ОД по речевому развитию в старшей логопедической группе в сказках А.С. Пушкина
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Андреева Светлана Викторовна

Организованная образовательная деятельность –  интегрированное речевое развитие «Русские богатыри в сказках А.С.Пушкина».

К детям обращается ученый Кот из Лукоморья, рассказывает о своей беде: злой колдун колдовскими своими чарами  и  обманом лишил богатырей из сказок А.С.Пушкина оружия, снаряжения, перепутал их в сказках.

В основной части ООД воспитатель и учитель – логопед организуют поиск решения проблемы в знакомой и измененной ситуациях. Ученый Кот испытывает детей, задавая вопросы. 

Кот предлагает детям попасть в Лукоморье по неведомой дорожке (нейродорожке)

 Ребят встречает учитель – логопед и  проводит артикуляционную гимнастику «У лукоморья дуб зеленый…»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интерактивную игру «Выберем оружие богатырям», выбрав для них старинное оружие.

Далее дети отвечают на последующие вопросы Кота, принимают участие в играх. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_bogatyri_v_skazkah_a.s.pushkina_1.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Задача: овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря детей

Цели:

Образовательные: 

-формировать  внимание к слову, более точному пониманию его значения, расширять и уточнять, активизировать словарь на основе систематизации и обогащения знаний об окружающем;

-формировать грамматически правильную речь: совершенствовать навыки составления простых предложений, согласовании слов в предложении;

-совершенствовать навык образования в речи и использования относительных прилагательных;

-формировать звуковую грамматическую  аналитико – синтетическую активность как предпосылки обучения грамоте: работать над слоговой структурой слова, совершенствовать умение различать короткие и длинные слова, закреплять понятие «слог», выполнять анализ и синтез слова из 1 слога; 

Развивающие: 

-развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, закрепить понятие: звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук;

-развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь: совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, вести диалог, выслушивать друг друга до конца;

-знакомить с книжной культурой, детской литературой: развивать у детей интерес к художественной литературе, формировать умение высказывать свое отношение к прочитанному, обучение выразительному чтению стихов;

Воспитательные: 

-воспитывать уважение к защитникам Родины, чувство патриотизма.

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область «Познавательное развитие» 

Сенсорное развитие. Развитие психических функций.

Формировать рациональные приемы обследования предметов, обучать детей восприятию предметов, их свойств через органы чувств;

Представление о себе и окружающем природном мире

Формировать предпосылки познавательно – исследовательской деятельности;

Элементарные математические представления

Совершенствовать умение узнавать  и различать плоские геометрические фигуры (круг, овал, многоугольник);

Совершенствовать навык ориентировки  на плоскости;

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» 

Формировать умение детей создавать из фигур изображения предметов;

Музыка: обогащать музыкальные представления обучающихся, продолжать ознакомления с творчеством великих композиторов (Мусоргский);

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» 

Игра: настольно – печатные и дидактические игры : развивать интеллектуальное мышление,

Совершенствовать творческие способности, исполнительские навыки, артистизм;

Представление о мире людей и рукотворных материалах: воспитание потребности в сотрудничестве;

Расширять представление о Родине, ее истории на доступном уровне.

Образовательная область «Физическое развитие» 

Овладение нормами и правилами здорового образа жизни: использование таких форм работы, как физкультминутки

Восп. Ребята, вы зашли в группу под песню «Богатырская наша сила» на стихи Н.Добронравова и музыку А.Пахмутовой. О ком эта песня?

Дети. Эта песня о русских богатырях.

Д/и «Подбери слова»

Восп. Богатырь – это кто?

Дети. Это храбрый воин, который совершает подвиги.

Восп. А как по – другому назвать богатырей, кто они?

Дети. Защитники, воины, борцы

Восп. Богатыри какие?

Дети. Сильные, могучие, красивые, смелые, выносливые, внимательные, мужественные, отважные, решительные, бесстрашные, храбрые

Восп. Какое есть у русских воинов богатырское правило?

Дети. Надо другу в беде помочь, отстоять в борьбе дело правое, силой силушку превозмочь.

Восп. Как названы богатыри в этой песне?

Дети. Ученики Ильи Муромца, добры мОлодцы, молодцЫ.

Восп. Что было главным делом богатырей?

Дети. Защита родной земли.

Игровой прием. Здравствуйте, ребята, услышал я песню о богатырях и поспешил к вам. Я – кот ученый, из Лукоморья, пересказываю детям и взрослым сказки А.С.Пушкина. У нас беда приключилась. Злой чародей колдовскими своими чарами и обманом завладел богатырями, их доспехами и оружием  и перепутал героев сказок.

Восп. Что же делать?

Дети. Мы поможем вернуть богатырей в их сказки.

Кот. Ребята, я вот удивляюсь, а вы откуда о богатырях слышали? Ведь жили они очень давно на Руси.

