Перспективное планирование по речевому развитию в старшей логопедической группе.
материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Арутюнян Надежда Аветисовна


 

 

Сентябрь

 

 

Неделя

Лексическая

тема

Речевое развитие

Цели

Литера

тура

Форма

работы

1

Обследование

 

 

 

 

2

Обследование

 

 

 

 

 

3

 

Детский сад

 

Пересказ рассказа Н.Калининой

«Разве так играют?»

 

 

Учить детей выразительно пересказывать текст, активизировать в речи глаголы, учить подбирать глаголы к существительным по смыслу.

 

 

Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей»

Стр.100

 

Игра на развитие эмоциональности «Молчок»

И/У «Что делает?»

 

4

 

Игрушки

Рассказывание о личных впечатлениях

 на тему

«Наши игрушки»

Учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома. Тренировать умение согласовывать существительные с прилагательными.

 

Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей»

Стр.78

И/У «Назови ласково»

Инсценирование потешек с использованием персонажей кукольного театра

5

 

 

 

 

 

Ягоды.

Грибы

 

 

 

 

Пересказ рассказа Я. Тайц «По грибы»

 

Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста. Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность). .Закрепить умение пересказывать по ролям Активизация и обогащение словарного запаса

 

Волчкова В.Н.

Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе.

 стр. 19

 

Д/И «Назови гриб»

Выстраивание графической мнемодорожки.

Эмпатические упражнения под музыу

 

Октябрь

 

 

Неделя

 

Лексическая

тема

 

Речевое развитие

 

Цели

 

Литература

Форма работы

1

Овощи

Овощи

Обогащать и совершенствовать представления об овощах, где они растут. Обучать детей составлению описательного рассказа. Закреплять употребление притяжательных

прилагательных.

 

Т.Р. Кислова

«По дороге к азбуке»

Стр.24

 

Загадывание загадок

 

Д/И «Один и много»

 

 

 

Фрукты.

Фрукты

Расширить представления детей о фруктах и ягодах, где они растут, что из них можно приготовить. Продолжать учить детей составлять предложения по картинкам. Развивать связную речь.

Т.Р. Кислова

«По дороге к азбуке»

Стр. 28

Инсцениро

вание считалки «Апельсин»

 

Д/И «Кого угостим»

 

3

 

Осень

 

 

Пересказ

рассказа

«Осень под водой»

 

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. Активизация и обогащение словарного запаса.

Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.

 

Л.В.Лебедева

«Конспекты занятий по обучению детей

пересказу»

стр.18

Этюдный тренаж «Не будем скучать»

И/У «Скажи правильно»

 

 

 

4

 

 

Лес.

 

Деревья

Пересказ рассказа «Лесной голосок»

 

Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста. Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность).

Активизация и обогащение словарного запаса.

 

Л.В. Лебедева.

«Конспекты занятий по обучению детей

пересказу»

стр.18

.И/У «Скажи со словом осенний». развитие воображения выразительности движений «Облака»

 

 

 

Ноябрь

 

 

Неделя

 

Лексическая

тема

 

Речевое развитие

 

Цели

 

Литература

 

Форма работы

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Одежда

 

 

 

 

 

Одежда

 

Совершенствовать знания детей об одеждах и их назначениях. Закрепить умение подбирать прилагательные   к существительным. Усвоение антонимов.

 

Т.Р.

Кислова

«По дороге к азбуке»

Стр.61

 

Этюд на выражение сострадания

«Северный полюс»

Д/И «2 и 5 »

 

 

 

 

 

2

 

 

Обувь.

 

Головные уборы

 

 

 

Обувь.

 

Головные уборы

 

 

Формировать обобщающие

понятие «Обувь», «Головные уборы», уточнить название и назначение. Составление предложений с данными предметами. Словообразование относительных прилагательных

 

Т.Р.

Кислова

«По дороге к азбуке»

Стр. 56

 

И/У «Скажи наоборот»

 

Этюд на развитие чувства юмора «Обувь»

 

 

 

3

 

 

 

Перелетные птицы

 

Составление описания журавля по предметным картинкам

 

Развитие зрительного внимания и наблюдательности.

