"Со звуками мы дружим"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Серебрякова Александра Викторовна

дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической напрвленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhok_besplatnyy_sr_gr.docx43.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Детский сад № 328 Центрального района Волгограда»

400087 г. Волгоград, ул. Двинская, 16 ИНН 3444064361 КПП 344401001 ОГРН 1023403441016 dou328@volgadmin.ru

Рассмотрена на заседании педагогического совета

от                  

протокол

Утверждаю

заведующий МОУ Детским садом № 328

_____Л.Н. Кашина

«_______»______2022г.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Со звуками мы дружим»

Возраст детей – 4-5 лет

Срок реализации - 1 год

Автор-составитель:

Серебрякова Александра Викторовна,

педагог дополнительного образования

Волгоград, 2022

Утверждаю:

Заведующий

МОУ Детский сад №328

____________Л.Н. Кашина

«___»_________2022г.

Список детей, зачисленных в кружок по речевому развитию в 2022 – 2023 учебном году.

Руководитель кружка – воспитатель Серебрякова А.В.

Согласованно

со старшей медсестрой

МОУ детского сада №328

СОДЕРЖАНИЕ

I Пояснительная записка

  1. направленность программы
  2. актуальность
  3. педагогическая целесообразность
  4. особенности организации образовательного процесса
  5. цель программы
  6. задачи программы
  7. перспективное планирование
  8. планируемые результаты

II Комплекс организационно – педагогических условий

2.1 условия реализации программы

2.2 методы контроля усвоения программного материала

2.3 методы и приёмы используемые на занятиях

2.4 список литературы

I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Направленность педагогической программы – социально – педагогическая

  1. Актуальность

Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих: ребёнок учится на примере речи близких ему людей – родителей.

Серьёзное значение имеют особенности психики ребёнка: ребёнок должен чётко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. В последнее время увеличился рост детей дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения. Нарушения речи – собирательный термин, обозначающий отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности нормального развития ребёнка. Уже в младшей группе можно наблюдать таких детей. Происходит это из-за увеличения нарушений принатального и перинатального развития, соматически ослабленных детей, увеличения непедагогической компетентности родителей.

Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Рассеянные, невнимательные дети также совершают ошибки в звуко- и словопроизношении. Действительной причиной речевых нарушений является ещё недостаточно совершенное функционирование центральных аппаратов слуха и речи, находящихся в коре головного мозга. Это приводит к тому, что дети часто ещё недостаточно тонко различают звуки речи на слух, а движения его речевых органов оказываются не совсем точными и согласованными. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление звукового анализа и синтеза.

1.3 Педагогическая целесообразность

В Программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными и физиологическими нормативами (Сан. Пин. 2.4.4. 1249-03), что позволяет избежать переутомления и дезадаптации, также в предложенной программе заложено сбалансированное чередование разных видов деятельности.

Основой перспективного планирования работы в соответствии с требованиями Программы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях. Языковые средства отбираются с учетом индивидуальных, речевых и психических

возможностей детей. При этом принимаются во внимание зоны актуального и ближайшего развития ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие.

Педагогическая работа по данной программе позволяет обеспечить

развивающее воспитание дошкольников, дает возможность сформировать у детей психические процессы, свойства и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность.

Программа предоставляет систему игр и упражнений со звуками, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

В учебном плане для каждой группы отводится одно занятие в неделю во вторую половину дня. Общее количество учебных занятий в год – 32.

С целью осуществления индивидуального подхода к детям и личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка, все занятия проводятся в подгруппе не более 10 детей.

Продолжительность занятия для детей 4 - 5 лет - 20 минут.

1.4 Особенности организации образовательного процесса

День проведения: вторник, четверг

Срок проведения: с 2 сентября по 31 мая

Количество занятий в год: 32

Периодичность занятий: 1 раз в неделю

Форма организации: очная

Длительность занятий: 20 минут

Место проведения кружка: кабинет педагога – психолога

Организация образовательного процесса:

Структура занятий:

I. Организационный момент:

а) упражнения, тесты, головоломки на развитие внимания, восприятия, памяти;

б) лексические упражнения.

II. Актуализация опорных знаний и представлений:

а) беседа;

б) упражнения на узнавание, различение, определение предметов и явлений;

в) сообщение темы.

III. Изучение нового:

а) рассказ воспитателя;

б) демонстрация наглядности

IV. Обобщение (обобщающая беседа).

V. Закрепление:

а) программированные задания;

б) графические работы;

VI. Итог.

1.5 Цель программы

- раскрытие основных направлений речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Создание благоприятных условий для формирования аналитико-синтетической активности.

