Конспект образовательной деятельности по развитию речи. Тема: «Любимые рассказы К.Д. Ушинского». Возрастная категория: 5 – 6 лет.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Формирование у детей интереса к чтению художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект образовательной деятельности по развитию речи. Тема: «Любимые рассказы К.Д. Ушинского». | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
города Надым
Детский сад «Ромашка» г.Надым
Конспект образовательной деятельности
по развитию речи.
Тема: «Любимые рассказы К.Д. Ушинского».
Возрастная категория: 5 – 6 лет.
Воспитатель: Иванова Н.В.
Цель: формирование у детей интереса к чтению художественной литературы.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с произведением К.Д. Ушинского «Слепая лошадь»;
- активизировать интерес к жанру загадки;
-углублять восприятие содержания и формы произведений (оценка характера персонажа с опорой на его поступки, мотивы поведения);
- продолжать знакомить детей с пословицами о дружбе;
- тренировать у детей навык вести прямой и обратный счёт в пределах первого десятка;
- учить детей составлять синквейн.
Развивающие:
- развивать память, внимание, мышление, воображение;
- развивать познавательный интерес;
- развивать функциональную грамотность;
- развивать творческие навыки;
- развивать самостоятельность и инициативу;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Образовательная область:«Речевое развитие».
Интеграция обрaзовательных областей:«Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, технология модерация, ИКТ, ТРИЗ, координaционная лестница, синквейн.
Оборудование и материалы:будильник, музыкальная колонка, следы медведя (педагог зарaнее крепит их на полу), белый медвежонок, книга с рассказами К.Д. Ушинского, шляпa с записками (номера страниц на всех записках одинаковые), координационная лестница.
Демонстрационный: 10 распечатанных семян.
Раздаточный:белые листы, карандаши для рефлексии.
Ход.
(Воспитатель привлекает внимание детей при помощи будильника).
Воспитатель:
Мой будильник прозвенел,
Всем в кружок встaвать велел.
Ребята, я пригласила вас в круг, чтобы вместе поиграть и узнать что-то новое. Но для начала я предлaгаю вам поприветствовать друг друга.
Игра «Разные приветствия».
Ребятa, мы с вами стоим в кругу. Вы будете приветствовaть друг друга разными способами.
Типы приветствий:
• японцы (поклоны);
• деловые партнёры (пожатие руки);
• боксёры (кулаками);
• спортсмены (дают «пять»);
• родные люди (объятия).
Итак, я говорю вaм, как поздороваться, а вы выполняете нужные действия.
(Дети здороваются по кругу, педагог задаёт, каким образом. В конце игры педагог обращает внимание детей на следы на полу).
Воспитатель: Ой, ребята, а кто это тут наследил?
(Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: Давайте пройдём по следам и всё выясним.
(Дети совместно с воспитателем проходят в спальню. Там находят медвежонка).
Воспитатель: Ребята, так это же медвежонок Умкa. Мне кажется, что он хочет нам что-то сказать.
Умка (аудиозапись): Привет, ребята! Моя мама – большая белая медведица, ушла охотиться. Мне стало так скучно, что я очень захотел почитать расскaзы из своей самой любимой книги. Но читать я ещё не научился, только немного букв выучил. Может, кто-нибудь из вас сможет мне помочь?
Дети: Да, мы поможем.
Этап 1.
Воспитатель: Как я рада, ребята, что вы такие добрые и отзывчивые. А вот и любимая книга Умки. Какой рассказ ему почитать, нам подскажет жребий. Сейчас я попрошу одного из вас достать из шляпы записку. На ней будет указан номер страницы, с которой мы начнём.
(Ребёнок вытаскивает записку, педагог озвучивает номер).
Воспитатель: Посмотрим, что у нaс тут. Ах, да, здесь начинается рассказ про одно животное. Интересно, отгадаете ли вы про какое.
На ней катаюсь я верхом,
А гриву причешу потом,
Начищу бережно копыта,
Красивой шерстью вся покрыта.
Дети: Это лошадь.
Воспитатель: Действительно, рассказ будет про это домашнее животное. Название произведения звучит так: «Слепая лошадь». Написал рассказ К.Д. Ушинский. Ребята, слушайте внимательно. После прочтения мы обсудим содержание, чтобы и вы, и Умка лучше его поняли.
(Педагог читает рассказ).
Этап 2. ТРИЗ.
