Педагогический опыт «Использование приемов технологии критического мышления в познавательном развитии дошкольников»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве, на что нацеливает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.docx | 214.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида»
Педагогический опыт
«Использование приемов технологии критического мышления
в познавательном развитии дошкольников»
Кухтей Галина Васильевна
воспитатель
1 квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка…………………………………………. | 3 |
Актуальность опыта……………………………………………….. | 3 | |
Условия возникновения опыта…………………………………… | 3 | |
Новизна опыта……………………………………………………. | 4 | |
2. | Теоретическое обоснование опыта…………………………….. | 4 |
3. | Технология опыта……………………………………………….. | 5 |
Цель и задачи опыта, ожидаемый результат…………………….. | 5 | |
Содержание опыта………………………………………………… | 6 | |
Педагогические условия формирования опыта………………... | 12 | |
4. | Мониторинг реализации опыта………………………………... | 13 |
Результативность опыта………………………………………….. | 13 | |
5. | Адресная направленность………………………………………. | 14 |
6. | Список источников………………………………………………. | 14 |
Приложение…………………………………………………………….. | 16 |
Пояснительная записка
Актуальность опыта
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве, на что нацеливает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Каждый педагог в процессе планирования образовательной деятельности задумывается над ее целями и конкретными задачами: как повторить, обобщить или систематизировать знания по теме…? Как закрепить умения? Как сформировать интерес к теме? Подбирает необходимый материал, составляет задания и т.д. И именно здесь многие из педагогов попадают в ловушку: все вопросы и задания сводятся к тому, чтобы воспитанник знал и понимал материал. Но сегодня актуальным является вопрос не столько передачи знаний от педагога к воспитаннику, сколько о воспитании мотивированной, инициативной личности, ориентированной на успех. В настоящее время воспитаннику нужно не столько передавать готовую информацию, сколько познакомить с методами ее получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает способами извлечения знаний, необходимыми ему для дальнейшего саморазвития. Как результат этого возрос интерес педагогов к проблеме формирования и развития навыков мышления высокого уровня и формирования предпосылок критического мышления у дошкольников.
Цели современного дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, ориентированы на принцип «учить не науке, а учить учиться». Как развивать в ребенке навыки критического мышления?
Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизни. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность, проявляющаяся у детей в действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности -развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.
Условия возникновения опыта
Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.
Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность, развивать умение выявлять причинно-следственные связи у дошкольников?
В своей работе с детьми использую методический комплекс «Я познаю мир», который создан как решение проблемы планирования технологий ОТСМ – ТРИЗ – РТВ, которые направлены на формирование у дошкольников интеллектуально – творческой и познавательной деятельности в контексте нового законодательства и решения стандарта дошкольного образования. Методический комплекс реализует современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Так же открыла для себя еще один из приемов технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется «Кубик Блума».
- Новизна опыта
Новизна опыта заключается в использовании современных образовательных технологий и форм работы с детьми, где ребенок является субъектом детской самостоятельной деятельности, а взрослые партнером по деятельности. Новым методом в познавательном развитии детей 4-6 лет является совместное применение приема «Кубик Блума» и «Ромашка вопросов».
- Теоретическое обоснование опыта
А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисин, Е.Е. Кравцова в своих работах отмечали важность собственной познавательной активности ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущей пути и способы их достижения. Иначе говоря, когда ребенок выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности.
Еще в середине 50-х годов ХХ века американский ученый – психолог университета в Чикаго Бенджамин Блум сделал интересное открытие в результате интервью c известными музыкантами, математиками, пловцами. Он утверждал: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми». Блум обследовал выдающихся людей, и на основе данных, полученных в результате этой работы, описал модель воспитательных и образовательных приемов, которые помогли полному развитию талантов этих людей. Модель Блума была ориентирована на сферу познавательных функций и названа «Таксономия уровней познания Бенджамина Блума». В 1956 г. группа американских ученых Блум, Энгельхарт, Фурст и Картволь предложили несколько вариантов использования «Таксономии целей обучения» в работе учителя. Ученые утверждали, что при составлении учебного плана учителям следует наметить широкий диапазон возможных целей или результатов в познавательной сфере. В детский сад таксономия начала входить не так давно, но вызвала заинтересованность среди педагогов-дошкольников.
