Муниципальный семинар «Повышение педагогического мастерства и поддержка профессиональной деятельности педагогов ДОО по реализации образовательной области «Речевое развитие» 2022 г.
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа)

Марина Юрьевна Мельникова

Доклад на тему: «Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_melnikova_pichaevskiy_filial_mbou.docx28.06 КБ
Файл презентация1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Пичаевский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2»

Доклад на тему:

Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста

Подготовила: Мельникова  

Марина Юрьевна, воспитатель

дошкольной группы

2022

1 слайд

Добрый день, уважаемые  коллеги! Меня зовут Мельникова Марина Юрьевна, я воспитатель дошкольной группы Пичаевского филиала «МБОУ Жердевская СОШ №2».

Вашему  вниманию, представляется доклад на тему: «Современные технологии развития речи у детей дошкольного возраста»

Развитие речи в дошкольном возрасте обусловлено постоянно меняющимися характеристиками современного общества, его культуры и владением речи в целом.

Слайд №2 

Произошедшая компьютеризация как в профессиональной сфере, так и в повседневной  жизнедеятельности   человека не всегда оказывает положительное влияние на развитие и формирование речи подрастающего поколения, ведь именно мы выступаем неким инструментом в передаче опыта и культурного наследия богатого русского языка. Современный ритм жизни практически каждого человека, уход от реальных проблем в виртуальные социальные сети, сводят к минимуму  установление полноценного общения с детьми. Дети же в свою очередь, подражая значимым для него взрослым, уже  в раннем возрасте тянутся к компьютерам, гаджетам и телевизорам.

 Всё это негативно сказывается на развитии речи уже в дошкольном возрасте и становится причинами возникновения различных проблем, среди которых наиболее распространёнными становятся следующие: малочисленный словарный запас, не соответствующий возрастному этапу развития; искажение большинства употребляемых слов; неумение высказывать свои мысли; нежелание занимать активную позицию в процессе общения. Поэтому  проблема развития речи  у детей дошкольного возраста актуальна  и требует от педагога особого внимания и применения современных технологий в работе с детьми.

Слайд №3

В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает в себя следующие основные задачи:

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

•  развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

 Слайд №4

Наиболее актуальными технологиями в условиях реализации требований по развитию речи ФГОС ДО  с дошкольниками  являются следующие:

• моделирование;

•  мнемотехника;

• технология обучения детей составлению сравнений;

• сказкотерапия (сочинение детьми сказок);

• артикуляционная и пальчиковая гимнастик;

• логоритмика;

• игры-драматизации, инсценировки;

• пересказ;

• рассказ по картине;

• составление описательного рассказа (об игрушках, предметах быта, природе и т.д.);

• рассказы детей из опыта;

Технологий много, но  я остановлюсь именно на тех, которые я использую в своей работе с детьми.

Слайд №5  

Итак, первая технология - моделирование. Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

Моделирование начинается с замещения одних объектов  другими.  При чтении произведений замещёнными объектами становятся их герои. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача — научить ребёнка правильно использовать заместители. Очень интересно предлагать детям участие в изготовлении самих моделей.

Слайд №6 

Например, в сказке «Колобок», мы с детьми в качестве моделей  использовали  кружки разных цветов на основе одного отличия, т.е. модели отличались только по цвету. Колобок  — жёлтый кружок, заяц - белый, волк — серый, медведь — коричневый, лиса — оранжевый.

Слайд №7

А в  сказке «Волк и семеро  козлят»  модели  изготавливались на основе двух отличий, по размеру и по цвету.  Волк — большой серый кружок, коза — большой белый, козлята— маленькие белые. К одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько раз. В зависимости от того, насколько ребёнок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.

Слайд № 8

Следующая технология, которую я  используем в своей работе с детьми для  развития речи  - это мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

 Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Мнемотехника помогает развивать:

 - ассоциативное мышление

- зрительную и слуховую память

- зрительное и слуховое внимание

- воображение

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Слайд № 9

Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Его применяют в младшем возрасте. И зарисовывается обязательно цветным изображение. В этом возрасте даются готовые мнемоквадраты и обсуждаются с детьми, что будет на них изображено.

Слайд №10

Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. Ею овладевают в среднем возрасте. К концу среднего возраста изображение предлагается однотонные.

Слайд № 11

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Её используют в старшем дошкольном возрасте.

 Мнемотаблицы используют для:

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при пересказах художественной литературы,

- при заучивании стихов. 

