План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Речевые игры, направленные на развитие грамматического строя речи у старших дошкольников»
учебно-методический материал по развитию речи

Анашкина Светлана Николаевна

Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе, а так же морфологически и синтаксически оформленная речь служит для него средством общения с окружающими его людьми. Отсюда огромная ответственность ложится на дошкольные образовательные утверждения и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2024_25.docx34.2 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

воспитателя Анашкиной Светланы Николаевны

По теме: «Речевые игры, направленные на развитие грамматического

строя речи у старших дошкольников» на 2024 - 2025 учебный год.

1 этап. Подготовительный (выявление)

Содержание работы

В течении года

1

Актуальность:

Для понимания речи недостаточно знать лексическое значение слова, а необходимо улавливать связи и отношения между словами. Мы говорим об образности языка, о переносном смысле слова. Очень важным для детей является овладение основными способами словообразования и словоизменения в элементарных пределах. Умение изменять слова, образовывать новые способствует развитию первоначальных навыков подбора родственных слов, а также подводит ребенка к пониманию морфологического состава слова. Ребѐнок, осваивая с дошкольного возраста лексико-грамматический строй речи, не будет терпеть трудности в освоении языка, будет более глубокого понимать текст учебных текстов.

2

Постановка цели и задач работы

Цель:

создание условий для развития грамматического строя речи детей в группе.

Задачи:

1. Разработать перспективный план работы с детьми.

2. Изучить особенности грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

3.  Пополнить методическую копилку.

4. Изучение и анализ научно-методической литературы по данной теме.

5. Изготовить пособия и систему работы по ним.

6. Раскрыть различные формы работы по развитию грамматического строя речи детей.

7. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.

8. Взаимодействовать с родителями и педагогами – подготовить и провести консультации для родителей и педагогов.

3

Предполагаемый результат

Овладение дошкольниками стойкими знаниями, усвоение и практическое применение лексико-грамматических средств языка в речи согласно возрастным требованиям.

Развитие понимания устной речи.

Практическое усвоение способов словообразования.

Усвоение сочетаний притяжательных местоимений с существительными.

Образование относительных прилагательных.

Образование простейших синонимов и антонимов.

Употребление в речи предлогов.

Составление рассказов.

2 этап. Аналитический (изучение)

Содержание работы

Август

1

Составление плана работы по самообразованию

 Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

Изучение научно-методической И учебно-методической литературы.

Провести анкетирование, «Какие нарушения грамматического строя речи есть у вашего ребенка».

Октябрь

Оформление в группе уголка игры, наглядно-дидактического материала по развитию грамматического строя речи.

Оформить папку передвижку на тему: «Интеллектуальные игры – как средство развития грамматического строя»

Оформление папки передвижки. Тема: «Развитие грамматического строя детей старшего дошкольного возраста»

Ноябрь

Проведение занятий по развитию у детей Презентация «Образование существительных ед. и мн. Числа в разных падежах»(1 часть) грамматического строя

Консультация с родителями на тему: «Особенности развития грамматического строя дошкольников».

Декабрь

Проведение речевых дидактических игр и упражнений.         Цель: совершенствование навыка употребления сущ. в ед.и мн.ч.; обучение пониманию вопросов косв-х падеж., развитие фонематического восприятия.

Презентация «Образование сложных слов» (2 часть)

Консультация «Значение речевых дидактических игр для  развития речи детей». Рекомендации родителям для использования дидактических игр и упражнений  дома.  

Показ проведения дидактической игры.

Консультация  «Значение речевых дидактических игр и упражнений в формировании лексико-грамматических категорий и развитии связной речи у дошкольников». Организация и проведение игр.

Январь

Проведение речевых дидактических игр и упражнений.  Цель: совершенствование навыка употребления в речи предлогов; образование и исполь-зование в речи сущ. с уменьш-ласкат. суф.

Создание современной предметно-развивающей среды в группе

Обучение приёмам проведения дидактических игр.

Совместное проведение игр.

Беседа на тему: «Какие способы вы используете дома для исправления ошибок в речи ребенка».

Подбор дидактических игр и упражнений, систематизация, составление картотеки      по данной теме.

Февраль

Оформление папок передвижек на тему: «Дидактические игры для развития грамматически правильной речи»

Привлечь родителей.

Посещение НОД по развитию речи

Март

Подготовить и провести открытое занятие для анализа со стороны коллег

Апрель

Развитие связной речи. Обучение детей рассказыванию:    

-формирование       значимости мотива;              -активизация психических процессов.

Развлечение «Говорим правильно»

Развитие связной речи детей с использованием худ.литературы с родителями.

Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме

Май

Выступление на родительском собрании с отчѐтом о проделанной работе за учебный год

3 этап. Организационный (обобщение)

Содержание работы

Август 2024-май 2025

1

Теоретическая часть:

  • Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.п.
  1. Александрова, Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей [Текст] / Т.В. Александрова. - Спб.: Детство - Пресс, - 2008. – 46 с.
  2.  Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
  3. Альбом для обследования речевого развития детей 3-7 лет (экспрессдиагностика) [Текст] / О.Н. Тверская, Е.Г. Кряжевских. - П.: От и До, 2015. – 79 с.
  4. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи [Текст] / А.Г. Арушанова - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2005. - 296 с.
  5. Бояркова, Н.Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития [Текст] / Н. Ю Бояркова, Т.А. Матросова. – М.: В. Секачев, 2016. – 200 с.
  6. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания [Текст] / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская – С-Пб.: Каро – 2008. – 96 с.
  7. Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы фгос [Текст]/ Н.Е.Веракса. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 98 с.
  8.  Картотека игр по теме: «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе»  – [Электронный ресурс] – Точка доступа:

https://ds146.tmn.prosadiki.ru/media/2022/04/20/1294046209/Igry_na_formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi.pdf

  1.  Игры на формирование грамматического строя речи у ребенка старшего дошкольного возраста  – [Электронный ресурс] – Точка доступа: https://ds146.tmn.prosadiki.ru/media/2022/04/20/1294046209/Igry_na_formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi.pdf

  • Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы

2

Практическая часть:

Составление конспектов занятий, деятельности и т.д., их апробация.

Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования для проведения деятельности

Проведение открытых мероприятий

Выступление на педагогическом совете

Участие в работе творческих групп

4 этап. Завершающий (внедрение)

Содержание работы

1

Оформление опыта работы:

Систематизация теоретической части

Систематизация практического материала

Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.)

5 этап. Презентационный (распространение)

Содержание работы

1

Отчет о проделанной работе:

Рассказ;

Организация выставки результатов продуктивной деятельности детей

2

Подготовка материала к публикации в печатных изданиях

3

Участие в педагогических конкурсах


Приложение 1.

Дидактические игры и упражнения

по формированию грамматического строя речи

для совместной работы взрослого с детьми

в подготовительной группе

«Один – много» (образование множественного числа существительных на материале лексической темы): стол – столы, стул – стулья, диван – диваны…

 «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами на материале лексической темы): стол – столик, стул – стульчик, диван – диванчик… 

«Чего (кого) много?» (форма множественного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы): столов, стульев, диванов… 

«Чего (кого) не стало?» (форма единственного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы): стола, стула, дивана…

 «Вкусный сок», «Поварята», «Чей листочек?», «Что из чего сделано?» (образование относительных прилагательных от названия фруктов, овощей, продуктов, названий деревьев, различных материалов): сок яблочный, апельсиновый…; суп овощной, рыбный, мясной, грибной…; листочек березовый, кленовый, дубовый…; стакан стеклянный, пластмассовый, деревянный, металлический… 

 «Чьи хвосты (уши)?», «Бюро находок» (образование притяжательных прилагательных от названия птиц, животных): хвост лисий, заячий, медвежий… 

«Какой – какая – какое - какие?», «Про что можно так сказать?» (согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе): вишневый сок, вишневая начинка, вишневое варенье, вишневые деревья; пластмассовая ручка, пластмассовый совок, пластмассовое ведерко, пластмассовые игрушки… 

«Чей – чья – чьё – чьи?», «Про что можно так сказать?» (согласование притяжательных прилагательных с существительными в роде, числе): утиная семейка, утиный клюв, утиное перо, утиные крылья; лисий хвост, лисья нора, лисье ухо, лисьи уши… 

«Слова – действия» (образование разноприставочных глаголов): улетел, прилетел, залетел, вылетел, перелетел, влетел; зашел, пришел, вышел, перешел… 

«Назови как можно больше слов-признаков» (подбор однородных прилагательных к существительному): лиса – дикая, хищная, рыжая, пушистая, осторожная, ловкая… 

«Назови как можно больше слов-действий» (подбор однородных сказуемых к существительному): собака – лает, кусает, грызет, ласкается, охраняет, защищает, лежит, спит, бежит… 

«Прятки», «Где? Куда? Откуда?» (упражнение в практическом использовании простых и сложных предлогов). 

«Собери семейку слов», «Слова-родственники» (подбор родственных слов к заданному слову): снег – снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежный, подснежник… 

«Слова-неприятели», «Скажи наоборот» (подбор существительных, прилагательных, наречий, глаголов с противоположным значением): друг – враг, день – ночь; чистый – грязный, веселый – грустный; высоко – низко, далеко – близко, темно – светло… 

«Веселый счет» (согласование количественных числительных с существительным): один утенок, два утенка, пять утят; один ребенок, два ребенка, трое ребят… 

«Ещё лучше» (образование прилагательных и наречий в сравнительной степени): большой – больше, высокий – выше, сладкий – слаще, вкусный – вкуснее, холодно – холоднее… 

 «Гномы и великаны» (образование существительных в превосходной степени): рука – ручища, усы – усищи, глаза – глазищи, кот - котище… 

«Что в чем живет?», «Женские профессии» (образование существительных с суффиксами «иц», «ниц», «онк», «енк», обозначающими профессии, посудду со значением вместилища): сахарница, хлебница, масленка, солонка

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цель: освоение образования слов, противоположных по смыслу 

Взрослый бросает мячик и называет любое прилагательное или глагол, ребёнок должен назвать слово, противоположное по смыслу: добрый – злой, пришёл – ушёл, бросил – поймал, широкий – узкий.