Составление и запоминание плана описания.

Обогащение лексики синонимами.

В.В. Коноваленко

«Развитие связной речи». Осень

Стр.37

 

Д/И «Что за птица?»

 

И/У «Назови детеныша»

 

 

 

4

 

 

Домашние птицы

 

 

Пересказ сказки «Петух да собака»

 

Учить детей  пересказывать сказку без помощи воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц

Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей»

Стр.216

 

И/У

«Один много».

Д/И «Четвертый л

 

 

Декабрь

 

Неделя

 

Лексическая

тема

 

Речевое  развитие

 

Цели

 

 

 

 

Литература

 

Форма работы

 

1

 

Домашние животные

 

«Пожарные собаки»

Учить детей связно, выразительно рассказывать текст без помощи воспитателя; учить детей подбирать определения, синонимы и антонимы; упражнять в составлении предложений путаниц.

Волчкова В.Н.

«Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе»

стр. 31

Д/И «Кто, что знает»

И/У «Звери и их детеныши»

 

2

 

Звери наших лесов

 

«Звери город»

 

Развивать управляемость воображения в соответствии поставленной задачей, используя ближайшие ресурсы; научить решать несложные проблемы. Развивать связную речь, закрепить навыки использования в речи глагольной лексики, усвоение слов антонимов.

 

Л.Е.Белоусова «Удивительные истории»

 

Стр.54

 

Этюд «Улыбка»

 

Д/И «Кто как кричит»

 

Игра  «Хорошо плохо»

3

Зима

 

Рассказывание по картине «Речка замерзла»

Учить детей составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действий., обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь.

 

Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей»

Стр.78

И\У

«Назови приметы зимы»

 

4

Зимние забавы и развлечения

 

Пересказ художественного

произведения Н. Калинина «Снежный колобок»

 

 

Учить детей целенаправленно овладевать

материалом рассказа, излагать содержание близко к тексту, передавать интонацию и сопереживать персонажу.

 

 

Волчкова В.Н.

«Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе»

стр. 41

 

 

И/У «Назови слова для описания».

 

Д/И «Снеговики»

 

 

 

 

5

 

 

Новый год

Творческое рассказывание.

«Сочиняем сказку про  Деда Мороза

Продолжать учить детей связно и последовательно рассказывать об игрушке развернутыми и полными предложениями; развивать у детей логическое мышление и память, сообразительность,

Волчкова В.Н.

«Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе»

 стр. 45

Развивающая игра  придумай имя.

Игра «Запомни и положи»

 

Январь

 

 

Неделя

 

Лексическая

тема

 

Речевое развитие

 

Цели

 

 

Литература

Форма работы

 

1

 

 

Каникулы

 

 

 

Каникулы

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Зимующие птицы

 

 

 

Пересказ художественного произведения. Е. Чарушин «Воробей»

 

 

Учить самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение

 

 

 

Волчкова В.Н.

«Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе.»

стр. 88

 

Д/И «Один много»

Этюд для тренировки

выражения основных эмоций

«Воробей»

 

3

 

Наш город

 

 

 

Пересказ художественного произведения.

«У страха глаза велики»

 

 

Учить понимать  эмоционально – образное содержание произведения, помочь понять содержание сказки «У страха глаза велики», обратить внимание

 

Волчкова В.Н.

«Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе.»

стр. 101

 

Нарисовать свою улицу

психоречевая гимнастика «Какое слово короче»

Д/И «Какое слово короче»

 

 

4

 

 

Дом.

Квартира.

Мебель.

 

 

Рассказывание по картине

«Строим дом»

Продолжать учить составлять сюжетный рассказ по картине, придумывать продолжение сюжета, название картины, воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательных для характеристики действий персонажей.

 

Л.Е.Белоусова

«Удивительные истории»

Стр. 72

Игра «Скажи наоборот»

Игра «Угадай, как называется магазин?»

 

 

 

 

февраль

 

 

Неделя

 

Лексическая

тема

 

Речевое развитие

 

Цели

 

Литература

 

Форма работы

 

 

 

1

 

 

 

Домашние электроприборы

 

Творческое рассказывание

«Придумывание небылиц»

 

Развивать у детей творческое воображение, познакомиться с жанром небылицы; учить детей отличать реальную ложь от юмористических фантазий.

