НОД Образовательная область: развитие речи По теме: «Путешествие по русским народным сказкам» Подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Левченко Татьяна Николаевна

Цели: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, подбирать однокоренные слова; развивать речь детей, соотносить движение с текстом в речевых  играх,  обогащать впечатления детей, создавать радостное настроение; воспитывать в детях любовь к окружающему миру, дружеское отношение к сверстникам.

Закрепление знаний  детей о русских народных сказках.

Задачи:

Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям,  загадкам; расширить словарный запас, закрепить названия народных сказок.

Развивающие: развивать речевую и познавательную активность детей, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление , воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные: воспитывать интерес к народным сказкам, формировать навык сотрудничества и доброжелательности.

Оборудование:
Сундучок, снежок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, снежинки с загадками, письмо.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17»

НООД

Образовательная область: развитие речи

По теме:  «Путешествие по русским народным сказкам»

Подготовительная группа

Подготовила: воспитатель

Левченко Т. Н.

п. Увельский, 2021 г.

Конспект НООД в подготовительной группе

по развитию речи

«Путешествие по русским народным сказкам»

Цели: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, подбирать однокоренные слова; развивать речь детей, соотносить движение с текстом в речевых  играх,  обогащать впечатления детей, создавать радостное настроение; воспитывать в детях любовь к окружающему миру, дружеское отношение к сверстникам.

Закрепление знаний  детей о русских народных сказках.

Задачи:

Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям,  загадкам; расширить словарный запас, закрепить названия народных сказок.

Развивающие: развивать речевую и познавательную активность детей, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление , воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные: воспитывать интерес к народным сказкам, формировать навык сотрудничества и доброжелательности.

Оборудование:
Сундучок, снежок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, снежинки с загадками, письмо.

Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; физминутка.

Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок («Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Лиса и заяц», «Репка», «Теремок», рассматривание иллюстраций к ним; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».

Предполагаемый результат:
- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.
- Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности.
- Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами.
Продолжительность занятия: 30 мин

Ход занятия

  1. Организационный момент (дети рассказывают стихотворение)

Приходит в шубке белой

Красавица-зима,

Ступает королевой,

На шапке — бахрома.

Снежинками украшен

Сверкающий наряд,

Платком она помашет -

Снежинки полетят.

Так щедро посыпает

Поля, сады кругом.

Природа засыпает

Под мягким серебром.

Метелица резвится,

Морозы не страшны.

Деревьям сладко спится

До солнечной весны.

(Е. Шаламонова)

- Какое сейчас время года?(зима)

- Назовите зимние месяцы.(декабрь, январь, февраль).Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная).

Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)

 Что можно сказать про снег? (снег пушистый, легкий, мягкий.) Снег укрыл всю землю.

Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)

Воспитатель: У меня есть волшебный снежок: «Снежок зимний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать». Кому я брошу его, тот должен ответить на мой вопрос.

 Игра «Какая бывает зимой погода?»

( холодная, снежная, белая, голодная, ветряная, нарядная, сказочная, морозная,  веселая, красивая, злая, суровая…)

- Если идет снег, то погода какая? – снежная;

- если дует ветер, то погода какая? – ветреная;

- если холодно, то погода какая? – холодная;

- если пасмурно, то погода какая? – пасмурная;

- если хмуро, то погода какая? – хмурая;

- если мороз, то погода какая? – морозная;

- если солнечно, то погода какая? – солнечная;

- если ясно, то погода какая? – ясная.

Дидактическая игра «Скажи ласково»

 Снег — снежок, ветер — ветерок... , мороз — морозчик... ,

 сугроб —сугробик ... , холод — холодок... , лед — ледок..., метель-метелица... , сосулька- сосулечка.

 Образование родительного падежа

Как называется явление природы, когда падает снег?

 (Снегопад.) А нет чего? СНЕГОПАДА.

