Программа кружковой работы по пластилинографии «Чудо-пластилин» для детей среднего дошкольного возраста.
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Василек» г. Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан
Принято: Утверждаю:
На заседании педагогического совета Заведующий МАДОУ
Протокол № ДС № 6 «Василек» г. Янаул
от августа 2020 года __________ Т.А.Смольникова
Приказ № от 2020г.
ПРОГРАММА
кружковой работы по
пластилинографии
«Чудо-пластилин»
для детей среднего дошкольного возраста
на 2020-2021уч. год
Разработала: воспитатель
Кашапова И.Э.
Янаул, 2020
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.
Актуальность: проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими). Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною была разработана программа «Чудо пластилин» – основной идей которой является пластилинография.
Новизна программы: «Чудо пластилин» заключается в том, что данная программа направлена именно на развитие творческих способностей через пластилинографию.
Для меня пластилинография стала открытием как способ раскрытия творческих способностей детей. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а также развитию мелкой моторики руки.
Направленность программы: художественно-эстетическую направленность.
Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи:
Обучающие:
-знакомить с новым способом изображения – пластилинографией, основными приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
-формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
-формировать умение сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.
Воспитательные:
-воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
-воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус;
-воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
Развивающие:
-развивать у детей интерес к художественной деятельности, к процессу и результатам работы;
-способствовать повышению речевой активности детей;
-развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию, осязание и тактильно-двигательного восприятия, зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги.
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 4-5 лет.
Количество обучающихся: 25 человек.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю
Количество занятий в год: 34
Формы, принципы, методы реализации программы:
Формы реализации программы:
По количеству детей участвующих в занятии – совместная групповая ( 25 человек), индивидуальная.
По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей – мастерская.
По дидактической цели - комбинированные формы занятий.
Принципы реализации программы:
-Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности;
-Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка;
- Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку из пластилина;
-Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов;
- Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
Методы реализации программы:
-Наглядные - наблюдение, показ, образец;
-Словесные – беседа, обьяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
-Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
Основные приемы лепки пластилином :
Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым. Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски. Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Структура занятия:
1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика, физкультурная минутка,);
2.Основная часть: объяснение-показ и практическая деятельность;
3.Заключительная часть: подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции,рефлексия.
Организация итоговых мероприятий:
- Смотры-выставки творческих работ для детей и родителей;
- результаты диагностики.
1.2 Ожидаемые результаты освоение программы
Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети: Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения. В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Ожидаемые результаты освоение программы
- Умение свободно владеть лепным материалом, техническими приемами: скатывание, раскатывание, расплющивание, оттягивание.
- Знание исходных форм и умение их выполнять любого размера.
- Правильное понятие о пропорции и соразмерности.
- Умение использовать плоские рисованные изображения для создания объёмных форм.
- Умение лепить предметы, передавая их характерные особенности.
- Развитие фантазии и творческого мышления.
- Укрепление мелкой моторики рук.
1.3. Педагогическая диагностика освоения программы
Цель: определить степень достижения планируемых результатов рабочей программы и уровень развития художественно-творческих способностей ребѐнка. Диагностика основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов. Развитие творческих способностей - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Пластилинография в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер (Г.Н.Давыдова). В ее русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у дошкольников, а также делает сам процесс воспитания и обучения детей актуальным и творческим. Поэтому, определившись с темой , на первом этапе определяем уровень развития творческих способностей детей с помощью: - методик, предложенных Г. А. Урунтаевой , Ю.Ф. Афонькиной , «Неоконченный рисунок», «Свободный рисунок»; - занимательного содержания художественно-творческой деятельности и нетрадиционной техники - пластилинографии «Веселый клоун»; - методики Л.Ю.Субботиной «Составление и изображение объектов».
Цель использования первых методик : выявить способность придумывать и изображать по замыслу что-нибудь необычное, при помощи дополнительных элементов создавать различные оригинальные образы.
