Метадическая разработка "Я дружу со звуком Р"
методическая разработка по логопедии
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми нарушениями, мне как учителю – логопеду приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые, были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
При работе с детьми с ОНР лэпбук выполняют ещё и функцию развития речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Работа по развитию речи является составной частью логопедического воздействия на детей, коррекционно-развивающим по своей направленности. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения занятий, облегчает преодоление трудностей. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. Дидактические игры особенно необходимы при воспитании и обучении детей с общим недоразвитием речи или задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_lepbuk.docx | 928.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1
г. Славянска – на - Кубани муниципального образования
Славянский район
Методическая разработка
дидактического пособия
Лэпбук «Я дружу со звуком Р»
Разработчик:
Учитель-логопед
Бурая Н.О.
г. Славянск-на-Кубани
2021г.
Пояснительная записка.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми нарушениями, мне как учителю – логопеду приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые, были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
При работе с детьми с ОНР лэпбук выполняют ещё и функцию развития речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Работа по развитию речи является составной частью логопедического воздействия на детей, коррекционно-развивающим по своей направленности. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения занятий, облегчает преодоление трудностей. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. Дидактические игры особенно необходимы при воспитании и обучении детей с общим недоразвитием речи или задержкой психического развития.
Лэпбук преимущественно используется в индивидуальной работе с детьми. Но задания позволяют использовать его и в подгрупповой деятельности.
У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Как правило, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.
Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.
Такая интерактивная папка позволяет:
• Пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;
• Ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
• Формировать грамматические категории;
• Развивать связную речь;
• Формировать психологическую базу речи;
• Совершенствовать мелкую моторику.
Дидактическое пособие Лэпбук «Я дружу со звуком Р» представлен в виде папки-раскладушки формата А4 с кармашкам и вкладками.
Лэпбук « Я дружу со звуком Р» можно рассматривать как: одну из игровых форм обучения; самостоятельную игровую деятельность. В пособии представлена интересная и полезная информация о том, как наиболее интересно познакомить детей со звуком Р.
Лэпбук для дошкольников – пособие не только невероятно полезное и
интересное, но и универсальное. С такой папкой ребенок может заниматься в одиночестве или вместе с подгруппой детей, автоматизируя поставленный звук в своей самостоятельной речи. Наполнение папки можно рассматривать, раскрывая кармашки, конвертики, выполнять все задания.
В норме устная речь у детей завершает свое формирование к шести годам. К этому сроку у них должны быть все компоненты речи и звуки. Если ребенок не «рычит», то необходимы занятия с логопедом, который проведет диагностику и выявит причину нарушений. Только после этого начинается работа по постановке и автоматизации данного звука.
Автоматизация звука [Р] проводится в три этапа. Первый – это слоги, второй – слова, третьи – словосочетания и предложения. Только такая последовательность поможет ввести чистый звук в самостоятельную речь.
Лэпбук «Я дружу со звуком Р» содержит игры и упражнения по автоматизации звука Р. В лэпбуке представлены игры и упражнения, направленные не только на автоматизацию звука [р], но и задания для развития артикуляционной моторики, развития мелкой моторики, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, грамматического строя речи и связной речи. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
1 - информативен;
2- полифункционален;
3- способствует развитию речи ребёнка;
4- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с
участием взрослого как играющего партнера);
5 - обладает дидактическими свойствами;
6- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его
части);
7 - обеспечивает игровую, познавательную активность воспитанников.
Пособие предназначено для логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей детей.
Целевая аудитория: дети 5-7 лет с речевыми нарушениями.
Актуальность.
Актуальность пособия «В гостях у звука [Р]» обусловлена возможностью автоматизации звука [Р] самостоятельно или с минимальной помощью взрослого. Материал систематизирован, при помощи данного пособия можно выстроить систему совместных видов взрослого и одного ребёнка.
Автоматизация в самостоятельной речи поставленного звука процесс очень длительный. Именно использование разнообразных форм и видов преподнесения речевого материала позволит качественно и в короткие сроки учителю-логопеду автоматизировать звуки, нарушенные у детей.
Цель лэпбука: Создание условий для сотрудничества взрослого и ребёнка, группы детей в процессе деятельности по автоматизации звука [Р] с использованием дидактического пособия лэпбук.
Задачи:
Образовательные:
-Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения звука [Р], используя тематические карточки;
-Научить правильно проговаривать звук [Р] изолированно, в слогах, словах;
-Обучать чтению слогов с использованием буквы Р, находить в словах нужный слог в разных позициях, как в начале слова, так и в середине слова;
-Определять место (позицию) звука [Р] в словах;
-Автоматизировать звук [Р] в предложениях, в цепных текстах с использованием наглядных схем;
-Автоматизировать звук [Р] в чистоговорках, насыщенных звуком [Р];
-Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;
- Развивать связную речь.
