Рабочая программа для дополнительного образования по кружковой работе « Волшебные поделки из папье - маше» в средней группе
рабочая программа (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
для дополнительного образования
по кружковой работе
« Волшебные поделки из папье - маше»
в средней группе
Воспитателя
Смокотиной Олеси Олеговны
на 2020-2021 учебный год
|
Содержание
I. Целевой раздел
Пояснительная записка…………………………………..………….. 3 стр.
- Актуальность программы……………………………………. 4 стр.
- Нормативно - правовое обеспечение ………………………. 5 стр.
- Цели и задачи реализации Программы……………………… 6 стр.
- Принципы и подходы к формированию Программы ……… 6 стр.
- Прогнозируемые результаты освоения Программы………. . 7 стр.
1.6. Система оценки результатов освоения Программы………... 7 стр.
1.7. Формы проведения итогов доп. образовательной программы 8 стр.
II. Содержательный раздел
- Образовательная деятельность в соответствии
с направлениями развития детей:
- образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»……………………………………………………...…9 стр.
- образовательная область «Познавательное развитие»…...….. 9 стр.
- образовательная область «Художественно-эстетическое
развитие»………………………………………………………. .9 стр.
- Описание структуры Программы, ее форм, способов, методов и средств реализации ……………………………………………..10 стр.
- Организационно-педагогические условия…………………….11 стр.
III.Организационный раздел
- Календарно-тематическое планирование…………………….. 14стр.
- Особенности организации предметно-пространственной
среды………………………………………………………….... 17 стр.
- Материально-техническое обеспечение Программы……...… 17стр.
Приложение………………………………………………………………18стр.
Приложение 1.Конспекты занятий
Приложение 2.Работа детей в технике папье – маше
Приложение 3.Перечень видео-файлов
Приложение 4. Описание диагностических методик
Приложение 5.Используемая литература
I. Целевой раздел программы
Пояснительная записка
Творчество – это двигатель человеческого развития.
Не будь творчества, мы остались бы первобытными людьми.
Моё творчество приносит мне радость.
Вот поэтому мне хочется поделиться мастерством с вами.
Способность к творчеству – отличительная черта человека. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Детский сад, закладывая основы формирования личности ребенка, воспитывает не только сознательного гражданина, но и творческую личность. Ярким примером являются выставки творческих работ, проектов.
Учитывая особенности детей среднего дошкольного возраста необходимо не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно, чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному не только путём созерцания и разговоров, но и сам вносил красоту в быт, во все окружающее, становясь настоящей творческой личностью.
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Вариативная часть программы, которая формируемая участниками образовательного процесса.
Разработанная данная программа «Волшебные поделки из папье - маше». Работа кружка вызвана тем, что в условиях введения ФГОС ДО для решения задач художественно - эстетического развития дошкольников, внесены изменения в традиционные формы работы с детьми, создать условия для развития их творчества и способностей в работе с различными художественными материалами.
Занятия по выклейке папье-маше позволят решить многие образовательные и воспитательные задачи.
Папье –маше – это удивительный материал, так незаслуженно забытый в наше время. Папье-маше (франц. papier mâché) в переводе означает жеваная или рваная бумага. Измельченная бумага и клей в умелых руках становятся воистину волшебным материалом, благодаря которому можно создавать самые разнообразные формы - от плоских до объемных.
Программа «Папье - маше» поможет раскрыть секреты приготовления этого удивительного материала. Дети узнают, как готовить массу папье-маше; как работать в разных техниках – послойной, лепки; как правильно обрабатывать изделия после изготовления. И конечно, с легкостью смогут сделать замечательные поделки, начиная от простейших форм и заканчивая уникальными подарочными изделиями.
