Календарно-тематическое планирование по развитию речи в старшей группе по ФОП
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Методическая разработка в связи с принятием новых ФОП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._plan_raboty_5-6_let.docx | 54.2 КБ |
1._poyasnitelnaya_zapiska_5-6_let.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по развитию речи в старшей группе.
Образовательная область "Речевое развитие"
( Литература: О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет". Старшая группа - 2019 год, учебно-методическое пособие Е.В. Колесникова "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет"-2016 год.)
месяц | неделя | число | Тема образовательной деятельности | Целевые ориентиры | оборудование | Методическое обеспечение |
1. | Пересказ сказки "Лиса и рак" | Учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению рассказа по картине "Лиса с лисятами"; учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой-маленький, сильный-слабый, быстро-медленно,тихий-громкий); развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорки громко, тихо, шёпотом) | Картина "Лиса с лисятами", картинки с изображением лисы. | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 24-25; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.1. | ||
2. | Звук и буква "А". | Способствовать развитию звуко - буквенного анализа. Познакомить с гласным звуком "А" и его условным обозначение - красный квадрат. Вырабатывать умение определять место звука "А" в словах. Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук. Познакомить с буквой "А" как письменным обозначением звука "А". Знакомить с тем, как писать печатную букву "А", используя образец. Объяснять, как писать на схеме букву "А" в месте, где слышится этот звук. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.13-15. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 2-3. | ||
3. | Составление сюжетного рассказа по картине "Кошка с котятами" | Учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине , придумывать концовку; учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно образовывать клички животных; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [з]; учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание. | Картина "Кошка с котятами", игрушка котёнок. | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 26-31; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.2. | ||
4. | Звук и буква "О". | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с гласным звуком "О" и его условным обозначение - красный квадрат. Вырабатывать умение определять место звука "О" в словах. Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук. Познакомить с буквой "О" как письменным обозначением звука "О". Знакомить с тем, как писать печатную букву "О", используя образец. Объяснять, как писать на схеме букву "О" в месте, где слышится этот звук. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.16-17. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 4-5. | ||
5. | Рассказывание о личных впечатлениях на тему "Наши игрушки" | Учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома; закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчинёнными предложениями; учить произносить слова со звуками [с] и [з] отчётливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса (произнесение фразы и отдельных слов громко, тихо, шёпотом), произносить фразы на одном выдохе, а звуки [с] и [з] в словах протяжно. | Игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза). | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 31-32; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.3. | ||
6. | Звук и буква "У". | Познакомить с гласным звуком "У" и его условным обозначение - красный квадрат. Вырабатывать умение определять место звука "У" в словах. Знакомить детей с тем, как отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадок; развивать внимание, логическое мышление. Знакомить с тем, как интонационно выделять звук "У" в словах. Познакомить с буквой "У" как письменным обозначением звука "У". Знакомить с тем, как писать печатную букву "У", используя образец. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.18-19. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 6-7. | ||
7. | Составление рассказа по скороговорке. | Формировать навыки связной речи; учить использовать в речи сложноподчинённые предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу; уточнить и закрепить правильное произношение звуков[с] и [ц], учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе (умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шёпотом). | 6 пирамидок (ёлочек, кубиков); предметы и игрушки- яйцо, кольцо, пуговица, перец, огурец, слива, собака, цыпленок, слон (в названии предметов должны быть звуки [с] и [ц]). | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 32-36; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.4. | ||
8. | Звук и буква "Ы". | Способствовать развитию звуко - буквенного анализа. Продолжать знакомство с условным обозначение гласных звуков - красный квадрат. Вырабатывать навык определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Формировать умение слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Знакомить детей с тем, как отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадок; развивать внимание, логическое мышление. Знакомить с тем, как интонационно выделять звук "Ы" в словах. Познакомить с буквой "Ы" как письменным обозначением звука "У". Знакомить с тем, как писать печатную букву "Ы", сначала по точкам, потом самостоятельно. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.20-21. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 8-9. | ||
9. | Пересказ рассказа Н.Калининой "Разве так играют?" | Учить выразительно пересказывать текст; активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детёнышей животных; формировать представление о том, что не все детёныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных. | Игрушки (Карлсон, снегирята, утята, щеглята, пингвинята, синички, попаугайчики) (возможна замена картинками на магнитной доске). | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 36-39; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.5. | ||
10. | Звук и буква "Э" | Способствовать развитию звуко - буквенного анализа. Познакомить с гласным звуком "Э" и его условным обозначение - красный квадрат. Вырабатывать умение определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Познакомить с буквой "Э" как письменным знаком звука "Э". Формировать навык написания печатной буквы "Э", используя образец. Закреплять умение соотносить звук и букву, писать гласные буквы "А", "О", "У", "Ы".Знакомить с тем, как понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.22-23. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 10-11. | ||
