Конспект занятия по развитию речи "Анализ литературного произведения по русской народной сказке «Заяц - хвастун» (в обработке О. Капицы)" старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ялина Наталия Ивановна

Цель: создать условие для усвоения обобщённой модели анализа литературного произведения. Научить анализировать литературный текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon.analiz.lit_.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД № 6

Конспект занятия по развитию речи

Анализ литературного произведения

 по русской  народной  сказке

«Заяц - хвастун»

(в обработке О. Капицы).

Старшая группа

Подготовила: Ялина Н.И., воспитатель.

г. Саров

Цель: создать условие для усвоения обобщённой модели анализа литературного произведения. Научить анализировать литературный текст.

Задачи:

-упражнять детей в поисках основной цели героя и установления причинно – следственных связей, которые приводят к результату.

- учить делать выводы из ситуации;

- побуждать детей формулировать вопросы, искать нужную информацию.

Оборудование: картинки сказочных героев, таблица на листе, карандаши.

Предварительная работа:  чтение сказки.

Ход занятия.

Организационный этап

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

Здесь собрались все друзья:

Я, ты, он, она.

Улыбнитесь тем, кто слева.

Улыбнитесь тем, кто справа.

Вмести мы одна семья.

Игра «Наоборот» (с мячом)

 Воспитатель:  Я называю слово тот, у кого мяч, называет «слово наоборот»

Равнодушный – заботливый;

Скромный – хвастливый;

Грубый – вежливый;

 Ленивый – трудолюбивый;

Милосердный – жестокий;

Жадный – щедрый

Трусливый – смелый;

Хвастливый – скромный.

Литературная игра «Хорошо - плохо»

Воспитатель:  Ребята, хорошо быть трусливым?

Как вы думайте? Докажите, почему?

 А почему плохо быть трусливым.

Докажите, почему?

Воспитатель: Ребята, а я знаю такую сказку, в которой главный герой был трусливым, а потом изменился и стал храбрым. А вы знаете такую сказку?

Дети называют варианты сказок. Останавливаем внимание на сказке  «Заяц -  хвастун» русская народная сказка (в обработке О. Капицы).

Воспитатель: Дети, а давайте вспомним  главных героев сказки «Заяц -  хвастун».

Дети: Заяц и ворона.

Организационный этап

Предложить детям побеседовать по знакомой сказке и найти в ней правила жизни.

Работа  ведётся по таблице, которую дети записывают с помощью схем.

Герои

Герой 1

Заяц

Герой 2

Ворона

Что хотел?

Что мешало?

Что делал?

Кто помогал?

Результат действий героев

Вывод: совет герою

 Вопросы детям во время работы по таблице:

1. Герой (заяц)

2. Что хотел герой?  (хотел, чтобы его уважали, боялись).

3. Что мешало? (трусость)

4. Что делал герой, чтобы решить проблему? (хвастался)

5. Кто или что помог решить проблему? (случай с вороной)

6. Какой результат получился?  (его стали уважать, он преодолел свою трусость. Он стал смелыми, находчивым, сообразительным).

7. Совет герою или жизненное правило: не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит. Если слова не подкреплены поступками, не могут быть правдивыми.

8. Что хотела ворона? (понять, не врет ли заяц).

9. Что мешало? (ничего)

10. Что делал ворона, чтобы понять зайца? (полетела, спросила, увидела)

11.Кто помогал вороне? (никто)

12. Какой результат получился? (узнала правду, что заяц врет)

13. Совет герою или жизненное правило. (Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать).

В результате анализа сказки таблица заполняется следующим образом.

Герои

Герой 1

Заяц

Герой 2

Ворона

Что хотел?

Хотел, чтобы его уважали, боялись

Хотела понять врет ли заяц

Что мешало?

Трусость

Ничего

Что делал?

Хвастался

Полетела, спросила, увидела

Кто помогал?

Ворона

Никто

Результат действий  героев

Его стали уважать, он преодолел свою трусость. Приобрел смелость, находчивость, сообразительность

Узнала правду, что заяц врет.

Вывод: совет герою

Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит.

Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.

После завершения работы с таблицей и выведение детьми жизненного правила предложить подобрать пословицу поступкам героев.

Заключительный этап

Рефлексия.
Для закрепления последовательности вопросов при помощи, которых происходит анализ сказки воспитатель детям  их вспомнить.

Воспитатель: Ребята, а что нам помогло вывести жизненное правило сказки «Заяц – хвастун? (Отвечали на вопросы и зарисовали рисунки в таблице) Давайте вмести вспомним последовательность вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Литературный калейдоскоп"

Приобщать детей к русской поэзии, помогать им пересказывать отрывки из сказок, обогащать словарный запас детей, совершенствовать умение прави­льно строить предложения, прививать вкус к драматизаци...

Конспект занятия по ознакомлению детей со сказкой «Война грибов с ягодами» (обработка В.Даля) Средняя группа.

Цель: Формировать у детей эмоциональный отклик к литературному произведению....

Конспект занятия по развитию речи ( сказка "Лиса и заяц")

Конспект занятия по развитию речи ( сказка "Лиса и заяц"), знакомство со сказкой, ее инсценировка....

план-конспект по речевому развитию "Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» "

План-конспектТема: «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»...

Конспект занятия по развитию речи ( литературное чтение) в группе раннего возраста " Козлятки и Волк".

Конспект занятия по развитию речи (литературное чтение) в группе раннего возраста...

Конспект занятия по развитию связной речи Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин.

- формировать у детей навык целенаправлен­ного восприятия серии картин;-обучать навыкам составления рассказа по се­рии сюжетных картин.-применение "Логических блоков Дьенеша" на заня...