1.1.Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
1. Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности – художественно-эстетическое воспитание. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на занятии, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид самостоятельной деятельности: творческий, познавательный, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия дошкольников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
2.Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. В процессе обучения по данной программе ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
3. Возрастными психологическими особенностями среднего дошкольника. Ребёнок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в кружке помогают развить мелкие мышцы кистей рук. А также оказывают и психотерапевтическое воздействие: способствуют сокращению перегрузки детей. Очень важным является то, что на занятиях по ручному труду дети не только осваивают технику папье-маше, но и используют изготовленные игрушки для игр. А ролевая игра, являясь источником развития ребенка, помогает детям лучше освоиться в окружающей действительности с помощью ее воспроизведения и моделирования. Таким образом, папье- маше – как вид прикладного искусства является способом психологической разгрузки, способствует развитию целостного восприятия форм, цвета предметов. Способствует концентрации внимания и развивает зрительную память. Так же папье- маше влияет на развитие эмоционально- волевой сферы личности, формируя ряд положительных личных качеств.
1.2. Деятельность кружка «Волшебные поделки из папье - маше»» разработана на основании нормативно-правовыми документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08. 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
• Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
- Уставом ДОУ,
- Образовательной программой ДОУ,
- Положением о кружке.
- Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат)
- Планом работы кружка на год,
- Списком детей.
- Расписанием занятий.
- Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты)
1.3. Цель и задачи Программы
Цель данной программы кружка - формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении, развитие творческих способностей.
Для реализации целей поставлены следующие задачи:
- Учить воспринимать действительность и конструировать художественный образ.
- Развивать скульптурные навыки детей, передавать впечатления, полученные в жизни.
- Развивать творческую фантазию детей, психические процессы: логическое мышление, пространственное воображение, художественный вкус, глазомер, мелкую моторику пальцев рук.
- Приобщать детей к искусству кукольного театра.
- Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, чувство взаимопомощи и товарищества.
- Воспитывать интерес к технике «папье – маше», развивать коммуникативные навыки детей.
- Формировать культуру трудовой деятельности.
- Формирование эстетический вкус, художественно-пластические умения и навыки работы с бумагой;
- Создавать условия, способствующие успешности каждого ребёнка, в соответствии с его возможностями;
1.4. Принципы и подходы к формированию программы:
- Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков (от простого к сложному
- Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания в повседневной жизни.
- Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
- Принцип сезонности.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Формирование и развитие индивидуальных творческих навыков; опираясь на индивидуальные особенности ребенка.
- Принцип доступности и наглядности. Учёт возрастных особенностей.
- Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
- Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.
- Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация.
- Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
- Принцип результативности предполагает получение положительного результата.
- Принципы взаимодействия с детьми:
- сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
- постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
- исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
- сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
- каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.
1.5. Ожидаемые результаты: личностные, предметные.
В результате занятий в творческом объединении по программе 1-го года предполагается, что дети получат следующие результаты:
Личностные результаты:
Данный вид декоративно-прикладного искусства приносит пользу для психического развития детей. Также папье-маше можно рассматривать как один из методов сбрасывания напряжения, как способ снятия агрессии и внутренней нестабильности, как для детей, так и для взрослых. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшем жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навык моделирования. Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов. Также папье-маше развивает детей и является одним из способов реализации творческого потенциала. Нельзя не отметить положительное влияние папье-маше на развитие таких личностных качеств, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность усидчивость, трудолюбие. В процессе работы дети знакомятся с правилами выбора цветных сочетаний, что помогает воспитанию хорошего вкуса. Овладевая техникой папье-маше, ребенок учится контролировать свои эмоции, таким образом, данный вид прикладного искусства влияет и на эмоционально-волевую сферу развития личности. Очень важным является то, что на занятиях дети не только осваивают технику папье-маше, но и используют изготовленные игрушки для сюжетно-ролевых и подвижных игр. А ролевая игра, являясь источником развития ребенка, помогает детям лучше освоиться в окружающей действительности с помощью воспроизведения и моделирования. Таким образом, папье-маше – как вид прикладного искусства является способом психологической разгрузки; влияет на развитие творческого воображения и мышления; способствует развитию целостного восприятия форм, цвета предметов; способствует концентрации внимания и развивает зрительную память. Так же папье-маше влияет на развитие эмоционально-волевой сферы личности, формируя ряд положительных личностных качеств. С помощью занятий по папье-маше развивается умение ставить перед собой цель и достигать желаемого результата, в свою очередь, развивая и мотивационную сферу. Ребята получают удовлетворение от выполненной работы, так как видят результат своей работы. Поэтому можно сказать, что папье-маше в целом способствует гармоничному развитию личности детей и имеет большое психологическое и педагогическое значение.
