План работы по самообразованию воспитателя на тему: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
методическая разработка (младшая группа)
Цель работы - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_sensornoe_razvitie.doc | 429.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 6» г. Оренбурга
План работы по самообразованию воспитателя на тему:
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Воспитатель: |
Марченко М.П. |
2024 – 2025 гг.
Актуальность темы:
Младший дошкольный возраст в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые годы своей жизни, поистине грандиозен. Если брать новорожденного, то большинство клеток его мозга еще не работают, но уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50 % своего взрослого потенциала. К трем годам его структура формируется, размер достигает 70 – 80 %, а к восьми годам рост мозга практически завершен.
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый, психолог, доктор медицинских наук Николай Матвеевич Щелованов называл ранний возраст «золотой порой «сенсорного воспитания. Л. А. Венгер считал, что «сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка».
Сенсорное воспитание имеет важное значение в развитии ребенка потому так как:
- является основой для интеллектуального развития;
- развивает наблюдательность, воображение;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и тому подобное. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Так как я работаю в группе раннего возраста, решила начать работать над темой по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры». Так как считаю, что в данном возрасте у ребенка идет подготовительный этап сенсорного воспитания и только потом начинается организация систематического усвоения сенсорной культуры.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями.
Познавательная активность ребенка 1,5 - 2 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, так как его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Работая с детьми младшего возраста необходимо уделять большое внимание обогащению и накоплению сенсорного опыта через игры с дидактическим материалом. Дидактическая игра является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребенка.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе младшего возраста ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.
Работа в данном направлении поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив;
- развить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: (произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей).
В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.
Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.
Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании. Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).
Рисование, аппликация и лепка - виды деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-то предмет, предварительно необходимо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.
Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.
Цель работы - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
В работе ставятся и решаются следующие задачи:
1) изучение литературы по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»;
2) создание условий для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
3) формирование умений ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);
4) воспитание первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и так далее);
5) повышение уровня знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
6) создание картотеки дидактических игр по развитию сенсорных эталонов.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- подгрупповая работа с детьми.
Методы работы:
- показ;
- объяснения;
- вопросы;
- дидактическая игра;
- наблюдение;
- конструирование;
- изобразительная деятельность, аппликация, лепка.
Формы работы с детьми:
- НОД по сенсорному воспитанию;
- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию;
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений;
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины;
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета;
- Экспериментальная деятельность.
Работа по теме самообразования выстроена поэтапно:
- этап – Информационно-аналитический и методическая работа:
- сбор и анализ информации по данной проблеме;
- изучение методической литературы;
- анализ исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников;
- подборку дидактических игр:
- дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений;
- дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;
- дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины;
- дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
этап – Проектировочный.
- Разработка и реализация плана работы по данной теме.
этап – Творческий.
- приобретение и создание дидактических игр и пособий на развитие сенсорных навыков;
- создание в группе уголка по сенсорному развитию и оформление картотеки.
этап – Итоговый.
- Диагностическое обследование детей в процессе наблюдения.
Изучение научной и учебно-методической литературы.
1) Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста: 1 - 3 года. Методическое пособие для воспитателей и родителей. Серия: Развивающее обучение / Е.А. Янушко. – Издательство «Владос». – 2018.
2) Высокова Т.П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий / Т.П. Высокова. – Издательство «Учитель». – 2020.
3) Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста: методическое пособие. – Издательство «Сфера». – 2012.
4) Хохрякова Ю. Сенсорное воспитание детей раннего возраста / Ю. Хохрякова. – Издательство «Сфера», 2017.
5) Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие, под ред. И.В. Петровой. – Москва. – 2012.
6) Сенсорное развитие детей раннего возраста (1 - 3 года). – Москва. - Издательство «Мозаика – Синтез». – 2011.
7) Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч».
8) Алямовская В. Г. «Ясли – это серьезно» / В.Г. Алямовская. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000 – 144 с.
