План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Развитие речи и активизация словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
методическая разработка (младшая группа)
Цель – повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, изучение способов, методов и приемов активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединение усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_razvitie_rechi.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 6» г. Оренбурга
План работы по теме самообразования в группе общеразвивающей направленности для детей 2 - 3 лет
«Развитие речи и активизация словаря детей дошкольного возраста посредством
дидактических игр»
Воспитатель: |
Марченко М.П. |
2022 – 2023 гг.
План работы по теме самообразования в первой младшей группе
«Развитие речи и активизация словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками,
звуками, ощущениями вообще».
Важно обогащать эти ощущения и восприятия …
Речь – тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.
Цель – повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приемы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединив усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Задачи:
- способствовать активизации словаря детей младшего возраста, развивать представление об окружающем мире посредством дидактических игр: целенаправленно обогащать словарь за счет расширения пассивного словаря перевода слов в активную речь;
- расширять словарный запас, обозначающий целое и отдельные части предметов и объектов – у мышонка – голова, ушки, носик и так далее;
- учить слова, обозначающие пространство – вперед, назад, влево, вправо;
- поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных слов – машинка, уточка, собачка;
- развивать произносительную сторону речи; обеспечивать коммуникативное развитие, совершенствуя диалогическую речь как средство общения;
- побуждать детей к общению друг с другом и комментировании своих действий;
- совершенствовать разговорную речь, обогащать словарь;
- изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи детей младшего дошкольного возраста;
- выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей дошкольного возраста;
- определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи.
Актуальность темы:
В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках активизации словаря детей особое значение имеет именно младший возраст, поскольку уже на первых годах жизни у ребенка формируются предпосылки к развитию речи, что в дальнейшем сказывается на формировании активного словаря.
Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря детей младшего возраста, что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках которой акцентируется внимание на применение инновационных методов и приемов, способствующих активизации словаря детей.
Одним из таких методов выступают игровые ситуации. Именно игра выступает самым распространенным методом активизации речи, что обусловлено его ее специфичностью, выражающейся в том, что в процессе игровой деятельности активизация речи происходит непринужденно, без особого целенаправленного воздействия, но при этом в полной мере достигаются поставленные цели.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка.
А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи становится использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связанных высказываний, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Особенности словаря ребенка также меняются на каждом этапе его развития, но наибольшая интенсивность изменения приходится именно на младший возраст, который позиционируется как начальный этап освоения речи дошкольником.
Формы работы детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей;
- консультации;
- индивидуальные и групповые беседы;
- родительские собрания.
Используемые технологии – здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные.
План саморазвития воспитателя на период работы по теме самообразования
Содержание работы | Цель |
Изучение научно-методической литера-туры, периодических изданий, научной литературы. Прохождение курсов профессиональной подготовки. | Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области дошкольного образования. |
Поиск и выбор диагностик. | Совершенствовать уровень аналитических навыков. |
Выбор конкретных приемов, методов и видов работы по самообразованию. | Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному самораз-витию. |
Совершенствование работы с персональным компьютером. Использо-вание образовательных интернет- ресурсов. Посещение открытых занятий коллег. | Освоение различных методов и приемов обучения; применение их на занятиях. |
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей. | Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении, развитие личностных свойств. |
Освоение инновационных форм работы с семьей. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег. | Освоить формы работы с родителями. |
Проведение анализа | Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств. |
Перспективный план работы по развитию речи и активизации словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Этапы | Сроки | Дидактическая игра, упражнение | Задачи | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
| В течение года |
| ||
| Сентябрь |
| Обучающие задачи: учить описывать игрушку, учить называть свойства материала, учить отвечать на вопросы воспитателя предложением. Развивающие задачи: развивать связную речь, речевое дыхание, активный словарь. Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность. | |
| Обучающие задачи: учить описывать игрушку, сравнивать ее с другими игрушками, учить отвечать на вопросы воспитателя предложением. Развивающие задачи: развивать связную речь, активный словарь. Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность. | |||
Октябрь |
| Обучающие задачи: упражнять в назывании овощей и фруктов, учить различать овощи и фрукты по цвету, форме, назначению, вкусовым качествам. Развивающие задачи: развивать активную речь, зрительное восприятие, наблюдательность. Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, дружеские взаимоотношения, помощь во время совместной игры. |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Обучающие задачи: учить классифицировать овощи и фрукты по основным признакам и свойствам. Упражнять детей в четком произношении названий фруктов и овощей. Развивающие задачи: развивать активную речь, память, внимание. Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, взаимопомощь. | ||
