Проект "Дружу со звуками, говорю правильно"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Сулимова Наталья Михайловна

Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития  Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь негативные последствия ребенка дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_druzhu_so_zvukami_govoryu_pravilno.docx112.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеЛого

«Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ,

г. Надым, ул. Набережная им. Оруджева С.А., дом 35 тел/факс 8 (3499) 52-35-42, 52-35-47

E-mail: Alenkiy5tsvetochek@mail.ru ОКПО 321317749 ОГРН 1158903000233,

ИНН/КПП 89030343333/890301001

Долгосрочный проект: «Дружу со звуками, говорю правильно»

                                                                                           Составитель:

                                                                                     Учитель-логопед: Сулимова Н.М.

                                                                                     1  квалификационной категории

                                                           

г.Надым 2018г.

                                                        Оглавление

1. Аннотация проекта

2. Актуальность темы   проекта

3. Цели и задачи проекта

4. Возможные риски и пути их преодоления

5. Этапы и механизм  реализации проекта

6. Образ конечного результата, критерии его оценки

7. Ресурсное обеспечение проекта

8. Перспективы развития проекта

 

Литература

Приложения

Аннотация проекта

Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития  Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь негативные последствия ребенка дошкольника.

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества детей с нарушениями звукопроизношения. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Выработка того или иного артикуляционного уклада открывает возможность освоение тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за его отсутствия. Артикуляционная гимнастика – метод воспитания звукопроизношения признанный целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева и др.).

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада. Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.

ЦЕЛИ

- формировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для постановки отсутствующих звуков;

- заинтересовать родителей в коррекционно-развивающем процессе, направленном на преодоление речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста;

- вести просветительскую работу среди педагогов дошкольного учреждения по коррекционно-логопедическому направлению.


ЗАДАЧИ

1.В доступной форме познакомить детей старшей группы с органами речи, их назначением.

 2. Научить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения, контролировать свои действия.

3. Формировать умение готовить сообщение в форме познавательного рассказа с опорой на модель. Развивать познавательные способности и творческое мышление детей старшей  группы.

4. Учить коллективному сочинению сказки.

5. Разработать конспект итогового занятия по данной теме.

6. Развивать коммуникативные навыки в системе общения «Ребенок – взрослый»/

ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;

- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;

- осуществление взаимосвязи в работе учителя-логопеда, педагогов ДОУ и родителей воспитанников;

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- выпуск книжек-самоделок «Сказки о Веселом Язычке»;

- создание стенгазеты «Наши органы речи»;
- фотовыставка «Дети в мире веселых звуков».

- презентация проведенных мероприятий.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап. Подготовительный
- Определение целей и задач проектной деятельности. 
- Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
- Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
- Составление плана деятельности. 
- Подбор и изготовление дидактических игр, схем, карточек.
- Изучение методической литературы по теме проекта. 

II этап. Основной.

  1. Работа с детьми:

Беседы:

- «Наши органы речи» (знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки).

- «Для чего люди говорят».

- «Мы красиво говорим».

Артикуляционная гимнастика:

- разучивание артикуляционных упражнений с использованием игровых приемов (логопедические сказки, игрушки);

- коллективное придумывание сказок о Веселом Язычке.

Непосредственная образовательная деятельность с использованием артикуляционной гимнастики:

«Живое зеркало».

«Игрушки».

«Профессии».

«Праздник правильной речи».

Изобразительная деятельность.

- рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке;

- коллективное оформление стенгазеты «Наши органы речи»;

- лепка «Язычки»;

- оригами «Лягушки», «Шапка для маляра»

- итоговая презентация книжек-малышек «Сказки о Веселом Язычке».

Физическое развитие.

- разучивание комплекса общеразвивающих упражнений утренней гимнастики «Веселые язычки» (упражнения: «Часики», «Маляр», «Качели»);

- пластические этюды «Блинчик», «Гармошка», «Лошадка».

Развитие мелкой моторики и стимуляция речевых зон коры головного мозга:

- разучивание комплекса общеразвивающих упражнений «Чтобы четко говорить надо с пальцами дружить» (пальчиковая гимнастика);

- разучивание комплекса упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук с использованием различных приспособлений ( массажные мячики, шестигранные карандаши, бельевые прищепки, губки, кубики и т.д.).