9) Григорьева Г.Г. Играем с малышами / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба. – Москва, издательство «Просвещение». – 2007.
10) Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста / Э.Г. Пилюгина. – Москва, Издательство «Просвещение». – 1983.
11) Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет / Д.Н. Колдина. – Москва, Издательство «ТЦ Сфера». - 2012.
12) Бурак Е.С. Я Учусь. Сенсорное развитие. Для детей от 1 года до 2 лет / Е.С. Бурак. – М.: Проф-Пресс, 2017. – 16 с.
13) Кулькова Н. Сенсорная интеграция без сенсорных комнат. Доступный комплекс игр и упражнений / Н. Кулькова. – Литресс, 2024. – 104 с.
План работы с детьми и родителями по сенсорному развитию
Срок | Методическая работа | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на начало года. | Консультация для родителей на тему «Игры и упражнения способствующие сенсорному развитию и воспитанию». |
Октябрь | Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка. | Занятия по сенсорному развитию, осуществляемые в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования). | Консультация для родителей на тему «Нетрадиционные техники рисования в сенсорном развитии ребенка». |
Ноябрь | Подготовка анкет к анкетированию родителей | Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: - «Чудесный мешочек»; - «Определи на ощупь»; - «Узнай фигуру»; - «Найди пару». | Конспект занятий |
Декабрь | Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка. | Дидактические игры и упражнения для закрепле-ния понятия формы: - «Найди предмет указан-ной формы»; - «Найди предмет такой же формы»; - «Какая фигура лишняя?» | Анкетирование родителей на тему «Сенсорное развиитие ребенка. |
Январь | Подготовка к проведению и предоставлению материалов по теме консультации. | Дидактические игры и упражнения на закрепле-ния понятия величины. - «Сравни предметы по высоте»; - «Самая длинная, самая короткая»; - «Разноцветные кружки»; - «В какую коробку?»; - «Дальше – ближе». | Консультация для родителей на тему «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания». |
Февраль | Работа с методической и периодической литературой по теме самообразования. | Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: - «Какого цвета не стало?» - «Какого цвета предмет?» - «Собери гирлянду» - «Какие цвета использо-ваны?» - «Уточним цвет». | Конспект занятий |
Март | Оформление в группе уголка «Сенсорики» | Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик). | Консультация для родителей на тему «Роль дидактических игр в развитии ребенка младшего возраста» |
Апрель | Оформление в группе уголка «Сенсорики» | Подготовка и проведение экспериментирования и опытов: - опыты с водой и пеной «Найди игрушку», «Цветные капельки»; - опыты с пуговицами и шнурками; - опыты в быту. | Конспект занятия |
Май | Самоанализ деятельности. Подготовка к итоговому родительскому собранию с предоставлением результатов уровня развития сенсорных способностей каждого ребенка группы | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на конец года. | Проведение родительского собрания «Как выбрать игрушки для детей». |
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствование знаний о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
- систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 1,5 - 2 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
- сформированные сенсорные представления детей путём выделения формы, цвета и величины предметов;
- сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них;
- сотрудничество детского сада и родителей по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
Выход темы:
- консультация для родителей;
- стендовая информация;
- родительское собрание «Как выбрать игрушки для детей»;
- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста.
Использование дидактических игр в работе по сенсорному развитию
детей младшего дошкольного возраста
Игры на развитие тактильных ощущений
«Чудесный мешочек».
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Определи на ощупь».
В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный - короткий, толстый - тонкий, большой - маленький, узкий - широкий и т. д.
«Узнай фигуру».
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Воспитатель показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Что в мешочке?»
Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
«Найти предмет указанной формы».
Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
«Найди предмет такой же формы».
Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом - предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).
«Какая фигура лишняя?»
Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины.
«Сравни предметы по высоте».
Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить - что выше, что ниже.
«Самая длинная, самая короткая».