Как организовать образовательный процесс в ДОУ? Какие универсальные образовательные технологии смогут эффективно решать современные цели познавательного развития? Перед нами встал вопрос отбора наиболее эффективных развивающих технологий. Познакомившись с технологией ОТСМ-ТРИЗ – РТВ познавательного развития и критического мышления, мы приняли решение внедрить и прием «Кубик Блума» в практику.
- Технология опыта
В своей работе я учусь сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой.
- Цели и задачи:
Основная цель: развитие критического мышления детей 4-6 лет с использованием ОТСМ-ТРИЗ технологии и приема «Кубик Блума».
Для достижения поставленной цели определен ряд задач:
- Пробуждение в ребенке стремления к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями.
- Учить ребенка мыслить, начиная не с ответа на вопросы воспитателя, а собственных вопросов и проблем.
- Развитие ребенка в социально-личностном направлении: развитие коммуникативности, совершенствование самостоятельности, наблюдательности, развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
- Расширение педагогической компетентности родителей в познавательном развитии ребенка дошкольного возраста.
- Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний.
- Воспитание в ребенке желание конструировать свое знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.
Ожидаемые результаты реализация опыта:
- вывод детей на более высокий уровень познавательной активности и формирование предпосылок критического мышления;
- сформированность у детей уверенности в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
- созданы условия для формирования предпосылок критического мышления у дошкольников;
- повысилось качество обучения на основе четко выработанных критериев оценивания мыслительных навыков;
- пополнена развивающая предметно – пространственная среда;
- пополнена научно – методологическая база МАДОУ по данному вопросу;
- активизируется мыслительная деятельность и, как следствие, сформируются предпосылки учебной деятельности.
- Содержание опыта
Опыт работы «Использование приемов технологии критического мышления в познавательном развитии дошкольников» базируется на следующих принципах:
- Принцип научности и доступности - предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками, построение процесса обучения дошкольников в игровой форме, решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
- Принцип систематичности и последовательности - обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач в познавательном развитии дошкольников.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
- Принцип активного обучения - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.
- Принцип креативности - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
- Принцип результативности - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Организация образовательной деятельности
Педагог организует образовательную деятельность в соответствии с задачами, способствующими развитию полученных знаний, идей, навыков у детей. Образовательная деятельность разрабатывается таким образом, чтобы воспитанникам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. В решении педагогам может помочь таксономия педагогических целей Блума.
Таксономия Блума делит образовательные цели на три сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную, которые можно соответственно описать словами «знаю», «чувствую» и «творю». Внутри каждой отдельной сферы для перехода на более высокий уровень необходим опыт предыдущих уровней, различаемых в данной сфере. Цель таксономии Блума–мотивировать педагогов фокусироваться на всех трех сферах, предлагая, таким образом, наиболее полную форму обучения.
Когнитивная (познавательная) область. В нее входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которых необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового продукта деятельности.
Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса, до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели как формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.
Психомоторная область. В данную область попадают цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.
Первоочередной задачей организации учебной деятельности является выделение отдельных компонентов учебных целей. Цели обучения (согласно таксономии Блума) напрямую зависят от таких мыслительных процессов, как:
- Знание – запоминание и воспроизведение изученного материала от конкретных фактов до целостной теории.
- Понимание–преобразование материала из одной формы выражения в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.
- Применение–возможность использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.
- Анализ–умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура.
- Синтез–умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.
- Оценка–умение оценивать значение того или иного материала.
Именно в такой последовательности Блум выстраивает иерархию учебных целей (рисунок 1)
Рисунок 1. Иерархия учебных целей Б. Блума
Проектируя модель образовательного процесса с опорой на таксономию Блума, в условиях дошкольного образовательного учреждения можно достичь высоких результатов.
Бенджамин Блум автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: «Знаю», «Творю» и «Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Данный прием вносит элемент игры в образовательную деятельность детей, даже элемент соревнования, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребенка. Прием развития критического мышления «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
Мы адаптировали теорию Б.Блума и на основе этого проследили определенную положительную динамику в развитии критического мышления воспитанников. Для этого в деятельность детей, на разных ее этапах (как часть занятия, дидактическая игра, наблюдение в природе), были включен прием: «Кубик Блума» и метод ОТСМ-ТРИЗ технологии «Ромашка вопросов».
