Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе детского сада компенсирующей направленности "В гости к лесным жителям"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме
Конспект занятия включает в себя разнообразные задания по активизации словаря по темам "Дикие животные" , "Домашние животные" и развитию грамматического строя речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_v_gosti_k_lesnym_zhitelyam.docx | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«В гости к лесным жителям»
Цель: Закрепление умения образовывать существительные с помощью суффиксов -ОНОК, -ЕНОК, - АТ, -ЯТ.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнить и расширить словарь по темам «Домашние животные» и «Дикие животные»;
- Совершенствовать грамматический строй речи (образование и употребление имен существительных в форме творительного падежа, существительных с помощью суффиксов -онок, -енок, -ат, -ят, согласование числительных с существительными),
- Закреплять навыки счета в пределах пяти;
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать просодическую сторону речи;
- Развивать зрительное внимание, память, мышление;
- Совершенствовать артикуляционную моторику;
- Совершенствовать умение координировать речь с движением;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Развивать коммуникативные навыки ребенка
- Воспитывать доброжелательное, отзывчивое отношение к людям и животным; формировать бережное отношение к природе, диким и домашним животным.
Оборудование:
Разрезные картинки с изображением домашних животный, плоские изображения домашних и диких животных, игра «Кто, чем питается?», картина с изображение берлоги, норы и дупла, конверты.
Использование современных образовательных технологий:
- Здоровьесберегающая технология (двигательная, коррекционная терапия)
- Информационно-коммуникативные технологии (подбор иллюстративного материала, использование презентации в программе Power Point «Поиск детеныша»)
- Технологии развивающего обучения (игровые технологии, частично-поисковый, эвристический метод, мозговой штурм, уровневая дифференциация)
- Сотрудничество, содружество (взрослый+ребенок, ребенок+ребенок)
- Решение проблемных ситуаций
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье, социализация, познание, безопасность
Предварительная работа. Чтение рассказов Е. Чарушина «Лисята», И. Соколова-Микитова «Белка», М. Пляцковский «Ежик, которого можно было погладить»
Ход занятия
- Организационный момент.
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие. На ковре разложены конверты с разрезными картинками по теме: «домашние животные». На конверте изображен домик.
Логопед: Посмотрите на конвертики, которые лежат перед вами. Что на них изображено?
Ребенок: Домики.
Логопед: Каждый из вас может выбрать себе домик. В конвертиках с красным кружочком задания посложнее, с синим - не очень трудно (технология развивающего обучения: уровневая дифференциация). Каждый из вас может выбрать такое задание, какое ему сегодня хочется (дети выбирают конвертики).
Открывайте конвертики, посмотрите, что в них находится?
Ребенок: Разрезанная картинка
Логопед: Если вы соберете картинку, то сможете назвать хозяина вашего домика?
Дети собирают разрезные картинки (Если кто-то из детей не справляется с заданием, логопед предлагает другому ребенку ему помочь). /метод сотрудничества/
Логопед. Кто живет в твоем домике?
- й ребенок. В моем домике живет поросенок
- й ребенок. В моем домике живет жеребенок
- й ребенок. В моем домике живет козленок.
- й ребенок. В моем домике живет котенок.
Логопед. Правильно. Молодцы!
Логопед меняет разрезную картинку целую картинку с изображением домашнего животного.
Логопед. Теперь ты будешь у нас кем?
Ребенок: Я буду козленком.
А Катя будет у нас кем?
2 ребенок: Я буду котенком. И т.д.
Логопед. Как выдумаете, вы дикие животные или домашние.
Дети. Домашними животными.
Логопед. Правильно, домашние.
Логопед. Взгляните в окно, какое сейчас время года /частично-поисковый метод/.
Ребенок. Зима.
Логопед. Наши животные живут вместе с человеком, и человек за ними ухаживает, кормит, у них есть домик. Но мы все знаем, что есть и другие животные, которые обитают в лесу. И им сейчас очень тяжело добывать пишу. Давайте им отнесем угощение. Только я не знаю, кто нас сможет довести до леса. Кто из нас умеет возить людей.
Ребенок. Жеребенок.
Логопед. Нас много, а ты один. Как ты все нас отвезешь?/решение проблемной ситуации/
Ребенок. Садитесь в сани. Давайте все встанем и пойдем в лес.
Звучит фонограмма «Стук копыт», дети садятся за стол.
Логопед. Мы оказались на лесной полянке. Ау, ау. Что-то я никого не вижу. Наверное, все лесные звери спрятались. Потому, что они очень осторожные и сначала присматриваются, кто к ним пришел.
И вести в лесу себя надо тихо, а то мы напугаем лесных жителей. Посмотрите, что я нашла (достает конверт). Кажется это письмо от лесных жителей. Они появятся на полянке, если мы отгадаем загадки. /игровая технология: сюрпризный момент/
- Отгадывание загадок о диких животных. /мозговой штурм/
Логопед. Сейчас я прочитаю вам загадку о диком животном. Если мы сможем отгадать зверек сразу и появится.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пышный хвост-краса. Кто это?
Дети. Это лиса.
Логопед. Как вы догадались?
Дети. Она рыжая, у нее пышный хвост.
Логопед помещает картинку с изображением лисенка на доску.
Логопед. Слушайте следующую загадку.
В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой.
Дети. Это еж.
Логопед. Почему вы так думаете?
Дети. Он колючий, у него есть иголки.
Логопед. И последняя загадка.
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну конечно, это...
Дети. ...Белка.
Логопед. Почему вы так думаете?
Дети. Она любит орешки, у нее пышный хвостик.
Логопед. Молодцы! Отгадали все загадки лесных зверей.