Коррекционно-развивающие:
-Развивать зрительное восприятие посредством рассматривания пособия «Найди все слова со звуком [Р]», называния накладываемых друг на друга контуров картинок со звуком [Р];
-Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук посредством составления из разрезных картинок целостных изображений (пособие «Собери букву Р»);
-Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
-Воспитывать усидчивость;
-Формировать самоконтроль за речью;
-Побуждать к активности в получении новых знаний;
-Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.
В лэпбуке собраны материалы по автоматизации звука [Р] для развивающих видов совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.
- Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- Обладает дидактическими свойствами;
- Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- Его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Дидактическое пособие лэпбук «В гостях у звука [Р]» предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Новизна
Новизной методической разработки является появление возможности у ребенка по своему желанию компактно организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал, ведь у большинства детей сильнее развита именно визуальная память, затем в любое удобное время просто открыть
Лэпбук и с радостью повторить пройденное. Технология лэпбук позволяет ребенку быть соучастником всего процесса, на любом из его этапов, отвечая всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.
Пособие позволяет решать задачи речевого, познавательно-исследовательского развития детей. Разнообразные дидактические игры, игровые задания и упражнения способствуют уточнению и закреплению пройденного материала по определенной теме. Пособие многофункциональное, мобильное, предназначено для использования в индивидуальной работе с детьми, для работы с подгруппой и самостоятельной деятельности в режимных моментах в группе, в досуговой деятельности музыкального руководителя, в совместной деятельности с родителями.
Основная часть
Речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое
значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Все задачи
развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса,
формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не
достигнут своей цели, если не найдут завершающего завершения в
развитие связной речи. Как гласит народная мудрость «Говорить умеют
все, но говорить правильно, лишь единицы».
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными
процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Все эти
процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном
возрасте. Речевое развитие, на мой взгляд, это одна из важнейших
образовательных областей. Можно возразить, что не менее важны другие
области. Да, все они важны, но полноценное развитие детей в любой из
этих образовательных областей не возможно без речи, без общения, без
коммуникативной деятельности.
По мнению ведущих педагогов, речь играет важную роль в
становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались
в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся
различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти
и эмоций. Проблемами развития речи детей дошкольного возраста
занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б.
Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др.
В последнее время в дошкольном воспитании актуальным стал
вопрос по развитию речи детей не смотря на то, что он рассматривался в
начале ХХ века. Статистика показывает, что в настоящее время
наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. Задержка
речевого развития, которой сейчас страдает около 25 % детей,
Речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего завершения в развитие связной речи. Как гласит народная мудрость «Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы».
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Речевое развитие, на мой взгляд, это одна из важнейших образовательных областей. Можно возразить, что не менее важны другие области. Да, все они важны, но полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей не возможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.
По мнению ведущих педагогов, речь играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти и эмоций. В последнее время в дошкольном воспитании актуальным стал вопрос по развитию речи.
Анализ педагогической литературы по данной проблеме позволил сделать вывод, что наблюдается тенденция к снижению уровня языковой культуры общества в целом, а в детском сообществе в частности. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения, DVD дисков, интернет - программ.
Исходя из вышесказанного, выделяются несколько причин влияющих на возникновение речевых нарушений.
ухудшение экологической обстановки;
увеличение числа патологий беременности;
увеличение количества родовых травм;
ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
различные социальные причины.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
неусидчивость, невнимательность, снижение школьной успеваемости —
все эти нарушения нуждаются в коррекции ещё в раннем возрасте, до
поступления ребёнка в школу. Иначе, они могут перерасти в более
серьезные проблемы.
Анализ педагогической литературы по данной проблеме позволил
сделать вывод, что наблюдается тенденция к снижению уровня языковой
культуры общества в целом, а в детском сообществе в частности. Наши
дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную
речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях
оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ
телевидения, DVD дисков, интернет- программ.
Исходя из вышесказанного, выделяются несколько причин
влияющих на возникновение речевых нарушений.
ухудшение экологической обстановки;
увеличение числа патологий беременности;
увеличение количества родовых травм;
ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
различные социальные причины.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать
свои мысли, тем шире его возможности познать действительность,
полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его
поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная
речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко
накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Заключение
Лэпбук — это не просто метод, это исследование, а задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах.
Работа с лэпбуком помогает систематизировать материал по теме, помогает детям усваивать знания в игровой форме.
Материал, представленный в данном пособии, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Даже первые страницы альбома можно использовать на разных этапах автоматизации (Например, найди на картинке и назови все слова на букву Р). К упражнениям прилагаются игры на развитие мелкой моторики рук ребенка, межполушарных связей, развития внимания и памяти, а также совершенствования грамматической стороны речи.
