Самообразование . План: «СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГОВОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» 2024г.
рабочие листы (старшая группа)

Ильина Елена Валерьевна

План по самообразованию

«СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГОВОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное дошкольное  образовательное

           автономное учреждение

«Детскийсад№161»

План по самообразованию

«СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГОВОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

                 Выполнил:  Ильина Елена Валерьевна                                                                                                  

2024г.

Актуальность:

В современном мире развитие диалоговой речи является одной из важнейших задач, решением которых озабоченыпедагоги и родители. Диалог — это не только обмен репликами, но и умение слушать и понимать партнёра по общению, формулировать свои мысли ясно и чётко, аргументировать свою точку зрения, учитывать интересы и потребности собеседника. Всё это является необходимым условием для успешного общения и взаимодействия с окружающими людьми. В этом и заключается актуальность выбранной темы.

Опыт показывает, что сюжетно-ролевые игры могут стать эффективным инструментом для развития диалоговой речи у детей старшего дошкольного возраста.Сюжетно-ролевые игры — это один из самых популярных и любимых видов деятельности у детей. Они позволяют ребёнку примерить на себя различные роли, погрузиться в мир фантазии и воображения, а также научиться взаимодействовать с другими детьми. В процессе таких игр дети учатся применять разные формы общения друг с другом, выражать свои мысли и чувства, слушать и понимать собеседника.В рамках сюжетно-ролевой игры дети учатся договариваться о ролях, распределять обязанности, обсуждать правила игры, разрешать конфликты и т. д. Все это способствует развитию диалоговой речи, так как дети вынуждены использовать различные речевые конструкции, задавать вопросы, отвечать на них, высказывать своё мнение и аргументировать его.

Цель и задачи:

Цель:Повышение уровня профессиональныхзнаний и навыков в области развития диалоговой речи у старших дошкольников через организацию сюжетно-ролевых игр.

Задачи:

  • Изучить теоретические основы организации сюжетно-ролевой игры.
  • Разработать и внедрить в образовательный процесс систему сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие навыков ведения диалога у детей старшего дошкольного возраста.
  • Создать условия для эффективного использования сюжетно-ролевых игр в образовательном процессе.
  • Сформировать у дошкольников умение вести диалог, слушать и понимать собеседника, выражать свои мысли и чувства.
  • Оценить эффективность использования сюжетно-ролевых игр для развития диалоговой речи у детей.
  • Обобщить и распространить опыт работы по теме самообразования среди коллег и родителей воспитанников.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня профессиональных знаний и навыков в области развития диалоговой речи у старших дошкольников через организацию сюжетно-ролевых игр.
  • Разработка и внедрение в образовательный процесс эффективной системы сюжетно-ролевых игр, доступных детям по возрасту и учитывающих их интересы.
  • Создание условий для успешного использования сюжетно-ролевых игр в образовательном процессе.
  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения вести диалог в распространенных жизненных ситуациях.
  • Повышение качества образовательного процесса и развитие диалоговой речи у детей.

Поэтапное планирование деятельности

Этап /мероприятия

Сроки

I Подготовительный этап:

1. Анализ литературы, изучение теоретических основ.

2. Повышение уровня теоретических знаний. Вебинар «Развитие диалогической речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре» (платформа УчМет).

3. Формулировка цели и задач углубленной работы, ее результатов.

4. Составление перспективного планирования на текущий период.

5. Наблюдение за воспитанниками на занятиях и в режиме дня. Заполнение карт индивидуального развития с целью отслеживания результатов работы.

Сентябрь

II Основной этап:

Сентябрь – май

Работа с воспитанниками:

Сюжетно – ролевая игра «Больница» / «Поликлиника».

Разыгрывание сюжетов: «Лечение зубов у стоматолога», «Осмотр педиатра перед прививкой», «Пункт неотложной помощи».

Сентябрь

Сюжетно – ролевая игра «Магазин» / «Супермаркет».

Разыгрывание сюжетов: «Покупка продуктов для приготовления обеда», «Выбор подарка другу на день рождения», «В сувенирном магазине».

Октябрь

Сюжетно – ролевая игра «Семья» / «Дом».