- Подвижная игра по стихотворению М. Пляцковского «Подожди, колючий еж». (Координация речи с движением, развитие подвижности) /здоровьесберегающая технология/
Логопед приглашает детей на ковер и выполняет упражнение вместе с ними.
Подожди, колючий еж. Прямые руки в стороны, затем перед грудью
Ты скажи: куда идешь?
К рыжим белкам я иду, Ходьба на месте с высоким поднятием
Им иголки я несу. колена и энергичными взмахами руками.
Пять портних за пять минут Вращение сцепленными в замок кистями
Рукавицы мне сошьют. Поочередно загибают пальцы правой
Прыжки на месте. руки в ладони. Поочередно загибают пальцы
левой руки в ладони. В конце встряхивают кистями
Логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображения медвежонка и волчонка, а на столе раскладывает плоскостные изображения «угощения» для диких животных.
Логопед: Посмотрите, сколько новых животных появилось на нашей полянке. Ребенок: На полянке появились медвежонок и волчонок.
Логопед: Давайте вместе посчитаем, сколько всего диких зверей сейчас на поляне?
Ребенок: Один, два, три, четыре, пять. Всего пять животных.
Еще раз считаем хором. Уточняем, что на полянке всего пять животных.
- Игра «Угости животных». [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме творительного падежа).]
Логопед. А мы принесли им угощение. Давайте вспомним, чем питаются дикие животные, и подберем угощения для них. Вы будете прикреплять угощение рядом с животным, и начинать свой ответ словами «я угощу...» /частично-поисковый метод/
- й ребенок. Я угощу медведя медом.
- й ребенок. Я угощу белку орешками.
- й ребенок. Я угощу зайца морковкой.
- й ребенок. Я угощу волка мясом.
Логопед. Молодцы! Животные вас благодарят.
5. Специальная артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада свистящих звуков.]
Логопед приглашает детей к зеркалу, напоминает, как нужно сесть, предлагает сделать упражнения «Щеточка», «Мостик качается», «Заборчик».
Каждое упражнение повторяется 3—4 раза. После каждого упражнения логопед предоставляет детям возможность для расслабления и отдыха, напоминает, что нужно проглотить слюну. /здоровьесберегающая технология/
- Расслабляющая гимнастика для глаз. /здоровьесберегающая технология/
Логопед: Нам пора собираться домой. Покажите нам дорогу домой. А мы будем внимательно смотреть (логопед следит, чтобы дети не поворачивали голову или туловище).
Логопед: Белочка, покажи нам, пожалуйста, дорогу.
Логопед двигает плоским изображением белочки вверх - вниз.
Дети внимательно смотрят за движением.
Логопед: Кажется, мы опять оказались на полянке у дерева. Наверное, белочка знает дорогу только к своему домику. Как называется ее домик? Ребенок: Ее домик называется дупло.
Логопед: Может медвежонок нам поможет? Медвежонок, покажи нам дорогу.
Логопед двигает картинкой с изображением медведя вправо - влево. Логопед: Ребята, где мы с вами оказались?
Ребенок: На полянке у дерева.
Логопед: Наверное, медвежонок знает дорогу только к своему домику. Как называется его домик?
Ребенок: его домик называется берлога
Логопед: Ребята кого мы еще попросим показать нам дорогу?
Дети выбирают животное (например: лисенок).
Логопед двигает этим изображением выбранного животного (лисенка) по траектории в виде знака бесконечности.
Логопед: Мы опять на полянке. Потому, что лисенок живет где?
Ребенок: Лисенок живет в норе.
Логопед: Ребята, я думаю, наши зверята не знают дорогу к нашему домику потому, что они еще маленькие. А детям нельзя уходить далеко от дома, и гулять только со взрослыми /решение проблемных ситуаций/.
- Логопед. Давайте попросим лошадку отвести нас домой. Она, наверное, знает дорогу?
Ребенок: Садитесь, я вас отвезу (Звучит фонограмма «Стук копыт». Дети садятся за стол.
Включить презентацию ( использование ЭОР) «Поиск детеныша» /частично-поисковый метод,/
Логопед: Посмотрите, кажется, ваши мамы уже вас ищут. Кого ищет мама-кошка?
Ребенок: Она ищет котенка.
Логопед: А кого ищет мама-собака?
Ребенок: щенка и т.д.
- Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед просит детей рассказать, чем они занимались сегодня, что им понравилось на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непсредственно образовательной деятельности в средней группе детского сада. Тема: "Мы хотим расти здоровыми"
Материал посвящён воспитанию у детей понимания ценности здоровья, потребности быть здоровыми, закреплении знаний о полезных привычках, углублении знаний детей о прдуктах питания и их влиянии на здоров...
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...
Конспект непрыровной образовательной деятельности в средней группе детского сада. Театрализованная деятельность по сказкам. Тема : «Сказочные герои из разных сказок».
Цель:1. Учить вспоминать знакомые сказки («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»), отвечать на вопросы по их сюжету; отгадывать загадкипро сказочных герое , ...
Конспект непрерывно образовательной деятельности в средней группе детского сада Образовательная область: речевое развитие Тема: «Куклы переезжают»
Цель: расширить и закрепить знания детей о предметах мебели. Задачи: ОО «Речевое развитие» Активизировать словарь детей по теме «Мебель». Формировать связную речь, ...
Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц.
Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц....
«Одуванчик для бабочки» (конспект непосредственно образовательной изобразительной деятельности в средней группе)
Развитие умения детей работать с акварельными красками и кистью, рисовать способом примакивания кисти; проведения сплошной линии сверху вниз всем ворсом. Знакомить детей с фазами развития ...
Конспект по познавательной деятельности в средней группе детского сада «Доброту возьми в дорогу»
Цель: Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и то, как приятно дарить добро другим; учить сопереживать; воспитывать желание прийти на помощь тем, кто в ней нуждаетс...