Технологическая карта НОД "Гласные дающие два звука"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Технологическая карта НОД "Гласные дающие два звука"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novoe_gramota.docx | 33.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД
ФИО | Лугова Светлана Николаевна | |||||
Образовательная область | Речевое развитие | |||||
Возраст детей, группа | 6-7 лет, подготовительная группа «А», 2021г. | |||||
Тема НОД | «Гласные дающие два звука» | |||||
Цель | Формирование знаний детей о гласных буквах Я, Ю, Е, Ё, дающих два звука в начале слова, после гласной буквы, после мягкого и твердого знаков. | |||||
Задачи | 1.Совершенствовать фонематический слух, закреплять умение определять положение звука в слове. 2.Закреплять навык звукового анализа слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (гласные, согласные твёрдые и мягкие). 3. Закрепить умение руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов. 4. Развивать словесно-логическое мышление, умение рассуждать, делать выводы. 5.Воспитывать усидчивость, аккуратность, чувство товарищества, желание и умение работать в коллективе. | |||||
Материал и оборудование | Дидактическая игра «Цветы»; фишки для звукового анализа слов; буквы «А», «Я»; схемы звуков «А», «Я»; презентация о «Буквах дающих два звука», цветные карандаши, картинки; дидактическая игра «Образец и правило» | |||||
Предполагаемый результат | Умение детей называть буквы дающие два звука. Умение определять звук в начале слова, проводить звуковой анализ слова. Умение руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов. Знания о буквах, дающих два звука. | |||||
Этапы | Деятельность воспитателя | Методы, приемы | Деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности | |
Этапные задачи: создать эмоциональный настрой детей, мотивировать детей на предстоящую деятельность. | ||||||
I. Введение в ситуацию | Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и холодно, а в нашей группе светло и весело! А весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! Давайте улыбнемся друг другу. Ну-ка покажите, как вы умеете улыбаться. Только не у всех сегодня хорошее настроение. На доске появляются буквы «А» и «Я» со схемами. Вот буквы «А» и «Я» очень грустные. Они поспорили между собой. Что же нам делать? Хорошо, но, прежде чем мы этим займемся, скажите, чем же отличаются буквы от звуков? Какие бывают звуки? А звуки «А» и «Я» какие? | Словесный наглядный | Дети становятся полукругом на ковре и внимательно слушают -Их нужно помирить. -Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим. -Гласные и согласные. Согласные делятся на твердые и мягкие. -Звуки «А» и «Я»-гласные. | Личностные, Коммуникатив- ные | Рассуждение детей | |
Этапные задачи: совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его местонахождения в слове; развивать память и внимание, словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы | ||||||
II. Актуализация знаний | - Давайте соберем для наших букв цветы, может быть тогда они помирятся, поднимем им настроение. -Ребята, сейчас вы должны разделиться на 3 группы. Каждый из вас должен взять лепесток и собрать из них цветок. Только есть одно условие:
| Наглядный, словесный, практический. |
Дети делятся на группы. -Картинки, в названиях которых первый звук гласный . - Слова в которых первый звук мягкий согласный. - Слова в которых первый звук твёрдый согласный звук. Дети определяют первый звук в словах, проговаривая свой ответ и выкладывая цветы. | Познавательные Регулятивные Коммуникатив- ные | Добиваться чётких ответов, умение отстаивать свою точку зрения. Наблюдение за процессом выполнения правила, выполнение заданий. | |
Этапные задачи: развивать словесно-логическое мышление, рассуждать, делать выводы; учить находить выходы из трудных ситуаций | ||||||
III Затруднение в ситуации | Ребята давайте подойдем к доске посмотрим, может наши буквы уже тоже улыбаются, как мы. Смотрю наши цветы не помогли помириться буквам. Может они поспорили потому - что их клеточки не закрашены? Давайте поможем им. Сможете? Идите помогайте. Выполняйте звуковой анализ букв «А», «Я». Садитесь за столы. - У вас получилось? Нет? Почему не смогли? А если мы чего-то знаем, как мы можем это узнать? | Словесный Проблемный | - Да сможем. Дети садятся за столы и выполняют звуковой анализ букв - Нет. Дети не находят пути решения. - придумать сами, посмотреть в энциклопедии, посмотреть в интернете, спросить. | познавательные | Ищут выходы из ситуации, предполагают пути решения. | |
Этапные задачи: познакомить детей с буквами, дающими два звука Я, Е, Ё, Ю; упражнять в умении проводить и определять первые звуки в словах; развивать фонематическое восприятие. Развивать внимание и память. | ||||||