 

Волчкова В.Н.

«Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе.»

стр. 63

Упражнение «Продолжи ряд»

 

Отгадай загадку.

 

2

Профессии

 

 

Пересказ художественного произведения Е.Пермяк

«Для чего руки нужны».

 

 

Учить связному, последовательному пересказу, правильно передавать идею и содержание, выразительно воспроизводить диалоги персонажей.

 

Волчкова В.Н.

«Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе.»

стр. 58

 

Этюд для тренировки развития воображения «Выбери профессию»

И/У «Скажи, что делает?»

 

 

3

Транспорт

Рассказывание по картине И.Шишкина «На севере диком»

 

Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова, обогащать словарный запас определениями.

 

 

Волчкова В.Н.

Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе.

стр. 55

 

Беседа, загадки

с показом иллюстраций.

И/У «Подружки слова»

 

 

 

 

 

4

 

 

 

День защитника Отечества

 

 

 

 

Пересказ художественного произведения «Два товарища»

 

Познакомить детей с новым литературным жанром_ басней, с ее особенностями , воспитывать чуткость к образному строю языка басни; учить пересказывать текст.

 

 

Волчкова В.Н.

«Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе.»

стр. 11

 

И/У «Скажи какой?»

 

С/Р игра «Армия»

 

 

 

Март

 

Неделя

 

Лексическая

тема

 

Речевое развитие

 

Цели

 

Литература

 

Форма работы

 

1

 

8 марта

 

 

Пересказ художественного произведения К.Ушинский

«Лекарство»

 

Воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме; развивать желание заботиться о своих близких, воспитывать доброе, заботливое отношение к маме.

 

 

Волчкова В.Н.

«Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе» 

стр. 74

 

 

И/У «Назови слова родственники»

 

Д/И «Букет для мамы»

 

 

 

 

2

 

 

Моя семья

 

 

Творческое

рассказывание. «Придумывание небылицы»

 

Развивать у детей творческое воображение, познакомиться с жанром небылицы; учить детей отличать реальную ложь от юмористических фантазий.

 

 

 

Волчкова В.Н.

«Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе.»

стр. 58

 

И/у «Скажи наоборот»

 

Д/И «Один много»

 

 

 

3

 

 

 

Продукты питания

 

Рассказывание о предмете. Рекламируем кафе «Лакомка»

Совершенствовать структуру простых и сложных предложений, употребляемых детьми; активизировать в речи детей слова- прилагательные, образованные по аналогии.

Волчкова В.Н.

Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе.

стр. 96

 

Игра «Кто готовит и делает?»

 

Д/И «Убери лишнее?»

 

 

 

 

4

 

 

 

 

Посуда

 

 

 

 

Поможем Федоре

 

Развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода. Развивать логическое и образное мышление. Составлять. описание посуды, используя схемы.

 

 

Л.Е.Белоусова

«Удивительные истории»

Стр. 20

 

Этюд «Закипающий чайник»

 

Пантомима

«Мытье посуды»

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

Весна

 

 

Рассказывание по картине. А. Саврасов «Грачи прилетели»

Развивать эмоциональный

отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания. Учить художественному видению пейзажной картины. стимулировать желание внимательно ее рассматривать, учить составлять  описательные  рассказы по пейзажной  картине

Волчкова В.Н.

Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе.

стр. 80

 

Аудио запись

птичьего голоса.

Игра «Кто внимательный»

 

Игра «Хорошо - плохо».

 

 

 

Апрель

 

 

Неделя

 

Лексическая

тема

 

Речевое развитие

 

Цели

 

Литература

 

Форма

работы

 

 

1

 

 

Птицы весной.

 

 

Пересказ рассказа В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»

Пробуждение у детей светлых, добрых чувств и заботливого отношения к живой природе.

Обогащение лексики родственными словами, признаками и действиями,

Закрепления употребления предлога в. Коллективное составление плана рассказа.

 

 

В.В. Коноваленко

«Развитие связной речи».