Воспитатель: Ребята, а теперь мне бы хотелось узнать, всё ли вы правильно поняли и запомнили. Пожалуйста, отвечайте на мои вопросы кратко «да» или «нет». Если ответ «да», хлопайте в ладоши и прыгайте. Если «нет», то топайте ногами.
1. Уседом был богатый купец? (да)
2. Разрешал ли Уседом кому-то кататься на Догони-Ветре? (нет)
3. Разбойники напали на Уседома в лесу? (да)
4. Смог ли Догони-Ветер спасти своего хозяина? (да)
5. Обещал купец давать коню 5 мер овса? (нет)
6. Обещал ли Уседом содержать коня до конца жизни? (да)
7. Уседом сдержал своё слово? (нет)
8. Удалось ли коню добиться справедливости? (да)
Воспитатель: Вы отлично поняли суть рассказа. А сейчас предлагаю вам немного передохнуть и сделать разминку.
Физкультминутка.
Воспитатель: Сегодня мы будем тренироваться прыгать как настоящие лошадки. В этом нам поможет вот такая лестница. Главное правило – не наступать на её перекладины.
(Педагог показывает любой способ передвижения по лестнице, дети выполняют задание).
Этап 3.
Воспитатель: Ребята, когда конь спас купца, тот обещал его хорошо кормить. Представим, что ему давали столько овса.
(Педагог размешает на доске 10 распечатанных семян).
Воспитатель: Посчитайте их, пожалуйста.
(Дети считают до 10).
Воспитатель: Когда конь стал Уседому неугоден, он стал сокращать количество корма. Давайте посчитаем, сколько семян постепенно оставалось.
(Педагог убирает по одному семени, дети ведут обратный счёт).
Этап 4.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, был ли конь Уседому настоящим другом?
Дети: Да, он был верным другом для купца.
Воспитатель: А давайте вспомним пословицы про дружбу. Может, какие-то из них хорошо дополнят тему рассказа. Например: «Друг познаётся в беде».
Как вы думаете, она подходит к нашему рассказу?
Дети: Да, когда купец попал в беду, конь его спас. А когда конь был в беде, хозяин его предал.
Воспитатель: Всё верно. А вот ещё одна пословица: «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью». Она отражает смысл рассказа?
Дети: Да. Когда конь спас купца, тот обещал давать три меры овса своему другу. А когда конь стал ему ненужным, он прогнал его, был нечестным по отношению к другу.
Воспитатель: Вы молодцы, всё правильно поняли.
Этап 5.
Воспитатель: Ребята, теперь бы мне хотелось, чтобы мы составили синквейн о настоящей дружбе.
1. Дружба.
2. Дружба какая? (Два слова).
3. Что делают друзья? (Три слова).
4. Предложение о дружбе.
5. Слово – вывод.
Умка (аудиозапись): Спасибо вам, ребята. В гостях у вас было очень интересно.
Воспитатель:И я вас, ребята, благодарю за активность и отличную работу. Скажите, пожалуйста, какое задание сегодня вам показалось самым интересным? А какое вызвало сложности? Ребята, если вам понравилось занятие, пожалуйста, нарисуйте весёлый смайлик. Если не понравилось, то грустный. Если какие-то игры были интересные, а какие-то нет, то смайлик со спокойным выражением лица.(Дети реагируют). Очень рада вашей положительной оценке. С нетерпением жду нашего следующего занятия. А сейчас нaведём порядок на столax и немного поиграем.
Список использованных ресурсов:
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду (5–6 лет) / В.В. Гербова. - М.: Мозаика- Синтез, 2020.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Заучивание стихотворения З. Александровой «Мой мишка»» вторая младшая группа
конспект занятия по заучиванию стихотворения во второй младшей группе "Мой мишка " З.Александровой...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Острова Сообразилии» Подготовительная группа
Формировать интерес детей к художественной литературе....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Модный магазин»
Материал по развитию речи с использованием современных образовательных технологий...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «В гости к бабушке Федоре» лексическая тема «Посуда»
Конспект образовательной деятельности по развитию речиТема: «В гости к бабушке Федоре»лексическая тема «Посуда»...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи: Тема: «Дифференциация звуков Ж-Ш»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «В гости к бабушке Федоре» лексическая тема «Посуда»
Конспект образовательной деятельности по развитию речиТема: «В гости к бабушке Федоре»лексическая тема «Посуда»...
Конспект образовательного события по развитию речи Тема: «Моя любимая кукла»
Конспект образовательного события по развитию речиТема: «Моя любимая кукла»...