2. Взаимодействие с родителями.

- Консультация «Нарушения звукопроизношения у детей – определение, признаки, причины возникновения».

- Консультация «Строение артикуляционного аппарата».

- Семинар-практикум «Выполнение основных артикуляционных упражнений».

- Мастер-класс «Играя, развиваем речь детей».

- Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков.

- Приглашение родителей на индивидуальные занятия.

- Создание детьми совместно с родителями книжек-малышек об органах артикуляционного аппарата «Сказки о Веселом Язычке».
3. Взаимодействие с педагогами:

- Консультация «Нарушения звукопроизношения: виды, причины».

- Консультация «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков».

- Консультация «Средства развития мелкой моторики рук у детей».

- Семинар-практикум «Методика выполнения артикуляционных упражнений».

- Семинар-практикум «Учимся, играя».

III этап. Заключительный. 
- Организация выставки книжек-малышек, созданных детьми совместно с родителями.
- Фотовыставка «Дети в мире веселых звуков».
- Итоговое занятие «Праздник правильной речи» для детей совместно с родителями.

В ходе логопедической работы необходимо:

•        помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,

•        разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,

•        подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

• ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;

• необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению;

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Участники проекта:

Учитель-логопед, дети старшего, подготовительного дошкольного возраста, их родители,  воспитатели.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДАННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Для детей

Для родителей

Для педагогов

Для ДОУ

положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный подход к каждому ребенку.

положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время

положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность собственной деятельностью;
качественно организованная система повышения квалификации;
учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов

благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
повышенный статус ДОУ

Возможные риски:

•        трудности взаимодействия с родителями, злоупотребляющими ПАВ

(выход: подключение социального педагога и психолога).

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, разработанный план работы клуба «Речевичок», методические пособия для домашнего использования родителями – копилка «Логопед у вас дома», диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, разработанная форма «Дневника успеха» для фиксации родителями достижений ребенка могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

•        выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

•        начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки «Домашний логопед»;

•        выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития, заключить дополнительные договоры между учителем логопедом и родителями.

   

   Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

На данном этапе также необходимо начать собирать и разрабатывать копилку «Домашний логопед»: методические материалы в соответствие с психическими и возрастными особенностями детей.

Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу и заключение дополнительных договоров между двумя сторонами образовательного процесса (см. Приложение 2).

                                         

                                      2 этап – основной (практический).

Задачи:

•        пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей «Логопед у вас дома»;

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни. Средства и методы проекта:

•        проведение семинара практикума, мастер классов, консультаций, «круглых столов», «родительских гостиных», проведение конкурсов (скороговорщиков, чтецов), проведение праздника красивой и выразительной речи и других форм работы (ежемесячно);

•        проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);

•        создание информационно-методического стенда «Шпаргалки для родителей» (ежемесячно, теоретический материал по темам);

•        презентация копилки для родителей «Логопед у вас дома» (ежемесячно, практический материал по темам);

•        ведение «Дневника успеха» (ежемесячно, родителями) (см. Приложение 3).

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)

Задачи:

•        Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

Перспективный план реализации проекта

N
п/п

Срок

Формы и
методы работы

Содержание работы

Результат

Ответственный

1. Подготовительный этап

до 20 сентября

1. Анкетирование родителей

2. Сбор дидактических
материалов

3. Заключение дополнительных договоров

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития

Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др.

Установление единых требований родителей и логопеда к ребенку, посещающего логогруппу

Анкета для родителей

Копилка «Домашний логопед»

Договоры

Логопед

Логопед

Логопед

2. Основной этап

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Круглый стол «Почему ребенок говорит неправильно».
Мастер класс «Упражнения для развития мышц речевого аппарата»
Семинар практикум
«Пальчиками играем речь развиваем»
Консультация «Речевое дыхание основа правильной речи»

Мастер класс
«Научитесь слышать звуки»

Конкурс чтецов/скороговорщиков

Родительская гостиная «Родители о своих детях»

Обмен мнениями, анализ анкетирования, просвещение родителей о причинах речевых отклонений
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