11. | Составление сюжетного рассказа по картине "Играем в кубики, строим дом". | Учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины; воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ш] и [ж], учить дифференцировать эти звуки, отчётливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове. | Картина "Играем в кубики, строим дом"; медведь (мягкая игрушка); картинки с изображением животных (предметов), в названиях которых есть звуки [ш] и [ж], счётные палочки. | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 39-42; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.6. | ||
12. | Чтение слов из пройденных букв- АУ, УА. Закрепление пройденного материала. | Способствовать развитию звуко - буквенного анализа. Формировать умение читать слова из пройденных букв- УА, АУ. закреплять знания о гласных звуках и буквах (А,О,У,Ы,Э) Закреплять умение определять первый звук в названиях предметов и находить соответствующую букву. Закреплять умение называть слова с заданным звуком. Продолжать вырабатывать умение определять, какой гласный звук находится в середине слова. Закреплять умение писать печатные гласные буквы. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.24-25. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 12-13. | ||
13. | Составление рассказов на темы стихотворений. | Учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы; упражнять в образовании названий детёнышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; закрепить представление о том, что не все детёныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчинённые предложения; учить выделять из предложений слова со звуками [ш] и [ж], чётко произносить фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шёпотом; учить делить трёхсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове. | Плюшевый медведь, счетные палочки. | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 42-46; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.7. | ||
14. | Звук и буква "Л". | Способствовать развитию звуко - буквенного анализа. Познакомить со звуком "Л" как согласным звуком и его условным обозначением - синий квадрат. Выработать умение обозначать на схеме место звука "Л" в слове, используя условное обозначение. Знакомить с тем, как соотносить схему слова с названием нарисованного предмета. Формировать навык интонационно выделять звук "Л" в словах. Познакомить с печатным написанием буквы "Л". Показать, как читать слоги ЛА,ЛО,ЛУ,ЛЫ,ЛЭ. Продолжать вырабатывать умение делить слова на слоги. формировать навык написания слогов в схеме слова. Развивать понимание учебной задачи и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.26-27. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 14-15. | ||
15. | Составление рассказа на заданную тему. | Учить составлять короткий рассказ на заданную тему; закрепить умение образовывать названия детёнышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчинённые предложения; учить подбирать слова, сходные по звучанию. | Сюжетные картинки с изображением детёнышей разных животных (по количеству детей); скворечник; картина "Собака со щенятами". | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 46-49; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.8. | ||
16. | Звук и буква "М". Чтение слогов, слов. Ударение. | Способствовать развитию звуко - буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуком "М" как согласным звуком и его условным обозначением - синий квадрат. Вырабатывать умение обозначать на схеме место звука "М" в слове, используя условное обозначение - синий квадрат. Знакомить с тем, как отгадывать загадки, развивать внимание, логическое мышление. Помогать осваивать понитмание поэтических сравнений, лежащих а основе загадки. Объяснять, как интонационно выделять звук "М" в словах (ммуха, мморковь).Познакомить с печатным написанием буквы "М". Формировать навык написания печатной буквы "М", используя образец. Объяснять, как читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ. Знакомить с тем, как определять первый слог в словах и соединять предмет со слогом, читать слова из пройденных букв - мама, мыло. Познакомить с ударным слогом, с ударными гласными. Объяснять, как проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, согласные. Познакомить с ударением и его обозначением. Вырабатывать навык выделять в слове ударный слог и ударные гласные. вырабатывать навык понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.28-29. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 16-17. | ||
17. | Пересказ рассказа Е.Чарушина "Лисята". | Учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя; учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить пользоваться восклицательной интонацией. | Книга Е.Чарушина "Лисята", иллюстрации к книге, картина "Лиса с лисятами" | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 49-51; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.9. | ||
18. | Звук и буква "Н". Чтение слогов. Написание и чтение слов. | Способствовать развитию звуко - буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуком "Н" как согласным звуком и его условным обозначением - синий квадрат. Вырабатывать умение обозначать на схеме место звука "Н" в слове, используя условное обозначение - синий квадрат. Продолжать знакомить детей с тем, как внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Формировать навык интонационно выделять звук "Н" в словах. Познакомить с печатным написанием буквы "Н". Вырабатывать умение писать букву "Н" с помощью образца, читать слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Знакомить с тем, как писать слова луна, мыло с помощью условных обозначений и букв. Помогать осваивать фонетический разбор этих слов. Вырабатывать навык выделять в слове ударный слог и ударные гласные. Вырабатывать навык понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.30-31. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 18-19. | ||
19. | Составление рассказа по картине "Ежи". | Учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежи); активизировать в речи сложноподчинённые предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч] и [щ]; учить различать эти звуки, отчётливо и внятно произносить звуки [ч],[щ], выделять их в словах. | Картина "Ежи"; предметы и игрушки (иголка, мяч, ключ, ручка, щетка, клещи, щипцы); мешочек или большая салфетка. | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 51-53; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.10. | ||
