"Со звуками мы дружим"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической напрвленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhok_besplatnyy_sr_gr.docx | 43.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детский сад № 328 Центрального района Волгограда»
400087 г. Волгоград, ул. Двинская, 16 ИНН 3444064361 КПП 344401001 ОГРН 1023403441016 dou328@volgadmin.ru |
Рассмотрена на заседании педагогического совета от протокол | Утверждаю заведующий МОУ Детским садом № 328 _____Л.Н. Кашина «_______»______2022г. |
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Со звуками мы дружим»
Возраст детей – 4-5 лет
Срок реализации - 1 год
Автор-составитель:
Серебрякова Александра Викторовна,
педагог дополнительного образования
Волгоград, 2022
Утверждаю:
Заведующий
МОУ Детский сад №328
____________Л.Н. Кашина
«___»_________2022г.
Список детей, зачисленных в кружок по речевому развитию в 2022 – 2023 учебном году.
Руководитель кружка – воспитатель Серебрякова А.В.
Согласованно
со старшей медсестрой
МОУ детского сада №328
СОДЕРЖАНИЕ
I Пояснительная записка
- направленность программы
- актуальность
- педагогическая целесообразность
- особенности организации образовательного процесса
- цель программы
- задачи программы
- перспективное планирование
- планируемые результаты
II Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 условия реализации программы
2.2 методы контроля усвоения программного материала
2.3 методы и приёмы используемые на занятиях
2.4 список литературы
I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность педагогической программы – социально – педагогическая
Актуальность
Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих: ребёнок учится на примере речи близких ему людей – родителей.
Серьёзное значение имеют особенности психики ребёнка: ребёнок должен чётко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. В последнее время увеличился рост детей дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения. Нарушения речи – собирательный термин, обозначающий отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности нормального развития ребёнка. Уже в младшей группе можно наблюдать таких детей. Происходит это из-за увеличения нарушений принатального и перинатального развития, соматически ослабленных детей, увеличения непедагогической компетентности родителей.
Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Рассеянные, невнимательные дети также совершают ошибки в звуко- и словопроизношении. Действительной причиной речевых нарушений является ещё недостаточно совершенное функционирование центральных аппаратов слуха и речи, находящихся в коре головного мозга. Это приводит к тому, что дети часто ещё недостаточно тонко различают звуки речи на слух, а движения его речевых органов оказываются не совсем точными и согласованными. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление звукового анализа и синтеза.
1.3 Педагогическая целесообразность
В Программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными и физиологическими нормативами (Сан. Пин. 2.4.4. 1249-03), что позволяет избежать переутомления и дезадаптации, также в предложенной программе заложено сбалансированное чередование разных видов деятельности.
Основой перспективного планирования работы в соответствии с требованиями Программы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях. Языковые средства отбираются с учетом индивидуальных, речевых и психических
возможностей детей. При этом принимаются во внимание зоны актуального и ближайшего развития ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие.
Педагогическая работа по данной программе позволяет обеспечить
развивающее воспитание дошкольников, дает возможность сформировать у детей психические процессы, свойства и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность.
Программа предоставляет систему игр и упражнений со звуками, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
В учебном плане для каждой группы отводится одно занятие в неделю во вторую половину дня. Общее количество учебных занятий в год – 32.
С целью осуществления индивидуального подхода к детям и личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка, все занятия проводятся в подгруппе не более 10 детей.
Продолжительность занятия для детей 4 - 5 лет - 20 минут.
1.4 Особенности организации образовательного процесса
День проведения: вторник, четверг
Срок проведения: с 2 сентября по 31 мая
Количество занятий в год: 32
Периодичность занятий: 1 раз в неделю
Форма организации: очная
Длительность занятий: 20 минут
Место проведения кружка: кабинет педагога – психолога
Организация образовательного процесса:
Структура занятий:
I. Организационный момент:
а) упражнения, тесты, головоломки на развитие внимания, восприятия, памяти;
б) лексические упражнения.
II. Актуализация опорных знаний и представлений:
а) беседа;
б) упражнения на узнавание, различение, определение предметов и явлений;
в) сообщение темы.
III. Изучение нового:
а) рассказ воспитателя;
б) демонстрация наглядности
IV. Обобщение (обобщающая беседа).
V. Закрепление:
а) программированные задания;
б) графические работы;
VI. Итог.
1.5 Цель программы
- раскрытие основных направлений речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Создание благоприятных условий для формирования аналитико-синтетической активности.