Разложить разноцветные ленты из бумаги разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
Варианты:
- сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
«Разноцветные кружки».
Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.
Варианты:
- собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую - по возрастающей величине.
«В какую коробку?»
Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
«Дальше - ближе».
По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие - дальше.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
«Какого цвета не стало?»
Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Воспитатель убирает один из флажков. Просит детей определить, какого цвета не стало.
«Какого цвета предмет?»
Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора - красную карточку, огурца - зеленую, сливы - синюю, лимона - желтую и т. д.
Варианты:
- выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.
«Собери гирлянду».
Воспитатель показывает элемент - образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
«Какие цвета использованы?»
Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.
«Уточним цвет предмета».
Воспитатель выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный - оранжевый, красный - розовый, синий - голубой и др.
Игры с прищепками:
Игра «Елочка».
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.
Оборудование: зеленые треугольники или прямоугольники, зеленые прищепки.
Ход игры: Даем ребенку вырезанные из зеленого картона треугольники или прямоугольники. Ребенок берет зеленые прищепки, и прикрепляет к елке ее иголочки.
Игра «Ёжик».
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.
Оборудование: шаблон ежика, прищепки
Ход игры: Даем ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ёжика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Ребенок прикрепляет к спинке ежика прищепки.
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорее к нам, ёжик.
Мы сейчас тебе поможем.
Игра «Цветок».
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.
Оборудование: шаблон цветка, прищепки.
Ход игры:
Даем ребенку вырезанные из цветного картона кружки. Ребенок выбирает из коробки прищепки такого же цвета, какой круг и прикрепляет их по кругу.
Лепесточки и листок –
Распустился наш цветок.
Игра «Солнышко».
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.
Оборудование: шаблон солнышка, прищепки
Ход игры: Даем ребенку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Малыш выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи.
Солнышко, скорей взойди,
И лучи свои пришли.
Чтоб они землю обогрели,
Нас теплом своим согрели.
Игра «Сними украшения».
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.
Оборудование: прищепки.
Ход игры: Прицепите прищепки к одежде ребенка, попросите его снять их.
Экспериментирование и опыты.
Игра-эксперимент с водой и пеной «Найди игрушки».
Цель: Развитие экспериментальной деятельности в процессе игры.
В таз с мыльной водой опустить игрушки - дети их ищут отодвигая пену.
Игра «Цветные капельки».
Цель: через игру способствовать развитию сенсорных способностей и наблюдательности ребенка.
Из пипеток капают в баночки с водой жидкой краской различной густоты и наблюдают с детьми за «путешествием» капельки.
Опыты с пуговицами и шнурками.
Цель: развитие тактильных ощущений детей.
С пуговицами: детям предлагают угадать на ощупь; найти самую большую; самую красивую пуговицу; классификация по цвету, форме; нанизывание на шнурок и т.д.
Со шнурками: классификация по цвету, длине; выкладывание узоров; развязывание узелков.
Опыты в быту.
Цель: научить определять свойства и характеристики предметов, находящихся в ближайшем окружении ребенка.
Определение вкусовых качеств, запаха, консистенции пищи, состояний «холодное – горячее», «сладкое – соленое», «жидкое – густое», «твердое – мягкое» и т.д.
Анкета для родителей
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.
1. Как Вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребёнка?
считаю нужным
не считаю нужным
затрудняюсь ответить
2. Есть ли у вас дома игры по сенсорному воспитанию?
да
нет
не знаю
3. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего Ваш ребёнок играет дома?__________________________________________________________
_____________________________________________________________________
4. Как Вы оцениваете уровень развития у вашего ребёнка всех видов восприятия?
высокий
средний
низкий
Родительское собрание на тему:
«Как выбрать игрушки для детей».
Цель: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него.
Задачи:
- помочь родителям сформулировать собственные критерии выбора игрушек;
- моделирование поведения родителей в типичных ситуациях, вырабатывать стратегии поведения в их разрешении;
- пробудить интерес участников к созданию собственных игрушек для детей раннего возраста.
Развитие ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек – дело серьёзное и ответственное. Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклами, мишками, машинками) появляются новые игрушки невиданные и незнакомые самим родителям. Как сориентироваться в этом огромном мире игрушечной продукции? Как оценить их игровой и развивающийся потенциал? Как выбрать то, что нужно ребёнку? Я надеюсь, что эта встреча поможет вам ответить на эти вопросы.
А начнём мы с упражнения «Какие бывают игрушки?»
Упражнение «Какие бывают игрушки?»
Цель: создать творческую рабочую атмосферу в группе, активизация мыслительной деятельности.
Содержание:
По кругу передаётся мяч и тот, у кого он в руках, отвечает на вопрос «Какие бывают игрушки?» одним или несколькими словами.
А теперь поговорим об играх наших детей. С какими предметами и игрушками любит заниматься Ваш ребёнок?
Упражнение «Хит-парад детских забав».
Цель: выявление основных интересов малышей, связанных с игровой деятельностью.
Содержание:
Каждому участнику выдаётся список предметов и игрушек. Из списка выбрать тройку любимых игрушек и занятий своего ребёнка, список можно дополнять. Затем на аналогичном списке большего размера отмечается количество голосов, отданных той или иной игрушке, занятию. Таким образом, составляется хит-парад забав детей нашей группы.
Покупая своему ребёнку очередную игрушку, задумываетесь ли Вы над тем, чему она научит ребёнка? Какие чувства возникнут у него? Не испугает ли она его? Какие воспоминания останутся о ней, когда Ваш малыш вырастет и придёт его очередь выбирать игрушки своим детям? Нам, родителям нельзя забывать о том, что игрушка должна не только чему-либо научить ребёнка, но и пробуждать в нём радостные, тёплые чувства. К сожалению, очень часто, покупая игрушки для детей, мы стараемся выбрать игрушку «не хуже, чем у соседа», броскую, яркую или ориентируемся на цену и не задумываемся: а безопасна ли она для малыша? Какие качества воспитывает в нём?
Психологи не рекомендуют брать в магазин за покупкой игрушек малышей до трёх лет. Дети от трёх до пяти лет могут выбирать себе игрушки, но не повседневно, а по какому-либо случаю (день рождения, к празднику, по случаю «дня новой игрушки» в семье и т.д.). Не водите ребёнка часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих или бесполезных (вредных) для вашего ребёнка игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках куклы, мишки, заводные машины! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что хочется, ему совсем не нужны. Только когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.
Решение педагогических ситуаций.
Цель: учить родителей анализировать типичные ситуации и вырабатывать стратегии поведения в их разрешении.
Содержание:
Каждая из трёх команд получает карточку с описанием ситуации, которую надо разрешить различными способами и разработать памятку по данной теме (памятка оформляется командой на ¼ листа ватмана).
Ситуация 1. Вы два часа провели в «Детском мире, выбирая подарок драгоценному чаду. Постарались учесть всё и купили отличную игрушку! И яркая, и интересная, и безопасная, а также развивающая и по возрасту подходит. Придя домой, вы протягиваете малышу разноцветную коробку, он с горящими глазами начинает её теребить, пытаясь поскорее заглянуть во внутрь. Наконец, извлек игрушку наружу. Покрутил, повертел в ручках с озадаченным видом, подёргал, понажимал и уже через пару минут напрочь забыл о существовании новой вещицы. Лежит она такая одинокая, абсолютно новая никому не нужная… Вопрос – почему и что теперь делать?
Ситуация 2. Пока вы готовили обед, ребёнок самостоятельно игра в комнате. Заглянув к нему, вы обнаруживаете полный кавардак. Игрушки разбросаны по всей комнате. Убирать игрушки ваш ребёнок не любит. Найдите способы, как привлечь его к уборке игрушек.