20. | Звук и буква "Р". Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложений. | Способствовать развитию звуко - буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуком "Р" как согласным звуком и его условным обозначением - синий квадрат. Вырабатывать умение обозначать на схеме место звука "Р" в слове, используя условное обозначение - синий квадрат. Познакомить с печатным написанием буквы "Р". Формировать навык написания печатной буквы "Р" сначала по точкам, а затем самостоятельно. Знакомить с тем, как читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Объяснить, как определить первый слог в названиях нарисованных предметов и соединять с соответствующим шариком, в котором этот слог написан. Формировать навык чтения предложения. Познакомить со словесным составом предложения. Познакомить с условным обозначением предложения. Вырабатывать навык понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.32-33. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 20-21. | ||
21. | Составление рассказа на тему "Домашние животные". | Учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события; учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); воспитывать умение задавать друг другу вопросы; учить выделять во фразах слова со звуками [ч] и [щ], находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо. | Предметные картинки (ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички, картина, ракета, лягушка). | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 53-57; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.11. | ||
22. | Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов. | Продолжать формировать умение соотносить звук и букву, читать написанное слово Рома. Закреплять умение читать слоги из пройденных букв. Закреплять умение различать гласные и согласные. Формировать звуковую аналитико- синтетическую активность. Закреплять умение определять место звука в слове. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.34-35. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 22-23. | ||
23. | Рассматривание картины В.Серова "Октябрь". Рассказ Г.Скребицкого "Осень" | Формировать эмоциональное восприятие произведений живописи; учить передавать свои впечатления; обогащать словарь определениями; активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов. | Репродукция В.Серова "Октябрь"; иллюстрации (картинки) с осенними пейзажами; аудиозапись концерта А.Вивальди "Времена года" (часть "Осень"). | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 115-116. | ||
24 | Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов. | Продолжать формировать умение соотносить звук и букву, читать написанное слово Рома. Закреплять умение читать слоги из пройденных букв. Закреплять умение различать гласные и согласные. Формировать звуковую аналитико- синтетическую активность. Закреплять умение определять место звука в слове. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.34-35. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 22-23. | ||
25. | Составление описательного рассказа о предметах посуды. | Учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды; учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимы) (глубокая-мелкая, большой-маленький, высокий-низкий), многозначных слов (глубокий, мелкий); закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница). | Тарелка (глубокая, мелкая), вилка, ложка (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая), стаканы (высокий и низкий, стеклянный и пластмассовый), две пластмассовые игрушки, мяч; картинки с изображением предметов посуды (чашки, блюдца, тарелки, чайник, сахарница, хлебница и др.). | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 57-59; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.12. | ||
26. | Буква "Я". Чтение слогов, слов, предложений. | Познакомить с гласной буквой "Я" как буквой. придающей мягкость согласным. Вырабатывать умение писать букву "Я", читать слоги МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, РА-РЯ. Познакомить детей с согласными "МЬ", "ЛЬ", "НЬ", "РЬ" и их условным обозначением - зелёный квадрат. Знакомить с тем, как читать слова и предложения, отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Формировать навык записи предложения схематически, определение порядка следования слов в предложении. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.36-37. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 24-25. | ||
27. | Пересказ рассказа Н.Калининой "Про снежный колобок". | Учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя; учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание на формы изменения глагола "хотеть"; привлечь внимание к громкости и чёткости произнесения слов. | Кукольная одежда (ботинки, чулки, варежки, тапочки, носки). | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 60-62; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.13. | ||
28. | Буква "Ю". Чтение слогов, слов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с буквой "Ю" как буквой. придающей мягкость согласным. Формировать умение писать печатную букву "Ю". Знакомить с тем, как читать слоги и слова. Продолжать знакомить с согласными "МЬ", "ЛЬ", "НЬ", "РЬ" и их условным обозначением - зеленый квадрат. Продолжать объяснять, каак соотносить звук и букву. Продолжать помогать детям осваивать дифференциацию гласных, согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков. Продолжать знакомить с ударным слогом, ударными гласными, обозначением ударения. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.38-39. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 26-27. | ||
29. | Составление рассказа по картине "Река замёрзла". | Учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия; тренировать умение понимать оттенки значение слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным; закреплять произношение звуков [с] и [ш], учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчётливо и внятно произносить слова со звуками [с] и [ш], закрепить умение делить слова на части - слоги. | Картина "Река замёрзла"; игрушки или картинки (автобус, машина, лиса, собачка, кошка, мышка). | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 62-65; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.14. | ||
30. | Буква "Е". Чтение слогов, слов. Составление предложений. | Познакомить с буквой "Е" как буквой, придающей мягкость согласным. Вырабатывать умение писать печатную букву "Е". Познакомить с согласными "ЛЬ", "МЬ", "НЬ", "РЬ" и их условным обозначением - зелёный квадрат. Знакомить с тем, как внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Формировать навык чтения слогов, слов, соотносить схему с написанным словом. Вырабатывать умение составлять предложение их трёх слов по картинке и записывать его условными знаками. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.40-41. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 28-29. | ||