Цель второй методики: выявить интерес к художественно-творческой деятельности, способность изображать объекты и сюжеты с использованием пластилинографии, используя пластические свойства материала, цвет, проявлять активность, стремление довести дело до конца.
Цель третьей методики: выявить уровень развития воображения и творческого мышления при составлении изображения с помощью геометрических фигур.
Высокий уровень (3 балла) – ярко развиты образность и «творчество» воображения; результаты оригинальны, хорошо развита фантазия; широко используются различные способы творческих действий, активно используется предложенный материал; высокая степень цельности и метафоричности.
Средний уровень(2 балла) – результаты деятельности грамотны и выразительны, но недостаточно оригинальны; присутствует эмоциональная отзывчивость, интерес к выполнению заданий с предложенным материалом, но ребенок затрудняется в выполнении заданий.
Низкий уровень (1 балла) – нет активного интереса к выполнению задания, не способен к самостоятельности, требуется помощь взрослого; работы шаблонны, неоригинальны. - выполнение заданий вызывает у ребенка затруднения, не владеет системой творческих действий, предложенный материал использует не по назначению.
2. Содержательный раздел
2.1 Учебно-тематический план
Месяц | Тема | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц |
Сентябрь | "Солнышко проснулось, деткам лучики протянуло" | 1 | 4 |
"Воздушные шары" | 1 | ||
"В нашем саду яблоки поспели" | 1 | ||
"Цветок" | 1 | ||
Октябрь | "Осенние деревья" | 1 | 4 |
"Грибы -грибочки выросли в лесочке" | 1 | ||
Улитка, улитка, высунь рожки, ступай по дорожке" | 1 | ||
Вот ежик - ни головы, ни ножек" | 1 | ||
Ноябрь | «Жил на свете кот котишка по прозванью хитрый Тишка» | 1 | 4 |
«Божья коровка, улети на небо» | 1 | ||
"Осень золотая" | 1 | ||
«Цветные зонтики раскрылись под дождём» | 1 | ||
Декабрь | «Белая снежинка на ладошку села» | 1 | 3 |
"Снеговик" | 1 | ||
«Новогодние шары так прекрасны и важны» | 1 | ||
Январь | "Зимняя ночь" | 1 | 3 |
"Дерево в снегу" | 1 | ||
"Морозные узоры" | 1 | ||
Февраль | "Снегири на веточках" | 1 | 4 |
"Пингвины на льдине" | 1 | ||
"Кактус в горшке" | 1 | ||
"Подарок папе- танк" | 1 | ||
Март | "Букет роз" | 1 | 4 |
"Вышла курочка гулять" | 1 | ||
"Веселые поросята" | 1 | ||
"Рыбки в аквариуме" | 1 | ||
Апрель | «Одуванчики - цветы, словно солнышки желты» | 1 | 4 |
"Пасхальное яйцо" | 1 | ||
"Звезды и кометы" | 1 | ||
"Верба" | 1 | ||
Май | "Цветик-семицветик" | 1 | 4 |
"Гусеница" | 1 | ||
"Радуга-дуга" | 1 | ||
"Солнышко-лучистое" | 1 | ||
Итого: | 34 |
2.2 Календарно-тематическое планирование
Тема | Задачи | Материал | |
Сентябрь | "Солнышко проснулось, деткам лучики протянуло" | Напомнить детям о свойствах пластилина, закрепить приемы его использования: сплющивание, скатывание, плотное соединение частей. Рассматривание иллюстрацию солнца. Чтение сказки Чуковского Краденное солнце. Размазывания пластилина | Силуэт солнца, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин желтого цвета Интернет. Сайт «Педпортал» |
"Воздушные шары" | Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную, прикреплять готовую форму на плоскость путем расплющивания. Рассматривание воздушного шара. Познакомить детей с качествами и свойствами шара резины (эластичная, мягкая, гладкая,водонепроницаемая). Размазывания пластилина. | Силуэт воздушного шара, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин. Интернет. Сайт «maam.ru» | |
«В нашем саду яблоки поспели» | Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвезти к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закрепить умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Рассматривание иллюстрации дерево яблони, яблок. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. Размазывания пластилина. | Плотный картон с силуэтом дерева, пластилин кранного, желтого или зеленого цветов, доски для лепки, салфетки, стеки. Интернет. Сайт «nsportal.ru» | |
"Цветок" | Продолжить осваивать навыки работы с пластилином, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы. Рассматривание цветов на прогулке, полюбоваться красотой цветков. Размазывания пластилина. | Контур цветка, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин. Интернет. Сайт «maam.ru» | |