Предметные результаты:
- Сделают приятные подарки родственникам и друзьям, выполненные в технике папье – маше.
- Дети станут кукловодами, а куклы выполненные их руками могут быть персонажами кукольного или настольного театра.
- Будут знать что такое «папье –маше» и этапы работы в технике папье – маше, методы изготовления: слоеный метод и метод массы.
- Будут соблюдать правила личной гигиены и основные требования к оформлению изделий из папье – маше, способ приготовления клейстера и способы соединения с помощью клейстера.
- Узнают виды отделки: раскрашивание, аппликация, рисование, декоративная роспись.
- Будут качественно выполнять изученные приемы по изготовлению изделий в технике папье – маше.
- Научатся наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения, следовать устным инструкциям.
- Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.
1.6. Для выявления результативности работы данная программа обеспечена системой отслеживания знаний и умений воспитанников.
Мониторингом являются следующие способы выявления результативности детей:
- организация фотоотчета как процесса изготовления поделок, так и готовых, художественных работ воспитанников,
- тестирование детей в начале и в конце цикла занятий,
- составление каждому воспитаннику портфолио, состоящее из фотографий художественных работ.
Формы подведения итогов:
- Конкурсы прикладного творчества.
- Организация выставок детских изделий в качестве показателя достижений и успехов детей на праздниках.
- Участие в ДОУ.
- Презентации детских работ родителям на собраниях.
- Показ и инсценирование сказок с использованием поделок.
- Дарение изделий родным, друзьям, детскому саду и т. д.
- Размещение фотографий готовых поделок в Интернете.
- Выставки – ярмарки.
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание программы «Волшебные поделки из папье - маше» интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Ребенок в творческом процессе учится общению со сверстниками, самовыражению в коллективе, т.к. именно через неформальное общение с другими детьми, с педагогом кружка дошкольники начинают понимать и ценить себя, воспринимать себя субъектом общения, а не объектом.
Дети за столами работают парами, такая организация занятия позволяет воспитывать в них толерантность, вежливость, уважительное отношение к личному пространству другого человека.
Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности. Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Бумажная пластика развивает тактильную чувствительность, моторику
пальцев, пространственное восприятие, мышление, внимание, воображение, повышает исследовательский интерес и познавательную активность - все это способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Взаимодействие с материалом из бумаги позволяет уменьшить эмоциональное напряжение, снизить страхи. Дети не боятся испортить работу, они знают, что можно легко все исправить. Работа с рванной, мокрой, жёванной, масса из бумаги служит тревожному ребенку очень важной поддержкой, средством выражения себя на доступном уровне. Во время творческих занятий дошкольники расслабляются, избавляются от негативных мыслей и напряжения. В результате нервная система укрепляется, исчезает обидчивость и агрессивность.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи. Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
По мере освоения техники папье-маше обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Дети учатся высказывать свое эмоционально-эстетическое суждение, рассказывать о своих эмоциональных переживаниях, создавать оригинальные творческие замыслы.
Образовательная область «Физическое развитие»
Развитие мелкой моторики. Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Развитие творческих способностей детей при взаимодействии с другими видами деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей. В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность дошкольников оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.
2.2. Описание структуры Программы, ее форм, способов, методов и средств реализации.
Программа реализуется в форме творческого объединения детей.
Данная программа творческой направленности предназначена для детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет) желающих создавать красивые изделия. Количество обучающихся в группе 10 человек.
Наличие программы является основным условием ее реализации, она рассчитана на пять лет.
Режим работы вне занятий, один раз в неделю во вторую половину дня, длительностью 20 – 25 минут в зависимости от возраста и психологических особенностей детей.
В качестве опорных знаний используется материал, полученный на занятиях изобразительной деятельностью.