1.6 Задачи программы

Образовательные:

- формировать и развитие фонематического слуха

- учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией

- формировать и совершенствовать грамматический строй речи

- расширять словарный запас детей

Развивающие:

- развивать связную речь и умение речевого общения

- развивать слуховое восприятие

- развивать мелкую моторику

Воспитательные:

- воспитывать умение работать

- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий

Учебный план

Дисциплина

Возрастная группа

Количество детей

Количество занятий (часов) в неделю

Количество занятий (часов) в месяц

Количество занятий (часов) в год

Время проведения

Ф.И.О. преподавателя

Автор и название программы

«Со звуками мы дружим»

4 – 5 лет

7-10 человек

1

4

32

Серебрякова А.В.

Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4- - 5 лет»

1.7 Перспективное планирование

дата

                                        тема

СЕНТЯБРЬ

1.

«Знакомство с многообразием слов, моделированием»

Задачи: формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность.

2.

«Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках»

Задачи: формировать навыки самоконтроля и самооценки.

3.

«Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжённостью слов, моделированием»

Задачи: формировать представление о слоге как части слова.

4.

«Знакомство с разнообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо»

Задачи: продолжать знакомить со звучащим словом.

ОКТЯБРЬ

1.

«Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги»

Задачи: закреплять умение сравнивать слова по звучанию.

2.

«Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках»

Задачи: продолжать развивать умение делить слова на слоги, используя схему слова.

3.

«Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко»

Задачи: продолжать знакомить с протяжённостью слов (длинные, короткие)

4.

«Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги»

Задачи: продолжать формировать представления о слоге как части слова через деление слова на слоги и подбор схемы к слову.

НОЯБРЬ

1.

«Звуки С-Сь, знакомство с твёрдым и мягким согласными»

Цель: развивать слух детей и речевой аппарат.

2.

«Звуки З-Зь знакомство с твёрдым и мягким согласными»

Задачи: способствовать чёткому и ясному произношению звуков.

3.

«Звуки С-Сь, З-Зь твёрдые и мягкие согласные, моделирование»

Задачи: развивать умение интонационно выделять заданные звуки в фразовой речи.

4.

«Звук Ц, заучивание стихотворения»

Задачи: развивать слуховое восприятие, различать и произносить твёрдый согласный.

ДЕКАБРЬ

1.

«Звук Ш, заучивание потешки»

Задачи: продолжать развивать фонематический слух и речевой аппарат детей.

2.

«Звук Ж, моделирование, заучивание стихотворения»

Задачи: произносить звук Ж изолированно, в словах и во фразовой речи, интонационно выделяя его.

3.

«Звуки Ш-Ж, моделирование, повторение стихотворений»

Задачи: продолжать знакомить с моделированием через соотношение схемы слова с предметом на основе моделирования.

4.

«Звук Щ, моделирование»

Задачи: развивать наглядно – действенное мышление через использование модели слова при делении слова на слоги.

ЯНВАРЬ

1.

«Звук Ч, моделирование»

Задачи: продолжать знакомить с термином «звук» и называть первый звук в слове.

2.

«Звуки Ч-Щ, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках»

Задачи: способствовать развитию фонематического слуха, побуждая различать согласные звуки.

3.

«Звуки Р-Рь, закрашивание предметов»

Задачи: формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

ФЕВРАЛЬ

1.

«Звуки Л-Ль, моделирование, слушание стихотворения»

Задачи: помогать различать твёрдые и мягкие согласные звуки, продолжать развивать умение делить слова на слоги.

2.

«Звуки М-Мь, слушание потешки»

Задачи: продолжать знакомить с линейностью слов, развивать умение отгадывать загадки.

3.

«Звуки Б-Бь, моделирование»

Задачи: побуждать интонационно выделять твёрдые и мягкие согласные, развивать графические навыки.

4.

«Звуки К-Кь, слушание стихотворения»

Задачи: развивать активную речь, продолжать развивать художественное восприятие стихотворного текста.

МАРТ

1.

«Звук Г, нахождение различий в двух похожих рисунках»

Задачи: называть изолированно твёрдый согласный звук, побуждать называть первый звук в слове.

2.

«Звуки Г-К, моделирование, слушание потешки»

Задачи: способствовать развитию фонематического слуха, формировать интерес к речевой деятельности.

3.

«Звуки Д-Дь, слушание потешки»

Задачи: развивать умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки, развивать внимание внимание.

4.

«Звуки Т-Ть, моделирование»

Задачи: развивать способность к моделированию, развивать активную речь.

АПРЕЛЬ

1.

«Звуки Д-Дь, Т-Ть, моделирование»

Задачи: закреплять умение правильно называть первый звук в словах, формировать навык самоконтроля и самооценки.

2.