Октябрь | "Осенние деревья" | Продолжать закреплять умение детей работать с пластилином (отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шар из пластилина между ладоней и расплющивать его сверху пальцев на картоне). Наблюдение за изменениями, происходящими в природе, рассматривание иллюстраций, чтение стихов про осень. Ощипывания и расплющивания пластилина. | Картинка осеннего дерево, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин оранжево, красного, зеленого цвета. Интернет. Сайт «nsportal.ru» |
«Грибы - грибочки выросли в лесочке» | Формировать у детей обобщенного понятия о грибах; закрепление знаний детей о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму. Рассматривание фотографии грибов. | Вырезать силуэты шляпок, ножек грибов, травы. Аппликация + лепка. Муляжи грибов, картинки. | |
«Улитка, улитка, высунь рожки, ступай по дорожке» | Закреплять умение раскатывать между ладонями длинную колбаску из пластилина. Закреплять навыки лепки пальцами для уточнения формы. Рассматривание изображения улитки. Раскатывания пластилина между ладонями. | Картинка улитки, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин коричневого цвета. Интернет. Сайт «maam.ru» | |
«Вот ёжик - ни головы, ни ножек» | Развивать познавательный интерес к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида животного. Использование в работе бросового материала. Рассматривания альбома «Дикие животные». Слушания песни «Ежик с дырочкой в правом боку». Размазывания пластилина. | Картинка ежика, силуэт ежа, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин черного цвета. Интернет. Сайт «maam.ru» | |
Ноябрь | «Жил на свете кот котишка по прозванью хитрый Тишка» | Формировать у детей обобщенное понятие о домашних животных - кошке. Развивать умение находить связи между формами реального и изображаемого животного. Заучивание стихотворения Жихарева-Норкина Ю. Б «Мышка или кошка?». Рассматривание альбома «Домашние животные». Размазывания пластилина | Силуэт кота, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин черного и белого цвета. Интернет. Сайт «maam.ru» |
«Божья коровка, улети на небо» | Формировать реалистическое представление о мире природы. Развивать у детей цветовосприятия. Закрепить приемы скатывания и расплющивания. Рассматривание альбома «Насекомые». Заучивание заклички «Божья коровка». Раскатывания, сплющивания. | Картинка и силуэт божьей коровки, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин красного и черного цвета. Интернет. Сайт «nsportal.ru» | |
"Осень золотая" | Вспомнить с детьми осенние приметы. Формировать навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала, разглаживание готовой поверхности. Рассматривание картин «Осень золотая». Ощипывания и расплющивания. | Картинка осеннего дерево, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин оранжево цвета. Интернет. Сайт «maam.ru» | |
«Цветные зонтики раскрылись под дождём» | Формировать интерес к осенним явлениям. Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета. Стимулировать работу пальцев. Наблюдение за дождем. Беседа «Что делать во время дождя?». П/и «Солнышко и дождик». Ощипывания, сглаживания. | Силуэт зонта, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин желтого, синего, красного, зеленого цвета. Интернет. Сайт «maam.ru» | |
Декабрь. | "Белая снежинка - на ладошку села" | Способствовать развитию умений и навыков работы с пластилином (отщипывание, скатывание колбасок пальцами, мелкой моторики пальцев рук. Рассматривание альбома «Снежинки». Д/и «Найди пару». Отщипывание, скатывание колбасок. | Картинка снежинки, Картон синего цвета, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин белого цвета. Интернет. Сайт «www.maam.ru» |
"Снеговик" | Научить детей создавать знакомый образ посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, сплющивания; воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года. Рассматривание книжных иллюстраций, лепка во время прогулок снеговиков. Отщипывания, сглаживания. | Силуэт снеговика, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин белого цвета. Интернет. Сайт «www.maam.ru» | |
