Конспект образовательной деятельности по развитию речи: Тема: «Дифференциация звуков Ж-Ш»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti_zh-sh.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по звуковой культуре речи
Тема: «Дифференциация звуков Ж-Ш»
Цель: различение звуков Ж-Ш в слогах, словах и фразовой речи.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- закрепить правильную артикуляцию звуков «Ш», «Ж»;
- продолжать учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;
- формировать умение дифференцировать звуки «Ш», «Ж»;
- совершенствовать умение четко и правильно произносить звуки «Ш», «Ж» в слогах, словах и фразовой речи.
Развивающие задачи:
- развивать устойчивость внимания;
- продолжать учить выделять в ряду лишнее слово, обосновывая свой выбор;
- развивать способность анализировать, делать выводы;
- совершенствовать умение отвечать полным предложением.
Воспитательные задачи:
- развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности;
- воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого;
- способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.
Оборудование: игрушка-гномик, лесенка (построенная из строительного материала), разноцветные круги.
I. Орг. момент. Дети стоят полукругом
Педагог: Здравствуйте ребята! Встаньте ровно, подтянитесь и конечно улыбнитесь.
- Начнем занятие с нашего девиза:
«Слушаем внимательно,
Произносим старательно,
Говорить спокойно, внятно,
Чтобы всем было понятно».
II. Основная часть.
Педагог: Молодцы, занимайте свои места.
- К нам в гости в детский сад хочет придти гномик Жоша, но чтобы добраться до нашей группы, ему нужно спуститься по волшебной лесенке, а он путает звуки и поэтому ступеньки его не пускают. Надо помочь Жоше.
Чтобы научиться правильно и красиво разговаривать, нужно делать специальную гимнастику для язычка.
1.Выполнение артикуляционных упражнений «Иголочка», «Блинчик», «Горка», «Часики», «Качели».
«Иголочка» - узкий язык высунут вперед.
«Блинчик» - широкий мягкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.
«Горка» - губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки поднимается до соприкосновения с верхними резцами.
«Качели» - губы в улыбке, широкий язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней. Или: к верхним резцам и опускается к нижним.
«Часики» - губы в улыбке, движения языком вправо-влево.
Педагог: А вот и первая ступенька. Послушайте стихотворение:
Как мышшшам пищала мышшшь,
Шорох вашшш нарушшшил тишшшь.
Шшшепчут шшшумно камышшши:
Тишшше мышшшка не шшшуршшши..
- Какой звук часто повторяется в стихотворении? (Звук Ш).
- Произнесите звук «Ш». Как расположены губы, где находится язык, когда мы произносим звук Ш? (Губы трубочкой выдвинуты вперед, язык поднят за верхние зубы).
Послушайте другое стихотворение:
Над Жжжорой жжжук жужжжжа кружжжит,
От страха Жжжора весь дрожжжит.
- Какой звук часто повторяется в стихотворении? (Звук Ж). Произнесите звук «Ж».- Приложите руку к горлышку, произнесите звуки Ш, Ж. Чем отличается звук Ш от звука Ж? (Звук Ж – звонкий, когда мы его произносим, горлышко дрожит. Звук Ж произносится с голосом. А когда произносим звук Ш – горлышко спокойно, звук Ш произносится без голоса – он глухой).
2 ступенька.
Педагог: - Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».
Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж, поднимите синий кружок с зеленым внутри, если услышите в слове звонкий звук Ш, поднимите синий кружок. Слова: школа, жаба, лыжи, шуба, флажок, кошка, крыжовник, квакушка, вагон, дружба, ландыш, ножницы, поломка, дождик, каштан, пшеница, пирожное, вишня, художник, одежда, вышка. Молодцы.
3 ступенька. Дети встают в круг.
Педагог: На третье ступеньке, мы поиграем в игру «Повтори не ошибись» (с мячом). Педагог проговаривает чистоговорку, кидает мяч ребёнку. Ребёнок повторяет.
Жа – жа – жа, мы видели ежа,
Ша – ша – ша, у меня лапша,
Жи – жи – жи, у меня ножи,
Ши – ши – ши, это малыши.
Жу – жу – жу, на лужок хожу,
Шу – шу – шу, я флажком машу,
Жок – жок – жок, у меня флажок,
Шок – шок – шок, у меня пушок.
5 ступенька. Дети садятся на стулья. Д/и «Четвертый лишний».
Педагог: На этой ступеньке вам надо найти лишнее слово и объяснить свой выбор.
Журавль, ежик, джинсы, шапка.
Пиджак, шар, машина, крыша.
Жаба, жук, жираф, шина.
Мышка, живот, кошка, шишка. (Дети находят в каждом ряду лишние слово и объясняют свой выбор).
6 ступенька.
Педагог: - Вот и последняя ступенька. Послушайте скороговорку:
На крыше у Шуры
Живет журавль Жура.
- Выучим эту скороговорку. Послушайте ее еще раз. Сейчас все вместе будем читать эту скороговорку одними губами. Теперь я говорю одними губами, а вы шепотом. А теперь я говорю шепотом, а вы вслух. (Дети выполняют задание).
Педагог: Ура! Наш гномик Жоша добрался до нашей группы.
III. Итог занятия.
Педагог: - Какие звуки мы учились различать на занятии? (Звуки Ж и Ш).
Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей). Молодцы, все были внимательными, старались запомнить скороговорку. Кому понравилось помогать гномику Жоше, возьмите кружочки зелёного цвета, кому желтый – не очень понравилось – жёлтого цвета, а кому не понравилось – красного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе специальной группе для детей с нарушением речи по теме "Дифференциация гласных звуков А, И, У".
В данном занятии закрепляем знания детей о пройденных гласных звуках, учим выделять их из состава слова, учим составлять предложения со словами отгадками, закрепляем умение правильного написания...
План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи. Тема: "Дифференциация звуков [C]-[З]"
В плане-конспекты представлены приемы работы по дифференциации звуков по акустическому и артикуляционному сходству....
Конспект НОД по развитию речи : Тема: «Дифференциация звуков [т], [д]»
Конспект НОД по развитию речи : Тема: «Дифференциация звуков [т], [д]»...
Конспект индивидуальной НОД по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация звуков [З] – [С] в слогах, словах и фразах".
Цель: закреплять навык дифференциации звуков [з] – [с] в слогах, словах и фразах, навыки согласования слов в предложении.Задачи: развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух,...
Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.
Занятие по грамоте с детьми 6-7 лет по развитию фонематического слуха, грамматического строя речи и развитие высших психических функций...
Дистанционное образование. Апрель. Развитие речи. Тема: «Дифференциация звуков л – рв»
Цель: упражнять детей в различении звуков л – рв словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.Ход занятия:Для начала проговорите реб...
Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие: звуковая культура речи» тема: «Дифференциация звуков «ц» - «ч»
Конспектнепрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие: звуковая культура речи»тема: «Дифференциация звуков «ц» - «ч»группа...