Используя данную технику, необходимо соблюдать следующие условия работы:
- согласие и желание ребенка;
- наличие специальной подготовки педагога, творческий подход к проведению занятий;
- отсутствие аллергии на пыль от сухой бумаги, клея, кожных заболеваний и порезов на руках.
Формы занятий:
беседы, игры, театрализация, теоретический материал, практические занятия, встреча с интересными людьми, экспериментальная и познавательно – исследовательская работа.
Виды занятий:
техника изготовления из пропитанной клейстером бумаги, лепка из пластилина, декоративная работа, аппликация, рисование, иллюстрирование освоение возможностей художественных материалов, коллективное творчество.
Структура занятия:
каждое занятие разделено на три этапа: вводный, основной, заключительный (подведение итогов, обсуждение).
Вводный этап (Приветствие с релаксационным компонентом)
Задачи:
- создание положительного настроя на совместную работу,
- установление эмоционального контакта.
Основной этап
Задачи:
- формирование навыка саморегуляции,
- расширение кругозора и общей осведомленности,
- развитие познавательной сферы,
- развитие творческих способностей, воображения и фантазии,
- развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук,
- формирование стрессоустойчивости, стабилизации и гармонизации эмоционального состояния.
Заключительный этап (Ритуал прощания)
Задачи:
- подведение итогов,
- обмен мнениями; закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.
Методические рекомендации и приёмы:
- Главное в кружке – создание условий для творческой увлеченности детей.
- Эстетическое воздействие на детей: создание красивых изделий.
- Экологическое воздействие: дать старым газетам и ненужным бумажкам вторую жизнь.
- Нравственное воздействие: усилия окупятся сторицей: вы сможете сделать своими руками, вазы и декоративную посуду, посудку для куклы, игрушки, фигурки различных животных, маски для карнавалов, куклы и многое другое, что можно подарить друзьям, с чем можно играться детям.
Базовые способы и приемы работы по технике папье - маше
Папье-маше легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеем, крахмалом, гипсом и т.
Папье-маше — плотный материал, изготовленный из жидкой массы: измельченной и размоченной в воде бумаги (чаще всего газет) с добавлением какого-либо связывающего вещества (клея, клейстера, мела, глины). Во влажном виде смесь легко приобретает нужную форму, а после сушки ее можно раскрасить и покрыть лаком. Изделия из папье-маше отличаются большой прочностью и легкостью. Существует несколько технологий изготовления папье-маше:
- Работа слоями. Принцип работы – наклеивание слоев бумаги, один на другой, на какую-то форму до получения желаемой толщины изделия. Чем больше слоев, тем изделие крепче.
- Работа с тестом из бумаги. Другая техника – изготовление из бумаги теста, напоминающего глину. Из этой массы можно лепить целые изделия небольших размеров или покрывать ею базовые формы.
Этапы работы:
1 этап – подготовка материалов (дети рвут бумагу на мелкие кусочки, берут основу и обклеивают бумагой 1- 2 слоями без использования клейстера, последующие 2- 4 слои на основе клейстера)
2 этап – детская поделка по всему объёму смазывается клейстером и подвергается моделированию. Желаемая форма фигуры достигается путем наложения дополнительных слоев бумаги или специальных предметов. В самых тонких местах работы должно быть 7-8 слоев бумаги. Поделку отложить и дать ей полностью высохнуть и отвердеть.
3 этап – отделение полученной формы от основы и грунтовка гуашью.
4 этап – роспись изделия гуашевыми красками или оформление аппликацией.
Формы работы по кружковой работе | ||||
Организованная образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями | |
Формы организации детей | ||||
Групповые | Групповые | Индивидуальные | Групповые | |
Подгрупповые | Подгрупповые | Подгрупповые | Подгрупповые | |
Индивидуальные | Индивидуальные | Индивидуальные | ||
Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр, Наблюдение, Консультации, рекомендации Участие в конкурсах, выставках, Экспериментирование рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства, игры: дидактические, строительные, сюжет. Тематические досуги Проектная деятельность. | Рассматривание привлекательных объектов природы Игра Игровое упражнение Проблемная ситуация Конструирование из песка Обсуждение произведений искусства, средств выразительности и др. Саздание коллекций | Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые) Рассматривание эстетически привлекательныхобъектов природы, быта, произведений искусства Самостоятельная изобразительная деятельность. | Консультации. Участие в конкурсах, выставках. Совместное творчество с детьми. |
III. Организационный раздел
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(2020 – 2021 Г.)