Снег. А нет ... снега

Вьюга. А нет ... вьюги

Метель. А нет... метели

Сугроб. А нет ... сугроба

Лед. А нет ... льда

Сосулька. А нет ...сосульки

Ветер. А нет ...ветра.

 

Воспитатель: ребята, а  вы любите русские народные сказки? (Да) Назовите мне сказки в которых присутствует зима. (Заюшкина избушка, По щучьему веленью, Снегурочка, Морозко, Лисичка сестричка и серый волк)

Воспитатель: ребята, а какие сказки мы называем народными сказками? (те сказки, которые придумал народ.)

Воспитатель: сегодня я для вас принесла целый сундук со сказками. Давайте посмотрим, какие же сказки в нем.(воспитатель показывает сундук, и дети замечают что он закрыт на замок. А под сундуком письмо от Бабы Яги.)

«Здравствуйте детишки-ребятишки! Не можете открыть сундук??? Ха-ха-ха.. это я попросила могучего ветра заколдовать ваш сундук и закрыть его на узелок. Что бы открыть узелок, вам необходимо выполнить несколько заданий. С каждым выполненным заданием, вы будете приближаться к стране сказок. Именно там вы найдете заклинание, которое и поможет развязать узелок на сундуке. Думайте, гадайте. Вот вам несколько подсказок от меня.  Ха-ха-ха..  Вот вам первая подсказка: во многих сказках есть такой волшебный предмет, который указывает путь героям сказок. Как вы думаете, что это за предмет? (волшебный клубок). У меня как раз есть такой, мне его однажды подарил один знакомый из волшебной страны сказок. Но он распутан. Ха-ха-ха.. И чтобы вернуть ему волшебную силу, вам нужно называть названия народных сказок, и делать один моток. Чем больше  назовете сказок, тем быстрее замотаете нить в клубок и вернете  ему волшебство. Это и будет вашим первым заданием. Удачи…хи-хи-хи…»

Воспитатель: ну не может жить баба яга спокойно, чтобы не навредить кому-то! У нас с вами сложное задание – добраться до сказочной страны и найти заклинание. Вы готовы? (Да)

Воспитатель: что ж ребята, давайте вернем силу волшебному клубку.(игра «Назови сказку». Дети по очереди называю название сказок и наматываю нить на клубок) .

(курочка, ряба, колобок, маша и медведь, Василиса прекрасная, теремок, репка, Морозко, петушок и бобовое зернышко, царевна-лягушка, гуси-лебеди, три медведя, каша из топора, Снегурочка, лисичка сестричка и серый волк, по щучьему велению.., заюшкина  избушка, сестрица Аленушка и братец Иванушка, бычок – смоляной бочок, теремок, лиса и журавль).

Воспитатель: ребята, почему у нас получился такой большой клубок? Потому что вы знаете очень много сказок, вы большие молодцы. С первым заданием мы успешно справились. Давайте произнесем волшебные слова: «нам клубочек помоги, в страну сказок приведи!»

(клубочек покатился  в страну сказок).

Воспитатель: у нас на пути второе задание. Баба яга пишет: «для вас необычная сказка, послушайте ее и найдите ошибки и назовите название сказки.»

Сказка «Катя и три волка

Жила была семья. У них была дочка Катенька. Пошла катя одна в лес и заблудилась. Плутая по лесу набрела она на избушку. А в избушке жили три волка, которые ушли на охоту. Зашла катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из всех тарелок, посидела на всех  стульях, а затем легла на самую маленькую раскладушку и уснула. Вернулись волки с охоты, заметили что кто-то хозяйничал в их доме, и ну ругаться. А катя услыхала, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали кто хозяйничал в их доме.

(сказка «три медведя», девочку зовут Маша, герои не волки , а медведи. Маша легла не на раскладушку а в кровать.)

