Конспект логопедического занятия на тему "Откуда пришел хлеб"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи на тему: «Откуда пришел хлеб». Для детей с ТНР 5-7 лет
Конспект занятия
Учитель-логопед МАДОУ «ДСКВ №35» п. Бугры
Крушинская Э. Б.
Тема проекта: «Откуда пришел хлеб»
Тип: познавательно-исследовательский.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 день)
Участники проекта: дети старшего возраста от 5 до 7 лет, учитель-логопед.
Актуальность проекта: В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь идет о хлебе.
Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка!
В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку.
С детских лет необходимо учить бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству, чтобы дети знали о труде людей, выращивающих хлеб, и относиться к хлебу бережно.
Программное содержание:
Цель: формировать представления детей, о том какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе, и способствовать воспитанию бережного отношения к хлебу.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда,
- расширять представления о хлебобулочных изделиях,
- учить детей рассуждать,
- совершенствование навыков рассматривании картины, формирование целостного представления об изображенном на ней.
Развивающие задачи:
- развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний,
- развивать у детей образное мышление. Фантазию, творческие способности,
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.
Грамматический строй речи:
- Развитие мелкой моторики и согласование речи с движением.
- Развитие мелкой моторики, ловкости, тактильной чувствительности.
- Образование относительных прилагательных
- Развитие речевого слуха.
- Совершенствование навыка звукового анализа слов.
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма,
- воспитывать культуру речи, взаимовыручку, дружеских отношений.
Организационный момент:
Логопед приглашает детей в кабинет, дети становятся в круг друзей и произносят приветствие (речь с движением)
Здравствуй небо голубое, поднимают правую руку
Здравствуй солнце золотое, поднимают левую руку
Здравствуй вольный ветерок, покачивают руками
Здравствуй маленький дубок! садятся на корточки, руки перед собой
Здравствуй утро, встают и подают вперед правую руку
Здравствуй день! подают вперед левую руку
Нам здороваться не лень!!! Прижимают обе руки к груди.
Введение:
Логопед приглашает детей к столу, на котором стоит поднос с игрушечными хлебобулочными изделиями.
Логопед:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют. (Я.Аким)
-Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о хлебе и людях, которые растят хлеб и пекут для нас с вами вот такие изделия. Что вы видите на подносе?
- Игрушечные хлебобулочные изделия.
- Каждый из вас может взять по одной игрушке и назвать хлебобулочное изделие, и определите первый звук в названии. Дайте, пожалуйста, характеристику звукам.
После пройдите к стулу и займите свое место.
Примерные ответы детей:
- Хлеб. Первый звук Х, он глухой твердый согласный.
- Батон. Первый звук Б, от звонкий твердый согласный и т.д. (Ватрушка, рулет, пирожное, пирожок, кекс, круассан)
Логопед:
- Очень хорошо. Вы правильно определили первые звуки в словах и хорошо рассказали о звуках.
Введение в проблему: Сегодня утром я повстречала Ежика и рассказала ему о том, какое занятие я для вас приготовила. И оказалось, что он совершено ничего не знает о хлебе. Ребята давайте поможем ежику и расскажем ему и возможно вместе с ним узнаем что-то новое?
Я посажу ежика рядом с вами, и он будет тихонько слушать и учиться!
Хорошо?
Логопед помещает на доску картину «Золотая рожь»
Сейчас я прочитаю вам рассказ о хлебе, слушайте внимательно.
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев в нем видимо-невидимо. И все немного усатые. Надя спросила:
-Бабушка, а что тут растет?
-Хлеб, внученька.
-Хлеб? А булки?
-И булки здесь, внученька.
-А баранки?
-И баранки, здесь.
-А пряники?
-И пряники здесь.
Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники.
- Вот такой рассказ. А вы поняли, что растет в поле?
(рожь, пшеница)
-Что люди делают, когда рожь и пшеница созреют?
(убирают их с поля)
-Верно! Посмотрите на картину. Хлеборобы начали убирать рожь с полей. Какую технику вы видите на переднем плане?
( Большой красный комбайн и голубой самосвал)
-Расскажите, что делает комбайн.
(Комбайн убирает рожь и сыплет зерно в кузов самосвала)
-Кого мы видим за штурвалом комбайна?
(в кабине мы видим комбайнера)
-Правильно. Комбайнер управляет большой и сильной машиной. У него интересная и трудная работа. Какую технику вы видите на поле вдалеке?
(Еще один комбайн)
- Чтобы убрать урожай быстро, в поле вышло много комбайнов.
- А теперь скажите, понравилась ли вам картина и почему?
(ответы детей)
-А куда же потом везут зерно?
(на мельницу)
- А вы когда-нибудь видели настоящие зерна?
Я вам принесла зерна кукурузы и овса, только пока несла все перемешала. Я вам предлагаю провести соревнование. Вы должны на скорость разложить в разные стаканчики зерна кукурузы и овса. Кто скорее? Начнете выполнять задания на счет «три».
Дидактическая игра «Кто скорее?»
Цель: Развитие мелкой моторики, ловкости, тактильной чувствительности. Материалы: поднос с зернами кукурузы и овса и по два маленьких стаканчика.
- А что сделают с зерном на мельнице?
(сделают муку)
Давайте поиграем!? Выходите из-за стола, вставайте как удобно!
Я буду кидать каждому из вас мячик и буду спрашивать какая мука?
Дидактическая игра с мячом «Какая мука?»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи – образование относительных прилагательных.