№ | Тема. | Содержание работы. |
СЕНТЯБРЬ | ||
1 - 2 | Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство России, других стран и народов. Папье-маше. Основные и прикладные материалы. Техника безопасности. | Знакомство с художественными промыслами России. История возникновения папье-маше. Знакомство с инструментами и приспособлениями для папье-маше. Знакомство с безопасностью во время работы над созданием игрушек и изделий из папье-маше |
3 - 4 | Тарелочка для кукол | Изготовление и украшение готового изделия. |
ОКТЯБРЬ | ||
1 - 2. 7. | «Овощи на грядке». | Обрыв бумаги и наложение её по всей поверхности заготовки Создание 7 слоёв из бумаги и клея ПВА. Просушка. |
3- 4 | Украшение готового изделия красками и бросовым материалом Раскраска овощей. | |
НОЯБРЬ | ||
1 - 2 | Изготовление вазы для цветов | Изготовление лепной массы (рваная бумага с клейстером) Лепка ваз из готовой массы. |
3 - 4 | Украшение, роспись. | Грунтовка вазы, выбор рисунка, нанесение контура рисунка на вазы. Раскраска ваз. |
ДЕКАБРЬ | ||
1 - 2 | Шар как ёлочная игрушка. |
Приемы изготовления и оформления . Обрыв бумаги. Намажем шар вазелином. Выкладывание первых 2 слоев папье-маше из обычной бумаги. Наложение 6 – 8 слов рваной бумаги на клей. Просушка в течение 5-6 часов. |
3 - 4 | Подбор рисунка, росписи, красок. Роспись изделий. | Отделяем папье-маше от шара. При необходимости все неровности грунтуем. Роспись игрушки Украшение шара. Доводка украшения как подвесного. Крепёж ушка и нитки (бечёвки). |
ЯНВАРЬ | ||
1-2 | Изготовление подноса | Обрыв бумаги и наложение ее по всей поверхности подноса на мокрый слой. Просушка. Создание 3 слоёв из бумаги и клея ПВА. Просушка. Создание еще 3 – 5 слоев из бумаги и клея ПВА. Просушка |
3 - 4 | Украшение подноса | Роспись подноса под «гжель» |
ФЕВРАЛЬ | ||
1 - 2 | «Бусы для мамы» | Изготовление лепной массы (рваная бумага с клейстером) Лепка бус из готовой массы. |
3 - 4 | Украшение бус | Украшение без грунтовки и без краски. Делается отверстие под нитку. Покрытие цветной краской, бумагой приемом аппликации. |
МАРТ | ||
1 - 2 | Изготовление дидактических игрушек (лягушка, рыбка, лошадка…) | Обрыв бумаги и наложение ее по всей поверхности игрушек на мокрый слой. Просушка. Создание 3 слоёв из бумаги и клея ПВА. Просушка. Создание еще 3 – 5 слоев из бумаги и клея ПВА. Просушка |
3 - 4 | Раскрашивание игрушек. | |
АПРЕЛЬ | ||
1 - 2 3 - 4 | Изготовление игрушек -животных для театра игрушек по сказке «Два жадных медвежонка». | Обрыв бумаги и наложение ее по всей поверхности игрушек на мокрый слой. Просушка. Создание 3 слоёв из бумаги и клея ПВА. Просушка. Создание еще 3 – 5 слоев из бумаги и клея ПВА. Просушка Снятие с формы. |
Роспись и украшение изделий по своему усмотрению. Изготовление декораций к сказке. | ||
5 | Изготовление пасхальных яиц | Изготовление с помощью воздушного шара. Обрыв бумаги и наложение её по всей поверхности формы без клея. Наложение 6 – 7 слоев с клеем ПВА. Просушка 5 – 6 часов. Создание 4 слоёв из бумаги и клея ПВА. Просушка. Покраска |
МАЙ | ||
1 - 2 | Стаканчик для карандашей. Салфетницы. | Обрыв бумаги и наложение её по всей поверхности формы без клея. Наложение 6 – 7 слоев с клеем ПВА. Просушка 5 – 6 часов. Создание 4 слоёв из бумаги и клея ПВА. Просушка. Покраска |
3 - 4 | Оформление готового изделия. Выставка детских работ. | Раскрашивание . Оформление выставка детских работ за отчетный период. |
3.2. Особенности организации предметно-пространственной среды.