Таксономия Блума – это не просто схема классификации. Это попытка организовать различные мыслительные процессы как иерархию. В этой иерархии, каждый уровень зависит от способности воспитанника работать на этом уровне или уровнях, ниже его. Например, чтобы воспитанник мог использовать знания (уровень 3), он должен иметь необходимые знания (информацию) (уровень 1) и обладать ее пониманием (уровень 2). Применив таксономию Блума, педагог может спланировать образовательную деятельность, задействовав все уровни познания. Так мы получаем инструмент, который поможет отслеживать, насколько эффективно мы побуждаем к деятельности все типы интеллекта воспитанников в образовательной деятельности. В качестве подсказки при проектировании образовательной деятельности можно использовать следующие инструменты:
- помощник педагога «Уровни таксономии Блума» (Приложение 1);
- помощник педагога «Глаголы-действия» (Приложение 2);
- конструктор целей занятия (Приложение 3);
- конструктор заданий Л.С. Илюшина (Приложение 4).
Методика использования «Кубик Блума»
Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую) фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:
- Назови.
- Почему.
- Объясни.
- Предложи.
- Придумай.
- Поделись.
Так как дети не умеют читать, я подбираю картинки соответствующие теме для закрепления.
Правила применения приёма «Кубик Блума»
Работа с кубиком строется следующим образом:
Педагог формулирует тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи:
1. Грань «Назови» предполагает воспроизведение полученных знаний.
2. Грань «Почему»- развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи.
3. Грань «Объясни» - развитие мышления. Вопросы категории являются уточняющими. Ребёнок должен обратить внимание на все стороны заданной темы.
4. Грань «Придумай»- активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания.
5. Грань «Поделись» - развитие эмоциональной стороны личности. Вопросы категории дают ребенку возможность выразить свое личное отношение, основывая на личном опыте.
6. Грань «Предложи»- умение применить полученные знания на практике. Ребенок может предложить свои идеи, и объяснить, решить какие-либо ситуаций.
«Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям.
Этот приём я использую на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.
А на этапе изучения какого-либо материала, работу с кубиком делаю групповой, то есть ответы на вопросы дети формулируют вместе. Но я столкнулась с проблемой, так как у детей старшего дошкольного возраста запас знаний очень мал, им еще трудно сформулировать ответы по новой теме. Зачастую они хватаются за первую мысль, которая приходит им в голову. Но совместный поиск ответов, помогает еще, и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу.
Например: «Поговорим о дожде»
- Назови: дождь – мелкий, жидкий, теплый, мокрый, ледяной, сильный, осенний (опиши по признакам - формы, размер, цвет).
- Почему – в отличие от снега дождь идет весной, летом, осенью и редко зимой (освоение способа сравнения, укажи сходство и различие).
- Предложи – грусть (с каким настроением ассоциируется дождь).
- Объясни – дождь это вода (расскажи из чего состоит, как сделано).
- Придумай – можно собирать для полива (Как и для чего можно использовать дождевую воду).
- Поясни - увлажняет почву, питает растение, но можно промочить ноги и заболеть (расскажи о пользе дождя и о вреде, полезная и вредная функция).
Применение «Кубик Блума » можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Для детей среднего возраста грани кубика могут быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности. Можно назвать грани фигуры так:
- Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);
- Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);
- Предложи ассоциацию (ребенок должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);
- Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);
- Используй (дети показывают, как можно применить предмет);
- Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого)
Благодаря этой методике ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания. Этот процесс отвечает всем трём целям, описанным в методе.
Использование таксономии Блума в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста значительно обогатит содержание, разнообразит формы работы. Таксономию можно использовать в работе с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста.
Главное:
- Адаптировать вопросы и задания, учитывая возрастные особенности детей и уровень их развития.
- Придерживаться следующего порядка:
- с детьми 3-4 лет реализуются только уровень знания, понимания, применения;
- с детьми 4-5 лет - уровень знания, понимания, применения, анализа;
- с детьми 5-6 лет - уровень знания, понимания, применения, анализа, синтеза;
- с детьми 6-7 лет – все 6 уровней.
