Технологическая карта по речевому развитию "Звук [г] и [гь] и буква г, Г"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Данный материал знакомить детей с буквами Г, г и тем, что она обозначает звуки [г] и [гь]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_g_i_g_i_bukva_g_g.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Образовательная область: « Развитие речи».                                                                                                                                      

Тема:  «Звук [г] и [гь] и буква г, Г».

Педагогическая цель: познакомить с буквами Г, г и тем, что она обозначает звуки [г] и [гь]; учить детей называть слова определенной звуковой структуры; развивать мимическую моторику;  закреплять умение производить звуковой анализ слов применением правил написания  гласных букв и определением  ударного гласного звука.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная.

Средства реализации:  раздаточный материал; игрушка гном; картинки; обручи; аудиозапись.

Организационная структура игрового занятия

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно – побудительный

Воспитатель.

- Ребята, к нам сегодня пришел гост, который любить трудиться, а во время отдыха он любит  веселиться и у него  даже есть свои инструменты.  А чтоб узнать, кто это,  вам нужно отгадать про него загадку.

Воспитатель

Загадывает загадку

Он носит вместо шапки

Весёлый колпачок.

И ростом он всего лишь

С ребячий бошмачок.

С фонариком и с песней

Идёт в лесу ночном.

Не ошибёшься, если

Ты скажешь: -Это...

Отгадывают загадку

Организационно – поисковый

Воспитатель:

Вносит игрушку «Гном»

- Ребята давайте поиграем с гномом.

Я буду говорить вам про гномика, а вы должны будете изобразить его, ему это очень понравиться.

 ( Детям предлагается изобразить грустного гномика,   злого, зевающего, работящего, серьезного, веселого).

 - Ребята, наш гость, он всегда веселый, потому что у него есть его любимые инструменты. Хотите узнать какие у него инструменты? Тогда внимательно послушайте   и отгадайте, что – за инструменты.

Воспитатель

Включает аудиозапись гармони  и гитары.

- С какого звука начинается слово гармонь,  а слово гитара?

- Как вы думаете, какие звуки мы будем изучать сегодня?

- Правильно ребята, сегодня мы научимся различать звуки [г] и [гь] и познакомимся с буквой Г.

1.Характеристика звука [г] и [гь].

Воспитатель

- При  произнесении   звука  [ г]  кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба.

- Давайте произнесем звук [г].

- С помощью чего произносится звук [г]? Звук гласный или согласный? Твердый звук или мягкий?

- Произнесите звук [гь]. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. 

- С помощью чего произносится звук [гь]? Звук гласный или согласный? Твердый звук или мягкий?

2. Развитие фонематического восприятия.  

Воспитатель

- У нашего гостя гнома  хороший музыкальный слух. Проверим, а какой у вас, слух?

-  Если вы услышите звук [г], поднимите синюю фишку, а если услышите звук [гь], то поднимите зеленую фишку.

[а], [гь], [м] , [г] ,[нь], [гь], [о], [в], [г], [п], [ть], [гь]

 - А теперь буду проговаривать   цепочку слов.

 Гитара - гармонь  - гуси - Гиря- герой-  гараж - гантели -  гений.

- графин - гигант - группа.

Физкультминутка

Утром гном в лес пошел,

 По дороге гриб нашел, 

 А за ним-то раз, два, три

 Показались ещё три! 

И пока грибы срывал, 

Гном в школу опоздал, 

Побежал, заспешил 

И грибы все уронили! 

3. Изображение буквы Г, г. На что она похожа?

Воспитатель

А сейчас настало время познакомиться с буквой Г, г.

- Дети посмотрите на букву Г, Г, на что она похожа?

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

- Попробуйте выложить букву Г с помощью счетных палочек.

4.Звуковой анализ слова «Гном»

Воспитатель

- Ребята, мы с вами будет разбирать слово «Гном».

- Скажите, сколько слогов в слове «Гном»?

- Сколько гласных звуков в слове «Гном»? Назовите звуки в слове по порядку. Сколько всего звуков в слове?

Из четырех звуков один гласный. Сколько согласных звуков в слове гном?

- Выложите, пожалуйста, звуковую схему слова «Гном».

5. Игра «Назови слова».

Воспитатель

Ставит на доску фишки: синюю, красную, зеленую, красную.

- Ребята, молодцы, слово «Гном « смогли разобрать, теперь попробуйте назвать слова, в которых 1-й звук твердый согласный, 2-й гласный, 3-й – мягкий согласный, 4 –й гласный.

Слушают, высказывают свое мнение.

Поднимают карточки.

Шаг на месте

Наклоны вперед, выпрямиться, руки на поясе.

Наклоны туловища из стороны в сторону.

 Руки вперед, затем в сторону

наклоны вперед, руки к полу.

Руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону

Бег на месте.

Приседание.

Дети разбирают слово.

Заменяют фишки буквами и говорят слово, выделяя ударный гласный звук.

Рефлексивно- корригирующий

Воспитатель.

- С какими звуками мы сегодня работали?

- Какие запомнили слова со звуками [г] и [гь]?

- Как называется новая буква?

- Что больше всего понравилось?

- Если вам было легко и интересно,  поднимите  красную фишку.

- Если вы затруднялись, поднимите синюю фишку.

Дети отвечают, оценивают свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД "Речевое развитие" по теме "Догадливая лягушка"

Цель занятия-развитие умений в составлении рассказа по серии сюжетных картинок "Догадливая лягушка"  используя технологию ОТСМ-ТРИЗ...

Технологическая карта по речевому развитию "Пересказ сказки "Пых"

Технологическая карта поможет воспитателям провести занятие. Данная технологическая карта предназначена для воспитателей средней группы....

Конспект (технологическая карта) познавательно-речевого занятия с использованием здоровье-сберегающих технологий и квест - игры во 2 младшей группе.

Мною   представлена подробная технологическая карта познавательно-речевого занятия для малышей с элементами квест-игры, в котором активно используются здоровье-сберегающие технологии (самома...

Технологическая карта по речевому развитию «Русская народная игрушка - Матрешка».

Представлена технологическая карта  тема «Русская народная игрушка - Матрешка»  во второй младшей группе....

Технологическая карта по речевому развитию «Звук [л] и [ль] и буква л, Л».

Данный материал знакомить детей с буквами Л, л и тем, что она обозначает звуки [л] и [ль]...

Технологическая карта НОД по грамоте Тема: «Согласный звук Ч.Буква Ч»

   Технологическая карта-конспект  подгрупповой логопедической НОД по грамоте  для детей 4-7 лет.Тема: «Согласный звук Ч.Буква Ч»...

Технологическая карта занятия по грамоте. Звуки П и Пь. Буква П.

Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ...