План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Речевые игры, направленные на развитие грамматического строя речи у старших дошкольников»
учебно-методический материал по развитию речи
Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе, а так же морфологически и синтаксически оформленная речь служит для него средством общения с окружающими его людьми. Отсюда огромная ответственность ложится на дошкольные образовательные утверждения и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2024_25.docx | 34.2 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
воспитателя Анашкиной Светланы Николаевны
По теме: «Речевые игры, направленные на развитие грамматического
строя речи у старших дошкольников» на 2024 - 2025 учебный год.
1 этап. Подготовительный (выявление)
№ | Содержание работы | В течении года |
1 | Актуальность: Для понимания речи недостаточно знать лексическое значение слова, а необходимо улавливать связи и отношения между словами. Мы говорим об образности языка, о переносном смысле слова. Очень важным для детей является овладение основными способами словообразования и словоизменения в элементарных пределах. Умение изменять слова, образовывать новые способствует развитию первоначальных навыков подбора родственных слов, а также подводит ребенка к пониманию морфологического состава слова. Ребѐнок, осваивая с дошкольного возраста лексико-грамматический строй речи, не будет терпеть трудности в освоении языка, будет более глубокого понимать текст учебных текстов. | |
2 | Постановка цели и задач работы Цель: создание условий для развития грамматического строя речи детей в группе. Задачи: 1. Разработать перспективный план работы с детьми. 2. Изучить особенности грамматического строя речи детей дошкольного возраста. 3. Пополнить методическую копилку. 4. Изучение и анализ научно-методической литературы по данной теме. 5. Изготовить пособия и систему работы по ним. 6. Раскрыть различные формы работы по развитию грамматического строя речи детей. 7. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы. 8. Взаимодействовать с родителями и педагогами – подготовить и провести консультации для родителей и педагогов. | |
3 | Предполагаемый результат Овладение дошкольниками стойкими знаниями, усвоение и практическое применение лексико-грамматических средств языка в речи согласно возрастным требованиям. Развитие понимания устной речи. Практическое усвоение способов словообразования. Усвоение сочетаний притяжательных местоимений с существительными. Образование относительных прилагательных. Образование простейших синонимов и антонимов. Употребление в речи предлогов. Составление рассказов. |
2 этап. Аналитический (изучение)
№ | Содержание работы | Август |
1 | Составление плана работы по самообразованию |
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | Изучение научно-методической И учебно-методической литературы. | Провести анкетирование, «Какие нарушения грамматического строя речи есть у вашего ребенка». | |
Октябрь | Оформление в группе уголка игры, наглядно-дидактического материала по развитию грамматического строя речи. | Оформить папку передвижку на тему: «Интеллектуальные игры – как средство развития грамматического строя» | Оформление папки передвижки. Тема: «Развитие грамматического строя детей старшего дошкольного возраста» |
Ноябрь | Проведение занятий по развитию у детей Презентация «Образование существительных ед. и мн. Числа в разных падежах»(1 часть) грамматического строя | Консультация с родителями на тему: «Особенности развития грамматического строя дошкольников». | |
Декабрь | Проведение речевых дидактических игр и упражнений. Цель: совершенствование навыка употребления сущ. в ед.и мн.ч.; обучение пониманию вопросов косв-х падеж., развитие фонематического восприятия. Презентация «Образование сложных слов» (2 часть) | Консультация «Значение речевых дидактических игр для развития речи детей». Рекомендации родителям для использования дидактических игр и упражнений дома. | Показ проведения дидактической игры. Консультация «Значение речевых дидактических игр и упражнений в формировании лексико-грамматических категорий и развитии связной речи у дошкольников». Организация и проведение игр. |
Январь | Проведение речевых дидактических игр и упражнений. Цель: совершенствование навыка употребления в речи предлогов; образование и исполь-зование в речи сущ. с уменьш-ласкат. суф. Создание современной предметно-развивающей среды в группе | Обучение приёмам проведения дидактических игр. Совместное проведение игр. Беседа на тему: «Какие способы вы используете дома для исправления ошибок в речи ребенка». | Подбор дидактических игр и упражнений, систематизация, составление картотеки по данной теме. |
Февраль | Оформление папок передвижек на тему: «Дидактические игры для развития грамматически правильной речи» | Привлечь родителей. | Посещение НОД по развитию речи |
Март | Подготовить и провести открытое занятие для анализа со стороны коллег | ||
Апрель | Развитие связной речи. Обучение детей рассказыванию: -формирование значимости мотива; -активизация психических процессов. Развлечение «Говорим правильно» | Развитие связной речи детей с использованием худ.литературы с родителями. | Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме |
Май | Выступление на родительском собрании с отчѐтом о проделанной работе за учебный год |
3 этап. Организационный (обобщение)
№ | Содержание работы | Август 2024-май 2025 |
1 | Теоретическая часть:
| |
2 | Практическая часть: Составление конспектов занятий, деятельности и т.д., их апробация. Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования для проведения деятельности Проведение открытых мероприятий Выступление на педагогическом совете Участие в работе творческих групп |
4 этап. Завершающий (внедрение)
№ | Содержание работы | ||
1 | Оформление опыта работы: Систематизация теоретической части Систематизация практического материала Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.) |
5 этап. Презентационный (распространение)
№ | Содержание работы | |
1 | Отчет о проделанной работе: Рассказ; Организация выставки результатов продуктивной деятельности детей | |
2 | Подготовка материала к публикации в печатных изданиях | |
3 | Участие в педагогических конкурсах |
Приложение 1.