Такая условная градация совсем не означает того, что запрещается использовать задания более высокого уровня с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Все зависит от темы и возможностей детей группы.
Методика использования метода ОТСМ-ТРИЗ технологии с помощью пособия «Ромашка вопросов».
В первую очередь, детей необходимо учить формулировать вопросы, стимулировать поисковую активность и при этом постепенно формировать способы получения информации. Данная стратегия лежит в основе информационной компетентности дошкольников.
Любознательным может считаться тот, кто хочет и может формулировать вопросы. Только задав вопрос, можно различными способами искать на него ответ. Умение формулировать вопросы позволяет нам формировать познавательные навыки и развитие речи дошкольников.
Цель: способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам.
Каждый лепесток такой ромашки - определенный тип вопроса.
Вопросы восполняющего типа. Вопросные слова «Какие?», «Какой?», «Какое?», «Когда?». Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие - то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
Вопросы описательного типа. Вопросные слова «Что?», «Где?», «Как?» или «Кто?». Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление ребенку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики.
Вопросы каузального («почемучкиного») типа. Обычно начинаются со слов «Почему?», «Отчего?» или «Зачем?». В некоторых ситуациях они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно - следственных связей. Если ответ на этот вопрос известен, он из объясняющего «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности. «Почемучкины» вопросы свидетельствуют о появлении и развитии познавательного интереса у детей.
Вопросы воображаемого типа. Вопросные слова «Что было бы, если» или «Что случилось бы, если». Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его воображаемым: «Что было бы, если…?», «Как вы думаете, как будет развиваться …?» и т.д. Воображаемый тип вопроса не только побуждает детей к фантазированию, но и учит формулировать элементарные гипотезы.
Вопросы оценочного типа. Вопросные слова «Что хорошего», «Что плохого», «Что лучше?», «Что правильнее?», «Что еще может интересовать?». Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что- то плохо?», «Чем одно занятие отличается от другого?» и т.д. Этот тип вопроса ведет к развитию основ диалектического мышления.
Вопросы уточняющего типа. Вопросные слова «Верно ли что?», «Надо ли создавать?», «Должен ли?», «Правда, что?». Уточняющий тип вопроса требует расширения знаний по изучаемому объекту. Целесообразно, что бы дети сами искали ответы на эти вопросы.
Вопросы субъективного типа. Вопросные слова «Что я думаю об этом?» или «Что я знаю про это?». Субъективный тип вопроса ведет к самостоятельности мышления и критическому отношению к своим знаниям.
Освоение детьми способов формулировки вопросов ОТСМ-ТРИЗ технологии с помощью пособия «Ромашка вопросов» дает положительный результат на занятиях по развитию речи детей, в частности при обучению рассказыванию и составлению рассказов по картине, что всегда считалось наиболее трудной их частью. Отрывая лепестки, дошкольники кратко излагают сюжет картины, высказывают предположение о дальнейшем ходе явлений, событий, прогнозируют конец.
В план работы, помимо занятий, вошли опыты и эксперименты и игры для освоения детьми способов формулировки вопросов (Приложение 5).
- Педагогические условия формирования опыта
Первое условие - необходимо учитывать содержание и формы, проектирующие определенный тип сознания и мышления дошкольников.
Второе условие - исследуемый материал должен представлять нечто новое, необычное, контрастное, входить в противоречие с какими-то представлениями старших дошкольников. То, что дети уже знают, легко теряет для них интерес.
Третье условие - необходимо использовать смену разновидностей данной деятельности (исследование, моделирование, проектирование, экспериментирование), разнообразные интерактивные формы организации деятельности, механизмы индивидуальной включенности в деятельность ребенка в зависимости от его биологических и психологических особенностей.
Четвертое условие - ведущая роль педагога должна сохраняется, но у детей должно оставаться ощущение, что проблема и способы ее решения выбраны ими самостоятельно.
Пятое условие - наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений.
- Мониторинг реализации опыта
Мониторинг познавательного развития проводится два раза в год. Диагностический инструментарий: пособие «Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», автор –составитель Трифонов Е.В. под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой.
