Технологическая карта образовательной деятельности «Дифференциация звуков [З]-[Ж]» в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Учим детей различать на слух звуки з и ж, определять позицию звука в словах. Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками з и ж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_z_k_r.docx | 44.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 города Лениногорска»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Технологическая карта образовательной деятельности
«Дифференциация звуков [З]-[Ж]»
в старшей группе
(образовательная область «Речевое развитие»)
Подготовила и провела: Маркелова Елена Егоровна,
воспитатель первой квалификационной категории.
г. Лениногорск, 2021 г.
Цель: Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков [ж] и [з] изолированно и в словах, словосочетаниях; в различении (на слух) знакомого звука, умении определять наличие звука в слове (начало, середина, конец).
Образовательные задачи:
- Учить дифференцировать звуки [ж] и [з] в словах, словосочетаниях.
- Отрабатывать произношение звуков [ж] и [з] изолированно и в словах, чистоговорках.
- Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.
Развивающие задачи:
- Развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [з].
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
- Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать дружеские отношения в процессе образовательной деятельности.
Предварительная работа: Артикуляционная гимнастика, проговаривание чистоговорок, разучивание песенок Веселого язычка, игры по звуковой культуре речи.
Словарная работа: звук, звонкий, чистоговорка.
Создание предметно-развивающей среды:
Предметно-развивающая среда создается с целью стимулировать, направлять, развивать деятельность детей, сформировать у них такие качества как активность, наблюдательность, любознательность.
Дидактические пособия, материалы:игрушки жук, комарик; карточки «артикуляционная гимнастика», разрезные картинки с изображением жука и комарика, карточки с картинками животных, конверт с загадками.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Результат |
Психологичес-кий настрой, 1 мин | Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребенка | «Организационный момент» Крепко за руки возьмемся и друг- другу улыбнемся. Каждый день всегда, везде, На занятиях, в игре. Говорим все четко, внятно Чтобы было всем понятно Никуда мы не спешим. Если хочешь ответить, не шуми, только руку подними. | Установление зрительного, тактильного контакта. | Выполняют действия, проговаривают текст. | Психологическая готовность. Дети готовы к общению со взрослым и к совместной деятельности |
Вводно- организационный, 2 мин | Организация направленного внимания | Сюрпризный момент. Ползет жук по дорожке, а навстречу ему комар летит. Решил жук познакомиться с комаром и запел свою песенку: ж ,ж ж. Комарик был вежливым и ответил своей звонкой песенкой: з ,з, з. Так пожужжали, позвенели они и разбежались в разные стороны. Воспитатель. Ребята, догадались, о чем сегодня мы будем с вами говорить? Дети. Да. Мы будем говорить о звуках: Ж и З. Воспитатель. Ребята представляете, что будет, если пропадут звуки? (ответы детей) Воспитатель. Правильно мы с вами не сможем говорить и общаться, узнавать много нового и интересного. Дети. Да. Воспитатель. Предлагаю вам провести разминку звуковую (фонематическую). Выучим с вами чистоговорку на звук: З и Ж. Зеленая жаба с забавным жуком Забыли к зиме подыскать себе дом. Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру: « Доскажи словечко» Воспитатель: В речке проживает щука, а зовут ее все Дети: Злюка Воспитатель: Светит солнце, светит ярко, всем нам стало очень Дети: жарко Воспитатель: Не видно маленькой Зины, из-за большой Дети: корзины. Воспитатель: Спросила мама: « Мой дружок, ты ел сегодня». Дети: пирожок. Воспитатель: Кашу положили в плошку. В руку взял большую. Дети: Ложку Воспитатель: Лежебока рыжий кот. Отлежал себе Дети: Живот. Воспитатель: Молодцы, ребята все загадки отгадали правильно.
