Образовательная деятельность в средней группе детского сада на тему: "Приключения Петрушки"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Щипакина Елена Викторовна

ОД по познавательно-речевому развитию  в  средней группе на тему: "Приключения Петрушки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направление деятельности: Познавательно –  речевое

Образовательная область:  "Познание"

Тема: "Приключения Петрушки"

Группа: Средняя

Цель:  приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

Расширять знания и представления детей о народных играх, разных формах устного народного творчества; упражнять детей инсценировать русские народные сказки; прививать  любовь и уважение к народному устному творчеству; формировать интонационную выразительность речи при чтении р.н. потешек, при проведении подвижной игры; упражнять детей в отгадывании загадок; знакомить с происхождением фольклора (загадок, потешек, сказок).

Развивающие:

Развивать у детей любознательность;  интерес к учебной деятельности; развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к произведениям народного искусства и к музыке.

Воспитательные:

Воспитывать желание интересоваться окружающим миром; усидчивость, интерес и способность работать в группе, коллективе;  способствовать эмоциональному сближению детей; проявлять терпение и умение дослушивать ответы товарищей до конца.

Предварительная работа

Чтение русских народных сказок. Знакомство с малыми формами фольклора: потешки, прибаутки, считалки, присказки. Заучивание наизусть некоторых из них. Беседа, просмотр иллюстраций  к р.н. сказкам, к р.н. потешкам. Драматизация  коротких р.н. сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Теремок») и р.н. потешек («Как у нашего кота», «Кисонька-мурысонька»,  «Зайка беленький сидит» и т.д.). Пересказ коротких р.н. сказок («Курочка Ряба», «Репка»).

Создание среды для организации и проведения ОД: Подготовка  материалов и оборудование для образовательной деятельности: маски для инсценировки р.н. сказки «Репка», гимнастические палочки для имитации лошадок,  маска сороки и ежа, угощение для детей.

Ход образовательной деятельности:

Дети заходят в музыкальный зал.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру, пожелаем себе доброго утра:

                С добрым утром, глазки!

                С добрым утром, ушки!

                С добрым утром, ручки!

                С добрым утром, ножки!

(дети выполняют движения соответствующие словам – хлопают глазками, трут ушки, хлопают в ладоши, топают ногами).

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня хочет прийти гость. А кто это, отгадайте загадку:

Эта кукла — озорник и скучать он не привык.

Развеселая игрушка, а зовут его... (Петрушка)

Воспитатель: - Правильно, ребята.  Помните, Петрушка обещал, что придет к нам в гости? (Ответы детей). А вы знаете, что это за кукла Петрушка? (Ответы детей – это старинная кукла, с помощью её веселили детей, по казывали спектакли на ярмарках для детей и взрослых). А вы хотите, чтобы Петрушка к нам в гости пришел? (Ответы детей).

                       (В группу «залетает» сорока, ребенок с маской сороки)

  Сорока: Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч! Беда! Беда! Петрушка, шел к вам в гости и заблудился в лесу!

 Воспитатель: - Что же нам делать, ребята? (Дети предлагают варианты ответов).  Правильно, нужно его выручать! Ребята,  прежде чем мы с вами отправимся в путешествие в лес, скажите, а вы знаете,  кто живет в лесу?  (Ответы детей) А как себя нужно вести в лесу? (Ответы детей).

Воспитатель: - Пешком, до леса идти далеко, запрягайте ка коней (гимнастические палочки с мордочками лошадей).- А ты сорока, будешь нам путь в лес показывать!

                Мы поедем на лошадке

                По дорожке ровной, гладкой.

                Но-но, но-но,

                Ты вези нас далеко!

дети берут «лошадок» и под музыку «скачут» по музыкальному залу, ставят своих «лошадок», подходят к воспитателю).

Воспитатель: Где же, в этом лесу искать Петрушку? (ответы-предположения детей). Воспитатель обращает внимание детей на сидевшего под «деревом» ёжика (ребенка в маске).

 – Посмотрите, ребята, кто это?

                       Фыркает, когда сердит
                      Весь колючками покрыт
                      С головы до ножек
                      Зверёк этот…      (Ёжик)

Воспитатель: Правильно, ребята, это ёж. – Ёжик, помоги пожалуйста нам. Мы ищем Петрушку, не видел ли ты его?

Ёжик: Повеселите меня, потешьте, я вам помогу.

Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем ёжику русские народные потешки. Вы знаете почему их так назвали? Кто их сочинял? Для чего?  (Ответы детей). Правильно, потешки, это веселые, короткие стихотворения, которые сочиняли люди на Руси,  чтобы потешить, позабавить своих детей.

                               (дети рассказывают р.н. потешки)

1. Петушок, петушок,             Что ты рано встаешь?

    Золотой гребешок.              Голосисто поешь,

    Масляна головушка,           Деткам спать не даешь.

    Шелкова бородушка.          Кукареку!

2. Как у нашего кота, шубка очень хороша,

    Как у котика усы, удивительной красы!

    Глазки смелые, зубки белые.

3. Зайка беленький сидит и ушами шевелит,

    Вот так, вот сяк, и ушами шевелить.

    Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.

    Вот так, вот сяк, нужно лапочки погреть.

    Зайке холодно стоять, нужно зайке поплясать,

    Вот так, вот сяк, нужно зайке поплясать.

 

    5. Сорока-сорока, кашу варила, деток кормила.

    Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,

    А этому не дала! Ты печку не топил,

    Дров не рубил, воду не носил.

    Тебе ничего не будет!