31. | Составление рассказа на тему "Игры зимой". | Учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы; учить употреблять предлоги с пространственным значением; учить отчётливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками [с] и [ш], говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова; обратить внимание на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче; учить медленно проговаривать слова, вслушиваться в звучание слогов в слове. | Картины "Не боимся мороза", "Медвежья семья" | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 65-68; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.15. | ||
32. | Буква "Ё". Чтение слогов, слов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с буквой "Ё" как буквой. придающей мягкость согласным. Помогать осваивать написание печатной буквы "Ё". Продолжать знакомить с согласными "МЬ", "ЛЬ", "НЬ", "РЬ" и их условным обозначением - зелёный квадрат. Знакомить с тем, как соотносить звук и букву. Продолжать вырабатывать умение дифференцировать гласные, согласные, твёрдые согласные, мягкие согласные звуки. Формировать навык чтения слогов, слов. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.42-43. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 30-31. | ||
33 | Составление рассказа на темы скороговорок. | Учить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок; закрепить представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу; учить образованию форм родительного падежа множественного числа существительных; учить различать на слух звуки [з] и [ж]; подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи, произносить изолированные звуки [з] и [ж] протяжно, чётко, с различной силой голоса (громко, тихо). | Игрушки или картинки (заяц, коза, зубр, жираф, медвежонок, журавль). | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 68-71; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.16. | ||
34. | Звук и буква "И". Чтение слогов, слов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с гласным звуком "И" и его условным обозначением - красный квадрат. Закреплять умение определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Вырабатывать умение отгадывать загадки. Развивать логическое мышление, умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки. Понимать поэтическое сравнение, лежащие в основе загадки. Продолжать знакомить с буквой "И" как письменным обозначением звука "И". Формировать навык написания печатной буквы "И", читать слоги, слова. Продолжать знакомить с согласными "МЬ", "ЛЬ", "НЬ","РЬ" и их условным обозначением - зелёный квадрат. Знакомить с тем как проводить фонематический разбор слов. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.44-45. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 32-33. | ||
35. | Пересказ сказки "Петух да собака". | Учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц; учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным "лиса" и "собака"; учить использовать сложноподчинённые и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме. | Собака из театра бибабо, рисунки с изображением предметов с противоположными признаками . | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 71-74; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.17. | ||
36. | Закрепление пройденного материала. | Закрепить умение писать гласные "Я""Ю" "Е" "Ё" "И". Продолжать формировать умение читать слоги, различать твёрдость и мягкость согласных. Знакомить с тем, как писать и читать слова мяу, му, юла, лимон. Вырабатывать умение читать предложение, определять первое, второе, третье слово в нём. Закреплять умение определять ударные гласные звуки в прочитанных словах. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.46-47. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 34-35. | ||
37. | Составление рассказа по картине "Северные олени". | Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных; учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать ы речи антонимы; упражнять в образовании названий детёнышей животных с уменьшительными суффиксами; уточнять и закреплять правильное произношение звуков[ч] и [ц]; учить различать эти звуки, отчётливо и внятно произносить слова со звуками [ч] и [ц]. | Картина "Северные олени". | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 74-77; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.18. | ||
38. | Звуки "Г-К"," К-Кь"," Г-Гь". Буквы "Г", "К".Чтение слогов, составление и условная запись предложения. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Знакомить со звуками "Г -К" как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками "Г-ГЬ", "К-КЬ". Закреплять умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат -твёрдые согласные, зелёный квадрат - мягкие согласные. Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Познакомить с буквами "Г", "К" как письменными знаками согласных звуков. Формировать навык написания печатных букв "Г", "К" сначала по точкам, а затем самостоятельно. Знакомить с тем, как читать слоги с "Г"+ 10 гласных, с "К"+10 гласных. Продолжать помогать детям осваивать составление предложений из трёх слов по сюжетной картинке. Формировать умение записывать предложение условными обозначениями. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.48-49. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 36-37. | ||
39. | Составление описательного рассказа на тему "Зима". | Учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространённые и сложные); учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию "письменной речи"(ребёнок рассказывает, воспитатель записывает рассказ); добиваться чёткого произнесения слов и фраз, включающих звуки [ц] и [ч], приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трёхсложные слова на слоги. | Рабочая тетрадь по развитию речи для детей | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 77-81; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.19. | ||
40. | Звуки "Д-ДЬ", "Т-ТЬ". Буквы "Д", "Т". Чтение слогов, предложений. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуками "Д -Т" как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами "Д", "Т" как письменными знаками звуков "Д-Т", "ДЬ-ТЬ". Выработать умение писать печатные буквы "Д", "Т" сначала по точкам, а потом самостоятельно. Формировать навык чтения слогов с "Д"+ 10 гласных, с "Т"+10 гласных. Закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением -синий квадрат, зелёный квадрат. Совершенствовать навык чтения. Закреплять умение определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударение знаком. Формировать умение записывать предложение условными обозначениями. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.50-51. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 38-39. | ||