Дети. Мы читали о русских богатырях в былинах, сказках, видели их в мультфильмах, на картинах художников, слушали о них музыкальные произведения

Восп. Сейчас мы тебе о них расскажем.

Рассматривание репродукции картины В.Васнецова «Богатыри» под отрывок из пьесы М.Мусоргского «Богатырские ворота»

Восп. Включает пьесу М.Мусоргского «Богатырские ворота» и открывает картину В.Васнецова «Три богатыря».

Восп. Ребята, что вам слышалось в этой музыке?

Дети. Мощь, сила, твердость, надежность.

Восп. Можно ли сказать тоже самое об этих людях?

Дети. Да

Кот. Кто изображен на картине?

Дети. Богатыри.

Кот.А кто ее написал?

Дети Виктор Васнецов

Кот. Как вы догадались, что он нарисовал богатырей?

Дети. Они одеты в одежду древних русских воинов.

Кот. Расскажите, кто же они?

Дети. Илья Муромец, Добрыня  Никитич и Алеша Попович.

Кот. Кто из них самый сильный, самый могучий и старший?

Дети. Илья Муромец.

Кот. Где его изобразил художник?

Дети. В середине, в центре картины

Кот. А кто из богатырей самый умный, ученый?

Дети. Это Добрыня Никитич.

Кот. Где он находится на картине?

Дети. Он нарисован на картине слева

Кот. А кто же из богатырей самый  младший, молодой и  веселый?

Дети. Алеша Попович

Кот. Где его нарисовал В.Васнецов на своей картине?

Дети. Он нарисован на картине справа.

Кот. Вижу я , сможете вы помочь богатырям из сказок А.С.Пушкина. Тогда в путь. Пройти в сказки можно по неведомой дорожке.

Под сказочную музыку дети двигаются по нейродорожке.

Кот. Ну вот мы и в сказочной стране.

Дети останавливаются перед нейро – дубом и выполняют артикуляционную гимнастику с учителем – логопедом и воспитателем.

У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том: (Заборчик)

И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом; (Почистим зубки)

Идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит, (Часики)

Там чудеса: там леший бродит, русалка на ветвях сидит.(Качели)

Там, на неведомых дорожках следы невиданных зверей.  (Конфетка)

Избушка там, на курьих ножках стоит без окон,  без дверей. (Улыбка – трубочка)

Кот.  Перво- наперво нужно выбрать оружие богатырям.

Интерактивная игра «Выберем оружие богатырям»

Дидактическая игра «Разложи оружие по полкам»

Кот. Посмотрите, какой беспорядок!

Логопед. Нужно разложить оружие по полкам. Для этого разделим слова на слоги. Сколько слогов в слове, на такой по счету полке будет находиться оружие.

1 полка – меч, лук

2 полка – стрела, топор, копье

3 полка – булава, палица

Кот.  Теперь пришла очередь заняться доспехами для богатырей. Какие доспехи вы знаете?

Дети. Шлем, кольчуга, щит.

Кот. А чтобы пройти дальше, нужно составить схему к слову «щит»

Дидактическая игра «Составь схему»

Дети. В слове «щит» первый звук «щ» -  согласный глухой мягкий, обозначаем зеленым цветом. Второй звук «и» - гласный, обозначаем красным цветом. Третий звук «т» - согласный глухой твердый, обозначаем синим цветом.

Кот. А вы, ребята, знаете, зачем нужно воинам снаряжение?

Дети. Оно защищает тело богатырей от вражеского оружия.

Кот. А из чего оно сделано?

Дети. Из металла.

Кот. А почему именно из него?

Восп. Сейчас мы проведем эксперименты  и выясним свойства металла.

Опытно – экспериментальная деятельность «Свойства металла и ткани»

Восп. Из чего, ребята,  сделана наша одежда?

Дети. Она сшита из ткани.

Кот. Так что же надежнее: ткань или металл?

Восп. Проверим на прочность

Опыт 1.

Восп. Какая ткань на ощупь? (мягкая, шероховатая).А металлическая пластина? (твердая, гладкая)

Опыт 2.

Восп. Попробуем разрезать ножницами ткань. Получается?(да).А металл удается разрезать? (нет)Значит, он какой? (прочный)

Опыт 3.

Восп. Попробуем намочить ткань. Ткань промокает или нет? (промокает).А металл? (нет).Вытрем его сухой тканью. Каким снова стал металл? (сухим)

Опыт 4.

Восп. Сейчас я попробую поджечь ткань  и металл, посмотрим, что из них горит, а что нет. Ткань горит? (да  )А металл? (нет)

Опыт 5.

Восп. Что тяжелее: ткань или металл? Опустим ткань и металл в стакан с водой. Что произошло с металлической пластиной? (она утонула). Почему? (металл тяжелый)

Кот. Так какая же одежда у богатырей?

Дети. Прочная, не промокает, не рвется и не горит.

Кот. А каким же должен быть богатырь, чтобы носить такую тяжелую одежду?

