Использование приёмов технологии развития критического мышления
методическая разработка по психологии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели работы: Для педагогов : активно использовать методики, стимулирующие критическое мышление воспитанников и их самостоятельность выработать доверительные отношения с родителями детей д елиться с родителями знаниями о законах развития ребенка и наблюдениями за ним помогать воспитателям разрешать конфликты с родителями, если они возникли Для воспитанников : р азвивать умения находить нестандартные идеи и принимать решения. Способствовать развитию самостоятельности и умение работать сообща . Для родителей: побуждать смотреть на любую ситуацию шире. делиться опытом с другими родителями .
Этапы работы 1) Появление проблемной ситуации; 2) Выявление и четкое определение сущности проблемы; 3) Определение путей выхода из ситуации, либо вынесение предположений возможного решения и их обоснование; 4) Доказательство верности вынесенных предположений и верности возможного их решения; 5) Проверка, на сколько, верно решение проблемы
Родитель и р ебенок сам ставит проблему, педагог помогает ее решить. Педагог ставит проблему, родители и дети самостоятельно или по его руководством находят решение. Педагог направляет на самостоятельные поиски путей решения. Уровни проблемности :
Что мы уже знаем по поводу данной ситуации? Сломали нашего снеговика! Мы знаем кто это сделал! Это дети другой группы! Почему они так сделали?! А может это трактор задел нашего снеговика, когда чистил двор? А может быть это взрослые мальчишки сломали его? А вчера был сильный ветер, может быть это он свалил с неговика? А Вы камеры просмотрите, может увидите кто это сделал? А вдруг это произошло случайно и никто не хотел его ломать! Что вы чувствуете по поводу данной проблемы ? Я тоже очень сильно расстроилась! Мы разозлились, даже хочется подраться! Катя плакала, она мастерила пуговицы для с неговика! Мы вообще больше ничего не будем строить! Проблема «Кто-то сломал снеговика на улице»
Проблема «Кто-то сломал снеговика на улице» Осторожность , истина. Сработает ли эта идея ? Ребята, чтобы было интересно на улице, нужно что-то, конечно, придумать! Мы будем строить новую постройку, а ее снова будут ломать! Нет, не хотим! Стоит ли это делать? Каковы будут результаты? А что же нам делать, чтобы весело было на улице? Как бы нам помочь малышам? А что же будет, если появится новая постройка… Да, если построим, малыши удивляться! Да и вообще мама с папой тоже обрадуются! А воспитатель скажет: «Вы такие молодцы, ребята»! Будет очень весело и интересно !
Новые идеи. Альтернативы Мы можем построить очень интересную постройку . А может построить «Дом для снеговика» или «Лабиринт» для игры Коля захотел построить «Крепость» Новая постройка будет отличается от того, что было, и это будет интересно! Будем делать «Лабиринт», чуть дальше будет – «Крепость». А давайте пригласим группу «Колокольчик», пусть помогут построить! Ребята, а в газету детского сада можно отправить фотографии, как вы это делали? Принятие решение Строить будем «Лабиринт» и «Крепость» Необходимо взять с собой на улицу: лопаты, ведра, краски, палки. Нарисовать карту-схему, где будет постройка, чтобы ребятам из группы 11 было понятно, где строить! Строить будем завтра на прогулке! Нужен фотоаппарат- пригласим родителей. Проблема «Кто-то сломал снеговика на улице»
Проблема «Ребенок не хочет идти в детский сад»
Э тапы работы 1 этап оперируется только фактами. То есть предоставляются доказательства, почему все произошло именно так, а не иначе. Позиция педагога: Ты почему плачешь? Кто тебя обидел? Позиция ребенка: Не хочу идти в группу. Меня толкнул Миша! Позиция родителя : Ч его хотел в той ситуации Миша? Что это за мальчик? Дерется ли он с другими детьми? Какие у него родители? Мой хороший, а чужой — плохой. Стереотип нашего мышления: ударил, толкнул — значит, драчун. Толкнул — хотел обидеть!
2 этап — эмоции, страсть. На данном этапе высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов. Позиция педагога: А тебе было больно? Ты испугался? А ты что стал делать? Позиция ребенка: Я плакал. Мне было больно! Я боялся. Позиция родителя: Я очень зол! Я сейчас разберусь! Надо было дать сдачи, в следующий раз он не полезет. Стереотип мышления : Я сам разберусь. Лучше меня никто не защитит моего ребенка.