41. | Ознакомление с предложением. | Дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин "предложение"; учить составлять и распространять предложение, правильно "читать" его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку; учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса. | Рабочая тетрадь по развитию речи для детей. | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 81-85; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.20. | ||
42. | Звуки "В-ВЬ", "Ф-ФЬ". Буквы "В", "Ф", Чтение слогов, предложений. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуками "В- Ф" как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами "В", "Ф" и звуками "В-ВЬ", "Ф-ФЬ". Вырабатывать навык написания печатных букв "В","Ф" сначала по точкам, а потом самостоятельно. Знакомить с тем, как читать слоги с "В"+10 гласных, с "Ф"+ 10 гласных. Помогать в освоении написания слов, проведению фонетического разбора слов. Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.52-53. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 40-41. | ||
43. | Пересказ сказки "Лиса и кувшин". | Учить сказку без наводящих вопросов, выразительно; словарь и грамматика: объяснить значение слова "жать", учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова; звуковая культура речи: учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая). | Рабочая тетрадь по развитию речи для детей. | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 85-87; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.21. | ||
44. | Звуки "З-ЗЬ", "С-СЬ". Буквы "З", "С". Чтение слогов, слов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуками "З- С" как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами "З", "С" и звуками "З-ЗЬ", "С-СЬ". Вырабатывать умение писать печатные буквы "З", "С". Знакомить с тем, как читать слоги "З"+10 гласных, "С"+10 гласных. Формировать навык отгадывания загадок. Развивать внимание, логическое мышление. Понимать поэтическое сравнения, лежащие в основе загадки. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.54-55. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 42-43. | ||
45. | Составление рассказа по картине "Лошадь с жеребёнком". | Учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины; закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении; формировать умение отчётливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса. | Картина "Лошадь с жеребёнком" | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 87-89; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.22. | ||
46. | Звуки "Б-БЬ", "П-ПЬ". Буквы "Б", "П". Чтение слогов, слов, предложений. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуками "Б- П" как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами "Б", "П" и звуками "Б-БЬ", "П-ПЬ". Вырабатывать умение писать печатные буквы "Б", "П". Знакомить с тем, как читать слоги "Б"+10 гласных, "П"+10 гласных. Совершенствовать навык чтения слов и предложений. Знакомить с тем, как отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Помогать осваивать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.56-57. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 44-45. | ||
47. | Составление рассказа на тему "Как цыплёнок заблудился". | Учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем; формировать умение составлять из данного предложения новое путём последовательной замены слов; закреплять представление о слоге и ударении. | Рабочая тетрадь по развитию речи для детей. | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 89-90; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.23. | ||
48. | Звуки "Х-ХЬ". Буква "Х". Чтение слогов, слов, предложений. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с печатной буквой "Х" и звуками "Х-ХЬ", Формировать умение писать печатную букву "Х". Знакомить с тем, как читать слоги с буквой "Х"+10 гласных. Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений. Помогать детям осваивать подбор к картине соответствующего текста (предложения). Вырабатывать умение слушать текст стихотворения, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.58-59. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 46-47. | ||
49. | Составление рассказа на заданную тему. | Учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения; уточнить значение слов мебель и посуда; учить самостоятельно образовывать названия посуды; формировать умение строить предложение. | Игрушки(зайчик), кукольная мебель (стол, стул, кровать); посуда (чашка, кружка, стакан); карандаш, бумага. | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр.90-94; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.24. | ||
50. | Звуки и буквы "Ж", "Ш". Чтение слогов. слов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Вырабатывать умение слушать текст стихотворения, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Продолжать знакомить с тем, как работать со схемами слов. Познакомить со звуками "Ж-Ш" - звонкими и глухими. Познакомить с условным обозначением звуков "Ж-Ш"- синий квадрат (как звуками, которые всегда твёрдые). Познакомить с печатными буквами "Ж", "Ш". Формировать навык написания печатных букв "Ж", "Ш", а также слов. Совершенствовать навык чтения слогов, слов. Продолжать объяснить, как соотносить слово с его графическим изображением. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.60-61. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 48-49. | ||
51. | Пересказ рассказа Л.Толстого "Пожарные собаки". | Учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов; учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения - путаницы и заменять слова в этих предложениях; развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток-чистоговорок). | Рабочая тетрадь по развитию речи для детей | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 94-95; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.25. | ||
52. | Звуки и буквы "Ч", "Щ". Чтение слогов, предложений. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуками "Ч-Щ" как глухими, мягкими согласными. Закреплять умение определять место звука в слове. Познакомить с условным обозначением звуков "Ч-Щ" - зелёный квадрат. Познакомить с печатными буквами "Ч", "Щ". Выработать умение писать печатные буквы "Ч","Щ". Формировать навык чтения слогов, небольших текстов. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов (бычок, бочок). Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.62-63. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 50-51. | ||
53. | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. | Учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог; учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух-трёх слов - самостоятельно; учить различать на слух звуки [с] и [сь], [щ] в словах, чётко произносить слова с этим звуками. | Игрушки (кукла, зайчонок, котёнок, щенок, медвежонок, елочка); картинки (сова, поросёнок, слонёнок, щенок, щегол, щётка). | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 95-97; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.26. | ||
54. | Звук и буква "Ц". Чтение слогов, стихотворных текстов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с согласным звуком "Ц". Формировать умение интонационно выделять звук "Ц" в словах. Познакомить с печатной буквой "Ц" как письменным знаком звука "Ц". Вырабатывать навык написания печатной буквы "Ц". Знакомить с тем, как отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Помогать осваивать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Совершенствовать навык чтения. Продолжать помогать детям осваивать фонетический разбор слов. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.64-65. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 52-53. | ||
55. | Сочинение на тему "Приключения зайца". | Учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей; учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному "заяц"; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; добиваться внятного и чёткого произнесения слов и фраз, включающих звуков [с] и [сь], [щ], учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представления об ударных и безударных слогах. | Картина "Зайцы". | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 97-99; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.27. | ||
56. | Звук и буква "Й". Чтение слов, стихотворных текстов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с мягким согласным звуком "Й" и его условным обозначением - зелёный квадрат. Познакомить с печатной буквой "Й" как письменным знаком звука "Й". выработать умение писать печатную букву "Й". Совершенствовать навык чтения. Закреплять умение записывать слово знаками и буквами. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.66-67. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 54-55. | ||
57 | Татарская народная сказка "Три дочери" и рассказ В.Осеевой "Три сына". | Учить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета; помогать детям замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа, передавать своё отношение к персонажам. | Книги со сказкой "Три дочери" и рассказом В.Осеевой "Три сына" с красочными иллюстрациями. | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 122-12;. | ||
58 | Звуки и буквы "Ч", "Щ". Чтение слогов, предложений. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуками "Ч-Щ" как глухими, мягкими согласными. Закреплять умение определять место звука в слове. Познакомить с условным обозначением звуков "Ч-Щ" - зелёный квадрат. Познакомить с печатными буквами "Ч", "Щ". Выработать умение писать печатные буквы "Ч","Щ". Формировать навык чтения слогов, небольших текстов. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов (бычок, бочок). Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.62-63. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 50-51. | ||
59. | Составление рассказа на предложенную тему. | Учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет; учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображением на картинках; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л] и [ль], [р] и [рь], изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, чётко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки. | Иллюстрации к сказке "Белоснежка и семь гномов". | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 99-102; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.28. | ||
60. | Буква "Ь". Чтение слов, стихотворных текстов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с буквой "ь" и её смягчающей функцией. Вырабатывать умение писать печатную букву "Ь". Совершенствовать навык чтения. Помогать осваивать написание слов. Продолжать знакомить с тем, как соотносить слово с его графическим изображением. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.68-69. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 56-57. | ||
61. | Пересказ рассказа Я.Тайца "Послушный дождик". | Учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребёнок диктует - взрослый записывает); подвести к образованию названий профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий; учить называть предметы, необходимые людям той или иной профессии. | Рабочая тетрадь по развитию речи для детей | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 102-104; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.29. | ||
62. | Буква "Ъ". Чтение слов, стихотворных текстов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с печатной буквой "Ъ". Формировать навык написания печатной буквы "Ъ". Совершенствовать навык чтения. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.70-71. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 58-59. | ||
63. | Стихотворение С.Есенина "Черёмуха" | Учить выразительно читать наизусть стихотворение, самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания картин весенней природы; развивать умение чувствовать напевность языка, понимать языковые выразительные средства, образную речь. | Аудиозапись пьесы П.И.Чайковского "Апрель" из альбома "Времена года"; репродукция картин с изображением весенних пейзажей. | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 136-138. | ||
64. | Буква "Ъ". Чтение слов, стихотворных текстов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с печатной буквой "Ъ". Формировать навык написания печатной буквы "Ъ". Совершенствовать навык чтения. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.70-71. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 58-59. | ||
65. | Составление рассказ по картине "Зайцы" | Учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику; учить образовывать существительные от глаголов (продавать- продавец) и прилагательных (весёлый - весельчак); учить определять ударение в двухсложном слове. | Картины "Зайцы", "На рыбалке" (на выбор педагога). | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 104-106; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.30. | ||
66. | Закрепление пройденного материала. Чтение слов, слогов, предложений. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Продолжать вырабатывать умение писать названия предметов, читать слова и дописывать подходящие по смыслу слово. Закреплять умение определять в предложении 1-е, 2-е, 3-е слово. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.72-73. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 60-61. | ||