Слайд № 12

В работе по развитию образной речи я  использую технологию обучения составления сравнений.

Модель составления сравнений:

· воспитатель называет

 какой-либо объект;

 · обозначает его признак;

· определяет значение этого признака;

· сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Слайд  № 13

Например:

• цыпленок (объект №1);

 • по цвету (признак);

• желтый (значение признака);

• такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

 Находясь на прогулке, детям можно предложить сравнить всё что угодно. Например прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Если ребенок затрудняется, можно помочь ребенку составить фразы типа: "Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике".

 Слайд № 14

Как наиболее эффективный и доступный способ совершенствования разговорных способностей, я использую технологию сказкотерапии.

 Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

 · Развиватие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.

 · Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.

 · Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей

  .   Обучение преодолению страхов и трудностей.

 · Развитие способности к грамотному выражению эмоций

Во время сочинения сказок можно  использовать такие приемы: как «Салат из сказок» (смешивание разных сказок), «Что будет, если…» (сюжет задает воспитатель), «Изменение характера персонажей» (сказка на новый лад), «Введение в сказку новых атрибутов, героев».

Слайд №15

Сочинение детьми сказок осуществляется в определённой последовательности:

1.«Жили-были…»;

2. «И вдруг однажды…»;

3. «Из-за этого»;

4. «Кульминация»;

5. «Развязка».

6 «Мораль сказки»

Слайд №16

Артикуляционная  и пальчиковая гимнастика

Большое место в развитии речи детей занимает использование артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Известный педагог Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.

Слайд № 19

В работе над совершенствованием диалогов и монологов, а также освоению выразительности речи  в своей работе я  использую игры – драматизации, инсценировки.

Буквально, недавно в конце марта на театральной недели, мы с детьми подготовили постановку для родителей по сказке «Заюшкина избушка»

Слайд № 20

Участие в инсценировках дало возможность перевоплощаться в различные образы и побуждало говорить свободно и выразительно, действовать раскованно. Распределяя роли в игре-драматизации, учитывала возможности детей (их речевые способности, эмоциональность, память, внимание, восприятие, личностные качества).

Слайд № 21

В процессе работы над выразительностью слов персонажей, собственных высказываний незаметно активизировался словарь детей, совершенствовалась звуковая культура речи, ее интонационный строй. Я обратила внимание на то, что, исполняя роль, произнося фразы, дети стараются делать это ясно, четко. Постепенно улучшалась диалогическая речь, ее грамматический строй.

 Слайд № 22

Не менее важной технологией в развитии речи дошкольников стал и метод рассказа детей из опыта на такие темы, как «Как провели выходные дни» или Что видели по дороге в детский сад», «Как мы провели праздники», «Наша няня Мария Петровна», «Что мы видели на кухне». При организации детей на рассказы из опыта, мы использовали следующую структуру занятия:

1.Предварительная беседа – активизация детской памяти.

2. Целевая установка на рассказывание.

3. Обсуждение плана рассказа / схемы.

4. Речевой образец воспитателя (начала, середины, конца рассказа).

5. Кратковременное обдумывание рассказа детьми.

6. Рассказы детей (5 – 6). Возможно коллективное рассказывание. Допустимы помощь воспитателя, указания, напоминание плана, схемы.

7. В конце рассказывания – оценка детьми. Вопросы: «Что в рассказе тебе больше всего понравилось?», «Что особенно запомнилось?», «За что хотелось бы похвалить рассказчика?»

8. Оценка рассказа воспитателем.

9. Итоги занятия

Слайд №23

Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.

Слайд №24

Спасибо за внимание! 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пичаевский филиал «МБОУ Жердевская СОШ №2». Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста Подготовила: Мельникова Марина Юрьевна, воспитатель дошкольной группы Апрель 2022

Слайд 2

Причины возникновения проблем с развитием речи у детей дошкольного возраста Компьютеризация Современный ритм жизни У ход от реальных проблем в виртуальные социальные сети Минимум полноценного общения с детьми . Подражание взрослым и привязанность в раннем возрасте к компьютерам, гаджетам и телевизорам.