Тематическая консультация с практической частью

Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей

Проявление родителями ораторских и творческих способностей на интересном речевом материале

Обмен впечатлений родителей о коррекционном воздействии на ребенка в домашних условиях

Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях

Протокол «круглого стола», отзывы родителей

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей

Протокол проведения семинара практикума, отзывы родителей

Протокол проведения консультации, отзывы родителей

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей

Протокол проведения родительской гостиной, отзывы родителей
Протокол проведения праздника, отзывы родителей

Логопед

Логопед

Логопед

Логопед

Логопед

Логопед
Муз. рук-ль
Воспитатели

Логопед

Логопед
Муз.рук-ль

Ежемесячно

Презентация логопедической копилки «Логопед у вас дома»

Пополнение копилки новыми материалами для использования в домашних условиях по плану клуба

Картотека игр и упражнений по темам

Логопед

Ежемесячно

Индивидуальные консультации

Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам

Журнал регистрации консультаций для родителей

Логопед

Ежемесячно

Оформление информационно-методического стенда «Шпаргалки для родителей»

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей

Ежемесячно

Ведение «Дневника успеха»

Фиксация родителями достижений детей в речевом развитии

«Дневник успеха»

3. Заключительный этап

Май

Апрель

Мониторинг (анкетирование) работы логопеда с родителями

Мониторинг детей

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей

Выявление уровня речевого развития детей

Презентация проекта «Логопед у вас дома»

Анкета для родителей

Логопедическая диагностика

Сертификат об участии

Список литературы:

•        Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе. Логопед 2005 N 5.

•        Душкина Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Логопед 2005 N 5.

•        Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1998.

•        Миронова С.А. Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях. М. 2007.

•        Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Воронеж, 1997.

•        Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.

•        Хватцев М.С. Логопедия. Работа с дошкольниками. М. 199

                                                                                                                                 Приложение 1

Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Чтобы ответить на ее вопросы, родители должны не только прислушаться к речи своего ребенка, но и подумать, что именно он произносит неправильно (звуки, слова или фразы) и как произносит.

    Полученные анкетные данные говорят о том, ведется ли в семье работа по преодолению речевых недостатков и предупреждению трудностей, готовы ли к ней родители, хотят ли они сотрудничать с детским садом, продолжая совершенствовать речь своих детей.

Анкета для родителей «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

1. Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________

2. Дата рождения________________________________________________________________

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.)___________________________________________________________________________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) _______________________________________________________________________________

5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) _______________________________________________________________________________

6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) _____________________________

7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ____________________________

8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___________________________

9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? __________________________________________________________________________

10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?_______________________________________

11. Присутствуете ли на дет. праздниках?____________________________________________

12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?_____________________________

                                                                                                                             

  Приложение 2

Договор о сотрудничестве логопеда и родителей.

 

•        Предмет договора

МДОУ «Аленький цветочек»  предоставляет услугу: индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по устранению дефектов речи (исправление недостатков звукопроизношения и фонематического слуха).

•        Ответственность сторон

        Родители обязуются:

•        Сотрудничать с логопедом и посещать консультационное занятие логопеда с ребенком не реже 1 раза в месяц (по желанию родителей можно чаще).

•        Ежедневно заниматься с ребенком по заданию логопеда, записанному в тетрадь для индивидуальной работы (15-20 мин в день)

•        Приносить тетрадь для логопедических занятий 1 раза в неделю, не забывать брать тетрадь домой (в рабочие дни и на выходные).

        Логопед обязуется:

•        Предоставлять высококвалифицированную коррекционную помощь по устранению дефектов речи у ребенка

•        Проводить с родителями еженедельные консультации по устранению недостатков звукопроизношения и показу продвижения детей.

•        Дополнительные условия

        Логопед оставляет за собой право устанавливать и корректировать сроки исправления недостатков речи у детей.

     В случае невыполнения родителями обязанностей, оговоренных в договоре, логопед не несет ответственности за своевременное исправление недостатков звукопроизношения и имеет право обратиться к администрации детского сада с просьбой о прекращении коррекционной работы.

Реквизиты сторон

Родитель                                                                                               Логопед

(подпись)                                                                                             (подпись)

Приложение 3

ДНЕВНИК УСПЕХА

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

учебный год

  Месяц:

Фиксация успехов ребенка:

  Сентябрь

  Октябрь

  Ноябрь

  Декабрь

  Январь

  Февраль

  Март

  Апрель

  Май

                                                                                                                                                                                                                         

Приложение 4

Одним из способов подведения итогов коррекционно-развивающего обучения и оценки речевых достижений детей является речевой праздник, цель которого: предоставить возможность каждому ребенку продемонстрировать свои успехи перед большой аудиторией детей и родителей.

"Все звуки произносим"

Цели:

1. Закрепить чёткое произношение ранее изученных звуков.

2. Упражнять в звуковом анализе слов, в составлении слов из букв, в преобразовании слов путём замены одной буквы, в чтении слов.

3. Закрепить понятие о родственных словах.

4. развивать фонематический слух, навыки правильного дыхания и удлинения фазы выдоха.

5. Развивать ритмический слух, умение управлять своими движениями.

6. Совершенствовать интонационную и лексическую выразительность речи.

7. Повышать информированность родителей относительно особенностей психического и речевого развития детей.

Оборудование: шапочки с буквами, костюмы жука, осы, принцессы, карточки с картинками, "замки" согласных, гласных звуков, ударения.

Предварительная работа: инсценировка сказки "Город правильной речи", заучивание стихотворения С.Михалкова "Азбука", заучивание дома совместно с родителями стихотворений; помощь родителей в изготовлении костюмов и декорации к сказке; беседа с родителями по содержанию занятия, обговаривание методов и приёмов.

Логопед: Мальчики и девочки, все гости и родители! Весёлую историю услышать, не хотите ли? Итак, слушайте. Жила была девочка Лара. Она не умела правильно произносить звук "Р" и очень расстраивалась из-за этого. Но однажды мама привела Лару в детский сад, в котором детей учили правильно говорить. В группе дети не умели произносить некоторые звуки и произносили их так, как герои этой "странной истории".

Инсценировка (участвуют дети).

Автор: Встретил жук в одном лесу симпатичную осу…

Жук: Ах, какая модница! Пожжжвольте пожжжнакомитться.

Оса: Увазззаемый прохозззый! Ну, на сто ззз этл похоззе! Вы не предсталяете, как вы сепелявите!

Автор: И красавица оса улетела в небеса.

Жук: Штранная гражданка, наверно, иноштранка!

Логопед: В каких словах заблудились чужие звуки? (Ответы детей и взрослых). Верно. Такая история и с вами происходила не раз. Но шло время, вы усердно занимались и научились чётко произносить звуки. И Лара научилась произносить звук "р". Однажды ночью ей приснился необычный сон: она принцесса, живёт во дворце. Давайте и мы с вами отправимся во дворец.

Логопед: Во дворце постоянно происходили чудеса.

Принцесса (родитель): Хочу чудес! Хочу чудес!

Дети надевают шапочкибуквы и читают стихотворение С.Михалкова "Азбука".

Принцесса: Что это?

Дети: Буквы!

Логопед: Буквы, буквы… Дай им волю, нашалятся буквы вволю.

"Буквы" (дети) "резвятся", затем решают составить слово.

Логопед: Составьте слово дым. Прочтите его. А теперь слово "дым" превратите в слово "дом". Как вы это сделали, объясните (ответы детей). Молодцы! Умеете превращать одно слово в другое.

Назовите слова, родственные слову "дом". К кому корона попадёт, тот и слово назовет.

Дети и взрослые подбирают слова родственники (домик, домашний, домосед, домовой…)

Вы заслуживаете похвалы.

Принцесса плачет.

Логопед: Успокойся, принцесса. Чего ты хочешь?

Принцесса: Ничего я не хочу!

Логопед: Поиграй с нами.

Работа с карточками. Дети совместно с родителями выделяют первый звук из слов, печатают соответствующую буквы, затем читают слово: Дом

Д Ворона

В Осы

О Рябина

Р Ель

Е Цапля

Ц

Логопед: Во дворце по вечерам проходили "Конкурсы чтецов".

Дети читают заранее выученные стихотворения.

