Технологическая карта по речевому развитию «Звук [л] и [ль] и буква л, Л».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Данный материал знакомить детей с буквами Л, л и тем, что она обозначает звуки [л] и [ль]

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_l_i_l_i_bukva_l_l.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Образовательная область: « Развитие речи».                                                                                                                                         Узданова Р.Г.

Тема:  «Звук [л] и [ль] и буква л, Л».

Педагогическая цель: Познакомить детей с буквой л и тем, что она может обозначать звуки [л] и [ль]; закреплять умение производить звуковой анализ слов применением правил написание гласных букв и определение ударного гласного звука; закреплять умение делить предложения на слова, называть их по порядку; учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная.

Средства реализации:  раздаточный материал; картинки; аудиозапись.

Организационная структура игрового занятия

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно – побудительный

Воспитатель.

Звучит аудиозапись. Слышатся звуки леса.

- Что услышали?

- Где можно услышать эти звуки?

- Сегодня к нам, гости придут из леса, а кто,  узнаете, если отгадаете загадки.

Воспитатель

Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой, 
Хвост пушистый и большой. 

Трав копытами касаясь, 
Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, 
Рога раскинув широко.

Отгадывают загадки

Организационно – поисковый

Воспитатель:

Выставляет картины: лося, лисы.

1.Работа над предложением.

 - Ребята,  хотите, я вам расскажу, что мне лось рассказал по секрету о лисе?  Тогда внимательно  слушайте.

Воспитатель

Читает  сказку «Лисенок и Лягушонок» Г. Юдина.

После этого случая,  она стала  доброй,  никого не дразнила и стала со всеми дружить.

- Ребята, что лягушонок сказал лисенку?

 В  предложениях «Ты не огорчайся!». «Ты роешь самые хитрые норы» сколько слов? Назовите их по порядку.

- Ребята лось и лиса друзья. Когда я говорю, лось и лиса мне кажется, даже одинаково звучат.

-  Как вы думаете, что общего?

-  Правильно,  слово “лось” начинается со звука [л], а слово лиса  – со звука [л,],

- Ребята, сегодня мы с вами будем играть со звуком [л] и [л'] и познакомимся с буквой Л.

2. Характеристика звука [л] и [л'].

Воспитатель

Для того чтобы произнести  звук [ л] нужно: открыть губы, сблизить зубы, а кончик языка положить на бугорки за верхними зубами.  Давайте произнесем звук [л]

- А при произнесении звука  [л`], кончик языка касается не зубов, а неба. Произнесите звук [л`].

-  Дайте характеристику звуков [л], [л']

 3. Упражнения в различении звуков [л], [л,]

У лисы  недавно было день рождение.   Она пригласила к себе друзей, в названии которых есть звуки [л] и [л`].

Воспитатель

-  Нужно взять картинку, произнести слово и если вы услышите звуки [ л] или [л`], то поставьте  картинку  рядом с собой, а если нет, то поставьте на середину стола.

лось

волк

олень

ласка

белка

лошадь

Заяц, медведь, овца, еж

- Давайте назовем животных, которые побывали у лисы в гостях и определим, где находятся звуки [л] - [л`] (в начале, в середине или в конце слова).

А еще наша лисичка очень любит играть, давайте и мы с вами немного разомнемся.

 Физкультминутка

Вышли лисы погулять.

В травке лапки поразмять.

Хвост пушистый расчесали,

Коготками постучали.

Покружились и бежать

Серых зайцев догонять.

4. Изображение буквы Л, л. На что она похожа?

Воспитатель

А сейчас настало время познакомиться с буквой Л, л.

- Дети посмотрите на букву Л, л, на что она похожа?

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

- Попробуйте изобразить букву Л с помощью пальцев, рук.

5.Звуковой анализ слова «Лиса», «Лось».

 («Лось», если время останется)

Воспитатель

Слово у доски разбирает один ребенок.

- Сколько слогов в слове Лиса?

- Сколько согласных звуков в слове Лиса?

- Назовите первый, последний, согласный.

- Сколько гласных звуков?

Отвечают.

Дети одни картинки ставят в домик,  другие картинки оставляют на столе.

Дети разбирают слово.

Заменяют фишки буквами и говорят слово, выделяя ударный гласный звук.

Рефлексивно- корригирующий

Воспитатель.

- С какими звуками мы сегодня работали?

- Какие запомнили слова со звуками [л] и [л`]?

- Как называется новая буква?

- Что больше всего понравилось?

- Если вам было легко и интересно,  поднимите  красную фишку.

- Если вы затруднялись, поднимите синюю фишку.

Дети отвечают, оценивают свою работу

Лисенок и лягушонок

В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил  лепить из глины.

Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке.

Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнил:

- Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок!

И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос.

Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:

- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…

- Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие. Звук [Т] и буквы Т.

Систематические занятия по дифференциации звуков активизируют фонематическое восприятие, способствуют развитию звукобуквенного состава слова, являются профилактикой дисграфиии и дислексиии у дошкольни...

Технологическая карта по речевому развитию "Звук [г] и [гь] и буква г, Г"

Данный материал знакомить детей с буквами Г, г и тем, что она обозначает звуки [г] и [гь]...

Презентация по речевому развитию звук и буква Д

Презентация по речевому развитию звук и буква Д...

Презентация по речевому развитию звук и буква Ф

Презентация по речевому развитию звук и буква Ф...

Презентация по речевому развитию звук и буква С

Презентация по речевому развитию звук и буква С...

Конспект занятия по речевому развитию "Звуки [д],[д’]. Буква Д»

Занятие по грамоте поможет познакомить детей со звуками [д],[д’], буквой Д...

Конспект НОД в номинации "Речевое развитие": "Звук и буква "Ш".

Данная непосредственно образовательная деятельность рекомендована учителям-логопедам для закрепления звука и буквы "Ш" у детей с ОВЗ в подготовительной к школе группе....