Метадическая разработка "Я дружу со звуком Р"
методическая разработка по логопедии

Бурая Наталья Олеговна

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми нарушениями, мне как учителю – логопеду приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые, были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

При работе с детьми с ОНР лэпбук выполняют ещё и функцию развития речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Работа по развитию речи является составной частью логопедического воздействия на детей, коррекционно-развивающим по своей направленности. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения занятий, облегчает преодоление трудностей. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. Дидактические игры особенно необходимы при воспитании и обучении детей с общим недоразвитием речи или задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_lepbuk.docx928.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1

г. Славянска – на - Кубани муниципального образования

Славянский район

Методическая разработка

дидактического пособия

Лэпбук «Я дружу со звуком Р»

Разработчик:

Учитель-логопед

 Бурая Н.О.

г. Славянск-на-Кубани

2021г.

Пояснительная записка.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми нарушениями, мне как учителю – логопеду приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые, были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

При работе с детьми с ОНР лэпбук выполняют ещё и функцию развития речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Работа по развитию речи является составной частью логопедического воздействия на детей, коррекционно-развивающим по своей направленности. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения занятий, облегчает преодоление трудностей. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. Дидактические игры особенно необходимы при воспитании и обучении детей с общим недоразвитием речи или задержкой психического развития.

Лэпбук преимущественно используется в индивидуальной работе с детьми. Но задания позволяют использовать его и в подгрупповой деятельности.

У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Как правило, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.

Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.

Такая интерактивная папка позволяет:

• Пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;

• Ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;

• Формировать грамматические категории;

• Развивать связную речь;

• Формировать психологическую базу речи;

• Совершенствовать мелкую моторику.

Дидактическое пособие Лэпбук «Я дружу со звуком Р» представлен в виде папки-раскладушки формата А4 с кармашкам и вкладками.

Лэпбук « Я дружу со звуком Р» можно рассматривать как: одну из игровых форм обучения; самостоятельную игровую деятельность. В пособии представлена интересная и полезная  информация о том, как наиболее интересно познакомить детей со звуком Р.

Лэпбук для дошкольников – пособие не только невероятно полезное и

интересное, но и универсальное. С такой папкой ребенок может заниматься в одиночестве или вместе с подгруппой детей, автоматизируя поставленный звук в своей самостоятельной речи. Наполнение папки можно рассматривать, раскрывая кармашки, конвертики, выполнять все задания.

В норме устная речь у детей завершает свое формирование к шести годам. К этому сроку у них должны быть все компоненты речи и звуки. Если ребенок не «рычит», то необходимы занятия с логопедом, который проведет диагностику и выявит причину нарушений. Только после этого начинается работа по постановке и автоматизации данного звука.

Автоматизация звука [Р] проводится в три этапа. Первый – это слоги, второй – слова, третьи – словосочетания и предложения. Только такая последовательность поможет ввести чистый звук в самостоятельную речь.

Лэпбук «Я дружу со звуком Р» содержит игры и упражнения по автоматизации звука Р. В лэпбуке представлены игры и упражнения, направленные не только на автоматизацию звука [р], но и задания для развития артикуляционной моторики, развития мелкой моторики, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, грамматического строя речи и связной речи. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

1 - информативен;

2- полифункционален;

3- способствует развитию речи ребёнка;

4- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с

участием взрослого как играющего партнера);

5 - обладает дидактическими свойствами;

6- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его

части);

7 - обеспечивает игровую, познавательную активность воспитанников.

Пособие предназначено для логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей детей.

Целевая аудитория: дети 5-7 лет с речевыми нарушениями.

Актуальность.

Актуальность пособия «В гостях у звука [Р]» обусловлена возможностью автоматизации звука [Р] самостоятельно или с минимальной помощью взрослого. Материал систематизирован, при помощи данного пособия можно выстроить систему совместных видов взрослого и одного ребёнка.

Автоматизация в самостоятельной речи поставленного звука процесс очень длительный. Именно использование разнообразных форм и видов преподнесения речевого материала позволит качественно и в короткие сроки учителю-логопеду автоматизировать звуки, нарушенные у детей.