Система оценок мониторинга трёхуровневая:
- «качество проявляется устойчиво» (2 балла);
- «качество проявляется неустойчиво» (1 балл);
- «качество не проявляется» (0 баллов).
- Результативность опыта
Сравнительный анализ данных диагностики показывает положительную динамику уровня познавательного развития детей, что подтверждает эффективность использования организации работы по развитию критического мышления детей 4-6 лет с использованием ОТСМ-ТРИЗ технологии и приема «Кубик Блума».
У детей отмечается:
- повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы);
- повышение уровня развития познавательных процессов;
- совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.).
Использование таксономии Б. Блума в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и метод ОТСМ-ТРИЗ технологии освоение способов формулировки вопросов значительно обогатило содержание занятий и разнообразило формы работы. Данную систему можно использовать в работе с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста.
Практика показывает, что данные приемы очень нравятся детям, они быстро осваивают техники «Кубик Блума», «Ромашка вопросов».
А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения воспитанников.
- Адресная направленность
Я считаю, что опыт применения современных педагогических технологий может и должен получить как можно более широкое распространение: каждый воспитатель – и начинающий, и опытный – способен творчески применить эти технологии в своей работе. Я готова к педагогическому общению, активно делюсь своими находками и рекомендую их к использованию в педагогической практике. Поэтому стараюсь принимать участие в работе муниципальных семинаров, вебинаров. Также охотно я делюсь своим опытом, выступая на уровне ДОУ, провожу методические недели. Мои работы представлены в сети Интернет: на сайте Инфоурок, личном сайте.
- Список источников
- Загашев И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – СПб: Альянс-Дельта, 2017. –192 с.
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2016. –223 с.
- Курьянов, М.А., Половцев, В.С. Активные методы обучения [Текст] / М.А. Курьянов, В.С. Половцев. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, ; 78 с.
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 352 с.
- Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», автор – составитель Трифонов Е.В. под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой.
- Таксономия Блума в ДОУ. Методические рекомендации - Казань, Информационно методический отдел Управления образования ИКМО г. Казани, 2019. - с.102.
7. Я познаю мир Методический комплекс / Сидорчук Т.А.- 2015
8. Учимся думать вместе с детьми / Э.Э. Байрамова Т.А. Сидорчук -2018
9. Технология развития интеллекта / Н.Ю. ПрокофьеваТ.А. Сидорчук -2018
Приложение 1
Помощник педагога «Уровни таксономии Блума»
Уровень | Навыки | Примеры заданий | Типология заданий | Достижение цели | Действия воспитанника | Действия педагога |
Знание | Повторение или распознавание информации | Составить список, выделить рассказать, показать, назвать | Задания на воспроизведение нового материала | Воспитанник воспроизводит термины, знает конкретные правила, понятия, факты и т.д. | отвечает, воспринимает, запоминает, распознает, излагает, характеризует, описывает | Руководит, управляет, направляет, рассказывает, сообщает, показывает, проверяет |
Понимание | Схватывание (понимание) смысла информационных материалов | Описать, объяснить, определить признаки, формулировать по-другому | Задания на узнавание изученного явления, его интерпретацию и преобразование | Воспитанник понимает факты, правила, интерпретирует схемы, графики. На основе имеющихся данных предположительно характеризует будущие последствия | Объясняет, истолковывает, интерпретирует, доказывает, раскрывает, отождествляет | Слушает, спрашивает, сравнивает, сопоставляет, опрашивает, проверяет |
Применение | Применение в сходной ситуации | Применить, иллюстрировать, решить | Задания на применение знаний (правил, теорий) на практике, т.е. в новых конкретных условиях | Воспитанник использует ранее полученные знания не только в стандартных условиях, но и в новых ситуациях и правильно их применяет | Решает новые проблемы, доказывает, отбирает, организует, инициирует, вырабатывает, конструирует | Оказывает содействие, поддерживает, наблюдает, обсуждает, критикует |
