Презентация "Формирование предпосылок читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления"
презентация по развитию речи

Головкина Татьяна Сергеевна
Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается  в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование предпосылок читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления Выполнила: воспитатель МДОУ детский сад №1 Головкина Т.С. Г.Кувшиново,2024г.

Слайд 2

Технология критического мышления – это интерактивная технология, она развивает продуктивное критическое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.

Слайд 3

Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей

Слайд 4

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Слайд 5

Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни. ФГОС определяет основную цель образования как развитие личности ребёнка. Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы . Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов прошлого века американские педагоги Джинни Стил , Чарльз Темпл, Кертис Мередит , Скот Уолтер Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году.

Слайд 6

В основу технологии критического мышления положен базовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов

Слайд 7

Первый этап – «Вызов» Этот этап позволяет: 1.Актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме 2.Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать школьников к познавательной деятельности 3.Побудить дошкольников к активной работе в детском саду и дома.

Слайд 8

Второй этап – «Осмысление» Этот этап позволяет ребёнку: 1.получить новую информацию 2.Осмыслить её 3.Соотнести с уже имеющимися знаниями

Слайд 9

Этот этап дает ребёнку: 1.Целостное осмысление, обобщение полученной информации 2.Присвоение нового знания, новой информации ребенком 3. Формирование у каждого ребенка собственного отношения к изучаемому материалу Третий этап – «Рефлексия »- размышления.

Слайд 10

Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов: - пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые; - активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, а зат ем усваивает буквы, начинает читать сам.

Слайд 12

это способность человека понимать и использовать тексты. Размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Читательская грамотность

Слайд 13

Навыки читательской грамотности Состав критического мышления

Слайд 14

Алгоритм формирования читательской грамотности

Слайд 15

Приёмы развития критического мышления: Верные и неверные утверждения Кластер Дерево предсказаний Толстые и тонкие вопросы Мнемотаблицы Чтение с остановками Синквейн Скрайбинг

Слайд 16

Методы и приемы обучения, применяемые на этапе «Вызов»:

Слайд 17

«Верные и неверные суждения»

Слайд 18

«Корзина идей и понятий»

Слайд 19

«Тонкие и толстые вопросы» Тонкие вопросы Кто….? Что…..? Когда….? Может…? Будет….? Мог ли….? Толстые вопросы Дай три объяснения, почему…? Объясни, почему….? Почему ты так думаешь….? В чём различие….? Что, если….?

Слайд 20

Приём помогает прорабатывать материал детально. Читая детское художественное произведение, нужно разметить его так, чтобы останавливаться на неожиданных поворотах событий. Во время каждой остановки надо спрашивать ребёнка: «Как ты думаешь?», «Что будет дальше?», «Почему ты так думаешь?». Дочитав до финала, надо обсудить с ребёнком сходство и различие его версии с оригиналом Приём «Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками»

Слайд 22

Синквейн по рассказу Н. Носова «Заплатка» Штаны Замечательные зелёные Полез зацепился порвал Сам порвал – сам зашей Одежда

Слайд 23

Синквейн «Собака» 1.Собака 2. Лохматая, преданная 3. Лает, играет, охраняет 4.Лучший друг человека 5. Домашнее животное

Слайд 24

« Синквейны – загадки» Первое слово – тема не произносится (закрывается). Остальные строчки остаются без изменений. По описанию нужно догадаться, какая была задана тема. Нужно учитывать то, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятность отгадать синквейн . 1. ??????? 2. добрый, дружелюбный 3. поет, учит, прощает 4. мурлыка и баюн 5. мультяшный герой

Слайд 25

Попробуйте и вы отгадать синквейн -загадку: ? .бескрайний, черный 3.манит, зачаровывает, пугает 4.ледяная синева

Слайд 26

Вселенная

Слайд 29

Аппликационный скрайбинг

Слайд 30

Рисованный скрайбинг А. Плещеев «Весна» Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою ! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.

Слайд 31

Информация систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре – ключевое понятие. Последующие ассоциации логически связаны с ключевым понятием. Можно составлять кластеры по любой из тем: «Транспорт», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы» и другое Приём «Кластер»

Слайд 34

Прием «АССОЦИАЦИИ»

Слайд 35

Изобразить слова символами, то есть схематично.

Слайд 36

Письмо с дырками или пробелами

Слайд 37

Прием «Уголки»

Слайд 38

Рекомендации педагогам по формированию читательской грамотности у дошкольников необходимо акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков, чувствах, которые они испытывали; в беседе должны преобладать такие вопросы, которые требовали бы мотивации оценок; содержание вопросов должно привлекать внимание детей к языку произведения, то есть необходимо включать в вопросы слова и словосочетания из текста; следует избегать излишне простых, однообразных вопросов (по сюжету, о героях), они не вызывают работу мысли и чувств детей

Слайд 39

«Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я пойму». Конфуций.

Слайд 40

Пробуждая в детях критическое мышление, воспитатель учится честно отвечать на детские вопросы, даже если он не знает ответа. И самое лучшее, что можно ответить в таком случае: «Я не знаю, почему это так. Давай вместе придумаем, как это можно узнать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

laquo;Не внушайте чего-либо вашим детям.Научите их думать самостоятельно,тому, как оценивать доказательства и как не соглашаться с вами».Ричард Докинз. Цель мастер-класса: позна...

Формирование читательской грамотности дошкольников с применением приемов технологии критического мышления

Технология критического мышления – это интерактивная технология, она развивает продуктивное критическое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.В своем выступлении я хочу проде...

Мастер-класс "Применение приемов технологии критического мышления для формирования читательской грамотности"

Цель мастер-класса: познакомить с примами формирования читательской грамотности дошкольников через технологию критического мышленияЗадачи мастер- класса:познакомить с историей появления понятия ...

Сценарий образовательного квиза Формирование читательской грамотности с применением приемов технологии критического мышления

Сценарий образовательного квиза на тему «Формирование читательской грамотности дошкольников с применением приемов технологии критического мышления». Цель мастер-класса: познакомить с приём...