Логопед: Во дворце живёт не только принцесса, но и животные. С вами хочет поиграть зайка (мягкая игрушка) в игру "Кого увидел Зайка". Назовите все звуки по порядку в словах (работа с картинками: клоун, торт, маска, принц, лиса, ноты).

Раз, два, три, четыре, пять Вышел зайчик погулять.

Где Зайчишка побывал? Что (кого) зайчишка увидал?

Молодцы! Все звуки назвали правильно.

Принцесса плачет, топает ногами.

Логопед: Принцесса твоё поведение возмутительно! Может нам Фея сна поможет?

Под музыку выходит Фея сна (родитель).

Добрый вечер! Постараюсь вам помочь.

Фея обходит всех детей, касаясь плеча каждого "волшебной" палочкой. Дети "засыпают": наклоняют голову, закрывают глаза. Фея смотрит на "спящих", улыбается и уходит.

Логопед: Что же делать? Фея ушла. Надо разбудить детей. Но дети проснутся лишь в том случае, если родители по цепочке произнесут скороговорку:

Королева кавалеру подарила каравеллу,

Королева с кавалером укатила в каравелле.

Родители проговаривают скороговорку. Дети просыпаются.

Логопед: Спасибо, мамы, папы и бабушки! Помогли разбудить детей. И принцесса повеселела.

Принцесса: Простите меня я буду вести себя достойно.

Логопед: Что ж мы тебя прощаем и приглашаем в город красивой речи.

Инсценировка сказки "Город красивой речи" (см. И.Г.Выгодская, Л.П.Успенская "Устранение заикания в игровых ситуациях" стр. 186188).

Логопед: Сон Лары закончился. Был он настоящим праздником! Спасибо вам родители за поддержку, а вам дети за то, что вы были дружными, смышлеными. Всегда говорите так же чётко и свободно, как сегодня. Добрых вам снов.

Итоговый речевой праздник «Красивая речь»

В ходе праздника решаются важные задачи:

1. Закрепление у детей самоконтроля за собственной речью.

2. Совершенствование речевого слуха, ритма, темпа речи, дикции.

3. Закрепление графического образа печатных букв, прочтение слов.

4. Развитие зрительно – пространственной координации, воображения, внимания, мышления, памяти, чувства юмора.

5. Воспитание доброжелательности, чувства коллективизма, умение выслушивать друг друга.

Оборудование: маркетная доска, фломастеры, 5 букв, вырезанные из плотного картона крупного формата, 3 еловых шишки, дипломы и сувениры по количеству детей.

Логопед: Добрый вечер, дорогие ребята и гости! Я приветствую всех кто пришел к нам на праздник

«Красивой речи»! Как и положено, на празднике, мы с вами будем, петь, играть, шутить,

рассказывать веселые стихи и при, этом, конечно, красиво говорить.

Звучит музыка в зал вбегает сказочный персонаж Тараторка, напевает песенку

Тараторка: Тары – бары, тары – бары, тары – бары, тару – ра.

Тараторю без умолка, прямо с самого утра.

Здравствуйте, ребятишки, и девчонки, и мальчишки!

Надеюсь, я не опоздал?

Логопед: Здравствуй, Тараторка, мы рады видеть тебя на нашем празднике!

Тараторка: Мне не до веселья. Я пришел к вам за советом, за помощью.

Логопед: Ну что ж, мы с ребятами будем рады тебе помочь.

Тараторка: Хорошо бы! Мой дедушка все время говорит, что я плохо разговариваю потому, что у меня во рту «каша», а у меня во рту никакой каши нет (открывает рот).

Логопед: Не расстраивайся, Тараторка, слушай и запоминай:

Кто хочет красиво разговаривать, тот должен выговаривать

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Дети: Мы будем разговаривать,

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было все понятно.

Дети поют песню «Игра» муз. В.Шаинского, сл.Р.Рождественского

Тараторка: Спасибо, ребята, вы настоящие друзья! Я все понял, и теперь буду стараться говорить

не торопясь. А можно мне, ребята, остаться на вашем празднике? Может быть, я еще

чему-нибудь у вас научусь.

Дети: Оставайся, Тараторка.

Логопед: Конечно, оставайся. А начнем мы с игры разминки «Доскажи словечко»

1. Зимой в берлоге видит сон

Лохматый, косолапый…(слон)…медведь.

•        В теплой лужице своей

Громко квакал…(воробей)…нет, лягушонок.

3. С пальмы – вниз, на пальму снова

Ловко прыгает…(корова)…нет обезьяна!

4. К цветку приставишь ухо,

А в нем жужжит, поет

Старательная…(муха)…нет пчела

И собирает мед.

Тараторка: А теперь, ребята, угадайте, что у меня лежит в кармане на звук «В»?

(предположения детей слов на звук «В») Сдаетесь? Да нет ничего! (выворачивает карман)

Логопед: Как ничего? Ты говорил на звук «В»?

Тараторка: Воздух!

Логопед: Приглашаю всех поиграть. «Руку другу тянет друг, выходи в широкий круг»

Дети по цепочке протягивают друг другу руки и выходят в центр зала

Дети поют песню «Слово на ладошках» муз. Е.Попляновой, сл. Н.Пикулевой

Логопед: Что случилось? …

Тараторка: Что случилось?

Дети: (хором) С печки азбука свалилась.

1й ребенок: Больно вывихнула ножку

Прописная буква М

Г ударилась немножко,

Ж рассыпалась совсем!

2й ребенок: Потеряла буква Ю

Перекладину свою!

Очутившись на полу

Поломала хвостик У!

3й ребенок: Ф, бедняжку, так раздуло –

Не прочесть её никак!

Букву Р перевернуло –

Превратило в мягкий знак.

4й ребенок: Буква С совсем сомкнулась –

Превратилась в букву О.

Буква А, когда очнулась,

Не узнала никого!

Логопед: Не беда, я знаю, как помочь буквам. Надо добавить к каждой поломавшейся букве один элемент.

Выставляется маркерная доска, на ней написаны буквы с недостающими элементами.

Дети по одному выходят к доске и дорисовывают недостающую деталь.

Игра «Допиши буквы»

Логопед: Ребята, кто сможет прочитать, что получились? (дети читают пословицу)

Дети: «Один за всех и все за одного»

Тараторка: Я тоже знаю игру с буквами, называется «Кто быстрее возьмет букву».

Игра «Кто быстрее возьмет букву».

Кладет в круг несколько букв. В игру приглашают на одного ребенка больше чем букв.

Пока звучит музыка, дети бегают по кругу, как только музыка замолкает, надо быстро

взять букву. Из игры выбывает тот, кто остался без буквы.

Логопед: А вы знаете дети, что бывают заколдованные буквы?

Дети: Нет!

Сценка «Заколдованная буква» – по мотивам В. Драгунского. Участвуют трое детей.

Логопед: Однажды гуляли во дворе Матвей, Тимоша и Аня.

Вдруг Аня увидела на тропинке еловые шишки.

Аня: Смотрите, сыски!

Логопед: Матвей с Тимошей так и покатились со смеха.

Матвей: Ой, умру от смеха! Сыски!

Тимоша: 5 лет девчонке, а говорит «сыски». Хахаха!

Логопед: Тимоша упал в обморок и застонал:

Тимоша: Ах, мне плохо, «сыски»!

Логопед: А Матвей кричал:

Матвей: Девчонке 5 лет, скоро замуж выходить, а она «сыски»!

Логопед: У Анюты нижняя губа скривилась, и она чуть не заплакала:

Аня: Я правильно сказала. У меня зуб вывалился и свистит.

Я хочу сказать «шишки», а у меня высвистывается «сыски».

Тимоша: Эка невидаль – у неё зуб вывалился. У меня целых три вывалилось и два шатается.

А все равно правильно говорю. Вот слушай: «хыхки». Ну что, правда, здорово: «хыхки»!

Вот как у меня легко выходит, я даже петь могу: ох, хыхечка зеленая, боюся, уколюся я.

Логопед: Ну, Аня как закричит:

Аня: Неправильно! Ура! Ты говоришь «хыхки», а надо «сыски».

Тимоша: Нет, неправильно, не надо «хыхки», а надо «сыски».

Логопед: И оба заревели.

Матвей: Чего они так спорят, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово.

