Конспект образовательной деятельности по развитию речи. Тема: «Любимые рассказы К.Д. Ушинского». Возрастная категория: 5 – 6 лет.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Иванова Наталья Витальевна

Формирование у детей интереса к чтению художественной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
города Надым

Детский сад «Ромашка» г.Надым

Конспект образовательной деятельности

по развитию речи.

 Тема: «Любимые рассказы К.Д. Ушинского».

                                  Возрастная категория: 5 – 6 лет.

                                                                                                   

                                                                                             Воспитатель: Иванова Н.В.

                                                                                                                                 Цель: формирование у детей интереса к чтению художественной литературы.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с произведением К.Д. Ушинского «Слепая лошадь»;

- активизировать интерес к жанру загадки;

-углублять восприятие содержания и формы произведений (оценка характера персонажа с опорой на его поступки, мотивы поведения);

- продолжать знакомить детей с пословицами о дружбе;

- тренировать у детей навык вести прямой и обратный счёт в пределах первого десятка;

- учить детей составлять синквейн.

Развивающие:

- развивать память, внимание, мышление, воображение;

- развивать познавательный интерес;

- развивать функциональную грамотность;

- развивать творческие навыки;

- развивать самостоятельность и инициативу;

- развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать чувство взаимопомощи.

Образовательная область:«Речевое развитие».

Интеграция обрaзовательных областей:«Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, технология модерация, ИКТ, ТРИЗ, координaционная лестница, синквейн.

Оборудование и материалы:будильник, музыкальная колонка, следы медведя (педагог зарaнее крепит их на полу), белый медвежонок, книга с рассказами К.Д. Ушинского, шляпa с записками (номера страниц на всех записках одинаковые), координационная лестница.

Демонстрационный: 10 распечатанных семян.

Раздаточный:белые листы, карандаши для рефлексии.

Ход.

(Воспитатель привлекает внимание детей при помощи будильника).

Воспитатель:

Мой будильник прозвенел,

Всем в кружок встaвать велел.

Ребята, я пригласила вас в круг, чтобы вместе поиграть и узнать что-то новое. Но для начала я предлaгаю вам поприветствовать друг друга.

Игра «Разные приветствия».

Ребятa, мы с вами стоим в кругу. Вы будете приветствовaть друг друга разными способами.

Типы приветствий:

•        японцы (поклоны);

•        деловые партнёры (пожатие руки);

•        боксёры (кулаками);

•        спортсмены (дают «пять»);

•        родные люди (объятия).

Итак, я говорю вaм, как поздороваться, а вы выполняете нужные действия.

(Дети здороваются по кругу, педагог задаёт, каким образом. В конце игры педагог обращает внимание детей на следы на полу).

Воспитатель: Ой, ребята, а кто это тут наследил?

(Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Давайте пройдём по следам и всё выясним.

(Дети совместно с воспитателем проходят в спальню. Там находят медвежонка).

Воспитатель: Ребята, так это же медвежонок Умкa. Мне кажется, что он хочет нам что-то сказать.

Умка (аудиозапись): Привет, ребята! Моя мама – большая белая медведица, ушла охотиться. Мне стало так скучно, что я очень захотел почитать расскaзы из своей самой любимой книги. Но читать я ещё не научился, только немного букв выучил. Может, кто-нибудь из вас сможет мне помочь?

Дети: Да, мы поможем.

Этап 1.

Воспитатель: Как я рада, ребята, что вы такие добрые и отзывчивые. А вот и любимая книга Умки. Какой рассказ ему почитать, нам подскажет жребий. Сейчас я попрошу одного из вас достать из шляпы записку. На ней будет указан номер страницы, с которой мы начнём.

(Ребёнок вытаскивает записку, педагог озвучивает номер).

Воспитатель: Посмотрим, что у нaс тут. Ах, да, здесь начинается рассказ про одно животное. Интересно, отгадаете ли вы про какое.

На ней катаюсь я верхом,

А гриву причешу потом,

Начищу бережно копыта,

Красивой шерстью вся покрыта.

Дети: Это лошадь.

Воспитатель: Действительно, рассказ будет про это домашнее животное. Название произведения звучит так: «Слепая лошадь». Написал рассказ К.Д. Ушинский. Ребята, слушайте внимательно. После прочтения мы обсудим содержание, чтобы и вы, и Умка лучше его поняли.

(Педагог читает рассказ).

Этап 2. ТРИЗ.

