Конспект образовательной деятельности по развитию речи: Тема: «Дифференциация звуков Ж-Ш»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti_zh-sh.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

 по звуковой культуре речи

Тема:  «Дифференциация звуков Ж-Ш»

Цель: различение звуков Ж-Ш в слогах, словах и фразовой речи.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- закрепить правильную артикуляцию звуков «Ш», «Ж»;

- продолжать учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

- формировать умение дифференцировать звуки «Ш», «Ж»;

- совершенствовать умение четко и правильно произносить звуки «Ш», «Ж» в слогах, словах и фразовой речи.

Развивающие задачи:

- развивать устойчивость внимания;

- продолжать учить выделять в ряду лишнее слово, обосновывая свой выбор;

- развивать способность анализировать, делать выводы;

- совершенствовать умение отвечать полным предложением.

Воспитательные задачи:

- развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности;

- воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого;

- способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.

Оборудование: игрушка-гномик, лесенка (построенная из строительного материала), разноцветные круги.

I. Орг. момент. Дети стоят полукругом

Педагог: Здравствуйте ребята! Встаньте ровно, подтянитесь и конечно улыбнитесь.

 - Начнем занятие с нашего девиза:

«Слушаем внимательно,

Произносим старательно,

Говорить спокойно, внятно,

Чтобы всем было понятно».

II. Основная часть.

Педагог: Молодцы, занимайте свои места.

- К нам в гости в детский сад хочет придти гномик Жоша, но чтобы добраться до нашей группы, ему нужно спуститься по волшебной лесенке, а он путает звуки и поэтому ступеньки его не пускают.  Надо помочь Жоше.

Чтобы научиться правильно и красиво разговаривать, нужно делать специальную гимнастику для язычка.

1.Выполнение артикуляционных упражнений «Иголочка», «Блинчик», «Горка», «Часики», «Качели».

 «Иголочка» - узкий язык высунут вперед.

 «Блинчик» - широкий мягкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

 «Горка» - губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки поднимается до соприкосновения с верхними резцами.

«Качели» - губы в улыбке, широкий язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней. Или: к верхним резцам и опускается к нижним.

«Часики» - губы в улыбке, движения языком вправо-влево.

Педагог: А вот и первая ступенька. Послушайте стихотворение:

Как мышшшам пищала мышшшь,

Шорох вашшш нарушшшил тишшшь.

Шшшепчут шшшумно камышшши:

Тишшше мышшшка не шшшуршшши..

- Какой звук часто повторяется в стихотворении? (Звук Ш).

- Произнесите звук «Ш». Как расположены губы, где находится язык, когда мы произносим звук Ш? (Губы трубочкой выдвинуты вперед, язык поднят за верхние зубы).

Послушайте другое стихотворение:        

Над Жжжорой жжжук жужжжжа кружжжит,

От страха Жжжора весь дрожжжит.

- Какой звук часто повторяется в стихотворении? (Звук Ж). Произнесите звук «Ж».- Приложите руку к горлышку, произнесите звуки Ш, Ж. Чем отличается звук Ш от звука Ж? (Звук Ж – звонкий, когда мы его произносим, горлышко дрожит. Звук Ж произносится с голосом. А когда произносим звук Ш – горлышко спокойно, звук Ш произносится без голоса – он глухой).

2 ступенька.

Педагог: - Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».

Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж, поднимите синий кружок с зеленым внутри, если услышите в слове звонкий звук Ш, поднимите синий кружок.  Слова: школа, жаба, лыжи, шуба, флажок, кошка, крыжовник, квакушка, вагон, дружба, ландыш, ножницы, поломка, дождик, каштан, пшеница, пирожное, вишня, художник, одежда, вышка. Молодцы.

3 ступенька. Дети встают в круг.

Педагог: На третье ступеньке, мы поиграем в игру «Повтори не ошибись» (с мячом). Педагог проговаривает чистоговорку, кидает мяч ребёнку. Ребёнок повторяет.

Жа – жа – жа, мы видели ежа,

Ша – ша – ша, у меня лапша,

Жи – жи – жи, у меня ножи,

Ши – ши – ши, это малыши.

Жу – жу – жу, на лужок хожу,

Шу – шу – шу, я флажком машу,

Жок – жок – жок, у меня флажок,

Шок – шок – шок, у меня пушок.

5 ступенька. Дети садятся на стулья. Д/и «Четвертый лишний».

Педагог: На этой ступеньке вам надо найти лишнее слово и объяснить свой выбор.

Журавль, ежик, джинсы, шапка.

Пиджак, шар, машина, крыша.

Жаба, жук, жираф, шина.

Мышка, живот, кошка, шишка. (Дети находят в каждом ряду лишние слово и объясняют свой выбор).

6 ступенька.

Педагог: - Вот и последняя ступенька. Послушайте скороговорку:

На крыше у Шуры

Живет журавль Жура.

- Выучим эту скороговорку. Послушайте ее еще раз. Сейчас все вместе будем читать эту скороговорку одними губами. Теперь я говорю одними губами, а вы шепотом. А теперь я говорю шепотом, а вы вслух. (Дети выполняют задание).

Педагог: Ура! Наш гномик Жоша добрался до нашей группы.

III. Итог занятия.

Педагог: - Какие звуки мы учились различать на занятии? (Звуки Ж и Ш).

Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей). Молодцы, все были внимательными, старались запомнить скороговорку. Кому понравилось помогать гномику Жоше, возьмите кружочки зелёного цвета, кому желтый – не очень понравилось – жёлтого цвета, а кому не понравилось – красного.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе специальной группе для детей с нарушением речи по теме "Дифференциация гласных звуков А, И, У".

В данном занятии закрепляем знания детей о пройденных гласных звуках, учим выделять их из состава слова, учим составлять предложения со словами отгадками, закрепляем умение правильного написания...

План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи. Тема: "Дифференциация звуков [C]-[З]"

В плане-конспекты представлены приемы работы по дифференциации звуков по акустическому и артикуляционному сходству....

Конспект НОД по развитию речи : Тема: «Дифференциация звуков [т], [д]»

Конспект НОД по развитию речи : Тема: «Дифференциация звуков [т], [д]»...

Конспект индивидуальной НОД по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация звуков [З] – [С] в слогах, словах и фразах".

Цель: закреплять навык дифференциации звуков [з] – [с] в слогах, словах и фразах, навыки согласования слов в предложении.Задачи: развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух,...

Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.

Занятие по грамоте с детьми 6-7 лет по развитию фонематического слуха, грамматического строя речи и развитие высших психических функций...

Дистанционное образование. Апрель. Развитие речи. Тема: «Дифференциация звуков л – рв»

Цель: упражнять детей в различении звуков л – рв словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.Ход занятия:Для начала проговорите реб...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие: звуковая культура речи» тема: «Дифференциация звуков «ц» - «ч»

Конспектнепрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие: звуковая культура речи»тема: «Дифференциация звуков «ц» - «ч»группа...