Стр.37

 

Слушание фонограммы «Скворец»

 

Прочитать стихотворение И. Никитина «Скворец»

2

 

 

Космос

 

.

Пересказ художественного произведения

Л. Толстой «Лев и собачка»

 

Учить пересказывать текст, совершенствовать интонационную выразительность речи; добиваться последовательности в изложении содержания, обогащать словарный запас наречиями, глаголами, синонимами.

Волчкова В.Н.

Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе.

стр. 48

 

Упражнения

« Подбери признак»

 

«Кто лучше запомнил?»

3

Цветы

 

 

Пересказ рассказа

 

«Поющий букет»

 

Обучению связному последовательному пересказу в виде графических схем, отражающих последовательность событий. Активизация и обогащение словаря по теме

 

 

Л.В. Лебедева.

«Конспекты занятий по обучению детей

пересказу»

стр. 54

 

Загадывание загадок о первоцветах.

 

Игра «Отгадай что это?»

4

Наше тело

 

 

Чтение художественных произведений  «Маленькое дело лучше большого безделья».

 

 

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание художественного произведения; осмысливать идею , значений образных выражений; закрепить у детей умение отвечать на вопросы развернутыми полными предложениями.

Волчкова В.Н.

Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе.

стр. 64

 

Психоречевая гимнастика

«Сосчитай

до 5»

Игра «Найди ошибку»

Игра «Он и я»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

Май

 

 

Неделя

 

Лексическая

тема

Речевое развитие

Цели

Литература

Форма работы

 

1

 

 

День Победы

 

 

 

 

Чтение художественных произведений

 

«Лучше новых двух»

 

Учить чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; учить понимать переносное значение пословиц,  передавать  свое отношение к персонажам, поддерживать диалог

 

 

Волчкова В.Н.

Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе.

стр. 104

 

И/У «Один - много»

 

 

Игра «Волшебная цепочка»

 

 

 

2

Рыбы      

"Проказницы"

 

Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу  подобранные слова, обогащать  словарный запас определениями

 

 

 

Ткаченко Т.А. «Картины с проблемным сюжетом для развития речи для дошкольников» Стр.14

 

Игра соревнование

«Кто даст  больше правильных ответов».

 

И/У «Назови ласково»

 

3

Насекомые

Пересказ рассказа

«Пчелки на разведках»

Обучению связному последовательному пересказу в виде графических схем, отражающих последовательность событий, формировать связную речь, правильно с

использовать в речи грамматические формы. Развивать эмоциональность речи

Л.В. Лебедева.

«Конспекты занятий по обучению детей

пересказу»

стр. 41

Д/И «собери картинки из частей»

 

Д/И «Угадай, кого не стало»

 

4

 

Времена года.

 

Лето

 

На даче

 

 

Расширить запас знаний и сведений , эффективно совершенствовать логическое и творческое мышление, фантазию; связную речь.

Ткаченко Т.А. «Картины с проблемным сюжетом для развития речи для дошкольников Стр.16Сочиняем рифму

И/У «Составь предложение по опорным словам»

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей логопедической группе (ОНР)) логопедической группе

Сентябрь  НеделяЛексическаятемаПознавательное  развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование    2Обследование    3 Детский сад...

Перспективное планирование по математическому развитию в старшей логопедической группе (ОНР)

Сентябрь  НеделяЛексическаятемаТема ЦелиЛитератураФормаработы1Обследование      2Обследование...

Перспективное планирование содержания коррекционного обучения в старшей логопедической группе с ОНР

Перспективное планирование соответствует «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» авторы Филечева Т.Б., Чиркина Г.В, Туманова Т. В.. При составлении ...

Перспективное планирование по оригами для детей старшей логопедической группы

Перспективное планирование по оригами для детей старшей  логопедической группы...

Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе

Данный материал используется для облегчения работы с детьми в старшей группе...

Перспективное планирование коррекционно- развивающей работы в старшей логопедической группе.

В данной статье представлено перспективное планирование по разделам направления работы: развитие фонетико-фонематичсеской стороны речи, развитие лексико-грамматической стороны речи, развитие связной р...

Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе.

Материал для глубокой поэтапной проработки развития речи для детей старшей группы детского сада....