Цель лэпбука: Создание условий для сотрудничества взрослого и ребёнка, группы детей в процессе деятельности по автоматизации звука [Р] с использованием дидактического пособия лэпбук.

Задачи:

Образовательные:

-Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения звука [Р], используя тематические карточки;

-Научить правильно проговаривать звук [Р] изолированно, в слогах, словах;

 -Обучать чтению слогов с использованием буквы Р, находить в словах нужный слог в разных позициях, как в начале слова, так и в середине слова;

-Определять место (позицию) звука [Р] в словах;

-Автоматизировать звук [Р] в предложениях, в цепных текстах с использованием наглядных схем;

-Автоматизировать звук [Р] в чистоговорках, насыщенных звуком [Р];

-Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;

- Развивать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

-Развивать зрительное восприятие посредством рассматривания пособия «Найди все слова со звуком [Р]», называния накладываемых друг на друга контуров картинок со звуком [Р];

-Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук посредством составления из разрезных картинок целостных изображений (пособие «Собери букву Р»);

-Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.

Воспитательные:

-Воспитывать усидчивость;

-Формировать самоконтроль за речью;

-Побуждать к активности в получении новых знаний;

-Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.

В лэпбуке  собраны материалы по автоматизации звука [Р] для развивающих видов совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.

- Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

- Обладает дидактическими свойствами;

- Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- Его структура и содержание доступны  детям дошкольного возраста;

- Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Дидактическое пособие лэпбук «В гостях у звука [Р]» предназначено для детей старшего дошкольного возраста.

Новизна

Новизной методической разработки является появление возможности у ребенка по своему желанию компактно организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал, ведь у большинства детей сильнее развита именно визуальная память, затем в любое удобное время просто открыть

Лэпбук и с радостью повторить пройденное. Технология лэпбук позволяет ребенку быть соучастником всего процесса, на любом из его этапов, отвечая всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.

Пособие позволяет решать задачи  речевого, познавательно-исследовательского развития детей. Разнообразные дидактические игры, игровые задания и упражнения способствуют уточнению и закреплению пройденного материала по определенной теме. Пособие многофункциональное, мобильное, предназначено для использования в индивидуальной работе с детьми, для работы с подгруппой и самостоятельной деятельности в режимных моментах в группе, в досуговой деятельности музыкального руководителя, в  совместной деятельности с родителями.

Основная часть

Речевому  развитию  детей  дошкольного  возраста  придается  особое

значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Все задачи

развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса,

формирование  грамматического  строя  речи,  звуковая  культура)  не

достигнут  своей  цели,  если  не  найдут  завершающего  завершения  в

развитие  связной  речи.  Как  гласит  народная  мудрость  «Говорить  умеют

все, но говорить правильно, лишь единицы». 

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными

процессами,  памятью,  мышлением,  воображением,  эмоциями.  Все  эти

процессы, как  и  сама  речь,  активно  развиваются  в  раннем  и  дошкольном

возрасте.  Речевое  развитие,  на  мой  взгляд,  это  одна  из  важнейших

образовательных областей. Можно возразить, что не  менее важны другие

области.  Да,  все  они  важны,  но  полноценное  развитие  детей  в  любой  из

этих  образовательных  областей  не  возможно  без  речи,  без  общения,  без

коммуникативной деятельности. 

По  мнению  ведущих  педагогов,  речь  играет  важную  роль  в

становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались

в  психологии,  философии  и  педагогике  как  узел,  в  котором  сходятся

различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти

и  эмоций.  Проблемами  развития  речи  детей  дошкольного  возраста

занимались  такие  ученые  как  Л.С.  Выготский,  А.А.  Леонтьев,  Д.Б.  

Эльконин,  Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др. 

В  последнее  время  в  дошкольном  воспитании  актуальным  стал

вопрос по развитию речи детей не смотря на то, что он рассматривался в

начале  ХХ  века.  Статистика  показывает,  что  в  настоящее  время

наблюдается  увеличение  количества  детей  с  дефектами  речи.  Задержка

речевого  развития,  которой  сейчас  страдает  около  25  %  детей,

Речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего завершения в развитие связной речи. Как гласит народная мудрость «Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы».