Слайд 3

В соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает в себя следующие основные задачи: владение речью как средством общения и культуры обогащение активного словаря ; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи ; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Слайд 4

Наиболее актуальными технологиями в условиях реализации требований по развитию речи ФГОС ДО работе с дошкольниками следующие: моделирование; мнемотехника; технология обучения детей составлению сравнений; технология обучения образной речи; технология обучения составлению загадок; сказкотерапия (сочинение детьми сказок); артикуляционная и пальчиковая гимнастика; логоритмика ; творческие рассказы; игры-драматизации, инсценировки; пересказ; рассказ по картине ; составление описательного рассказа (об игрушках, предметах быта, природе и т.д.); рассказы детей из опыта; творческое рассказывание.

Слайд 5

М оделирование Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности.

Слайд 6

Изготовление моделей к сказке колобок

Слайд 7

Изготовление моделей к сказке волк и семеро козлят

Слайд 8

Мнемотехника Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Его применяют в младшем возрасте. И зарисовывается обязательно цветным изображение. В этом возрасте даются готовые мнемоквадраты и обсуждаются с детьми, что будет на них изображено. Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. Ею овладевают в среднем возрасте. К концу среднего возраста изображение предлагается однотонные. Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.) . Её используют в старшем дошкольном возрасте. Вначале ребёнок помогает в изображении схемы, а потом самостоятельно может сам зарисовать .

Слайд 9

Мнемоквадрат

Слайд 10

Мнемодорожка

Слайд 11

Мнемотаблица Сказка курочка ряба

Слайд 12

Технология обучения детей составлению сравнений Модель составления сравнений: воспитатель называет какой-либо объект; обозначает его признак; определяет значение этого признака; сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Слайд 13

Цыпленок (объект №1) такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект №2) . Солнышко Объект №2 Цыпленок Объект № 1

Слайд 14

Сказкотерапия Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи: Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок. Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии. Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей Обучение преодолению страхов и трудностей. Развитие способности к грамотному выражению эмоций

Слайд 15

Сочинение детьми сказок осуществляется в определённой последовательности: «Жили-были…»; «И вдруг однажды…»; «Из-за этого»; «Кульминация»; «Развязка». «Мораль сказки»

Слайд 16

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка.

Слайд 17

Артикуляционная гимнастика

Слайд 18

Пальчиковая гимнастика

Слайд 19

Инсценировка сказки « Заюшкина избушка»

Слайд 22

Рассказ детей из опыта Предварительная беседа – активизация детской памяти. Целевая установка на рассказывание. Обсуждение плана рассказа / схемы. Речевой образец воспитателя (начала, середины, конца рассказа). Кратковременное обдумывание рассказа детьми. Рассказы детей (5 – 6). Возможно коллективное рассказывание. Допустимы помощь воспитателя, указания, напоминание плана, схемы. В конце рассказывания – оценка детьми. Вопросы: «Что в рассказе тебе больше всего понравилось?», «Что особенно запомнилось?», «За что хотелось бы похвалить рассказчика?» Оценка рассказа воспитателем. Итоги занятия

Слайд 23

Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.

Слайд 24

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «Зубы чистим, полощем рот чище»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  (вторая младшая группа)ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ«Зубы чистим, полощем ро...

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Насекомые» в средней группе

Совместная деятельность педагога и детей  по образовательной области «Речевое развитие»      на тему «Насекомые» в средней группе  Программно...

Совместная деятельность педагогов с детьми по образовательной области «Речевое развитие» с элементами «Здоровьесберегающей технологии». Тема: театрализованная деятельность по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Цель: вызвать интерес у детей к театрализованной деятельности по сказке " Заюшкина избушка ";создать эмоционально-положительный климат в группе;порадовать детей;развивать умение следить за д...

Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по образовательной области «Речевое развитие» с элементами «Игровой технологии».

Воспитатели: Андреева Елена Владимировна и Федорова Надежда Геннадьевна.Дата: 29.04.2022Тема: «Наши любимые сказки во временах года».Возрастная группа: Вторая младшая группа.Интеграция обр...

Конспект совместной деятельности педагога и детей по образовательной области «Речевое развитие» с элементами игровой технологии.

Конспект совместной деятельности педагога и детей  по образовательной области «Речевое развитие» с элементами игровой технологии.Воспитатель: Андреева Елена Владимировна.Дата: 09.06. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми) по образовательной области « Речевое развитие» во 2 группе раннего возраста на тему: «Знакомство с рассказом Якова Тайца «Поезд»

Задачи:1. Учить детей внимательно слушать рассказ Я.Тайца «Поезд» без наглядного сопровождения. 2.Продолжать учить детей рисовать карандашом.3.Обогащать словарь детей словами: машинис...