 2. Пополнять словарный запас: «шероховатый», «хрупкий», «твердый», «легкий». 3. Развивать логическое мышление. 1. Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое). 2. Развивать любознательность. 3. Воспитывать бережное отношение к вещам. 1. Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы. 2. Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). 3. Воспитывать бережное отношение к вещам. 1. Формировать умение узнавать в разных по содержанию предметах материал, из которого они сделаны. 2. Развивать умение называть предметы разного содержания обобщающим словом по признаку материала. 3. Воспитывать бережное отношение к вещам. 1. Закрепить представление о материалах, из которых сделаны предметы. 2. Развивать любознательность. 3. Воспитывать бережное отношение к вещам. 1. Формировать умение вычленять общие признаки предметов. 2. Закрепить знания о видах материалов. 3. Развивать внимание. 1. Закрепить знания о свойствах и качествах материалов. 2. Развивать внимание, быстроту реакции. 3. Развивать любознательность. 1. Побудить детей группировать предметы по материалам. 2. Развивать наблюдательность. 3. Воспитывать бережное отношение к вещам. | Игровая ситуация Вопросы Объяснение Рассматривание видов бумаги Работа с берестой Чтение стихотворения С. Маршака «Чистый лист» Поощрение Игровая ситуация Вопросы Опыт с шариком и перчатками Объяснение Поощрение Игровая ситуация Вопросы Опыт с шариками Пояснение Опыт «Горячая резинка» Поощрение Проблемная ситуация Вопросы Опыт с предметами Объяснение Поощрение Проблемная ситуация Вопросы Опыт с предметами Объяснение Поощрение Проблемная ситуация Отгадывание загадки Чтение истории о карандаше Опыт с предметами Вопросы Объяснение Игра «Назови предметы» Поощрение Игровая ситуация Вопросы Опыт с предметами Объяснение Отгадывание загадок о стекле Поощрение Игровая ситуация Вопросы Опыт с предметами Объяснение Отгадывание загадок о пластмассе Поощрение Игровая ситуация Вопросы Опыт с предметами Объяснение Игра «Найди игрушку» Поощрение Игровая ситуация Вопросы Игра с кубиком Объяснение Пояснение Поощрение Игровая ситуация Вопросы Работа с карточками Объяснение Пояснение Поощрение Игровая ситуация Вопросы Игра «Где твое место?» Объяснение Поощрение Игровая ситуация Вопросы Игра «Покатай игрушки» Объяснение Пояснение Поощрение | Камень Глиняная дощечка Ткань Береста Бумага Воздушные шары Резиновые перчатки Резинка для волос Резиновые шары Емкость с водой Набивные мячи Образцы дерева Ложки Спички Емкость с водой Предметы из резины, пластмассы, стекла, металла Карандаш Свеча Спички Гвоздь Молоток Брусок Емкость с водой Посылка Стеклянные предметы Палочки Стакан Пластмассовые предметы Стакан Палочки Кусочки материалов (стекла, металла, пластмассы) и предметы-игрушки их них Кубик с изображением на гранях видов материалов Карточки с изображением четырех предметов Картинки Грузовик Игрушки | № 683 с 24 № 683 с 25 № 683 с 26 № 683 с 28 № 683 с 30 № 683 с 32 № 683 с 33 № 683 с 35 № 683 с 44 № 683 с 48 № 683 с 48 № 683 с 49 № 683 с 49 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка По экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи» (познавательно-речевое развитие) старшая группа «Солнышко»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти зн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ средняя группа (4-5 лет) на 2020-2021 учебный год
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательных...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности с детьми старшей 5 – 6 лет группы № 9 комбинированной направленности на 2020 - 2021 учебный год
Рабочая программа...
Рабочая программа воспитателей средней группы «Теремок» общеразвивающей направленности на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа воспитателей средней группы «Теремок» общеразвивающей направленности на 2020-2021 учебный год...
Рабочая программа средней группы компенсирующей направленности «Карусель» на 2020 – 2021 учебный год
Рабочая программасредней группы компенсирующей направленности «Карусель»на 2020 – 2021 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ средняя группа (4-5 лет) на 2020-2021 учебный год
Цель: обеспечение полноценного развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенност...
Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников средней группы (4-5 лет) на 2020 - 2021 учебный год
Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанниковсредней группы (4-5 лет) на 2020 - 2021 учебный год...