Анализ | Определить части и структуру | Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия | Задания на анализ материала, т.е. выделение отдельных элементов и установление логики их взаимосвязи | Воспитанник выделяет части целого и взаимосвязи между ними, видит упущения в логике рассуждений, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных | Обсуждает, раскрывает, перечисляет, анализирует, разделяет на части, разбирает критически | Исследует Стимулирует Наблюдает Предоставляет ресурсы |
Синтез | Соединить часть по новому | Создать, придумать дизайн, разработать, составить план | Задания на синтез, предполагающий умение объединить отдельные элементы в новое целое | Воспитанник делает творческую работу, предлагает план проведения какого-либо эксперимента, использует знания из нескольких областей. Это творческая переработка информации для создания нового целого. | Обсуждает, обобщает, связывает, сопоставляет, резюмирует, суммирует | Организует обратную связь (рефлексию), расширяет, оценивает, развивает идею, дискутирует |
Оценка | Оценить значимость на основе критериев | Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать | Задания на оценку каких-либо явлений по определенным критериям | Воспитанник может выделять критерии и следовать им, видит многообразие критериев, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, проводит различия | Судит, оценивает, обсуждает, подвергает сомнению, формирует, составляет, высказывает свое мнение | Принимает, допускает, соглашается, признает, гармонизирует, согласовывает |
Приложение 2
Помощник педагога «Глаголы действия»
Уровень | Глаголы действия | Примерные вопросы | Примерные задания |
Знание | Выбрать, найти, перечислить, вспомнить, назвать, определить, подобрать, расположить, показать, исключить, | Что такое…? Где…? Когда…? Кто…? Как… про- изошло? Почему…? Как можно показать…? Какой…? Как…? Как можно объяснить (описать)…? | Осуществить поиск, сделать подборку, исправить ошибки, выполнить тест |
Понимание | распределить, сравнить, классифицировать, обобщить, обсудить, объяснить, описать, охарактеризовать, перефразировать, предположить, преобразовать | Как можно распределить…? Как можно сравнить (противопоставить, перефразировать)…? Что происходит…? Что означает…? Что можно сказать о…? Какой ответ точнее…? Как обобщить? | Подготовить рисунки, схемы, ил- люстрации, сообщения |
Применение | применить, изменить, выбрать, завершить, классифицировать, найти, продемонстрировать, исследовать, спланировать, проиллюстрировать, провести эксперимент, соотнести, показать, решить | Как решить, используя…? Что изменить, что - бы…? Как представить…? Что изменится, если…? Применимо ли это к…? Какие элементы выбрать, чтобы изменить…? Какие факты отобрать, чтобы показать…? | Проиллюстрировать, провести опрос, провести эксперимент, составить таблицу, отразить в рисунках |
Анализ | вывести, выделить, выстроить, классифицировать, объяснить, противопоставить, разделить, разобрать, сравнить, упорядочить | Каковы составляющие…? Как взаимосвязаны…? Каковы причины…? Что можно предположить…? Какой вывод можно сделать…? Как можно классифицировать …? Какие доказательства можно привести…? | Построить диаграммы, графики, схемы, сделать обзор, подготовить реферат, презентацию |
Синтез | скомбинировать, составить, создать, разработать, сформулировать, обобщить, объединить, придумать, организовать, спланировать, предложить, установить, заменить | Какие изменения внести, чтобы …? Что произойдет, если…? Что можно предложить…? Как применить…, чтобы создать…? Что делать, чтобы уменьшить (увеличить)…? Как проверить…? Какие факты можно объединить…? | Подготовить презентацию, схему, алгоритм; сочинить историю, сконструировать прибор |
Оценка | защитить, изложить, измерить, испытать, комментировать, критиковать, обосновать, обсудить, оспорить, под- твердить, проверить | Согласен ли ты с действиями (результатами)…? Каково твое мнение…? Как можно доказать (опровергнуть)…? Как можно оценить (расположить)…? В чем преимущества…? | выразить мнение, выдвинуть гипотезу, подготовить сюжет (репортаж, отчет, доклад), прокомментировать |
Приложение 3
Конструктор целей занятия
Образовательная цель — формирование системы знаний, умений и навыков. | Занятие по изучению нового. | Занятие по обобщения и систематизации знаний | Занятие – проверка знаний | Формирование предпосылок умений (предметных или общих учебных) | Ликвидация пробелов, предупреждение возможных ошибок. |
1. Вспомнить информацию о…. | 1. Расширить представления о... | 1. Определить уровень освоения... | #1053;ачать (продолжить) формирование умения... | #1054;ткорректировать знания по теме..., обратив внимание на следующие ошибки... | |
2. Формировать представление о... | 2. Конкретизировать знания о... | ||||