| Организация образовательного пространства: аудиозапись со звуками. Концентрация внимания на сундучке. Стимулирование детей при помощи наводящих вопросов. | Слушают звуки, отвечают на вопросы. Проговаривают хором и индивидуально Отгадывают загадки | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания |
Воспитатель. Ребята жук и комарик очень дружны между собой и они хотят, чтобы и вы между собой никогда не сорились. Ведь только дружно сообща можно преодолеть любые трудности. Сегодня они пришли к нам в гости и хотят с вами поиграть. Узнать все ли вы знаете и правильно выполняете. Вы согласны поиграть? Дети. Да. | Организация сюрпризного момента. Создание проблемной ситуации, требующей разрешения | Принимают участие в игровом действии | |||
Мотивационно-побудительный 2 мин | Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах | Воспитатель. Я думаю, что вам не стоит ссориться из-за того, кто из вас главнее, мне кажется, что все звуки важны и нужны. И мы с ребятами постараемся доказать вам, что и звук «Ш» и звук «Ж» необходимы в речи. Вы согласны, ребята? Дети. Да Воспитатель. А для того, чтобы доказать важность обоих звуков в речи я предлагаю устроить игры в которых мы тоже будем принимать участие. Вы не возражаете? За активное участие жук и стрекоза наградят нас призами. | Знакомство детей с особенностями предстоящей деятельности | Высказывают готовность к деятельности по решению проблемной ситуации | Проявление интереса к предстоящей деятельности Внутренняя мотивация на деятельность |
Формирование интереса к содержанию ОД; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Формирование умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого | Воспитатель. Итак, ребята, нам предстоит сегодня играть со звуками, а для этого мы должны подготовить наши язычки. И я предлагаю сесть на стульчики и выполнить артикуляционную гимнастику. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА: Упражнения: 1. Открываем ротик-дом. Кто хозяин в доме том? В нем хозяин - Язычок. На губу как блинчик лег. («Лопатка».) 2. Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам. («Часики».) 3. Видит: губки очень гибки, Ловко тянутся в улыбке. («Улыбка».) А теперь наоборот: губки тянутся вперед. («Трубочка».) 4. На качелях покачался, Вверх взлетал и вниз спускался. («Качели».) 5. Любит он покушать сладко. («Варенье» ), После скачет, как лошадка. («Лошадка».) Язычок уже устали в свой домик побежал. Вот теперь наши язычки готовы к занятию. | Привлечение внимания детей при помощи демонстрации карточек с артикуляционной гимнастикой. | Выполняют гимнастику | Артикуляционный аппарат подготовлен к четкому произношению звуков | |
Актуализация, 2 мин | Актуализация имеющихся знаний, представлений. | Воспитатель: У каждого участника есть свои эмблемы. Девочки у нас сегодня будут комариками, а мальчики жуками. Давайте вспомним, как жужжит жук (звонко). А комарик? (тоже звонко, громко). Верно. Давайте поможем нашим гостям определить, какой из звуков звонкий, а какой глухой? Дети. Нужно положить руку на горлышко и произнести звук, если горлышко молчит, значит, звук глухой, если горлышко дрожит, значит, звонкий. Воспитатель. Чтобы правильно произнести звуки Ж и З, нужно губы слегка растянуть в улыбке, зубы поставить заборчиком, кончик язычка поднять вверх, сам язычок поставить чашечкой и, плавно выдыхая воздух, произнести нужный звук. Приготовились, положили ладошку на горлышко и произносим сначала звук З, потом Ж. (Дети выполняют вместе с воспитателем, делают выводы) Воспитатель. Так какой же из этих звуков звонкий? Дети. Звук Ж и З. Воспитатель. Послушайте загадку и определите, какой звук з или ж есть в слове отгадке. Маленькая собачка свернулась, лежит, Не лает , не кусает, а в дом не пускает.(замок) Два братца живут через дорогу, А друг друга не видят.(глаза) Ползун ползет, иглы везет.( ежик) Два конца, два кольца, а посередине гвоздик.(ножницы) Воспитатель: Правильно отгадали загадки. Предлагаю вам поиграть в словесные игры. | Организация исследовательской деятельности по определению категории звуков. Привлечение внимания к правильной артикуляции при помощи демонстрационных карточек Отгадывание загадок на опредленый звук | Отвечают на вопросы, делают предположения, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенный материал. | Воспроизведение имеющихся знаний и представлений. |
Расширение имеющихся представлений 2-3 мин | Закрепление, расширение, обобщение, систематизация определенного объема знаний и представлений. Пополнение словарного запаса детей существительными с заданными звуками. | 1-я игра. «Подбери слово» Я предлагаю вам подобрать слова-отгадки к чистоговоркам. Загадки-чистоговорки для Жуков: Жа-жа-жа – в лесу встретели… (ежа) Жу-жу-жу– я на солнышке …(лежу) Жи-жи-жи – покупали мы … (ножи) Жок-жок-жок – подарили мне… (Флажок). Загадки-чистоговорки для Комарика:: За-За-За – у Маши зеленые … (глаза) Зы-зы-зы – два крыла у … (стрекозы) 3у-зу-зу– едет Ваня на … (возу) Шок-шок-шок – Поет рано … (Петушок) Воспитатель. Молодцы жуки и комарики вы очень хорошо, произносите их любимые звуки. И правильно отгадали загадки. | Организация взаимодействия в достижении результата. Стимулирование речевых высказываний детей с четким проговариванием нужного звука. Привлечение детей, как к хоровым, так и к индивидуальным ответам. Положительная оценка речевых высказываний детей. | Подбирают рифмующееся слово к окончанию чистоговорки. Повторяют чистоговорку | Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления. Расширение словарного запаса, формирование компонентов звуковой культуры речи. Любознательность и активность. |