Ноябрь |
| Обучающие задачи: упражнять детей в названии предметов посуды, учить производить классификацию предметов посуды: по назначению, форме, величине, цвету. Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать культуру поведения за столом. | |
| Обучающие задачи: упражнять детей в подборе соответствующей мебели по размеру, цвету, упражнять детей называть предметы обобщающим словом «мебель». Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание и память. Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к игрушкам. | ||
Декабрь |
| Обучающие задачи: учить называть членов семьи, учить отвечать на вопросы воспитателя предложением. Развивающие задачи: развивать активную речь и мелкую моторику. Воспитательные задачи: воспитывать любовь к своей семье. | |
| Обучающие задачи: упражнять детей в назывании людей в ближнем окружении, учить называть взрослых людей по имени и отчеству. Развивающие задачи: развивать активную речь и память. Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность. | ||
Январь |
| Обучающие задачи: упражнять в названии предметов одежды, учить описывать свойства материалов, сравнивать одежду, называть детали одежды. Развивающие задачи: развивать активный словарь, внимание, память, мелкую моторику. Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к детям. |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Обучающие задачи: учить узнавать и называть разные виды обуви, учить описывать назначение разных видов обуви, учить сравнивать, отвечать на вопросы предложением.. Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание и память. Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками. | ||
Февраль |
| Обучающие задачи: учить называть время года – «Зима», основные предметы зимнего периода, учить называть предметы зимней одежды. Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание и память. Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность и доброжелательность. | |
| Обучающие задачи: упражнять детей о представлении времени года – «Зима», упражнять в назывании основных предметов зимнего периода, учить устанавливать связи между временами года и погодой. Развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность, активную речь. Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе. | ||
Март |
| Обучающие задачи: учить внимательно слушать рассказ воспитателя, отвечать на вопросы предложением. Развивающие задачи: развивать активную речь, зрительное и слуховое внимание, нравственный и эстетический вкус. Воспитательные задачи: воспитывать доброе отношение к мамам, бабушкам, желание заботиться о них. | |
| Обучающие задачи: упражнять в умении образовывать название детенышей домашних животных с помощью суффиксов «-онок», «-енок». Развивающие задачи: развивать активную речь, фонематический слух. Воспитательные задачи: воспитывать любовь к животным. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Апрель |
| Обучающие задачи: учить узнавать и называть различные виды транспорта, учить различать основные части транспорта. Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание. Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию нового знания. | |
| Обучающие задачи: учить сравнивать разные виды транспорта, учить составлять описательный рассказ, учить отвечать на вопросы предложением. Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание и память. Воспитательные задачи: воспитывать интерес к окружающему миру. | ||
Май |
| Обучающие задачи: учить рассматривать картину, отвечать на вопросы, слушать пояснения воспитателя и сверстников, учить детей понимать, что изображено на картинке; Развивающие задачи: обогащать лексический запас, активизировать речь. Воспитательные задачи: воспитывать чувства доброты и внимательного отношения к маленьким птенчикам, умение внимательно слушать воспитателя и выполнять необходимые действия по звукопроизношению. | |
| Обучающие задачи: изучать и закреплять виды цвета (красный, синий, желтый), обогащать лексический запас, активизировать речь. Развивающие задачи: развивать познавательную активность и любознательность в процессе выполнения задания, упражнять детей в выполнении заданий воспитателя («сделайте так-то). Воспитательные задачи: воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и выполнять необходимые действия. | ||
| Консультация «Учим ребенка общаться»; Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3 – 4 лет; Рекомендации по активизации речи ребенка 3 – 4 лет посредством дидактических игр в домашних условиях. |
Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей:
К концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей высокая речевая активность, богатый словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок и с удовольствием их рассказывают.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру сказки и театра.»
В опыте представлны формы работы по театральной деятельности....
План самообразования воспитателя на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
План разработан для работы с детьми 2 группы раннего возраста, направленный на развитие речи....
Консультация для родителей на тему: «Развитие речи и артикуляции у детей дошкольного возраста посредством использования биоэнергопластики»
В консультации представлено значение артикуляционной гимнастики в сочетании с биоэнергопластикой и этапы работы....
Самообразование воспитателя по теме " Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через технику "Квиллинг"
Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности....
Буклет «Игра как средство развития речи и активизации словаря детей дошкольного возраста»
laquo;Именно в игре ребенок свободно владеет речью,говорит то, что думает, а не то, что надо.Не поучать и обучать, а играть с ним,фантазировать, сочинять, придумывать - вотчто необходимо ребенк...
Игра как средство развития речи и активизации словаря детей дошкольного возраста.
Список литературы...
Презентация "Игра как средство развития речи и активизации словаря детей дошкольного возраста"
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка.Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры....