План работы по самообразованию воспитателя на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)

Сергеева Луиза Петровна

        Тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_na_2022-2023_gody.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования и молодежной политики администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сеспель»

План работы по самообразованию

воспитателя

Сергеевой Луизы Петровны

на 2022/2023  учебный год

Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

с. Красноармейское

2022 г. 

 

Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Направление: познавательное

Группа: подготовительная

Форма самообразования: индивидуальная

Актуальность выбранной темы

       Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

        Тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

         Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

          Новизна опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

          Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.

          Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

          Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

          В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р.С. Буре, Л.С. Дзинтерс, И.В. Житко, Л.М. Казарян, Л.В. Крайновой, Л.Я. Мусатовой, В.Г. Нечаевой и др.

Цель: совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи самообразования:

-реализовать федеральный государственый стандарт в работе с дошкольниками;

-использовать современные технологии и методы работы в подготовительной группе;

-способствовать формированию первоначальных представлений у детей о потребностях;

-способствовать формированию первоначальных представлений о труде;

-способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;

-способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;

-способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

-учить признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

-рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

-применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Формы работы с детьми:

Совместная работа с детьми;

Индивидуальная работа;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

 Предполагаемый результат:

Для воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

- овладение инновационными педагогическими технологиями как средствами познавательного развития детей;

 - умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения;

- распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.

      Внедрение в образовательный процесс экономического воспитания позволит осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

Основные вопросы:

- изучение методической литературы по экономическому воспитанию старших дошкольников;

- актуальность формирования финансовой грамотности в образовательном процессе с дошкольниками;

- цели и задачи финансовой грамотности в обучении детей дошкольного возраста;

-  этапы работы по внедрению финансовой грамотности в образовательный процесс;

- особенности экономического воспитания для детей дошкольного возраста;

- роль родителей в деятельности детей по финансовой грамотности;

- изучение педагогического опыта других педагогов;

- внедрение экономического воспитания в образовательный процесс.

Этапы работы:

    I этап – Организационно-ознакомительный

 Обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний. Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.

II этап – Основной

Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях МКДОУ.

III этап – Заключительный

  Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. Анализ результативности решения противоречий, мониторинг.

Дата начала работы над темой: 1 сентября 2022 года.

Предполагаемая дата окончания работы: 31 мая 2023 года.

 

 

                ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Формы работы

с детьми

с педагогами

самообразование

с родителями

I этап

Организационно-ознакомительный

сентябрь

Проведение диагностического обследования

Консультация с руководителем МБДОУ  по теме самообразования

 Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий

Выбор и определение темы самообразования

Планирование работы по теме самообразования

 Анкетирование родителей по теме «Формирование финансовой грамотности у дошкольников»

 

II этап

Основной

октябрь

Беседа о труде.

Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Труд», «Профессии».

Дидактические игры «Кому нужен этот предмет?», Что лишнее?», «Кем хочешь быть?»

Просмотр мультфильма «Телефон».

Рисование на тему: «Кем я буду когда вырасту?»

Подвижная игра «Выбор профессии»

 

Составление плана по самообразованию.

Оформление картотеки  игр по обучению детей финансовой грамотности

Консультация для родителей «Ранняя профориентация старших дошкольников»

ноябрь

Беседа «В общем о деньгах».

Решение арифметических задач «Выбор подарка».

Викторина для детей «О какой сказке идет речь?»

Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключение монетки».

Чтение пословиц и поговорок о деньгах.

Создание уголка по финансовой грамотности.

Изготовление пособий, дидактических игр, демонстрационного и раздаточного материала  по формированию предпосылок финансовой грамотности

Привлечение родителей к реализации творческого проекта «В мире профессий»

 

декабрь

Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»

Решение арифметических задач «В магазин за продуктами».

Обсуждение сказки Б.В.Минина «Доверчивый зайчик».

Рисование на тему: «Монеты моей страны».

Собирание тематических пазлов.

 

Подбор и разработка дидактических игр

Разработка буклета  для родителей: «Финансовая грамотность в ДОО»

январь

Беседа «История денег в России».

Просмотр презентации «История возникновения денег».

Составление рассказов на темы: «Доходы и расходы моей семьи», «Что значит быть бережливым».

Изготовление поделок- деньги из бумаги.

Обсуждение сказки Т.В.Грековой «Клад»

Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников»

Пополнение картотеки дидактических игр.

Разработка конспектов НОД по формированию финансовой грамотности детей.

 

Составление рассказа «Семейный бюджет»

Папка-передвижка «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

февраль

Беседа о рекламе.

Обсуждение сказки Г.Х.Андерсена «Новое платье короля».

Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия для всей семьи».

Загадывание загадок «Как важно быть финансово грамотным»

Рисование на тему «Моя любимая реклама».

Практическое задание «Изготовление рекламы игрушки»

 

Разработка конспектов НОД по формированию финансовой грамотности детей.

Изготовление дидактических игр по теме.

Квест-игра «Как Лисица Зайчишку обманула»

март

Мини-беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Выразительное чтение стихов о бережливости и о труде.

Обсуждение рассказа Н.Носова «Заплатка».

Создание мастерской по ремонту книг.

Игра-эстафета «Хорошо-плохо»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Составление рассказов на тему: «Я уважаю чужой труд»

 

Пополнение картотеки дидактических игр играми по технологии ТРИЗ.

Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.

   Изготовление дидактических игр.

Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

апрель

Дидактические игры: «Хочу и могу», «Шаги к успеху».

Составление рассказов на тему «Что значит быть экономным?»

Конкурс по изготовлению поделок из вторичного, бросового материала

 

Оформление картотеки дидактических игр.

Информация в уголок для родителей «Дети и деньги»

Участие в конкурсе по изготовлению поделок из вторичного, бросового материала

май

III этап

Обобщающий

 Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы

Отчет по теме самообразования (презентация)

Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.

Анкетирование родителей.

Литература

1. Программа «От рождения до школы» - под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. 2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.

3. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет, Москва, 2019.

4. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.

6. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.

7. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.

8. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.

9. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.

10. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

11. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.

12. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников.Москва,2018 г.

13. Сборник занимательных задач и ребусов для детей «Путешествие в мир финансов», Банк России.

14. Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формипрование предпосылок финансовой грамотности», Москва, 2019.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препя...

План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».Отчёт о проделанной работе за год.

Цель:  создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр....

Планирование по самообразованию по теме "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста" 2019-2021г.

Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти-шести–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать...

Самообразование по теме «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности»

Папка по самообразованию по теме: " Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством трудовой деятельности"...