Динамическая пауза, 1мин | Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости | Воспитатель. А сейчас предлагаю немного отдохнуть и выполнить разминку. Физ.минутка. Ежик топал по тропинке. И грибочки нес на спинке (ходьба на месте) Ежик топал не спеша. Тихо листьями шурша (ладошками шуршим) А на встречу скачет зайка, длинноухий попрыгый-ка. В огороде чем-то ловко раздобыл себе морковку (прыжки на месте). | Проведение физкультминутки, | Выполняют физические упражнения. | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта |
Восприятие и усвоение нового материала 4 мин | Усвоение определенного объема знаний и представлений | Воспитатель. Вот как славно отдохнули. Присаживайтесь на стульчики. Все готовы к следующей игре? Она называется « Четвертый лишний» Воспитатель. Я сейчас вам покажу картинки, а вы должны определить какая картинка лишняя. Назвать лишнюю картинку вы сможете, если определите какой звук Ж или З встретится в названии каждой картинки. - Коза, зуб, жук, береза. (Жук) -Журнал, пожар, жираф, зонт . ( Зонт) -Замок, желудь, крыжовник, пижама .(Замок) -Баржа, мимоза, ежик, медвежонок. ( Мимоза) Дети. Называют лишнюю картинку.Дети проводят аналогичные действия с другими картинками) Воспитатель. Укажите звук Ж и З в слове, поделите их на слоги, определите на какой звук падает ударение. Воспитатель. Молодцы. Справились с задание правильно. | Организация игрового пространства с использованием картинок. Стимулирование полных высказываний детей при ответе на вопрос. Концентрация внимания на выполненном задании. | Рассматривают картинки, отвечают на вопросы воспитателя, выделяют лишнюю картинку, дифференцируя звук в слове, поясняют свой выбор, определяют, на какой звук падает ударение. Считают, делают выводы. | Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления. |
Практическая конструктивная деятельность 3 мин | Закрепление и обобщение новых знаний | Воспитатель: Переходим к следующей игре. А следующая игра называется «Украсим елочку». Мы с вами, ребята, будем сейчас украшать елочку игрушками на которых есть изображение со звуком Ж И З. Жуки вешают на елочку игрушки в названии которых звук Ж, а комарики со звуком З. Воспитатель. Комарики, назовите, какие игрушки вы повесили на елку? Дети. Звезда, зонтик, зайчика, арбуз, обезьяна. Как звучит ваша песенка? Дети. [З] Воспитатель. А какие игрушки повесили жуки? Дети. Желудь, ежик, жаба, жук. Воспитатель. Как он звучит? Где находится звук вначале, в середине или в конце? Дети. [Ж] Воспитатель. Кто быстро и правильно украсит свою елочку. Посмотрим, какой из звуков встречается в словах чаще. Сейчас каждый расскажет о своей игрушке, которую он повесил. Воспитатель. Можно, я первая начну? У меня игрушка с картинкой «жук». В этом слове «живет» звук Ж, он находится вначале слова. Теперь ваша очередь. Воспитатель. Наши елочки украшены, давайте сравним их. Правильно? Дети. Да Воспитатель. Молодцы, ребята правильно украсили елочку. | Организация игрового пространства с использованием елочки и игрушек. Напоминание о принадлежности звука определенного персонажам. Концентрация внимания на образце (алгоритме) выполнения задания. Концентрация внимания на выполненном задании. | Слушают игровое задание. Разбирают игрушки, рассматривают украшают елку, дифференцируют звук, определяют его местонахождение. | Сформировано умение определять наличие звука в слове, выделять на слух слова с заданными звуками, дифференцировать звук. |
Заключительный этап. Рефлексия, 2 мин | Подведение итогов ОД, обобщение полученного ребенком опыта. Визуализация полученных знаний | Воспитатель. Сегодня на занятии ребята мы убедились, что без звуков жить нельзя они очень важны и очень нужны. Вы согласны со мной, ребята? Дети. Да, оба звука важные и оба они главные и нужные. Вам было интересно сегодня на нашем занятии? С кем мы сегодня играли? Какое задание для вас было интересным? А какое задание было для вас сложным? Кому расскажете о том, чем мы сегодня занимались? Воспитатель. Вы все большие молодцы, активно работали, правильно отвечали. А нам остается попрощаться с нашими гостями, пожелать им хорошего дня и настроения. | Подведение итогов ОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы. | Выражают собственные чувства и эмоции. Отвечают на вопросы, вспоминая ранее выполненные задания Выражают собственные мысли, чувства. Рассказывают, объясняют, как справились с поставленной задачей | Осознание себя как участника познавательного процесса. Сформированность речевых навыков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква У». Занятие № 1
Вашему вниманию предлагается технологическая карта - конспект непосредственно образовательной деятельности (фронтального занятия) по обучению грамоте для детей 6-7 лет с учетом требований ФГТ. Конспек...
Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква И». Конспект № 7
Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе, выполненный с учетом требований ФГТ....
Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки П, Пь, буква П».
Конспект - технологическая карта будет полезен всем логопедам, кто ведет обучение грамоте в подготовительных к школе группах....
Технологическая карта образовательной ситуации по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Золотая Осень» Педагог Тарасенко Валентина Владимировна
Цель: создать условия для закрепления представления детей о характерных признаках осени и осенних явленияхЗадачи: Организация деятельности детей для закрепления умений устанавливать связь ...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы.
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы....
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе "В гости к животным жарких стран"
Представлен конспект занятия с указанием содержания, деятельности детей и педагога, предполагаемыми результатами...