«Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи и логического мышления у детей с общим недоразвитием речи»
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Наливных Татьяна Владимировна

Развитие навыков связного высказывания выступает одной из важнейших задач речевого воспитания детей дошкольного возраста, что обусловлено их социальной  значимостью и ролью в развитии личности ребенка. Т.А. Ткаченко, В.П. Глухов отмечают  сложную организацию связной речи, которая выступает в диалогической и монологической  форме. Особенно важно развивать навыки связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, с целью более полного и системного преодоления имеющихся нарушений: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; низкий уровень словарного запаса; наличие вторичных отклонений в развитии психических процессов. В связи с этим, важнейшим направлением логопедической работы является совершенствование разных видов связного высказывания у дошкольников с общим  недоразвитием  речи [4, 9].

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи

и логического мышления у детей с общим недоразвитием речи»

Татьяна Владимировна Наливных

Учитель-логопед

МБДОУ Г. Иркутска детский сад №58

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

 он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит на лету»

(К. Д. Ушинский)

Развитие навыков связного высказывания выступает одной из важнейших задач речевого воспитания детей дошкольного возраста, что обусловлено их социальной  значимостью и ролью в развитии личности ребенка. Т.А. Ткаченко, В.П. Глухов отмечают  сложную организацию связной речи, которая выступает в диалогической и монологической  форме. Особенно важно развивать навыки связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, с целью более полного и системного преодоления имеющихся нарушений: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; низкий уровень словарного запаса; наличие вторичных отклонений в развитии психических процессов. В связи с этим, важнейшим направлением логопедической работы является совершенствование разных видов связного высказывания у дошкольников с общим  недоразвитием  речи [4, 9].

Научить ребёнка самостоятельно мыслить; связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли; не бояться высказывать свои мысли; рассказывать о различных событиях из окружающей жизни; пробуждать интерес дошкольников к речевой активности, дарить ощущение успеха; пробуждать желание детей работать на занятиях, высказываться, рассуждать, отвечать на поставленные вопросы, самим задавать вопросы,  что называется речевой мотивации – это важные задачи при использовании мнемотехники в обучении детей с ОНР связной речи.

Что такое мнемотехника? Слово «Мнемотехника» обозначает - техника запоминания. Оно происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Современный энциклопедический словарь даёт следующее определение мнемотехники: «Мнемотехника – искусство запоминания, система приёмов и способов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций, и конечно, развитие речи». Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Смотря на эти схемы – рисунки легко воспроизводить текстовую информацию. Фактором, облегчающим процесс становления связной речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные  признаки,  производимые с ними  действия. В качестве вспомогательного фактора является создание плана высказывания. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют              по-разному: Ткаченко Т. А. - предметно - схематическими моделями; Глухов В. П. - блоками-квадратами; Большева Т. В. - коллажем; Ефименкова Л. Н - схемой составления рассказа. Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Использование приемов мнемотехники значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Для детей старшего возраста с ОНР желательно начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям [1, 3, 4, 9].

Мнемотаблицы - схемы, которые служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОНР.  Я их использую для: обогащения словарного запаса, обучения составлению рассказов по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок, составления описательных рассказов по лексическим темам; пересказа художественной литературы; отгадывания и загадывания загадок, заучивания стихотворений.

При составлении описательных рассказов по лексическим темам мнематаблицы помогают детям определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность выявленных признаков и обогатить словарный запас дошкольников с общим недоразвитием речи [2, 5,  6, 7]. Для пересказа художественной литературы мнемотаблицы - представляют собой изображение основных звеньев сюжете рассказа, по которым можно запомнить и произвести целый рассказ. Главное необходимо передать условно - наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Последовательность работы с мнемотаблицами: 1 этап: Выразительное чтение рассказа; 2 этап: Рассматривание мнемотаблицы и разбор того, что на ней изображено; 3 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов, слов в образы; 4 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания [1, 4, 8]. При  заучивание стихотворений. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетания придумывается картинка (изображение), таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. Смотря на эти схемы - рисунки ребёнок по памяти легко воспроизводит текстовую информацию, в данном случаи - стихотворение целиком [3, 4, 8].    

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь [5].

В результате использования приёмов мнемотехники в коррекционной работе: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к составлению описательных рассказов, к отгадыванию и загадыванию загадок, к заучиванию стихотворений; развиваются и совершенствуются все психические процессы; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, становятся уверенные в себе.

Адекватное восприятие и воспроизведение текстов, умение давать развернутые ответы  на  вопросы, самостоятельно излагать свои суждения; все это ведёт к достаточному уровню сформированности связного высказывания.

Список литературы:

  1. Большева, Т. В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники»,  СПб, 2005.
  2. Белоусова, С. «Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников», 2005, «Весёлые встречи», 2003.
  3. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
  4. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - изд. 2-е. / В.П. Глухов. - М.: Просвещение, 2004.
  5. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.
  6. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Д/ Восп-е. 2004.№6
  7. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошк.восп-е.1990. №10.
  8. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
  9. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. / Т.А. Ткаченко // Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. - М: Гном и Д.: 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение педагогического опыта. Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи»

СодержаниеЛитературный обзор состояния вопроса…………………………….3История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении……………………………………..4История изучения темы педагогическо...

«Использование приёмов мнемотехники для развитии связной речи и познавательных способностей у детей дошкольного возраста (из опыта работы)»

В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  актуальной. Главной  и...

Опыт работы по теме: "Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи"

Описание работы по теме самообразования "Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи"...

Использование прикладного вырезания «вытынанка» для развития связной речи и познавательного интереса у детей с общим недоразвитием речи.

В работе с детьми, имеющими ОНР, вся наша коррекционная работа направлена на преодоление проблем в речи. Мы работаем над обогащением словаря, развитием монологической и диалогической речи, особое вним...

Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье предложены возможные направления в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью одного из популярных методов обучения  -  мнемотехники, представле...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации

Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...

Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи»

Тема: «Использование мнемотехники в  развития связной      речи у детей 4-5 лет с общим      недоразвитием речи»...