3 Этап — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против. Позиция педагога (вопросы, рассуждения и т.д.) Давайте разберемся в ситуации! Позиция ребенка: Он хотел все машинки у меня забрать! Позиция родителя: Мальчик невоспитанный! Я с ним разберусь! У него теперь синяк! На всех игрушек не наберешься! Не играй с ним. Педагог всегда на защите прав ребенка!
4 этап- позитивный , солнечный, радостный. Участники ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты. Позиция педагога: Я думаю, он хотел с тобой подружиться ! Вдруг стукнул не по злобе, а от того, что ты сломал его постройку? А как бы ты поступил на месте Миши, если бы тебе сломали постройку? Позиция ребенка: Да, он построил мойку для машин и хотел, чтобы я к нему приехал на своей машине. Я приехал, а он моет другую машину, сказал жди. Я взял и поломал постройку. И он меня толкнул! Позиция родителя: Если бы ты немного подождал, вы бы и не поссорились. Ведь Миша твой друг. Одна из важных составляющих — чтобы у ребенка в детском саду появились друзья.
5 этап - творчество, креативность. Предлагаются новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными. Позиция педагога: Что же нужно сделать, чтобы подружиться с Мишей? Сделайте в группе таксопарк и пригласите других ребят на экскурсию. А что же сделать, чтобы все узнали, что у вас экскурсия на взлетное поле? Интересно, кто будет проводить экскурсию на взлетном поле? А как там себя нужно вести? Позиция ребенка: Да, я хотел, чтобы Миша со мной дружил. Будем строить взлетное поле. А как сделать фонари? Нужны еще автобусы, чтобы всех перевозить к самолету. А мы нарисуем рекламу, как возле нашего дома. Продолжаем мыслить креативно . Чего хочет взрослый? Чтобы, пока он занят на работе, ребенку в детском саду было хорошо. Позиция родителей: А может, ты возьмешь в сад самолет и построишь с Мишей взлетную полосу. Можешь принести завтра книгу про самолеты. Про фонари спросим у папы.
6 этап работы - нейтральный, оценочный. По сути, на этом этапе оценивается все предложения всех участников (родители, дети) и находят оптимальное решение. . Позиция родителя: Завтра принесем книгу про самолеты. Узнаем у папы из чего можно сделать фонари. Данил, я рада, что у тебя есть друг Миша. Позиция педагога: мы должны составить план работы. С чего начнем? Пустяков нет! Стоит ли так возиться с этой пустячной ситуацией? Пустячной она кажется вам, для ребенка это — главное происшествие дня Позиция ребенка : Будем строить взлетное поле. А мы с Мишкой можем нарисовать рекламу и пригласить всех ребят. В ову и Таню попросим рассказать, как себя вести нужно на экскурсии.
Родители- активные участники творческих мероприятий Участники спортивных мероприятий ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА К УЧРЕЖДЕНИЮ
Принято единогласно, а в «Загадке» у нас классно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование приёмов мнемотехники для развтия памяти, внимания и мышления.
В материале содержится общее описание приёмов мнемотехники, конспекты занятий для детей мл.дошкольного возрастя; перспективное планирование и конспекты занятий для старшего д/в; а так же упражнения, п...
Занятие по программе: «Коммуникативной компетенции дошкольника» с использованием инновационной технологии целостного мышления
Одно из занятий по программе: «Коммуникативной компетенции дошкольника» с использованием инновационной технологии целостного мышления Тема : «Вежливые слова». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИН...
Конспект совместной деятельности по обучению детей старшей группе составлению текстов сказочного содержания с использованием приёмов технологии ОТСМ – ТРИЗ.
Тема совместной деятельности:Составление текста сказочного содержания.Совместная деятельность осуществляет интеграцию образовательных областей: Речевое развитие и Социально - коммуникативное развитие....
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цельобучения с её использованием – - развитие памяти; - внимания; - мышления; - речи; - воображени
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Цельобучения с её использованием – - р...
«Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи и логического мышления у детей с общим недоразвитием речи»
Развитие навыков связного высказывания выступает одной из важнейших задач речевого воспитания детей дошкольного возраста, что обусловлено их социальной значимостью и ролью в развитии личности ре...
«Развитие логического мышления путём использования приёмов кодирования и декодирования информации с помощью планшета»
Мастер-класс по испльзованию приемов кодирования и декодирования информации с помощью планшета...
Мастер-класс «Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии критического мышления»
Цель: знакомство педагогов с одним из приемов педагогической инновационной технологии критического мышления- Кубик Блума и передача опыта по внедрению его в образовательный процесс. Задачи: ...