Ситуация 3. У вас не дом, а филиал магазина игрушек. Игрушек уже столько, что их негде хранить. Большей частью ребёнок не играет (из некоторых он вырос, некоторые ему уже надоели). Малыш просит новые игрушки. Но что делать с таким количеством старых игрушек.
Подведение итогов по решению педагогических ситуаций
Ситуация 1. Зачастую родители предполагают, что просто вручить игрушку малышу уже достаточно, чтобы его заинтересовать. Это не так. Ребёнку бывает трудно разобраться, что это такое и что с ним делать. Поэтому, прежде чем вручать ребёнку игрушку познакомьте его с ней, скажите как её зовут. Подготовив ребёнка таким образом, вы одновременно и заинтересуете его. Затем продемонстрируйте, как, собственно с этой игрушкой обращаться, немного поиграйте вместе. Если малыш не проявляет инициативы, можно поиграть вместо него – пусть пока побудет сторонним наблюдателем. И ни в коем случае не принуждайте его к игре. Ребёнку нужно приглядеться к игрушке, привыкнуть к её присутствию. Не следует упрекать ребёнка: «Эх, Катенька, что ж ты маму так расстроила! Я старалась, выбирала тебе подарок». Этими словами вы только расстроите ребёнка. Поэтому лучше всего в этой ситуации родителям воздержаться от преждевременных выводов, подождать какое-то время и проявить немножко хитрости и изобретательности.
Ситуация 2. Любое дело можно превратить в увлекательную игру, в том числе и уборку игрушек. Предложите малышу отправиться в путешествие, а каждая игрушка-пассажир должна занять своё место. Занимайтесь уборкой игрушек вместе с ребёнком. Неважно сколько игрушек уберёт на место малыш и сколько вы; главное – дать почувствовать ребёнку, что он участник очень важного дела. Заранее дайте ему знать, что пора убирать игрушки. Малыша надо непременно похвалить за сделанную работу. Перечислите, что он сделал. Полюбуйтесь комнатой: «Ах, как красиво! Какой порядок!»
Убирая игрушки, обращайтесь к ним, как к живым существам, и через них «давайте установку» ребёнку на сон, еду и т.д. Например, перед сном, взяв куклу, можно сказать: «Ляля, ложись спать. Машенька тоже спать сейчас пойдёт, в свою кроватку ляжет».
Ситуация 3. Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-либо игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.
Будьте крайне осторожны, распоряжаясь игрушечным миром своего ребёнка. Вы можете случайно выбросить его любимые игрушки. Ведь любимая игрушка не обязательно новая, дорогая и красочная. Не заставляйте никогда ребёнка своими руками выбрасывать сломанные или устаревшие игрушки! С каждой из них связаны положительные эмоции и переживания. Подарите устаревшие игрушки детскому саду, какому-либо ребёнку у которого нет такой игрушки.
Дети – фантазёры и выдумщики от природы. Капля детского воображения может легко превратить обыкновенную палочку и в ложку, и в телефонную трубку, и в градусник. Ленточка станет речкой на кукольном пути, буксирным тросом для машины, бинтом в игрушечной больнице. Взрослые тоже были детьми. Давайте проверим: не разучились ли вы фантазировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме: "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"
Консультация в интернете...
Проект на тему: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Проект на тему:«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»Вид проекта : краткосрочный с 12.10.2018г.-19.10.2018г.Участники проекта: дети гр...
План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"
Цель самообразования: формирование сенсорного развития у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в простра...
План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"
Цель самообразования: формирование сенсорного развития у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в простра...
План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры" за 2020- 2021уч.г.
Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей, через дидактические игры...
План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры" 2021-2022уч.год.
План работы по самообразованию "Сенсорное развитие детей 3-го года жизни через дидактические игры"...
План по самообразованию на тему : "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через, дидактические игры"
План по самообразованию : " Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, через дидактические игры"...