3 Ознакомить с... | 3. Закрепить знания о... | #1059;чить пользоваться алгоритмом... | |||
4. Рассмотреть... | 4. Применить знания о... для (объяснения наблюдений, решения проблемных задач...). | ||||
#1055;ознакомить с особенностями … | #1055;редупредить возникновение ошибок. | ||||
#1047;акрепить умение... | |||||
#1053;ачать формирование понятия... | 5. Обобщить и систематизировать знания о... | 4. Продолжить отработку умения... | |||
7. Раскрыть понятие (сущность, разнообразие, особенности)... | 6 Установить связи между... | ||||
#1055;роверить степень сформированности умения | |||||
8 Охарактеризовать. | |||||
9. Выявить значение… | |||||
10. Объяснить причины... | |||||
11. Установить взаимосвязь (зависимость, закономерность)... | |||||
12. Добиться понимания... |
13. Расширить знания о... | |||||||||
Развивающий аспект занятия связан с развитием психических процессов. | Развивать логическое мышление: выделять главное, сравнивать, обобщать, классифицировать | Развивать коммуникативную деятельность. | Развивать творческие способности, воображение, самостоятельность | Развивать внимание, память, волю, чувства, эмоции, фантазию | |||||
Воспитательный аспект подразумевает формирование мировоззрения и воспитание личностных качеств. | Бережного отношения к природе; | Интереса к знаниям, культуры умственного труда; чувства ответственности за результаты своего труда; | культуры общения, коммуникативных качеств (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия); трудолюбия, чувства долга, самодисциплины; | настойчивости и упорства в достижении цели; эстетических взглядов и вкусов; рефлексивных качеств личности | материалистическое мировоззрение, формируем научную картину мира как компонент общечеловеческой культуры, развиваем представления о целостности и материальности живой природы | ||||
Предметные | Работа с …. | наблюдение за …… | работа с… | Распознавание…. | составление …. | ||||
Общие учебные | Информационные | Интеллектуальные: | |||||||
нахождение нужных сведений, выделение главного, составление плана и опорных схем, поиск скрытой информации; работа с дополнительной литературой. | анализ и синтез; определение понятий; сравнение, обобщение и систематизация; классификация; установление аналогий, причинно-следственных связей и взаимозависимостей; выдвижение гипотез; доказательства и опровержения; решение проблемных задач. |
Приложение 4
Конструктор заданий (по Л.С. Илюшину)
(адаптирован для ДОУ Бесчастновой И.А.)
Ознакомление | Понимание | Применение | Анализ | Синтез | Оценка |
1. Назовите основные части… | 8. Объясните, почему… | 15. Составь мнемотаблицу (мнемодорожк) о ….. | 22. Расскажи об особенностях … | 29. Предложите новый (иной) вариант… | 36. Разложите в определенном порядке …. и объясните… |
2. Сгруппируйте вместе все… | 9. составьте план действий, необходимые для того, что- бы… | 16. Предложите способ, позволяющий… | 23. Посмотри и найди несколько вариантов ответа на вопрос «что лишнее?». И объясни свои ответы | 20. Разработайте план, позволяющий (препятствующий) … | 37. Определите, какое из решений является лучшим для… |
3. Перечислите ….. | 10. Назовите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между… | 17. Нарисуй схему, которая показывает… | 24. Назови свойства…, которые помогают (мешают) | 31. Найдите необычный способ, позволяющий… | 38. Почему нам это важно? |
4. Расположите в определенном порядке… | 11. Постройте прогноз развития… | 18. Сравни … и …, а затем объясни… | 25. объедини …. в группы на основании… | 32. Придумайте игру, которая… | 39. Определите возможные критерии оценки… |
5. Составьте рассказ по мнемотаблице.. | 12. Поясни, почему говорят…. | #1055;роведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что… | 26. Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) ошибку | 33. Предложите новую (свою) классификацию… | 40. Д/и «Хорошо - плохо» |
6. Вспомните и расскажите…. | 13. объясни иностранцу (инопланетянину) что такое … | 20. Проведите презентацию… | 27. Сравни ответы ….. и Кто прав? | 34. составьте из кар- точек возможный (наиболее вероятный) сценарий развития… | 41. Чем нам это поможет? |
7. Найдите вместе со взрослыми информацию о … | 14. Приведите при- меры того, что (как, где)… | 21. Можем ли мы использовать … в …… Почему? | 28. По какому при- знаку ….. объединены в одну группу? | 35. Придумайте рифмованный текст…… | 42. Проведите экспертизу состояния… |
Приложение 5
Игры для освоения детьми способов формулировки вопросов
Игра 1 «Домики вопросов»
Цель: способствовать формированию умения задавать различные типы вопросов к объектам или процессам.