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Речевое развитие, на мой взгляд, это одна из важнейших образовательных областей. Можно возразить, что не менее важны другие области. Да, все они важны, но полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей не возможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.

По мнению ведущих педагогов, речь играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти и эмоций. В последнее время в дошкольном воспитании актуальным стал вопрос по развитию речи.

Анализ педагогической литературы по данной проблеме позволил сделать вывод, что наблюдается тенденция к снижению уровня языковой культуры общества в целом, а в детском сообществе в частности. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения, DVD дисков, интернет - программ.

Исходя из вышесказанного, выделяются несколько причин влияющих на возникновение речевых нарушений.

ухудшение экологической обстановки;

увеличение числа патологий беременности;

увеличение количества родовых травм;

ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

различные социальные причины.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

 

неусидчивость,  невнимательность,  снижение  школьной  успеваемости  — 

все  эти  нарушения  нуждаются  в  коррекции  ещё  в  раннем  возрасте,  до

поступления  ребёнка  в  школу.  Иначе,  они  могут  перерасти  в  более

серьезные проблемы. 

Анализ  педагогической  литературы  по  данной  проблеме  позволил

сделать  вывод,  что  наблюдается  тенденция  к  снижению  уровня  языковой

культуры  общества  в  целом,  а  в  детском  сообществе  в  частности.  Наши

дети,  зачастую слышат  вокруг себя не только неправильно оформленную

речь,  но  и  далеко  нелитературные  выражения.  В  некоторых  случаях

оставляет  желать  лучшего  содержание  и  речевое  оформление  программ

телевидения, DVD дисков, интернет- программ. 

Исходя  из  вышесказанного,  выделяются  несколько  причин

влияющих на возникновение речевых нарушений. 

ухудшение экологической обстановки; 

увеличение числа патологий беременности; 

увеличение количества родовых травм; 

ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости; 

различные социальные причины. 

Чем  богаче  и  правильнее  речь  ребенка,  тем  легче  ему  высказывать

свои  мысли,  тем  шире  его  возможности  познать  действительность,

полноценнее  будущие  взаимоотношения  с  детьми  и  взрослыми,  его

поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная

речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко

накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

Заключение

Лэпбук — это не просто метод, это исследование, а задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах.

Работа с лэпбуком помогает систематизировать материал по теме, помогает детям усваивать знания в игровой форме.

Материал, представленный в данном пособии, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Даже первые страницы альбома можно использовать на разных этапах автоматизации (Например, найди на картинке  и назови все слова на букву Р). К упражнениям прилагаются игры на развитие мелкой моторики рук ребенка, межполушарных связей, развития внимания и памяти, а также совершенствования грамматической стороны речи.

Надеюсь, что это пособие будет интересно и полезно не только детям, но и логопедам и родителям.

В дальнейшем я планирую дополнить альбом играми на развитие фонематического восприятия.

Ожидаемый результат:

  • Объединение детей, родителей и педагогов, то есть, социальная

направленность;

  • Дети учатся находить информацию самостоятельно, то есть учатся учиться;
  • Развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи;
  • Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к исследовательской деятельности.

Приложение

Лэпбук содержит игры и упражнения по автоматизации и дифференциации звука [р]. Материал можно использовать как во время индивидуальной деятельности, так и в подгрупповых упражнениях.   

 Лист: Обложка

Разрезные картинки «Собери букву».

C:\Users\tysic\Downloads\лэпбук\20220427_080447.jpg        

Цель: закреплять умение детей составлять целое из частей; закреплять графическое изображение буквы; развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики руки; развивать зрительное восприятие.

Описание игры: Ребёнок собирает пазл и получит загаданную букву. Запоминает, как она выглядит и называет. Для закрепления называет слова, которые нарисованы в каждом элементе. С предложенными словами можно составить предложение. 