Кружковая работа проводятся в групповой комнате детского сада – это светлый, просторный, хорошо оборудованный кабинет с удобной мебелью для занятий прикладным творчеством, с материально – техническим оснащением, с постоянно действующей и обновляющейся выставкой детских работ.
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы
Для успешной реализации программы необходимы:
Материалы: газетная и тетрадная бумага, клейстер или клей ПВА, вазелин для смазывания твердых поверхностей, воздушные шары, пластилин, глина, водоэмульсионная краска, кисточка, гуашь или акварель, бесцветный лак, бросовый или природный материал.
Инструменты: острый нож, ножницы, кисточки, емкости для приготовления клейстера, наждачная бумага, тряпичные салфетки,
- Дидактический материал:
- конспекты занятий;
- образцы изделий;
- образцы эскизов для самостоятельной работы;
- образцы изделий из папье-маше;
- презентации, фильмы, специальная литература (журналы, книги)
Самое главное условие реализации данной программы - желание детей. Желательна помощь родителей в пополнении материально-технического оснащения кружка. Объективно необходимо постоянное самообразование педагога.
Приложение
Примерные конспекты занятии
Тема: «Декоративное блюдо
Цель занятия: Развивать любознательность, мышление, творческое воображение, мелкую моторику. Воспитывать у детей самостоятельность и аккуратность при работе с бумагой.
Материалы и инструменты: большое керамическое или фарфоровое блюдо в качестве формы, газеты; клейстер или обойный клей, кисточка; белая водоэмульсионная краска, трехслойные бумажные салфетки с узором; клей пва, лак; ножницы
Ход занятия:
- Сегодня мя с вами отправляемся на выставку. Знаете ли вы, что такое выставка? Выставка – это показ, выставление на показ, чтобы многие люди могли увидеть. Повторите слово «выставка» и запомните его. А теперь мы отправляемся на выставку тарелок (Рассматривание экспонатов выставки).- А на память о нашем сегодняшнем посещением выставки я хочу предложить вам украсить свою тарелку.- Можно будет есть из такой тарелки? Нет. Тарелки, которые изготавливают не для еды, а для красоты, называются декоративными.
- Декоративной тарелкой можно украсить кухню. Детям предлагаются тарелки и бумага. 1/ блюдо смазать вазелином и наложить первый слой бумаги, затем оклеить всю поверхность 7-10 бумажными слоями.
2/ дать изделию хорошо высохнуть и вынуть из формы.
3/ поверхность блюда покрыть слоем клея пва и дать ему высохнуть.
4/ покрыть блюдо краской и просушить его.
Тема: «Подставка для карандашей»
Цель занятия: Развивать любознательность, мышление, творческое воображение, мелкую моторику. Воспитывать у детей самостоятельность и аккуратность при работе с бумагой.
Материалы и инструменты: стеклянный стакан, любой формы; газеты, клейстер или обойный клей; кисточка, вазелин; макетный нож,
разноцветный бисер; белая краска, лак; железный груз (большая металлическая гайка). ход работы
1/ стеклянный стакан смазать вазелином и оклеить слоями бумаги. всего наложить 12 слоев и оставить изделие до полного высыхания/
2/ высохшее папье-маше аккуратно разрезать вдоль пополам макетным ножом и извлечь стеклянный стакан/
3/ папье-маше снова сложить и соединить половинки полоской бумаги; проклеивая изделие снаружи и изнутри. нанести 2–3 слоя бумаги и оставить до полного высыхания
4/ макетным ножом подровнять край бумажного стакана и покрыть изделие краской/ дать ей высохнуть.