Правила: в игре могут принимать участие от 1 до 6 человек. Каждый участник берет карточку с определенным типом вопроса и набором признаков на ней. Подставляет в пустую ячейку объект, задает вопрос по типу домика, отталкиваясь от признака, и сам или другой ребенок дает ответ.
Например: берем домик с восполняющим типом вопросов и картинку с изображением цыпленка. На первом этаже - из какого материала цыпленок? на втором – цыпленок, какие по рельефу у тебя перышки? на третьем – сколько у тебя лапок? на четвертом – какие действия цыпленок может выполнять? и на пятом – цыпленок сколько ты весишь?
Игра 2 «Удивительный вопрос»
Цель: формирование у детей дошкольного возраста умения самостоятельно формулировать разные типы вопросов с использованием моделей ТРИЗ - технологии.
Задачи:
1. Расширять представления детей об объектах окружающего мира.
2. Закреплять навык использования обобщенной модели разных типов вопросов.
3. Развивать коммуникативную компетентность детей.
Правила игры:
Количество играющих 2-6 человек.
1 вариант игры: На игровом поле выкладываются предметные картинки по определенной теме (например «Одежда»). Играющие с помощью считалки выбирают игрока, который будет делать 1 ход. Первый играющий бросает кубик. По количеству выпавших точек делает ход фишкой по силуэту вопросительного знака, на котором распложены модели вопросов. Далее ребенок формулирует вопрос (на модели которого остановилась фишка) о любом объекте, расположенном на игровом поле.
Например, выпала модель вопроса «Какой? Какая? Какие?». Детские вопросы могут звучать следующим образом: «Какая поверхность у шубы? Какое пальто по цвету?»
2 вариант игры: На игровом поле выкладываются предметные картинки по определенной теме или по желанию детей. Первый играющий бросает кубик. По количеству выпавших точек делает ход прозрачной фишкой по силуэту вопросительного знака,
Игра 3 «Пресс-конференция»
Цель: формирование фонематических процессов, развитие коммуникативных навыков.
Эту игру можно организовать при работе над любой темой. Часть детей становятся корреспондентами. Они задают вопросы другой части детей, которые по выбору выполняют роль объектов по теме. На таких занятиях целесообразно использовать магнитофон или видеокамеру – это даёт возможность детям ощутить себя настоящими корреспондентами, а также проанализировать своё поведение и речь в ходе «пресс конференции» (по видео или аудиозаписи).
Игру можно организовать по любой лексической теме («Посуда», «Мебель», «Птицы», «Домашние животные» «Звуки», «Цифры» и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование развивающих технологий в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников
Тема: «Использование развивающих технологий в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников».Задачи:· Повысить уровень профессиональной компетентности ...
Мастер-класс «Использование развивающих технологий в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников»
Задачи:Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в области современных развивающих технологий по интеллектуально-познавательному направлению развития дошкольников.Ра...
Инновационный педагогический опыт «Использование Олимпийского образования в процессе физического развития дошкольников»
Включение Олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию, дает возможность объединить воспитательные, развивающие и обучающие це...
Мастер-класс «Использование развивающих технологий в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников»
Тематическая неделя "Праздник 23 февраля"...
МАСТЕР-КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
laquo;Не внушайте чего-либо вашим детям.Научите их думать самостоятельно,тому, как оценивать доказательства и как не соглашаться с вами».Ричард Докинз. Цель мастер-класса: позна...