Воспитатель: Здесь еще одно письмо,  написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь?
Игра «Помогите!».
Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им).
«Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»)
«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»)
«Помогите! Я превратился в козленочка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
«Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»)
«Помогите! Я превратилась в облачко!» (Снегурочка»)
- Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят!
- Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

Физкультурная минутка "Сказки"
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Воспитатель:
- Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится. (Подходят к столу, где находятся снежинки с загадками).

1.  Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)

  1. Он весь день лежал на печке

И работать не любил.

Рыбу вытащив из речки,

Все печали позабыл.    (Емеля)

  1. Выросла она на грядке

Очень крепкой, круглой, сладкой.

Нелегко её сорвать —

Мышь на помощь надо звать.    (Репка)

  1. В глухом лесу, в своей избушке,

Совсем одна живёт старушка.

Метлой она не пол метёт,

Метла — старушкин самолёт.   (Баба – яга)

  1. Он бессмертный да худющий,

И всегда ужасно злющий.

В сказках — главный он злодей,

Царство есть, но нет друзей.   (Кощей)

  1. От подружек всех отстала,

У медведей побывала.

Поспала, наелась каши...

Как зовут девчушку? ... (Маша)

  1. У него ни рук, ни ног,

Но пустился наутёк.

Громко песни распевал,

Прямо в рот к Лисе попал.  (Колобок)

  1. В какой сказке есть слова: "Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная? (Морозко)

Воспитатель:
- Молодцы, дети, все загадки отгадали!

- Клубок зовет нас вперед!

Воспитатель: впереди последнее задание и мы наконец то доберемся до страны сказок. Задание: перед вами заколдованы животные и птицы, что бы их расколдовать, нужно вспомнить сказку, в которой встречается это животное.  (коза, медведь, волк, гуси, лиса, курица, заяц.)

Воспитатель: молодцы ребята. Вот и прикатился наш волшебный клубочек в страну сказок. А вот и слова заклинания. Нам нужно произнести три магических слова разными способами: снуп, снап, снуре!

1. Удивленно, раскрыв глаза и широко развести руки.

2. С недовольным лицом, топая ногами.

3. Весело улыбаясь, хлопая в ладоши.

(после этих слов воспитатель развязывает узелок сундука)

Воспитатель: достает из сундука конфеты,  это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам.

Воспитатель:
- Чему нас учат сказки?
- Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы очень
 хорошо знаете русские народные сказки.

Воспитатель открывает сундук и вместе с детьми рассматривают книги со сказками и их иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественной литературе и развитию речи Тема: «В гостях у русской народной сказки «Гуси-лебеди» Старшая группа

Программное содержание: Беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди»Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки.Развитие воображения: придумывание новых эпизодов сказки.Развити...

Методическая разработка по развитию речи на тему : "Знакомство с русской народной сказкой "Снегурочка"" в средней группе

Знакомство с содержанием русской народной сказки "Снегурочка", научить связной речи с опорой на иллюстрации....

Конспект занятия по развитию речи "Анализ литературного произведения по русской народной сказке «Заяц - хвастун» (в обработке О. Капицы)" старшая группа

Цель: создать условие для усвоения обобщённой модели анализа литературного произведения. Научить анализировать литературный текст....

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по развитию речи «Петушок и бобовое зернышко» (русская народная сказка)

Конспект организованной образовательной деятельности в средней  группе по развитию речи «Петушок и бобовое зернышко» (русская народная сказка)...

Совместная деятельность с детьми старшей группы на тему: «Путешествие – игра по русским народным сказкам»

Занятие-игра. Ребята отправляются в сказочноепутешествие с Иваном-Царевичем, чтоб спасти Василису Прекрасную от Кощея Бессмертного. Чтоб помочь, ребята должны выполнить все задания сказочных героев....

Конспект ООД по развитию речи с использованием мнемотаблицы «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» в подготовительной группе

Цель: продолжать упражнять детей в пересказе сказки близко к тексту.Задачи:1. закрепить знания о русских народных Вспомните слова лисы, покажите голосом, что лиса сердилась.«Эй, борода...