5/ смазать поверхность изделия клеем пва и посыпать слоем бисера. просушить
6/покрыть работу лаком и дать ему высохнуть
Педагогическая диагностика.
Для диагностики составляются таблицы, куда фиксируются данные наблюдений за детьми во время посещения ими творческого объединения. Овладение детьми вышеуказанными умениями, навыками педагог фиксирует в таблице на начало и конец учебного года по результатам наблюдения, анализу детских работ, бесед с детьми, с целью внесения корректив в дальнейшую работу, планирования индивидуальной поддержки детей. Таблица 1
№ | Ф.И ребёнка | Содержание деятельности | Кол-во детей овладевших деятельностью | |
Начало года | Конец года | |||
1 | Умение принять цель деятельности. | |||
2 | Умение планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла. | |||
3 | Организует рабочее место, выбирает материалы и инструменты, убирает рабочее место. | |||
4 | Использование пооперационных карт. | |||
5 | Умение самостоятельно изготавливать сувениры, поделки, расписывать их | |||
6 | При декоративной росписи умение самостоятельно создавать оттенки необходимого цвета, грамотно выполнять элементы, знать технику выполнения этих элементов. | |||
7 | Умение правильно подбирать кисти и умело ими пользоваться | |||
8 | Сформированы следующие навыки: усидчивость, внимание, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, взаимопомощь, уважительное отношение к труду. | |||
9 | Освоение несложных приемов хохломской, гжельской, жостовской росписи, изучение орнаментальных сюжетных видов. | |||
10 | Умение самостоятельно и с пользой организовать свой досуг. | |||
11 | Умение работать в коллективе | |||
12 | Умение оказывать взаимопомощь | |||
13 | Правильно ли оценивает себя, других. | |||
14 | ||||
Количество детей в группе. |
Данные таблицы используются при определении, по итогам каждого этапа, уровней основания ребенком позиции субъекта деятельности (педагогическая диагностика Крулехт.
Таблица 2
Уровни | начало года | конец года |
Низкий – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен или репродуктивный характер деятельности при низкой самостоятельности, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества. | ||
Средний – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера; качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично. | ||
Высокий – дальний перенос, развитые комбинаторные умения, использование пооперационных карт, общественный способ конструирования; полная самостоятельность, освоение позиции субъекта; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны. | ||
Количество детей в группе |
Второй этап деятельности творческого объединения предполагает: постепенную смену позиции воспитателя, (от активной, обучающей – к позиции партнера по совместной деятельности) и активизации позиции ребенка, как субъекта деятельности, проявляющего творческие способности.
Используемая литература:
1. В.Д.Першина. Художественное творчество: керамика, пластилин, папье-маше.
2.И.Лыкова Моделирование из рваной бумаги. Папье-маше
3. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе на 2014-2015 учебный год «Юный эколог»
Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источникдетского разума».В. С...
Рабочие программы по дополнительному образованию и кружковой работе (структура, технология составления)
Рабочие программы по дополнительному образованию и кружковой работе (структура, технология составления)...
Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе "Земля - наш дом"
Пояснительная записка“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”К.СимоновНаправления и актуальность:Кружок «Земля – наш общи...
Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в логопедической старшей группе на 2017 - 2018 учебный год «РАДУГА»
Пояснительная запискаРабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в логопедической старшей группе разработана в соответствии с парциальной программой И.А.Лыковой "Программа...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по лепке из соленого теста «Тяп - ляп» В первой младшей группе «Малышок» 2018-2019 г.г.
Программа кружка «Фантазия из соленого теста»1.Пояснительная записка.Лепка из солёного теста, экологически чистого материала, очень нравится детям и подходит для работы с дошкольниками. Эт...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию художественно-эстетического направления «Волшебный квадратик» для детей подготовительного возраста. 2020-2021 учебный год
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в тво...
Рабочая программа по дополнительному образованию в ДОУ(кружковая работа) средняя группа 9.10.2022
Рабочая программа по дополнительному образованию в ДОУ(кружковая работа) средняя группа...