Надеюсь, что это пособие будет интересно и полезно не только детям, но и логопедам и родителям.
В дальнейшем я планирую дополнить альбом играми на развитие фонематического восприятия.
Ожидаемый результат:
- Объединение детей, родителей и педагогов, то есть, социальная
направленность;
- Дети учатся находить информацию самостоятельно, то есть учатся учиться;
- Развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи;
- Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к исследовательской деятельности.
Приложение
Лэпбук содержит игры и упражнения по автоматизации и дифференциации звука [р]. Материал можно использовать как во время индивидуальной деятельности, так и в подгрупповых упражнениях.
Лист: Обложка
Разрезные картинки «Собери букву».
Цель: закреплять умение детей составлять целое из частей; закреплять графическое изображение буквы; развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики руки; развивать зрительное восприятие.
Описание игры: Ребёнок собирает пазл и получит загаданную букву. Запоминает, как она выглядит и называет. Для закрепления называет слова, которые нарисованы в каждом элементе. С предложенными словами можно составить предложение.
2 Лист:
Игра Веселый поезд
Цель: Развитие фонематического слуха; формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов; развитие умения определять местонахождение звука в слове.
Варианты использования игры.
1 вариант (определение места звука в слове).
Педагог показывает детям веселый паровозик и картинки, объясняет: «Веселый паровозик отправляется в Звуковой город. Он повезет подарки для звука [Р]. В первый вагон можно погрузить подарки, в названии которых звук [Р] слышится в начале слова, во второй вагон – подарки, в названии которых звук [Р] слышится в середине слова, а в третий вагон – подарки, в названии которых звук [Р] слышится последним».
2 вариант (определение количества слогов в слове).
Необходимо отобрать картинки с заданным количеством слогов (в первый вагон – односложные слова, во второй – с 2 слогами, в третий – с 3 слогами).
3 Лист:
1. Чистоговорки
2. Игра начало, середина, конец
«Чистоговорки»
Цель: автоматизация звука [Р] в чистоговорках; развивать темп, ритм, чёткость и громкость произношения; слуховую память, контроль над звукопроизношением.
Работа с лэпбуком помогает систематизировать материал по теме, помогает детям усваивать знания в игровой форме.
Игра Начало, середина, конец
Цель. Упражнять детей в определении первого и последнего звука
в словах.
Описание: ребенок находит слова в которых звук [Р] находится в начале, середине, конце. Расставляет в соответствующие кармашки. Составляет предложение с каждым словом.
4 Лист:
Игра «Заведи мотор»
Цель: автоматизация звука [Р] изолированно и в слогах.
Описание: ребенок пальчиком проводит по дорожке, произнося отчетливо [Р]
- Давай заведём мотор у нашего транспорта, веди пальчиком по дорожкам и правильно произноси звук [Р].
Фонетические рассказы
Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Описание: Составление рассказов по сюжетным картинкам.
Ребенок берет карточки с сюжетами и составляет рассказ.
5 Лист:
Игра «Расшифруй слова»
Цель: развитие концентрации и переключения внимания.
Ход игры: ребёнку предлагается прочитать слова по первым буквам картинок и составить их устно или из набора букв.
Литература
- Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. – Ярославль, 1997.
- Комарова, Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 32 с.
- Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и родителей: В 9 вып.: - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – Вып.3: Звук Р. – 120 с.
- Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС/ Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015.
- Комарова А.А. «Альбом для автоматизации звуков, в игровых упражнениях». Составь предложения- с.17;, Слово рассыпалось.
- «Звуковая дорожка», автор: Андреева М.С, учитель-логопед с.Андреевское.
- «Собери пирамидку», автор: Гафиятуллина Н.В.
- «Читаем слова слоги» - дидактическое пособие, автор: Шмец Л.А., «Айрис-пресс», 2011.
- Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=звуковая улитка
- Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=артикуляционная гимнастика карточки
- Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=чистоговорки карточки;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метадическая разработка занятия по программе "Кругозор": Тема: "Как устроена улица".
Метадическая разработка занятия по программе кругозор. Тема: "Как устроена улица"....
Метадическая разработка для детей средней группы на тему "Овощи и Фрукты"
Материал для ознакомления детей с овощами и фруктами....
Метадическая разработка занятия непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром
Актуальность данной работы заключается в систематизации материала по знакомству детей с домашним трудом взрослых...
Метадическая разработка Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе "ПОСУДА"
Изучение посуды, вчем готовят и из чего едят.Загадки,...
метадическая разработка
Представление инового нестандартного спортивно-игрового пособия в ДОУ...
Метадическая разработка по рисованию на тему "Моя мама" . Средняя группа. Портрет ко дню матери.
Любить свою маму...
Метадическая разработка "Формирование образа "Я" у дошкольников
Методическая разработка "Формирование образа "Я" у дошкольников...