2 Лист:

Игра Веселый поезд

C:\Users\tysic\Downloads\лэпбук\20220427_080557.jpg

Цель: Развитие фонематического слуха; формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов; развитие умения определять местонахождение звука в слове.

Варианты использования игры.

1 вариант (определение места звука в слове).

Педагог показывает детям веселый паровозик и  картинки, объясняет: «Веселый паровозик отправляется в Звуковой город. Он повезет подарки для звука [Р]. В первый вагон можно погрузить подарки, в названии которых звук [Р] слышится в начале слова, во второй вагон – подарки, в названии которых звук [Р] слышится в середине слова, а в третий вагон – подарки, в названии которых звук [Р] слышится последним».

2 вариант (определение количества слогов в слове).

Необходимо отобрать картинки с заданным количеством слогов (в первый вагон – односложные слова, во второй – с 2 слогами, в третий – с 3 слогами).

    3 Лист:

1. Чистоговорки

2.  Игра начало, середина, конец

«Чистоговорки»

C:\Users\tysic\Downloads\лэпбук\20220427_080630.jpg

Цель: автоматизация звука [Р] в чистоговорках; развивать темп, ритм, чёткость и громкость произношения; слуховую память, контроль над звукопроизношением.

Работа с лэпбуком помогает систематизировать материал по теме, помогает детям усваивать знания в игровой форме.

Игра Начало, середина, конец

C:\Users\tysic\Downloads\лэпбук\20220427_080634.jpg

Цель.  Упражнять детей в определении первого и последнего звука

в словах.

Описание: ребенок находит слова в которых звук [Р] находится в начале, середине, конце. Расставляет в соответствующие кармашки. Составляет предложение с каждым словом.

4 Лист:

Игра «Заведи мотор»

C:\Users\tysic\Downloads\лэпбук\20220427_080907.jpg

Цель: автоматизация звука [Р] изолированно и в слогах.

Описание: ребенок пальчиком проводит по дорожке, произнося отчетливо [Р]

- Давай заведём мотор у нашего транспорта, веди пальчиком по дорожкам и правильно произноси звук [Р].

Фонетические рассказы

C:\Users\tysic\Downloads\лэпбук\20220427_080741.jpg

Цель: формирование навыков фонематического слуха.

Описание: Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Ребенок берет карточки с сюжетами и составляет рассказ.

5 Лист:

Игра «Расшифруй слова»

C:\Users\tysic\Downloads\лэпбук\20220427_080644.jpg

Цель: развитие концентрации и переключения внимания.

Ход игры: ребёнку предлагается прочитать слова по первым буквам картинок и составить их устно или из набора букв.

Литература

  1. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. – Ярославль, 1997.
  2. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 32 с.
  3. Норкина Ю.Б.  Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и родителей: В 9 вып.: - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – Вып.3: Звук Р. – 120 с.
  4. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС/ Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015.
  5. Комарова А.А. «Альбом для автоматизации звуков, в игровых упражнениях». Составь предложения- с.17;, Слово рассыпалось.
  6. «Звуковая дорожка», автор: Андреева М.С, учитель-логопед с.Андреевское.
  7. «Собери пирамидку», автор: Гафиятуллина Н.В.
  8. «Читаем слова слоги» - дидактическое пособие, автор: Шмец Л.А., «Айрис-пресс», 2011.
  9. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=звуковая улитка
  10. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=артикуляционная гимнастика карточки
  11. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=чистоговорки карточки;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метадическая разработка занятия по программе "Кругозор": Тема: "Как устроена улица".

Метадическая разработка занятия по программе кругозор. Тема: "Как устроена улица"....

Метадическая разработка для детей средней группы на тему "Овощи и Фрукты"

Материал для ознакомления детей с овощами и фруктами....

Метадическая разработка занятия непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром

Актуальность данной работы заключается в систематизации материала по знакомству детей с домашним трудом взрослых...

метадическая разработка

Представление инового нестандартного спортивно-игрового пособия в ДОУ...

Метадическая разработка "Формирование образа "Я" у дошкольников

Методическая разработка "Формирование образа "Я" у дошкольников...