«Новогодние шары так прекрасны и важны» | Формировать у детей обобщённое представление о ёлочных игрушках. Создавать картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение, побуждая придумывать узор. Рассматривание иллюстрацию «Новогодних шаров». Беседа «Чем украсить елку». Рисование + лепка. | Силуэт шаров, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин разного цвета. Интернет. Сайт «Родная тропинка» | |
Январь | "Зимняя ночь" | Учить сплющивать шарики пластилина и размазывать их на картоне (снеговик, выкладывать жгутики на нанесенный контур (ёлка, использовать цветные кусочки пластилина для создания яркого образа (игрушки для елки).Учить объединять поделки в пластилиновую. Чтение И. Бунина «Первый снег». Рассматривание зимних пейзажей. Сглаживание, скатывание колбасок, приплющивание. | Картина с изображением зимней ночи, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин белого, синего, коричневого цвета. Интернет. Сайт «nsportal.ru» |
"Деревья в снегу" | Уточнить представление о деревьях зимой. Формировать умение делать плоскостную картину из пластилина Развивать навыки лепки, использование приема «раскатывание колбаски» Развивать мелкую моторику пальцев рук. Рассматривание иллюстраций деревья зимой. Приплющивание, скатывания колбасок, сглаживание. | Изображения деревьев зимой, картон голубово цвета, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин белого, коричневого цвета. Интернет. Сайт «Учебно-методический кабинет». | |
"Морозные узоры" | Развитие мелкой моторики рук и творческого воображения детей через нетрадиционный способ изобразительной деятельности - пластилинография. Наблюдение за погодой из окна. Рассматривание иллюстраций «Морозные узоры». Приплющивание, скатывания колбасок, сглаживание. | Картон голубого цвета, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин белого, цвета. Интернет. Сайт «www.maam.ru» | |
Февраль | "Снегири на веточках" | Расширить представление детей о зимующих птицах. Научить детей изображать снегирей. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, сглаживание на основе. Развивать мелкую моторику, фантазию, воображение. Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. Сглаживание, сплющивание. | Изображение снегиря, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин красного, черного цвета. Интернет. Сайт «www.maam.ru» |
"Пингвины на льдине" | Развивать воображение, формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, развивать способность доводить начатое до конца. Рассмотреть изображения пингвинов. Сделать льдины на картоне. Сглаживание, сплющивание. | Изображение пингвина, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин белого, синего, черного цвета Интернет. Сайт «www.maam.ru | |
"Кактус в горшке" | Закрепить умения раскатывать шар ладонью и придавать ему овальную форму. Создать условия для познавательного развития детей о кактусах, как о домашних растениях. Рассмотреть альбом «Домашние растения». Сглаживание, сплющивание. | Силуэт кактуса, спички, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин зеленого, коричневого цвета. Интернет. Сайт «Социальная сеть работников образования» | |
"Подарок папе - Танк" | Формировать интерес детей к работе пластилином, продолжать знакомить детей с использованием техники колбаски. Упражнять в освоении техники работы с колбаской разной длины. Рассмотреть альбом «Военная техника». Скатывания колбаски, сплющивание. | Силуэт танка, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин зеленого, цвета. Интернет. Сайт «Учебно-методический кабинет» | |
Март | "Букет роз" | Развивать умение скатывать из пластилина шарик и столбик. Учить сплющивать столбик из пластилина для получения ленточки. Учить скатывать ленточку из пластилина. Развивать мелкую моторику рук. Рассматривание изображений цветов. Сплющивание. | Картон зеленого цвета, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин красного, зеленого цвета. Интернет. Сайт «www/maаm.ru» |
"Вышла курочка гулять" | Учить детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине. Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями круговыми. Рассматривание картины «Курочка с цыплятами»; беседа о домашних птицах, раскрашивание раскрасок по теме. Раскатывания, сплющивание. | Картина курочки, картон зеленого цвета. Пластилин желтого и красного цветов; салфетки, доски для лепки, стеки. Интернет. Сайт «infourok.ru» | |