Дети. Он должен быть сильным, тренироваться.

Восп. Вот и я предлагаю всем размяться.

Физминутка «Богатыри»

Дружно встанем – раз, два, три-       Шагаем на месте.

Мы теперь богатыри.

Ставим руки на пояс

Богатырь – вот он каков:

Правую руку кладем на грудь

Он силен, он здоров,

Показываем силача

Он из лука стрелял,

Показываем стрельбу из лука

Метко палицу бросал,

Выполняем замах и бросок

На границе стоял,

Показываем

Зорко – зорко наблюдал,

Подносим руку ко лбу, глядим вдаль

Русь – матушку защищал,

Подрастем мы и смотри,

Поднимаем руки высоко вверх

Станем, как богатыри

Ставим руки на пояс.

Кот. Молодцы, ребята! И оружие и доспехи для богатырей вы выбрали. Да вот незадача. Щиты у богатырей не украшены. А украшения на них непростые, они оберегают их.

Восп. Наши дети с этим легко справятся.

Аппликация «Украсим щиты для богатырей»

Восп. Приготовим к работе наши пальцы.

Пальчиковая игра

Вот верхом сидят, смотри,

Ноги на ширине плеч, руки перед собой, пальцы сжаты – «держим поводья»

Русские богатыри.

Показываем бицепсы

Шлем у них до самых плеч,

Руки поднимаем над головой, соединяем «домиком» и опускаем на плечи

Есть кольчуга, щит и меч,

«Кольчуга» - соединяем большие и указательные пальцы «колечками», «щит» - рисуем в воздухе овал, «меч» - ставим кулак на кулак

Не допустят к нам войну,

Руки соединяем перед собой

Защитят свою страну.

Руки соединяем перед собой

Восп. Мы будем украшать щиты богатырей геометрическими фигурами.

Дети работают, кот спрашивает, какими фигурами они украшают щиты.

Кот. Вот теперь мы готовы возвращать богатырей в  свои сказки.

Звучит волшебная музыка. Кот открывает сундук, в нем книга «Все сказки А.С.Пушкина»

Восп. Мы читали с вами, ребята, все сказки А.С.Пушкина. В каких из них упоминаются русские богатыри?

Дети. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»,в «Сказке о царе Салтане», в поэме «Руслан и Людмила»

Кот. Помните, как Пушкин представляет нам богатырей, в дом которых пришла царевна?

Ребенок. Входят семь богатырей, семь румяных усачей.

Кот. Как Пушкин рассказывает о том, как проводили время богатыри?

Реб.Перед утренней зарею,

Братья дружною толпою

Выезжали погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить,

Иль башку с широких плеч

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

Пятигорского черкеса.

Восп. Поэт рассказывает нам о том, что главное дело богатырей – защита Родины от врагов. И сорочин – вражеский наездник, и татарин, и черкес в то время были для русских людей врагами.

Кот. Какими показаны богатыри в этой сказке?

Дети. Они показаны сильными, добрыми, настоящими защитниками

Кот. Как рассказал А.С.Пушкин о богатырях в «Сказке о царе Салтане»?

Реб. В свете есть иное диво,

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Кот. Какими богатыри представлены в этой сказке?

Дети. Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор.

С ними дядька Черномор.

Восп. Пушкин представляет их великанами, силачами, удальцами, какими и должны быть защитники родной земли.

Кот. А что говорится о богатыре Руслане в поэме «Руслан и Людмила»?

Дети в поэме «Руслан и Людмила»  богатырь бесстрашный, отважный, честный. Несколько дней он сражается с Черномором и побеждает. Он спасает Людмилу и защищает родную землю от набега печенегов.

Кот. А кого, ребята, вы можете назвать богатырями в  вашем современном мире?

Дети. Российских военных.

Кот. А почему?

Дети. Они сильные, стойкие, смелые. Защитники родной земли.

Кот. Как вы относитесь к своим защитникам?

Дети. Мы их благодарим и уважаем.

Кот. Спасибо ребята, за помощь! Теперь богатыри снова оказались в своих сказках, и я смогу рассказывать их миру.

Самоанализ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по речевому развитию в старшей логопедической группе.

  Сентябрь  НеделяЛексическаятемаРечевое развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование    2Обследование     3 Детский сад...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей логопедической группе. Тема: «По тропинке к сказке».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Зернышко». Ст. Ольгинская. Приморско-Ахтарский район. Краснодарский край. Конспект  ООД по речевому развитию в стар...

НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе

НОД  по образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе...

Конспект квеста по образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе

Конспект квеста по образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе "Сказочный переполох"...

Итоговое интегрированное занятие по речевому развитию в старшей логопедической группе «Планета Сообразилия»

Закрепить с детьми полученные знания посредством игр развивающей направленности...

Краткосрочный проект в старшей логопедической группе по сказкам А.С.Пушкина

Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль в развитие речи дошкольника. Детям мало знакомы имена известных детских писателей и н...