Разыгрывание сюжетов: «Приготовление праздничного ужина», «Приём гостей и угощение их чаем с пирожными», «К нам пришел сантехник», «Делаем ремонт».

Ноябрь

Сюжетно – ролевая игра «Банк».

Разыгрывание сюжетов: «Оплата коммунальных услуг», «Оформление кредита на покупку машины», «Инкассация денежных средств».

Декабрь

Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская» / «Салон красоты» / «Груминг – салон».

Разыгрывание сюжетов: «Стрижка и укладка волос», «Консультация ведущего стилиста по уходу за волосами», «Создание праздничной причёски для вечеринки», «Стрижка собак».

Январь

Сюжетно – ролевая игра «В театре».

Разыгрывание сюжетов: «Поход в театр», «Репетиция спектакля по мотивам сказки», «Общение с театральным критиком после премьеры».

Февраль

Сюжетно – ролевая игра «Дизайн – студия» / «Флористическая мастерская».

Разыгрывание сюжетов: «Обсуждение дизайн - проекта с заказчиком», «В цветочной мастерской».

Март

Сюжетно – ролевая игра «Почта».

Разыгрывание сюжетов: «Отправка посылки», «Доставка писем», «Потерялась посылка».

Апрель

Сюжетно – ролевая игра «Школа» / «Детский сад».

Разыгрывание сюжетов: «Урок математики в школе», «Перемена и общение с одноклассниками», «Утренник в детском саду».

Май

Работы с родительским коллективом:

Опрос «Правильно ли говорит ваш ребенок?».

Памятка «Нормы речевого развития детей 5-6 лет».

 Сентябрь

Информационный лист «Умение вести диалог».

Октябрь

Игровой баттл между детьми и родителями «Я тебя переговорю».

Ноябрь

Размещение в мессенджере картотеки игр и упражнений на развитие диалоговой речи детей.

Декабрь

Консультация «Как в игре развить диалоговую речь?».

Январь

Тестирование «Умеете ли вы вести диалог?».

Февраль

Информационный лист «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии коммуникативных компетенций дошкольника».

Март

Практикум «Играя, учусь говорить».

Апрель

Ознакомление родителей с достижениями детей.

Май

Работа с педагогическим коллективом:

Открытый показ сюжетно – ролевой игры «Инкассация денежных средств».

Декабрь

Мастер – класс по организации сюжетно – ролевой игры.

Март

Фоторепортаж по итогам работы на конец учебного периода.

Май

III Заключительный этап:

  1. Наблюдение за воспитанниками на занятиях и в режиме дня. Заполнение карт индивидуального развития с целью отслеживания результатов работы.
  2. Анализ данных полученных сведений.
  3. Составление отчета.
  4. Прогнозирование планов на будущее.

Май

   Список информационных ресурсов

  1. Косинова Е. М. Развиваем речь ребенка / Е. М. Косинова. – М.: Эксмодетство, 2022.
  2. Деркунская В.А.,  ХарчевниковаА.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5–7 лет /В.А.Деркунская, А.Н. Харчевникова. – М.: Центр педагогического образования, 2015.
  3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. – М.: Национальный книжный центр, 2022.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей

Теоретическое исследование роли сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей...

Сюжетно-ролевая игра - как средство развития связной речи дошкольников с ОНР III уровня

В данной работе представленны материалы сюжетно-ролевая игра относится к обучающим играм, она в определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет выбирать ст...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи.

Сюжетно – ролевая игра способствует формированию связной речи, так как в процессе игры дети накапливают необходимый запас слов, приобретают умение выражать свои мысли наиболее полно и связно, учатся п...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В статье раскрывается значение сюжетно-ролевой игры в развитии у дошкольников с ОНР диалогической речи, также раскрываются   проблема обучения диалогической речи в игре, структура игры, уров...

План самообразования воспитателя "Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

План самообразования воспитателя по теме "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста....

Сообщение на педагогическом совете "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи".

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...

Статья на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство развития произвольных форм общения старших дошкольников с окружающими людьми»

Статья на тему«Сюжетно-ролевая игра как средство развития детей дошкольного возраста»...