"Веселые поросята" "Рыбки в аквариуме" | Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке. Освоение новых приемов (скатывание, надавливание, сглаживание) и создание с их помощью сюжетных картин. Чтение сказки «Три поросенка». Скатывания, надавливания, сглаживание. Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии их обитателей. Использовать в работе различный природный материал. Вырезать силуэты рыб. Чтение сказки «Золотая рыбка». Размазывания. | Иллюстрация поросенка, картон, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин розового цвета. Интернет. Сайт «Креатив бэби» Картон голубого цвета набор пластилина, арбузные семечки, ракушки, камни стека, доска для лепки, салфетки для рук. Интернет. Сайт «nsportal.ru» | |
Апрель | «Одуванчики - цветы, словно солнышки желты» | Закреплять приёмы лепки (скатывание, расплющивание, надавливание, раскатывание, оттягивание, прищипывание). Развивать творчество, мелкую моторику, эстетические чувства. На прогулке понаблюдать за одуванчиками. Скатывание, расплющивание, надавливание, раскатывание | Пластилин желтого, цвета, доску для лепки, картонная тарелка Интернет. Сайт «ped-kopilka.ru» |
"Пасхальное яйцо" | Научить разукрашивать пластилином, развивать творческие способности детей, прививать эстетический вкус, воспитывать аккуратность в работе. Учить из природного материала создавать рисунок. Рассмотреть иллюстрации пасхальных яиц. Размазывание. | Силуэт пасхального яйца, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин желтого, красного, синего цвета. Интернет. Сайт «Учебно-методический кабинет» | |
"Звезды и кометы" | Вызвать интерес к созданию рельефной картины со звёздами, созвездиями и кометами. Инициировать самостоятельный поиск средств и приёмов изображения. Наблюдение звёздного неба. Беседа о ночном небе, о звёздах, созвездиях. Скручивание и свивание удлинённых жгутиков. | Картон чёрного, пластилин разного цвета, доски для лепки, влажные салфетки, иллюстрации ночного звёздного неба, комет. Интернет. Сайт «Учебно-методический кабинет» | |
"Верба" | Учить передавать в работе характерные особенности вербы. Упражнять в ощипывание мелких деталей, катание длинной колбаски. Развивать композиционные умения, моторику Рассматривание веточек вербы. Чтение стихотворения «Верба». Отщипывание, скатывания. | Картон, пластилин белого, коричневого цвета, доска для лепки, салфетка. Интернет. Сайт «Страна Мастеров» | |
Май | "Цветик-семицветик" | Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приемов работы с пластилином: раскатывания колбаски, скатывание шариков. Чтение В. Катаева «Цветик - семицветик»; наблюдение за цветами в цветнике во время прогулки на участке д/сада. Раскатывание колбаски, скатывание, надавливание. | Картинка цветка, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин желтого, красного, синего, зеленого цвета. Интернет. Сайт «maam.ru» |
"Гусеница" | Познакомить дошкольников более подробно с классом насекомых, в частности с гусеницей. Развивать мелкую моторику рук, координацию рук в процессе лепки на занятиях. Рассматривание на прогулке гусеницы. П/и «Гусеница». Скатывания, надавливание. | Изображение гусеницы. Силуэт листка, доски для лепки, салфетки, стеки, пластилин зеленого цвета. Интернет. Сайт «ped-kopilka.ru» | |
"Радуга-дуга" | Развивать элементы творчества: упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Рассматривание радуги на прогулке. Рисование радуги. Скатывание колбасок, надавливание. | Картон голубого цвета, пластилин разного цвета, доски для лепки, салфетки стеки. Интернет. Сайт «maam.ru»» | |
"Солнышко лучистое" | Закрепить навыки раскатывания комочков пластилина между ладонями круговыми движениями обеих рук, упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Рассматривание иллюстраций с изображением солнышка, наблюдение на прогулке, загадывание загадок. Раскатывания, сплющивание, надавливание, размазывание. | Пластилин жёлтого цвета, игрушка солнышко, доски для лепки, салфетки. Интернет. Сайт «pedrazvitie.ru» |
2.3. Взаимодействие с семьей
- знакомство родителей с целью и задачами кружка на родительских собраниях;
- консультации для родителей по обогащению сенсорного опыта ребенка, развитию его любознательности, накопления первых представлений о предметном, природном и социальном мире,;
-организация участия детей и родителей в конкурсах и выставках детского творчества.
