«Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи и логического мышления у детей с общим недоразвитием речи»
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Развитие навыков связного высказывания выступает одной из важнейших задач речевого воспитания детей дошкольного возраста, что обусловлено их социальной значимостью и ролью в развитии личности ребенка. Т.А. Ткаченко, В.П. Глухов отмечают сложную организацию связной речи, которая выступает в диалогической и монологической форме. Особенно важно развивать навыки связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, с целью более полного и системного преодоления имеющихся нарушений: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; низкий уровень словарного запаса; наличие вторичных отклонений в развитии психических процессов. В связи с этим, важнейшим направлением логопедической работы является совершенствование разных видов связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи [4, 9].
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи
и логического мышления у детей с общим недоразвитием речи»
Татьяна Владимировна Наливных
Учитель-логопед
МБДОУ Г. Иркутска детский сад №58
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он усвоит на лету»
(К. Д. Ушинский)
Развитие навыков связного высказывания выступает одной из важнейших задач речевого воспитания детей дошкольного возраста, что обусловлено их социальной значимостью и ролью в развитии личности ребенка. Т.А. Ткаченко, В.П. Глухов отмечают сложную организацию связной речи, которая выступает в диалогической и монологической форме. Особенно важно развивать навыки связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, с целью более полного и системного преодоления имеющихся нарушений: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; низкий уровень словарного запаса; наличие вторичных отклонений в развитии психических процессов. В связи с этим, важнейшим направлением логопедической работы является совершенствование разных видов связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи [4, 9].
Научить ребёнка самостоятельно мыслить; связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли; не бояться высказывать свои мысли; рассказывать о различных событиях из окружающей жизни; пробуждать интерес дошкольников к речевой активности, дарить ощущение успеха; пробуждать желание детей работать на занятиях, высказываться, рассуждать, отвечать на поставленные вопросы, самим задавать вопросы, что называется речевой мотивации – это важные задачи при использовании мнемотехники в обучении детей с ОНР связной речи.
Что такое мнемотехника? Слово «Мнемотехника» обозначает - техника запоминания. Оно происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Современный энциклопедический словарь даёт следующее определение мнемотехники: «Мнемотехника – искусство запоминания, система приёмов и способов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций, и конечно, развитие речи». Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Смотря на эти схемы – рисунки легко воспроизводить текстовую информацию. Фактором, облегчающим процесс становления связной речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве вспомогательного фактора является создание плана высказывания. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Ткаченко Т. А. - предметно - схематическими моделями; Глухов В. П. - блоками-квадратами; Большева Т. В. - коллажем; Ефименкова Л. Н - схемой составления рассказа. Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Использование приемов мнемотехники значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Для детей старшего возраста с ОНР желательно начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям [1, 3, 4, 9].
Мнемотаблицы - схемы, которые служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОНР. Я их использую для: обогащения словарного запаса, обучения составлению рассказов по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок, составления описательных рассказов по лексическим темам; пересказа художественной литературы; отгадывания и загадывания загадок, заучивания стихотворений.
При составлении описательных рассказов по лексическим темам мнематаблицы помогают детям определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность выявленных признаков и обогатить словарный запас дошкольников с общим недоразвитием речи [2, 5, 6, 7]. Для пересказа художественной литературы мнемотаблицы - представляют собой изображение основных звеньев сюжете рассказа, по которым можно запомнить и произвести целый рассказ. Главное необходимо передать условно - наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Последовательность работы с мнемотаблицами: 1 этап: Выразительное чтение рассказа; 2 этап: Рассматривание мнемотаблицы и разбор того, что на ней изображено; 3 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов, слов в образы; 4 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания [1, 4, 8]. При заучивание стихотворений. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетания придумывается картинка (изображение), таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. Смотря на эти схемы - рисунки ребёнок по памяти легко воспроизводит текстовую информацию, в данном случаи - стихотворение целиком [3, 4, 8].
Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь [5].
В результате использования приёмов мнемотехники в коррекционной работе: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к составлению описательных рассказов, к отгадыванию и загадыванию загадок, к заучиванию стихотворений; развиваются и совершенствуются все психические процессы; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, становятся уверенные в себе.
Адекватное восприятие и воспроизведение текстов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения; все это ведёт к достаточному уровню сформированности связного высказывания.
Список литературы:
- Большева, Т. В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники», СПб, 2005.
- Белоусова, С. «Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников», 2005, «Весёлые встречи», 2003.
- Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
- Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - изд. 2-е. / В.П. Глухов. - М.: Просвещение, 2004.
- Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.
- Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Д/ Восп-е. 2004.№6
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошк.восп-е.1990. №10.
- Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. / Т.А. Ткаченко // Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. - М: Гном и Д.: 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Распространение педагогического опыта. Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи»
СодержаниеЛитературный обзор состояния вопроса…………………………….3История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении……………………………………..4История изучения темы педагогическо...
«Использование приёмов мнемотехники для развитии связной речи и познавательных способностей у детей дошкольного возраста (из опыта работы)»
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и...
Опыт работы по теме: "Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи"
Описание работы по теме самообразования "Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи"...
Использование прикладного вырезания «вытынанка» для развития связной речи и познавательного интереса у детей с общим недоразвитием речи.
В работе с детьми, имеющими ОНР, вся наша коррекционная работа направлена на преодоление проблем в речи. Мы работаем над обогащением словаря, развитием монологической и диалогической речи, особое вним...
Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье предложены возможные направления в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью одного из популярных методов обучения - мнемотехники, представле...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации
Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...
Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи»
Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи»...