1.6 Задачи программы
Образовательные:
- формировать и развитие фонематического слуха
- учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
- формировать и совершенствовать грамматический строй речи
- расширять словарный запас детей
Развивающие:
- развивать связную речь и умение речевого общения
- развивать слуховое восприятие
- развивать мелкую моторику
Воспитательные:
- воспитывать умение работать
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий
Учебный план
Дисциплина | Возрастная группа | Количество детей | Количество занятий (часов) в неделю | Количество занятий (часов) в месяц | Количество занятий (часов) в год | Время проведения | Ф.И.О. преподавателя | Автор и название программы |
«Со звуками мы дружим» | 4 – 5 лет | 7-10 человек | 1 | 4 | 32 | Серебрякова А.В. | Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4- - 5 лет» |
1.7 Перспективное планирование
№ | дата | тема |
СЕНТЯБРЬ | ||
1. | «Знакомство с многообразием слов, моделированием» Задачи: формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность. | |
2. | «Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках» Задачи: формировать навыки самоконтроля и самооценки. | |
3. | «Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжённостью слов, моделированием» Задачи: формировать представление о слоге как части слова. | |
4. | «Знакомство с разнообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо» Задачи: продолжать знакомить со звучащим словом. | |
ОКТЯБРЬ | ||
1. | «Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги» Задачи: закреплять умение сравнивать слова по звучанию. | |
2. | «Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках» Задачи: продолжать развивать умение делить слова на слоги, используя схему слова. | |
3. | «Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко» Задачи: продолжать знакомить с протяжённостью слов (длинные, короткие) | |
4. | «Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги» Задачи: продолжать формировать представления о слоге как части слова через деление слова на слоги и подбор схемы к слову. | |
НОЯБРЬ | ||
1. | «Звуки С-Сь, знакомство с твёрдым и мягким согласными» Цель: развивать слух детей и речевой аппарат. | |
2. | «Звуки З-Зь знакомство с твёрдым и мягким согласными» Задачи: способствовать чёткому и ясному произношению звуков. | |
3. | «Звуки С-Сь, З-Зь твёрдые и мягкие согласные, моделирование» Задачи: развивать умение интонационно выделять заданные звуки в фразовой речи. | |
4. | «Звук Ц, заучивание стихотворения» Задачи: развивать слуховое восприятие, различать и произносить твёрдый согласный. | |
ДЕКАБРЬ | ||
1. | «Звук Ш, заучивание потешки» Задачи: продолжать развивать фонематический слух и речевой аппарат детей. | |
2. | «Звук Ж, моделирование, заучивание стихотворения» Задачи: произносить звук Ж изолированно, в словах и во фразовой речи, интонационно выделяя его. | |
3. | «Звуки Ш-Ж, моделирование, повторение стихотворений» Задачи: продолжать знакомить с моделированием через соотношение схемы слова с предметом на основе моделирования. | |
4. | «Звук Щ, моделирование» Задачи: развивать наглядно – действенное мышление через использование модели слова при делении слова на слоги. | |
ЯНВАРЬ | ||
1. | «Звук Ч, моделирование» Задачи: продолжать знакомить с термином «звук» и называть первый звук в слове. | |
2. | «Звуки Ч-Щ, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках» Задачи: способствовать развитию фонематического слуха, побуждая различать согласные звуки. | |
3. | «Звуки Р-Рь, закрашивание предметов» Задачи: формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы. | |
ФЕВРАЛЬ | ||
1. | «Звуки Л-Ль, моделирование, слушание стихотворения» Задачи: помогать различать твёрдые и мягкие согласные звуки, продолжать развивать умение делить слова на слоги. | |
2. | «Звуки М-Мь, слушание потешки» Задачи: продолжать знакомить с линейностью слов, развивать умение отгадывать загадки. | |
3. | «Звуки Б-Бь, моделирование» Задачи: побуждать интонационно выделять твёрдые и мягкие согласные, развивать графические навыки. | |
4. | «Звуки К-Кь, слушание стихотворения» Задачи: развивать активную речь, продолжать развивать художественное восприятие стихотворного текста. | |
МАРТ | ||
1. | «Звук Г, нахождение различий в двух похожих рисунках» Задачи: называть изолированно твёрдый согласный звук, побуждать называть первый звук в слове. | |
2. | «Звуки Г-К, моделирование, слушание потешки» Задачи: способствовать развитию фонематического слуха, формировать интерес к речевой деятельности. | |
3. | «Звуки Д-Дь, слушание потешки» Задачи: развивать умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки, развивать внимание внимание. | |
4. | «Звуки Т-Ть, моделирование» Задачи: развивать способность к моделированию, развивать активную речь. | |
АПРЕЛЬ | ||
1. | «Звуки Д-Дь, Т-Ть, моделирование» Задачи: закреплять умение правильно называть первый звук в словах, формировать навык самоконтроля и самооценки. | |
2. | «Звуки З-Зь, Ж, С-Сь, закрепление пройденного материала» Задачи: способствовать развитию слухового внимания, закреплять умение называть слова с заданным звуком. | |
3. | «Звуки Р-Рь, Ш, закрепление пройденного материала» Задачи: закреплять умение называть заданный звук чёиче, чем другие. | |
4. | «Звуки Л-Ль, Б-Бь, закрепление пройденного материала» Задачи: способствовать развитию выразительности речи детей, продолжать развивать умение соотносить схему слова с предметом. | |
МАЙ | ||
1. | «Закрепление пройденного материала» Задачи: способствовать развитию слухового внимания, закреплять умение работать со схемой слова. | |
2. | «Диагностика» Задачи: изучить динамику изменения развития речи. |
1.8 Планируемые результаты
Ребёнок знает и умеет:
- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какие-либо звуки, необходимо обратиться к логопеду);
- различает короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;
- делит слова на слоги;
- дифференцирует твердые и мягкие согласные, называет их изолированно;
- определяет и называет первый звук в слове (без призвука гласного);
- произвольно регулирует темп , силу голоса, речевое дыхание;
- рисует вертикальные, горизонтальные и округлые линии, может штриховать несложные предметы;
- выполняет упражнения для пальцев и кистей рук.