Воспитатель: Ёжик, тебе понравились потешки? Поможешь нам найти Петрушку?

Ёжик: Очень, понравились. Так и быть, помогу я вам. Идите вот по этой дорожке и увидите Петрушку.

     (Воспитатель и дети идут по дорожке и подходят к ширме с изображением холма и деревьев)

Воспитатель: Ребята, вы видите Петрушку? (Ответы детей) – И я не вижу. Давайте позовем его (кричат «Петрушка!»).

                      (Из-за «холма»  появляется Петрушка)

 Петрушка: Аюшки!

Воспитатель: Петрушка, мы тебя пришли выручать, думали, что ты заблудился, правда ребята? Выходи!

Петрушка: А вы поиграете со мною?

Воспитатель: Ребята, поиграем с Петрушкой? (Ответы детей). (Петрушка прячется). - Ну вот, сказал, что хочет поиграть, а сам пропал! Давайте его позовем!

Дети: Петрушка!

Петрушка: Аюшки!

Дети: Где ты был?

Петрушка: У бабушки.

Что ты принес?

Петрушка: Оладушки.

Дети: Где- же они?

Я их под лавочку положил.

Дети: Какой же ты чудак!

Петрушка: А вы ребята, как?

Дети: (ответы детей).

Петрушка: А-а-а, и я так сделаю.

(Петрушка прячется)

Воспитатель:  Опять пропал Петрушка! (зовут его)

Петрушка: Аюшки!

Дети: Где ты был?

Петрушка: У бабушки.

Дети: Что принес?

Петрушка: Сапожки.

Дети: Где же они?

Петрушка: Я их на тарелку положил!

Воспитатель:  Какой ты, Петрушка, чудак!

Петрушка: А вы бы, ребятки, как? (Ответы детей.)

– А-а-а! И я так сделаю!

Воспитатель: Петрушка, а наши ребята тоже знают народную старинную игру, хочешь посмотреть?

     (дети встают в круг и играют в хороводную игру «Два веселых гуся»)

Петрушка: Какая интересная игра!

Воспитатель: В такие игры играли на Руси дети.

Петрушки: Какие вы веселые, вы мне нравитесь! А еще я люблю русские народные сказки, а вы? (ответы детей).  А какие вы знаете русские народные сказки? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто их сочинял? (Ответы детей). А современные сказки кто сочиняет? (Ответы детей). Слово «сказка» произошло от слова «рассказывать». Давным-давно, на Руси, когда не было еще книжек, чтобы развлечь и занять ребенка родители рассказывали интересные истории, дети запоминали их и когда вырастали, пересказывали своим детям, так они и дошли до наших дней.

 - Петрушка, наши ребята сейчас тебе покажут сказку «Репка».

(дети – артисты надевают маски и драматизируют сказку, дети – зрители смотрят сказку).

Воспитатель: Понравилась тебе сказка, Петрушка?

Петрушка: Да, очень! И вы тоже понравились. Спасибо вам за потешки, игру и сказку.

Воспитатель: (обращает внимание на мешочек у Петрушки) – Петрушка, а это что у тебя?

Петрушка: Ой, чуть не забыл! Это же для вас гостинцы, угощайтесь ребята (дарит детям угощение, дети его благодарят).

- Ребята, мне пора домой, теперь я вас жду к себе в гости. До свидания!

(дети прощаются с Петрушкой)        

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось наше путешествие в лес? (Ответы). Что вам понравилось? (Ответы). Мне понравилось, как вы играли с Петрушкой и рассказывали потешки, а еще интересно вы показали Петрушке р.н. сказку, вы молодцы. Хотите, мы еще придем к Петрушке в гости? (Ответы детей) - Ну, а нам ребята пора в детский сад. Садитесь на лошадок и поедем в группу.

                Мы поедем на лошадке

                По дорожке ровной, гладкой.

                Но-но, но-но,

                Ты вези нас далеко!

                      (под музыку дети уезжают из муз. зала)

                       (В группе дети угощаются гостинцами. Петрушки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе детского сада компенсирующей направленности "В гости к лесным жителям"

Конспект занятия  включает в себя разнообразные задания по активизации словаря по темам  "Дикие животные" , "Домашние животные"  и развитию грамматического строя реч...

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе детского сада "Сказка "Волк и козлята" с элементами драматизации".

Данный материал поможет воспитателю в игровой форме ближе познакомить детей со сказкой "Волк и козлята". Используя настольный театр по сказке вызвать интерес детей к театрализованным играм....

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей средней группы детского сада (образовательная область «Физическая культура на воздухе»)

Конспектнепосредственно образовательной деятельности детей средней группы детского сада (образовательная область «Физическая культура на воздухе»)Тема: «По грибочки в лес пойдем»Цель: Закрепление...

Конспект непрыровной образовательной деятельности в средней группе детского сада. Театрализованная деятельность по сказкам. Тема : «Сказочные герои из разных сказок».

Цель:1.     Учить   вспоминать знакомые сказки («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»), отвечать на вопросы по их сюжету; отгадывать загадкипро сказочных герое , ...

Конспект непрерывно образовательной деятельности в средней группе детского сада Образовательная область: речевое развитие Тема: «Куклы переезжают»

Цель: расширить и закрепить знания детей о предметах мебели. Задачи: ОО «Речевое развитие»­   Активизировать словарь детей по теме «Мебель».­   Формировать связную речь, ...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе детского сада. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Рисование.Тема: «Ежик»

Цель: развитие творческих способностей детей через знакомство с нетрадиционной техникой рисования: метод «тычка» – рисование жесткой полусухой кистью....