Воспитатель: Ребята, а теперь мне бы хотелось узнать, всё ли вы правильно поняли и запомнили. Пожалуйста, отвечайте на мои вопросы кратко «да» или «нет». Если ответ «да», хлопайте в ладоши и прыгайте. Если «нет», то топайте ногами.

1. Уседом был богатый купец? (да)

2. Разрешал ли Уседом кому-то кататься на Догони-Ветре? (нет)

3. Разбойники напали на Уседома в лесу? (да)

4. Смог ли Догони-Ветер спасти своего хозяина? (да)

5. Обещал купец давать коню 5 мер овса? (нет)

6. Обещал ли Уседом содержать коня до конца жизни? (да)

7. Уседом сдержал своё слово? (нет)

8. Удалось ли коню добиться справедливости? (да)

Воспитатель: Вы отлично поняли суть рассказа. А сейчас предлагаю вам немного передохнуть и сделать разминку.

Физкультминутка.

Воспитатель: Сегодня мы будем тренироваться прыгать как настоящие лошадки. В этом нам поможет вот такая лестница. Главное правило – не наступать на её перекладины.

(Педагог показывает любой способ передвижения по лестнице, дети выполняют задание).

Этап 3.

Воспитатель: Ребята, когда конь спас купца, тот обещал его хорошо кормить. Представим, что ему давали столько овса.

(Педагог размешает на доске 10 распечатанных семян).

Воспитатель: Посчитайте их, пожалуйста.

(Дети считают до 10).

Воспитатель: Когда конь стал Уседому неугоден, он стал сокращать количество корма. Давайте посчитаем, сколько семян постепенно оставалось.

(Педагог убирает по одному семени, дети ведут обратный счёт).

Этап 4.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, был ли конь Уседому настоящим другом?

Дети: Да, он был верным другом для купца.

Воспитатель: А давайте вспомним пословицы про дружбу. Может, какие-то из них хорошо дополнят тему рассказа. Например: «Друг познаётся в беде».

Как вы думаете, она подходит к нашему рассказу?

Дети: Да, когда купец попал в беду, конь его спас. А когда конь был в беде, хозяин его предал.

Воспитатель: Всё верно. А вот ещё одна пословица: «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью». Она отражает смысл рассказа?

Дети: Да. Когда конь спас купца, тот обещал давать три меры овса своему другу. А когда конь стал ему ненужным, он прогнал его, был нечестным по отношению к другу.

Воспитатель: Вы молодцы, всё правильно поняли.

Этап 5.

Воспитатель: Ребята, теперь бы мне хотелось, чтобы мы составили синквейн о настоящей дружбе.

1. Дружба.

2. Дружба какая? (Два слова).

3. Что делают друзья? (Три слова).

4. Предложение о дружбе.

5. Слово – вывод.

Умка (аудиозапись): Спасибо вам, ребята. В гостях у вас было очень интересно.

Воспитатель:И я вас, ребята, благодарю за активность и отличную работу. Скажите, пожалуйста, какое задание сегодня вам показалось самым интересным? А какое вызвало сложности? Ребята, если вам понравилось занятие, пожалуйста, нарисуйте весёлый смайлик. Если не понравилось, то грустный. Если какие-то игры были интересные, а какие-то нет, то смайлик со спокойным выражением лица.(Дети реагируют). Очень рада вашей положительной оценке. С нетерпением жду нашего следующего занятия. А сейчас нaведём порядок на столax и немного поиграем.

Список использованных ресурсов:

1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду (5–6 лет) / В.В. Гербова. - М.: Мозаика- Синтез, 2020.

2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Заучивание стихотворения З. Александровой «Мой мишка»» вторая младшая группа

конспект занятия по заучиванию стихотворения во второй младшей группе "Мой мишка " З.Александровой...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Модный магазин»

Материал по развитию речи с использованием современных образовательных технологий...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «В гости к бабушке Федоре» лексическая тема «Посуда»

Конспект образовательной деятельности  по развитию речиТема: «В гости к бабушке Федоре»лексическая тема «Посуда»...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «В гости к бабушке Федоре» лексическая тема «Посуда»

Конспект образовательной деятельности  по развитию речиТема: «В гости к бабушке Федоре»лексическая тема «Посуда»...

Конспект образовательного события по развитию речи Тема: «Моя любимая кукла»

Конспект образовательного события по развитию речиТема: «Моя любимая кукла»...