Сентябрь | Папка - передвижка «Пластилинография - что это?» |
Октябрь | Консультация «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей» |
Ноябрь | Консультация для родителей «Лепка в жизни ребенка» |
Декабрь | Консультация для родителей «Пластилинография — это интересно!» |
Январь | Совместная выставка с родителями на тему «Мама, папа, я творим пластилиновые чудеса» |
Февраль | Памятки для родителей «Полезные советы по развитию творческих способностей детей». |
Март | «Мы и чудо - пластилин» фотовитрина и фотоколлаж, представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность на занятиях по дополнительному образованию |
Апрель | Просмотр занятия по дополнительному образованию. |
Май | Выставки детских работ. |
3. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение:
1. Наглядные материалы:
- Дидактический материал, игрушки и иллюстрации, соответствующие тематике занятия.
2. Принадлежности для пластилинографии :
∙ плотный картон с контурным рисунком;
∙ набор воскового пластилина;
∙ салфетка для рук;
∙ стеки;
∙ бросовый и природный материалы
3.2 Список литературы
1.Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство
«Скрипторий 2015г», 2018.
2.. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 2017г.
3..Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
4..Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 2015 г.
5.Интернет ресурсы. http://raskras-ka.com/
Сайты: «maam.ru»», «drazvitie.ru», «Страна Мастеров»,«nsportal.ru»,«infourok.ru
6. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез,2016.
7. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: Эксмо, 2006.
8. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. М.: Гном, 2011.
9. Гаврина С. Е., Кутявина Н. П. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать - Ярославль: Академия развития, 2012.
10. Бетякова, О. Российский этнографический музей - детям [Текст]: метод, пособие для педагогов ДОУ / О. Бетякова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.-192 с.
11. Грибовская, А. А. Народное искусство и детское творчество [Текст]: методическое пособие для воспитателей / А. А. Грибовская. - М.: Просвещение, 2014.
12. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает [Текст] / О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева. - М.: Просвещение, 2013.
13. Мелик-Пашаев, А. А. Ребёнок любит рисовать. Как способствовать художественному развитию детей [Текст] / А. Мелик-Пашаев, 3. Новлянская. - М.: Чистые пруды, 2015. - (Серия: Библиотечка «Первое сентября»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие: "Программа формирования представлений о неживой природе у детей среднего дошкольного возраста".
Программа расчитана на средний возраст, формирует представления о неживой природе через игры-экспериментирования. Содержит цели, задачи, представления детей, которые должны быть сформированы, пл...
ПРОГРАММА по дополнительной образовательной услуге «Логика» Для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическог...
Программа дополнительной образовательной деятельности "Школа мяча" для детей среднего дошкольного возраста
Программа представляет собой гибкую систему, позволяющую развивать у детей потребность к занятиям физической культурой, спортом, здоровому образу жизни. Ребенок учится контролировать свои движения и у...
Программа кружковой работы "АБВГДЕЙКА" раннего обучения чтению детей старшего дошкольного возраста
Программа обучения чтению детей старшего дошкольного возраста....
Кружковая работа на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. «Волшебный мир общения».
Кружковая работа на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.«Волшебный мир общения»....
Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель
Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...