 

«Назови ласково»

Цель: освоение образования слов с помощью суффикса.

Вы говорите ребёнку: «Сегодня к нам пришел невидимый гном-малютка. У него есть волшебная палочка. Все предметы, до которых он дотрагивается, сразу же становятся маленькими. Шкаф превращается в шкафчик, кресло – ….».

Примерный речевой материал: лес – лесок; голос – голосок; петух – петушок; старик – старичок; друг – дружок; снег – снежок; бок – бочок; круг – кружок; береза – березка; шуба – шубка; лошадь – лошадка; корова – коровка; капля – капелька; рука – ручка.

 

Игра «Мой, моя, моё, мои».

Цель: упражнение в согласовании местоимения с существительным.

1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным.

Примерный речевой материал: мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка; машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита; ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко; валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.

2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.

 

«Перестановка»

Все члены семьи собираются вместе и решают сделать «перестановку». Каждый игрок рассказывает (можно и рисовать), где будет находиться тот или иной предмет мебели: телевизор на тумбочке в правом дальнем углу, слева от него – шкаф с книгами и т.д. Приветствуются любые варианты, даже не очень реализуемые, главное, чтобы предложения строились правильно.

 

«Варим варенье, делаем сок»

Цель: освоить умение образовывать относительные прилагательные

Покупая в магазине продукты, выясните, какой бы сок хотел купить ваш малыш. Ожидая очередь, вспомните, из каких ягод и фруктов ещё делают соки и как они называются. Точно так же можно обговорить и названия джемов, варенья и даже каш.

 

«Один-много»

Цель: усвоение образования слов во множественном числе.

Взрослый называет один предмет, а ребенок – много таких предметов. (Можно использовать мяч).

Например: шар... (шары) комар... (комары) гриб... (грибы) шкаф... (шкафы)

 

«Чего много?»

Цель: усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.

Например: апельсин – много апельсинов; кукла – много кукол; гриб – много грибов; карандаш – много карандашей; ручка – много ручек.

 

«Посчитай»

Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными. Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов, и предлагается сосчитать их.

Образец ответа: один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров. (Примерный речевой материал: гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо)

 

 «Скажи правильно»

Цель: упражнение в подборе глаголов

Взрослый произносит предложение и предлагает детям, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.

Примерный речевой материал:

Лодка (подплыла, отплыла) от берега. Мальчик (подбежал, отбежал) от лодки. Собака (залезла, вылезла) из конуры. Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус. Мяч (перескочил, отскочил) от пола. Девочка (запила, выпила) молока. Машина (съехала, заехала) на мост.

 

 

«Ждем гостей»

Цель: упражнение детей в словообразовании

Предлагаем детям накрыть стол к приходу гостей. Демонстрируем предметные картинки с изображением посуды и просим ответить, как эта посуда называется. Образец ответа: посуда для салата — салатница.

Примерный речевой материал: посуда для супа — ... посуда для хлеба — ... посуда для соуса — ... посуда для сливок — ... посуда для масла — ... посуда для конфет — ... посуда для сухарей-…

 

 «Подумай и назови»

Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных.

Предлагаем детям дать словами правильные определения.

Образец ответа:

Если на рубашке грязь, то рубашка грязная.

При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

Примерный речевой материал: Если на улице очень холодно, то день ... Если на улице шум, то улица ... Если человеку сопутствует удача, то человек ... Если у человека талант, то человек ... Если весь день идет дождь, то день ... Если корова приносит людям пользу, то корова ... Если у человека есть здоровье, то человек ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».Цель: «Определить содержание, разработать и апробировать методы и приёмы работы по развитию...

План работы по самообразованию воспитателя на тему:«Развитие речевой активности и обеспечение эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм и театральной деятельности .»

Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так к...

Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя ДОО. Тема: Развитие социализации детей в условиях детского сада

Цель: создание условий для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствую...

План работы по самообразованию воспитателя на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

      Тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Д...

План работы по самообразованию воспитателя по теме: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством организации образовательного модуля О.А. Зыковой "Экспериментирование с живой и неживой природой""

В современном обществе одной из актуальных задач STEM обучения и воспитания детей дошкольного возраста можно назвать развитие интеллектуально-творческой активности личности ребенка путем формир...