Не какие не «сыски» и не какие не «хыхки». А коротко и ясно: «фыфки». Вот и всё!

Тараторка: Я хочу пригласить ребят в круг, и поиграть в мою любимую игру «4 шага».

Игра «4 шага» игра с ускорением темпа.

текст песни проговаривается каждый раз с ускорением

Игра проходит с участием родителей

Тараторка: Ребята, я тут недавно стихотворение сочинил, послушайте. (Принял позу)

«Муха села на варенье. Вот и все стихотворенье!»

Логопед: Тараторка, послушай какие веселые стихи, расскажут наши дети.

1й ребенка: Мурка задумчиво в небо глядит:

Может быть там, колбаса пролетит?

Мысль, что бывают еще чудеса,

Даже приятнее, чем колбаса.

2й ребенок: Лает кошка из лукошка, на сосне растет картошка,

Море по небу летит, звонко квакают утята,

Тонко крякают котята, проползла змеею луковица –

Получилась перепутаница.

3й ребенок: Ну и Петя – петушок,

Удивились хрюшки,

Почему ты гребешок

Носишь на макушке?

Говорит петух в ответ:

У меня карманов нет.

4й ребенок: Что со мною стало? Целый день пляшу.

Ах, как я устала. Я едва дышу.

Отдохнуть охота. Мама, посмотри.

Может, пляшет кто-то у меня внутри?

Тараторка: Весело тут у вас. Я рад был познакомиться с такими умными, сообразительными

ребятами, которые знают звуки, буквы, вопросы разные задают, а как правильно и

красиво говорят. Но мне пора в свою сказку. До свидания!

Тараторка уходит

Логопед: Вот и подошел к концу наш праздник. Но для вас, дорогие ребята, у нас есть сюрприз.

Награждение детей дипломами

 

Литература:

•        Филичева Т.Б., Соболева А.С. «Развитие речи дошкольника», Екатеринбург «Арго» 1997г.

•        Драгунский В. «Заколдованная буква», Москва «Росмэн» 1996г.

•        Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А. «Помоги принцу найти Золушку»

занимательные дидактические задания для детей старшего дошкольного возраста, Москва «Просвещение» 1994г.

•        Шаинский В. «Избранные песни», Москва «Советский композитор» 1989г.

•        Журнал «Музыкальный руководитель» N5 – 2004 год, стр. 35, «Слово на ладошках» муз. Попляновой Е., сл. Пикулевой Н.

•        Интернет сайт «Музыкальный форум mp3sort.ru», тема: «Музыкальные инновации для развития ребенка», музыкальные игры для детей старшего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Научите ребёнка говорить правильно звук "У"

Формирование речевых умений и навыков мной рассматривается не как основная цель, но как одно из основных средств развития личности раннего возраста. Такой подход соотноситься с фундаментальными положе...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ Ч] с использованием компьютерной программы «Учимся говорить правильно».

Тема. Автоматизация звука (Ч)  в словах, применяя компьютерную программу «Учимся говорить правильно».Цель:- закрепление правильного употребления звука (Ч) в словах;- совершенствование работ...

«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»

Развивающая  предметно-пространственная  среда  дошкольной  организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...

Картотека заданий по автоматизации звуков в речи детей "Говори правильно"

Пособие представляет собой систему карточек с заданиями по автоматизации звуков в речи детей. оно может быть использовано и при развитии фонематического слуха дошкольников, обогащении их лексики....

Логопедическое лото «Говори правильно звуки /Р/ и /Л/».

Игра логопедическое лото "Говори правильно звуки  /Р/ и /Л/ предназначена для автоматизации и дифференциации трудных звуков /Л/ и /Р/....

Альбом для родителей и детей «Учимся говорить правильно» (Автоматизация звуков [ш], [ж], [с], [з], [л], [р])

Предлагаю Вашему вниманию альбом для закрепления звуков [ш], [ж], [с], [з], [л], [р]. В рифмованных строчках быстрее автоматизируются звуки. Заучивание стихотворений происходит ненавязчиво, в игровой ...

Тетрадь из серии "Говорим правильно" "Слова и звуки"

Занятия по данной тетради помогут дошкольнику освоить звуко-буквенный анализ слова, закрепить навык чтения....