«Звуки З-Зь, Ж, С-Сь, закрепление пройденного материала»

Задачи: способствовать развитию слухового внимания, закреплять умение называть слова с заданным звуком.

3.

«Звуки Р-Рь, Ш, закрепление пройденного материала»

Задачи: закреплять умение называть заданный звук чёиче, чем другие.

4.

«Звуки Л-Ль, Б-Бь, закрепление пройденного материала»

Задачи: способствовать развитию выразительности речи детей, продолжать развивать умение соотносить схему слова с предметом.

МАЙ

1.

«Закрепление пройденного материала»

Задачи: способствовать развитию слухового внимания, закреплять умение работать со схемой слова.

2.

«Диагностика»

Задачи: изучить динамику изменения развития речи.

1.8 Планируемые результаты

Ребёнок знает и умеет:

  • правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какие-либо звуки, необходимо обратиться к логопеду);
  • различает короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;
  • делит слова на слоги;
  • дифференцирует твердые и мягкие согласные, называет их изолированно;
  • определяет и называет первый звук в слове (без призвука гласного);
  • произвольно регулирует темп , силу голоса, речевое дыхание;
  • рисует вертикальные, горизонтальные и округлые линии, может штриховать несложные предметы;
  • выполняет упражнения для пальцев и кистей рук.

II Комплекс организационно-педагогических условий

  1. Условия реализации программы

  • Помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам.
  • Мебель: столы, стулья детские соответствующего размера, стол для педагога.
  • Мольберт магнитный.
  • Инструменты: карандаши (цветные, простой),
  • Ноутбук, проектор, экран.

Демонстрационный и раздаточный материал:

  • Подбор картинок на все звуки родного языка (животные, игрушки, растения и т.д.)
  • Наборы игрушек диких, домашних животных, птиц, фруктов, овощей и т. п.

Техническое оснащение занятий:

  • Картины-схемы звукового анализа слов (демонстрационные и раздаточные на каждого ребёнка).
  • Пособие «Звуковые часы»
  • Рабочие тетради «От слова к звуку. Рабочая тетрадь для детей 4 – 5 лет ФГОС ДО» Е.В. Колесникова

2.2. Методы контроля усвоения программного материала

Входящий контроль проводится в сентябре. Итоговый контроль проводится по окончания занятий в мае, в форме повторного обследования уровня речевого развития детей и готовности их к усвоению грамоты.

Для проведения диагностики используется комплексная диагностика уровней освоения «От рождения до щколы» М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Вераксы Н.Е.

«3» - отличные знания, умения и навыки у ребенка

«2» - необходимо закрепить материал

« - отсутствие знаний умений ребенка

Критерии диагностики

«Развитие речи»

Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница).

Умеет выделять первый звук в слове.

Рассказывает о содержании сюжетной картинки.

С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.

«Чтение художественной литературы»

Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.

Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).

  1. Методы и приемы, используемые на занятиях:

Наглядные

Словесные

Практические

- рассматривание иллюстраций,

- показ образца работы

- беседа

- чтение художественных произведений

- фонематические упражнения

- дидактическая игра

- игра-драматизация

- совместная деятельность взрослого с ребенком

- самостоятельная деятельность детей

Литература.

  1. Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет» Москва «Просвещение» 2022
  2. Рабочая тетрадь «От слова к звуку» Колесникова Е.В Москва «Просвещение» 2022
  3. Колесникова Е.В. «Развитие звуковой культуры речи» Москва «Ювента» 2015
  4. Практическое пособие «Звуко – буквенный и слоговой анализ, развитие фонематического слуха и речевого внимания». С. Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина Ярославль. «Академия развития» 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по автоматизации звука С в словах, фразах (в рамках РМО учителей - логопедов) "Я дружу со звуком С"

Открытое индивидуальное занятие по автоматизации звука С в словах, фразах  для учителей-логопедов ДОУ...

" Я дружу со звуком Р"

Автоматизация звука "Р"....

Проект "Дружу со звуками, говорю правильно"

Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития  Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в формировании полноценной личности....

Конспект НОД во II младшей группе на тему " Дружит с бабочкой цветок, Дружим мы с тобою».

Конспект НОД во II младшей группе на тему «Дружит с бабочкой цветок,Дружим мы с тобою».Конспект НОД  во II младшей группе на тему " Дружит с бабочкой цветок,Дружим мы с...

Метадическая разработка "Я дружу со звуком Р"

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми нарушениями, мне как учителю – логопеду приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей ...

Проект "Звук Ш, мы с тобой дружим!"

Для повышения мотивации детей к логопедическим занятиям используются различные виды деятельности, в том числе проектная. Был реализован проект по коррекции звукопроизношения (звук [Ш]), продуктом кото...