Дидактические игры и упражнения
по формированию грамматического строя речи
для совместной работы взрослого с детьми
в подготовительной группе
«Один – много» (образование множественного числа существительных на материале лексической темы): стол – столы, стул – стулья, диван – диваны…
«Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами на материале лексической темы): стол – столик, стул – стульчик, диван – диванчик…
«Чего (кого) много?» (форма множественного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы): столов, стульев, диванов…
«Чего (кого) не стало?» (форма единственного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы): стола, стула, дивана…
«Вкусный сок», «Поварята», «Чей листочек?», «Что из чего сделано?» (образование относительных прилагательных от названия фруктов, овощей, продуктов, названий деревьев, различных материалов): сок яблочный, апельсиновый…; суп овощной, рыбный, мясной, грибной…; листочек березовый, кленовый, дубовый…; стакан стеклянный, пластмассовый, деревянный, металлический…
«Чьи хвосты (уши)?», «Бюро находок» (образование притяжательных прилагательных от названия птиц, животных): хвост лисий, заячий, медвежий…
«Какой – какая – какое - какие?», «Про что можно так сказать?» (согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе): вишневый сок, вишневая начинка, вишневое варенье, вишневые деревья; пластмассовая ручка, пластмассовый совок, пластмассовое ведерко, пластмассовые игрушки…
«Чей – чья – чьё – чьи?», «Про что можно так сказать?» (согласование притяжательных прилагательных с существительными в роде, числе): утиная семейка, утиный клюв, утиное перо, утиные крылья; лисий хвост, лисья нора, лисье ухо, лисьи уши…
«Слова – действия» (образование разноприставочных глаголов): улетел, прилетел, залетел, вылетел, перелетел, влетел; зашел, пришел, вышел, перешел…
«Назови как можно больше слов-признаков» (подбор однородных прилагательных к существительному): лиса – дикая, хищная, рыжая, пушистая, осторожная, ловкая…
«Назови как можно больше слов-действий» (подбор однородных сказуемых к существительному): собака – лает, кусает, грызет, ласкается, охраняет, защищает, лежит, спит, бежит…
«Прятки», «Где? Куда? Откуда?» (упражнение в практическом использовании простых и сложных предлогов).
«Собери семейку слов», «Слова-родственники» (подбор родственных слов к заданному слову): снег – снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежный, подснежник…
«Слова-неприятели», «Скажи наоборот» (подбор существительных, прилагательных, наречий, глаголов с противоположным значением): друг – враг, день – ночь; чистый – грязный, веселый – грустный; высоко – низко, далеко – близко, темно – светло…
«Веселый счет» (согласование количественных числительных с существительным): один утенок, два утенка, пять утят; один ребенок, два ребенка, трое ребят…
«Ещё лучше» (образование прилагательных и наречий в сравнительной степени): большой – больше, высокий – выше, сладкий – слаще, вкусный – вкуснее, холодно – холоднее…
«Гномы и великаны» (образование существительных в превосходной степени): рука – ручища, усы – усищи, глаза – глазищи, кот - котище…
«Что в чем живет?», «Женские профессии» (образование существительных с суффиксами «иц», «ниц», «онк», «енк», обозначающими профессии, посудду со значением вместилища): сахарница, хлебница, масленка, солонка
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цель: освоение образования слов, противоположных по смыслу
Взрослый бросает мячик и называет любое прилагательное или глагол, ребёнок должен назвать слово, противоположное по смыслу: добрый – злой, пришёл – ушёл, бросил – поймал, широкий – узкий.