II Комплекс организационно-педагогических условий
- Условия реализации программы
- Помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам.
- Мебель: столы, стулья детские соответствующего размера, стол для педагога.
- Мольберт магнитный.
- Инструменты: карандаши (цветные, простой),
- Ноутбук, проектор, экран.
Демонстрационный и раздаточный материал:
- Подбор картинок на все звуки родного языка (животные, игрушки, растения и т.д.)
- Наборы игрушек диких, домашних животных, птиц, фруктов, овощей и т. п.
Техническое оснащение занятий:
- Картины-схемы звукового анализа слов (демонстрационные и раздаточные на каждого ребёнка).
- Пособие «Звуковые часы»
- Рабочие тетради «От слова к звуку. Рабочая тетрадь для детей 4 – 5 лет ФГОС ДО» Е.В. Колесникова
2.2. Методы контроля усвоения программного материала
Входящий контроль проводится в сентябре. Итоговый контроль проводится по окончания занятий в мае, в форме повторного обследования уровня речевого развития детей и готовности их к усвоению грамоты.
Для проведения диагностики используется комплексная диагностика уровней освоения «От рождения до щколы» М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Вераксы Н.Е.
«3» - отличные знания, умения и навыки у ребенка
«2» - необходимо закрепить материал
«1» - отсутствие знаний умений ребенка
Критерии диагностики
«Развитие речи» Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница). |
Умеет выделять первый звук в слове. |
Рассказывает о содержании сюжетной картинки. |
С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки. |
«Чтение художественной литературы» Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку. |
Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок). |
- Методы и приемы, используемые на занятиях:
Наглядные | Словесные | Практические |
- рассматривание иллюстраций, - показ образца работы | - беседа - чтение художественных произведений - фонематические упражнения | - дидактическая игра - игра-драматизация - совместная деятельность взрослого с ребенком - самостоятельная деятельность детей |
Литература.
- Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет» Москва «Просвещение» 2022
- Рабочая тетрадь «От слова к звуку» Колесникова Е.В Москва «Просвещение» 2022
- Колесникова Е.В. «Развитие звуковой культуры речи» Москва «Ювента» 2015
- Практическое пособие «Звуко – буквенный и слоговой анализ, развитие фонематического слуха и речевого внимания». С. Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина Ярославль. «Академия развития» 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие по автоматизации звука С в словах, фразах (в рамках РМО учителей - логопедов) "Я дружу со звуком С"
Открытое индивидуальное занятие по автоматизации звука С в словах, фразах для учителей-логопедов ДОУ...
" Я дружу со звуком Р"
Автоматизация звука "Р"....
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы компенсирующей направленности Тема «Дружим со звуками [В] и [Ф]» с использованием игровой технологии
Закрепление навыка различения звуков [В], [Ф] изолированно, в слогах, словах и предложениях....
Проект "Дружу со звуками, говорю правильно"
Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в формировании полноценной личности....
Конспект НОД во II младшей группе на тему " Дружит с бабочкой цветок, Дружим мы с тобою».
Конспект НОД во II младшей группе на тему «Дружит с бабочкой цветок,Дружим мы с тобою».Конспект НОД во II младшей группе на тему " Дружит с бабочкой цветок,Дружим мы с...
Метадическая разработка "Я дружу со звуком Р"
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми нарушениями, мне как учителю – логопеду приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей ...
Проект "Звук Ш, мы с тобой дружим!"
Для повышения мотивации детей к логопедическим занятиям используются различные виды деятельности, в том числе проектная. Был реализован проект по коррекции звукопроизношения (звук [Ш]), продуктом кото...