IV. Открытие нового знания или способа действий | Просмотр презентации о «Буквах дающих два звука» Сейчас я вам расскажу почему вы не смогли сделать звуковой анализ буквы Я. В алфавите есть 4 гласные буквы Я,Ю,Е,Ё, которые дают 2 звука вначале слова, после гласной буквы, после мягкого и твердого знаков. На интерактивной доске Буква «Я» дает два звука Й и А ; Буква «Ю» дает два звука Й и У; Буква «Е» дает два звука Й и Э; Буква «Ё» дает два звука Й и О. -Дима, назови какие два звука дает буква «Я», Петя назови какие два звука дает буква «Ю», и т.д.«е», «ё». Первый звук «Й» всегда согласный мягкий. Мы обозначаем его всегда зелёным цветом. | Словесный Наглядный Практический | -Буква Я дает два звука Й и А - Буква Ю дает два звука Й и У | Коммуникатив-ные, познавательные | Следить за правильным определением звука. | |
Этапные задачи: закрепить полученные знания; развивать память и логическое мышление. | ||||||
V. Введение новых знаний в систему знаний | Давайте сделаем звуковой анализ слова «юбка». Детям предлагается выполнить звуковой анализ слова у себя на листочках, а Саша выполнит задание у доски. - Катя, как ты раскрасила первую клеточку? Почему? - Миша как ты раскрасила вторую клеточку? Почему? и т.д. Ну что, теперь мы сможем сделать звуковой анализ и раскрасить полностью клеточку под буквой Я? - Давайте скорее закрасим и помирим наши буквы. А чтобы наши буквы больше не ругались давайте им подарим на память небольшие подарки, но только вот беда подарок 1, а буквы 2. Давайте нарисуем второй. Только есть одно правило: нельзя проводить линию между двумя одинаковыми точками. Смотрите, здесь были точки (показывает на вершины фигуры). Эти точки соединили так, чтобы получился вот такой рисунок (воспитатель проводит пальцем по сторонам фигуры). Рядом тоже есть точки (воспитатель показывает на точки справа от образца). Вы должны соединить точки так, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (воспитатель снова показывает на образец). Здесь есть лишние точки, вы их не трогайте А теперь посмотрите внимательно, точки все одинаковые или разные? Правильно они разные. Есть точки в виде кружочков, а есть в виде квадратиков. Так вот напомню есть правило запомните: нельзя проводить линию между двумя одинаковыми точками т.е. нельзя соединять квадратик с квадратиком, а кружочек с кружочком. Если вы какую-то линию провели неправильно, скажите тихонечко мне, я сотру. | Наглядныйсловесный, практичес-кий |
Дети делают звуковой анализ слова «Юбка» самостоятельно. - Первая буква в слове Юбка - Ю, она дает два звука Й-согласный мягкий, У- гласный. - Точки разные. Дети по инструкции выполняют задание. | Коммуникатив-ные, личностные, познавательные | Дети выпол-няют задание самостоятельно, а затем сравнивают свои результаты. | |
Этапные задачи: провести рефлексию деятельности на занятии. | ||||||
VI Осмысление (итог) | Дети отдают подарки буквам и собираются около воспитателя на ковре. - Ребята, скажите, что вы сегодня делали? - А почему они поругались? - Вы смогли их помирить? Какие знания вам помогли это сделать? Назовите буквы, которые дают два звука. Вы со всеми заданиями справились? или что-то у вас вызвало затруднение? | словесный | -Помогали буквам помириться? - Потому что их клеточки были не закрашены. - Мы узнали, что некоторые буквы дают два звука. -звуки Я, Е, Ё, Ю | Коммуникатив-ные | Ребята оценивают полученные знания; высказывают свое мнение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"
Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...
Технологическая карта логопедического занятия "Автоматизация звука /Р/ в слогах и словах".
Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности....
Технологическая карта по речевому развитию "Звук [г] и [гь] и буква г, Г"
Данный материал знакомить детей с буквами Г, г и тем, что она обозначает звуки [г] и [гь]...
Технологическая карта по речевому развитию «Звук [л] и [ль] и буква л, Л».
Данный материал знакомить детей с буквами Л, л и тем, что она обозначает звуки [л] и [ль]...
Технологическая карта открытого ООД "Осенние звуки в лесу"
Прививать любовь к классической музыке, к творчеству П.И.Чайковского, углубление восприятия музыки через интеграцию различных видов искусств.Формирование различных умений и навыков,необходимых дошколь...
Технологическая карта ООД тема: «Под звуки гармошки»
Познакомить детей с русским народным инструментом гармошкой, русской народной музыкой. ...
Технологическая карта образовательной деятельности «Дифференциация звуков [З]-[Ж]» в старшей группе
Учим детей различать на слух звуки з и ж, определять позицию звука в словах. Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками з и ж....