Презентация "Формирование предпосылок читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления"
презентация по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология критического мышления – это интерактивная технология, она развивает продуктивное критическое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.
Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей
Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни. ФГОС определяет основную цель образования как развитие личности ребёнка. Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы . Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов прошлого века американские педагоги Джинни Стил , Чарльз Темпл, Кертис Мередит , Скот Уолтер Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году.
В основу технологии критического мышления положен базовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов
Первый этап – «Вызов» Этот этап позволяет: 1.Актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме 2.Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать школьников к познавательной деятельности 3.Побудить дошкольников к активной работе в детском саду и дома.
Второй этап – «Осмысление» Этот этап позволяет ребёнку: 1.получить новую информацию 2.Осмыслить её 3.Соотнести с уже имеющимися знаниями
Этот этап дает ребёнку: 1.Целостное осмысление, обобщение полученной информации 2.Присвоение нового знания, новой информации ребенком 3. Формирование у каждого ребенка собственного отношения к изучаемому материалу Третий этап – «Рефлексия »- размышления.
Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов: - пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые; - активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, а зат ем усваивает буквы, начинает читать сам.
это способность человека понимать и использовать тексты. Размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Читательская грамотность
Навыки читательской грамотности Состав критического мышления
Алгоритм формирования читательской грамотности
Приёмы развития критического мышления: Верные и неверные утверждения Кластер Дерево предсказаний Толстые и тонкие вопросы Мнемотаблицы Чтение с остановками Синквейн Скрайбинг
Методы и приемы обучения, применяемые на этапе «Вызов»:
«Верные и неверные суждения»
«Корзина идей и понятий»
«Тонкие и толстые вопросы» Тонкие вопросы Кто….? Что…..? Когда….? Может…? Будет….? Мог ли….? Толстые вопросы Дай три объяснения, почему…? Объясни, почему….? Почему ты так думаешь….? В чём различие….? Что, если….?
Приём помогает прорабатывать материал детально. Читая детское художественное произведение, нужно разметить его так, чтобы останавливаться на неожиданных поворотах событий. Во время каждой остановки надо спрашивать ребёнка: «Как ты думаешь?», «Что будет дальше?», «Почему ты так думаешь?». Дочитав до финала, надо обсудить с ребёнком сходство и различие его версии с оригиналом Приём «Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками»
Синквейн по рассказу Н. Носова «Заплатка» Штаны Замечательные зелёные Полез зацепился порвал Сам порвал – сам зашей Одежда
Синквейн «Собака» 1.Собака 2. Лохматая, преданная 3. Лает, играет, охраняет 4.Лучший друг человека 5. Домашнее животное
« Синквейны – загадки» Первое слово – тема не произносится (закрывается). Остальные строчки остаются без изменений. По описанию нужно догадаться, какая была задана тема. Нужно учитывать то, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятность отгадать синквейн . 1. ??????? 2. добрый, дружелюбный 3. поет, учит, прощает 4. мурлыка и баюн 5. мультяшный герой
Попробуйте и вы отгадать синквейн -загадку: ? .бескрайний, черный 3.манит, зачаровывает, пугает 4.ледяная синева
Вселенная
Аппликационный скрайбинг
Рисованный скрайбинг А. Плещеев «Весна» Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою ! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.
Информация систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре – ключевое понятие. Последующие ассоциации логически связаны с ключевым понятием. Можно составлять кластеры по любой из тем: «Транспорт», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы» и другое Приём «Кластер»
Прием «АССОЦИАЦИИ»
Изобразить слова символами, то есть схематично.
Письмо с дырками или пробелами
Прием «Уголки»
Рекомендации педагогам по формированию читательской грамотности у дошкольников необходимо акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков, чувствах, которые они испытывали; в беседе должны преобладать такие вопросы, которые требовали бы мотивации оценок; содержание вопросов должно привлекать внимание детей к языку произведения, то есть необходимо включать в вопросы слова и словосочетания из текста; следует избегать излишне простых, однообразных вопросов (по сюжету, о героях), они не вызывают работу мысли и чувств детей
«Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я пойму». Конфуций.
Пробуждая в детях критическое мышление, воспитатель учится честно отвечать на детские вопросы, даже если он не знает ответа. И самое лучшее, что можно ответить в таком случае: «Я не знаю, почему это так. Давай вместе придумаем, как это можно узнать»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
laquo;Не внушайте чего-либо вашим детям.Научите их думать самостоятельно,тому, как оценивать доказательства и как не соглашаться с вами».Ричард Докинз. Цель мастер-класса: позна...

Формирование читательской грамотности дошкольников с применением приемов технологии критического мышления
Технология критического мышления – это интерактивная технология, она развивает продуктивное критическое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.В своем выступлении я хочу проде...

Мастер-класс "Применение приемов технологии критического мышления для формирования читательской грамотности"
Цель мастер-класса: познакомить с примами формирования читательской грамотности дошкольников через технологию критического мышленияЗадачи мастер- класса:познакомить с историей появления понятия ...

Сценарий образовательного квиза Формирование читательской грамотности с применением приемов технологии критического мышления
Сценарий образовательного квиза на тему «Формирование читательской грамотности дошкольников с применением приемов технологии критического мышления». Цель мастер-класса: познакомить с приём...