67. | Составление рассказа на тему "Как Серёжа нашёл щенка". | Учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя; учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи; давать задание на образование слов - названий профессий. | Рабочая тетрадь по развитию речи для детей | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 106-107; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.31. | ||
68. | Закрепление пройденного материала. чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Продолжать вырабатывать умение писать печатные буквы, различать гласные и согласные звуки и буквы. Формировать навык составления и записывания предложения по сюжетным картинкам. Проводить фонетический разбор слов. Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.74-75. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 62-63. | ||
69. | Малые фольклорные формы. Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. | Закрепить знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки); учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений. | Пословицы и поговорки; бумага, карандаши. | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 130-132. | ||
70. | Закрепление пройденного материала. Чтение слов, слогов, предложений. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Продолжать вырабатывать умение писать названия предметов, читать слова и дописывать подходящие по смыслу слово. Закреплять умение определять в предложении 1-е, 2-е, 3-е слово. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.72-73. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 60-61. | ||
71. | Пересказ сказки В.Сутеева "Кораблик" | Учить связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки; учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования. | Рабочая тетрадь по развитию речи для детей | О.С.Ушакова "Развитие речи детей 5-6 лет", стр. 108-109; рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет , стр.32. | ||
72. | Закрепление пройденного материала. Алфавит, чтение стихотворения. | Познакомить с алфавитом. Закреплять умение писать пройденные буквы, звуковую аналитико-синтетическую деятельность как предпосылку обучения грамоте. | Рабочая тетрадь "От А до Я"; цветные карандаши. | Е.В. Колесникова учебно-методическое пособие "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" стр.76-77. Рабочая тетрадь "От А до Я", стр. 64. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по развитию речи и подготовке обучению грамоте составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, Федеральной образовательной программой и образовательной программой дошкольного образовательного учреждения.
ООД осуществляется по учебно-методическому пособию "Развитие речи детей 5-6 лет", рабочей тетради " По развитию речи для детей 5-6 лет", разработанной О.С. Ушаковой, 2 раза в неделю длительностью 25 минут , дополнено учебно-методическим пособием "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет" к рабочей тетради "От А до Я" Е.В.Колесниковой.
Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Федеральная программа построена на следующих принципах ДО, установленных ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников 3 (далее вместе - взрослые);
4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьей;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
10) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области "Речевое развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Культура" и "Красота", что предполагает: владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения; воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
В области речевого развития детей от 5 до 6 лет основными задачами образовательной деятельности являются:
1) Формирование словаря: обогащение словаря: вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии (каменщик, тракторист, швея); названия техники (экскаватор, комбайн); прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду (старательно, бережно); глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей. Упражнять детей в умении подбирать слова со сходными значениями (синонимы) и противоположными значениями (антонимы); активизация словаря: закреплять у детей умение правильно, точно по смыслу употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, использовать существительные с обобщающим значением (строитель, хлебороб).
2) Звуковая культура речи: закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка; умение различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки (с-ш, ж-з); определять место звука в слове. Продолжать развивать фонематический слух. Отрабатывать интонационную выразительность речи.
3) Грамматический строй речи: совершенствовать умение детей согласовывать в предложении существительные с числительными, существительные с прилагательным, образовывать множественное число существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать умения пользоваться несклоняемыми существительными (метро); образовывать по образцу однокоренные слова (кот-котенок-котище), образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и улавливать оттенки в значении слов; познакомить с разными способами образования слов. Продолжать совершенствовать у детей умение составлять по образцу простые и сложные предложения; при инсценировках пользоваться прямой и косвенной речью.
4) Связная речь: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи: закреплять умения поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы педагога и детей; объединять в распространенном ответе реплики других детей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному (кратко и распространенно). Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Поощрять разговоры детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных фильмов. Продолжать формировать у детей умение использовать разнообразные формулы речевого этикета, употреблять их без напоминания; формировать культуру общения: называть взрослых по имени и отчеству, на "вы", называть друг друга ласковыми именами, во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не вмешиваться в разговор взрослых. Развивать коммуникативно-речевые умения, умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения (сказки, рассказы) без помощи вопросов педагога, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей, формировать умение самостоятельно составлять по плану и образцу небольшие рассказы о предмете, по картине, набору картинок, составлять письма (педагогу, другу); составлять рассказы из опыта, передавая хорошо знакомые события. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера по теме, предложенной педагогом.