«Назови ласково»
Цель: освоение образования слов с помощью суффикса.
Вы говорите ребёнку: «Сегодня к нам пришел невидимый гном-малютка. У него есть волшебная палочка. Все предметы, до которых он дотрагивается, сразу же становятся маленькими. Шкаф превращается в шкафчик, кресло – ….».
Примерный речевой материал: лес – лесок; голос – голосок; петух – петушок; старик – старичок; друг – дружок; снег – снежок; бок – бочок; круг – кружок; береза – березка; шуба – шубка; лошадь – лошадка; корова – коровка; капля – капелька; рука – ручка.
Игра «Мой, моя, моё, мои».
Цель: упражнение в согласовании местоимения с существительным.
1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным.
Примерный речевой материал: мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка; машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита; ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко; валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.
2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.
«Перестановка»
Все члены семьи собираются вместе и решают сделать «перестановку». Каждый игрок рассказывает (можно и рисовать), где будет находиться тот или иной предмет мебели: телевизор на тумбочке в правом дальнем углу, слева от него – шкаф с книгами и т.д. Приветствуются любые варианты, даже не очень реализуемые, главное, чтобы предложения строились правильно.
«Варим варенье, делаем сок»
Цель: освоить умение образовывать относительные прилагательные
Покупая в магазине продукты, выясните, какой бы сок хотел купить ваш малыш. Ожидая очередь, вспомните, из каких ягод и фруктов ещё делают соки и как они называются. Точно так же можно обговорить и названия джемов, варенья и даже каш.
«Один-много»
Цель: усвоение образования слов во множественном числе.
Взрослый называет один предмет, а ребенок – много таких предметов. (Можно использовать мяч).
Например: шар... (шары) комар... (комары) гриб... (грибы) шкаф... (шкафы)
«Чего много?»
Цель: усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.
Например: апельсин – много апельсинов; кукла – много кукол; гриб – много грибов; карандаш – много карандашей; ручка – много ручек.
«Посчитай»
Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными. Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов, и предлагается сосчитать их.
Образец ответа: один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров. (Примерный речевой материал: гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо)
«Скажи правильно»
Цель: упражнение в подборе глаголов
Взрослый произносит предложение и предлагает детям, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.
Примерный речевой материал:
Лодка (подплыла, отплыла) от берега. Мальчик (подбежал, отбежал) от лодки. Собака (залезла, вылезла) из конуры. Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус. Мяч (перескочил, отскочил) от пола. Девочка (запила, выпила) молока. Машина (съехала, заехала) на мост.
«Ждем гостей»
Цель: упражнение детей в словообразовании
Предлагаем детям накрыть стол к приходу гостей. Демонстрируем предметные картинки с изображением посуды и просим ответить, как эта посуда называется. Образец ответа: посуда для салата — салатница.
Примерный речевой материал: посуда для супа — ... посуда для хлеба — ... посуда для соуса — ... посуда для сливок — ... посуда для масла — ... посуда для конфет — ... посуда для сухарей-…
«Подумай и назови»
Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных.
Предлагаем детям дать словами правильные определения.
Образец ответа:
Если на рубашке грязь, то рубашка грязная.
При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).
Примерный речевой материал: Если на улице очень холодно, то день ... Если на улице шум, то улица ... Если человеку сопутствует удача, то человек ... Если у человека талант, то человек ... Если весь день идет дождь, то день ... Если корова приносит людям пользу, то корова ... Если у человека есть здоровье, то человек ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
материал будет полезен для воспитателей подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...
ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».Цель: «Определить содержание, разработать и апробировать методы и приёмы работы по развитию...
План работы по самообразованию воспитателя на тему:«Развитие речевой активности и обеспечение эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм и театральной деятельности .»
Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так к...
Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя ДОО. Тема: Развитие социализации детей в условиях детского сада
Цель: создание условий для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствую...
План работы по самообразованию воспитателя на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Д...
План работы по самообразованию воспитателя по теме: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством организации образовательного модуля О.А. Зыковой "Экспериментирование с живой и неживой природой""
В современном обществе одной из актуальных задач STEM обучения и воспитания детей дошкольного возраста можно назвать развитие интеллектуально-творческой активности личности ребенка путем формир...