5) Подготовка детей к обучению грамоте; формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.
6) Интерес к художественной литературе: обогащать опыт восприятия жанров фольклора (потешки, песенки, прибаутки, сказки о животных, волшебные сказки) и художественной литературы (небольшие авторские сказки, рассказы, стихотворения); развивать интерес к произведениям познавательного характера; формировать положительное эмоциональное отношение к "чтению с продолжением" (сказка-повесть, цикл рассказов со сквозным персонажем); формировать избирательное отношение к известным произведениям фольклора и художественной литературы, поддерживать инициативу детей в выборе произведений для совместного слушания (в том числе и повторное); формировать представления о некоторых жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений: поговорка, загадка, считалка, скороговорка, народная сказка, рассказ, стихотворение; углублять восприятие содержания и формы произведений (оценка характера персонажа с опорой на его портрет, поступки, мотивы поведения и другие средства раскрытия образа; ритм в поэтическом тексте; рассматривание иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению); совершенствовать художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, прибауток, стихотворений; выразительное чтение по ролям в инсценировках; пересказ близко к тексту); развивать образность речи и словесное творчество (умения выделять из текста образные единицы, понимать их значение; составлять короткие рассказы по потешке, прибаутке).
Содержание образовательной деятельности.
1) Формирование словаря: педагог осуществляет обогащение словаря за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей; за счет слов, обозначающих: названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовые действия и качество их выполнения; личностные характеристики человека, его состояния и настроения, внутренние переживания; социально-нравственные категории, оттенки цвета, тонкое дифференцирование формы, размера и других признаков объекта; названия обследовательских действий, необходимых для выявления качеств и свойств предметов. Педагог закрепляет у детей умение обобщать предметы: объединять их в группы по существенным признакам.
2) Звуковая культура речи: педагог развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, способствует освоению правильного произношения сонорных звуков ([л], [л'], [р], [р']); упражняет в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов; формирует умение использовать средства интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания).
3) Грамматический строй речи: педагог формирует у детей умение грамматически правильно использовать в речи: несклоняемые существительные, слова, имеющие только множественное или только единственное число, глаголы "одеть" и "надеть", существительные множественного числа в родительном падеже; образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками.
4) Связная речь: педагог способствует развитию у детей монологической речи, формирует умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников, обогащает представления детей о правилах речевого этикета, развивает умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия, поддерживает интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе, поощряет использование в диалоге разных типов реплик; педагог помогает детям осваивать этикет телефонного разговора, столового, гостевого этикета, этикет взаимодействия в общественных местах; использовать невербальные средства общения (мимика, жесты, позы); принятые нормы вежливого речевого общения; участвовать в коллективных разговорах, использовать разные виды деятельности и речевые ситуации для развития диалогической речи; педагог формирует у детей умения самостоятельно строить игровые и деловые диалоги; пересказывать литературные произведения по ролям, по частям, правильно передавая идею и содержание, пользоваться прямой и косвенной речью; с помощью педагога определять и воспроизводить логику описательного рассказа; в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы использовать прилагательные и наречия; сочинять сюжетные рассказы по картине, из личного опыта; с помощью педагога строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования; в повествовании отражать типичные особенности жанра сказки или рассказа; педагог развивает у детей речевое творчество, формирует интерес к самостоятельному сочинению, созданию разнообразных видов творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану педагога, по модели. Педагог закрепляет у детей умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их; использовать элементы речи - доказательства при отгадывании загадок, в процессе совместных игр, в повседневном общении, помогает детям осваивать умения находить в текстах литературных произведений сравнения, эпитеты; использовать их при сочинении загадок, сказок, рассказов.
5) Подготовка детей к обучению грамоте: педагог помогает детям осваивать представления о существовании разных языков, термины "слово", "звук", "буква", "предложение", "гласный звук" и "согласный звук", проводить звуковой анализ слова, делить на слоги двух-, трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова; составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении. Педагог развивает мелкую моторику кистей рук детей с помощью раскрашивания, штриховки, мелких мозаик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе
Перспективное планирование по развитию речи...
Перспективное планирование по развитию речи для старшей группы
Перспективное планирование на год по развитию речи для детей старшей группы....
Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе
Данная методическая разработка поможет воспитателю грамотно спланировать свои занятия по развитию речи в ствршей группе детского сада....
перспективное планирование по развитию речи в старшей группе по лексическим темам
МЕСЯЦТЕМАЦЕЛЬСЕНТЯБРЬ«Здравствуй детский сад«Мы – воспитанники старшей группы» Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на з...
Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе
Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи....
перспективное планирование по развитию речи в старшей группе по программе "От рождения до школы"
данное планирование создано в помощь воспитателям...
Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе детского сада
Данная методическая разработка поможет воспитателю грамотно спланировать свои занятия по развитию речи в старшей группе детского сада...