Мука из ржи - какая? Ржаная
Мука из овса - какая? Овсяная
Мука из ячменя – какая? Ячменная
Мука из кукурузы – какая? Кукурузная
Мука из пшена - какая? Пшенная
Отлично! Вы правильно образовали слова.
Логопед приглашает детей на ковер.
-Когда муку привезут в пекарню, что с ней делают?
( из муки тесто)
- А потом?
( из теста пекут хлеб, булку, пряники, бублики)
-А как называется магазин в котором продают хлебобулочные изделия?
(Булочная)
А теперь сыграем в игру, которая называется «Чего не купишь в булочной?».
Дидактическая игра «Чего не купишь в булочной?»
Цель: Развитие речевого слуха. Совершенствование грамматического строя речи.
Я перечисляю продукты, а вы отгадываете, чего не купишь в булочной.
Хлеб, бублики, сметана, булочки.
- в булочной не купишь сметану.
Батон, сухари, рыба, печенье.
- в булочной не купишь рыбу.
Ватрушка, пирожное, сушки, колбаса.
- в булочной не купишь колбасу.
Кекс, пирог, творог, крекер.
- в булочной не купишь творог.
А теперь я предлагаю образовать слова одной семейки от слова ХЛЕБ.
Игра «Слова одной семейки»
Цель: Образование однокорреных слов.
- как ласково назвать хлеб? Хлебушек.
-как назвать магазин, где продается хлеб? Хлебный.
-как называется ящик для хранения хлеба? Хлебница.
-как называют гостеприимного человека? Хлебосольный.
Молодцы! Очень хорошо!
- Теперь я предлагаю вам устроить пикник для нашего Ежика.
Логопед выносит поднос с посудой, приборами и игрушечными хлебобулочными изделиями, скатерть. Дети накрывают на ковре пикник.
- И последняя игра
Дидактическая игра «В гостях у Федоры».
Цель: Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи.
Перед детьми поднос накрытый полотенцем. На подносе самовар, чашка и блюдце, игрушечные хлебобулочные изделия.
-Ребята, послушайте пожалуйста текст:
А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит
И пыхтит,
На Федору поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай
Федора Егоровна!»
- Из какой сказки? А кто написал? Молодцы!
Федору посуда простила и решила чаем напоить.
Представьте, что мы с вами тоже пришли к Федоре на чай. Посмотрите внимательно на угощение, которое приготовила для нас Федора, а потом закройте глаза.
-Чего не стало?
-Не стало ватрушки, чашки, самовара, пирожка, пирожного
- Чего не было раньше?
-Раньше не было сушек, пирога, рогалика.
Рефлексия с последующей постановкой проблемы:
Обсуждаем с детьми, что понравилось.
- Ребята, вы сегодня все были большие молодцы!!!
Справились со всеми играми и заданиями!
- Что понравилось больше всего? Может быть, было то, что не понравилось и почему?
А все ли получилось? Что вы можете сегодня вечером рассказать своим папам и мамам о хлебе?
-Как вы думаете, Ежик теперь все знает о хлебе?
- Сегодня мы узнали, какой трудный путь проходит хлеб, прежде чем оказаться у нас на столе. Хлеб нужен людям, чтобы быть сильными, здоровыми. Хлеб надо беречь. Доедать до последней крошечки. В старину люди говорили: «В последней крошечке вся сила!». Его нельзя выбрасывать, оставшиеся кусочки можно отдать животным и птицам.
Ежик благодарит детей за помощь и обещает еще придти в гости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb.docx | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №35» п. Бугры
(МАДОУ «ДСКВ №35» п. Бугры)
Методическая разработка
Конспект занятия
по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи на тему: «Откуда пришел хлеб»
Для детей с ТНР 5-7 лет
Выполнил: Крушинская Э.Б.,
Учитель-логопед
Ленинградская область,
п. Бугры.
2022г.
Конспект занятия
Учитель-логопед МАДОУ «ДСКВ №35» п. Бугры
Крушинская Э. Б.
Тема проекта: «Откуда пришел хлеб»
Тип: познавательно-исследовательский.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 день)
Участники проекта: дети старшего возраста от 5 до 7 лет, учитель-логопед.
Актуальность проекта: В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь идет о хлебе.
Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка!
В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку.
С детских лет необходимо учить бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству, чтобы дети знали о труде людей, выращивающих хлеб, и относиться к хлебу бережно.
Программное содержание:
Цель: формировать представления детей, о том какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе, и способствовать воспитанию бережного отношения к хлебу.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда,
- расширять представления о хлебобулочных изделиях,
- учить детей рассуждать,
- совершенствование навыков рассматривании картины, формирование целостного представления об изображенном на ней.
Развивающие задачи:
- развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний,
- развивать у детей образное мышление. Фантазию, творческие способности,
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.
Грамматический строй речи:
- Развитие мелкой моторики и согласование речи с движением.
- Развитие мелкой моторики, ловкости, тактильной чувствительности.
- Образование относительных прилагательных
- Развитие речевого слуха.
- Совершенствование навыка звукового анализа слов.
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма,
- воспитывать культуру речи, взаимовыручку, дружеских отношений.
Организационный момент:
Логопед приглашает детей в кабинет, дети становятся в круг друзей и произносят приветствие (речь с движением)
Здравствуй небо голубое, поднимают правую руку
Здравствуй солнце золотое, поднимают левую руку
Здравствуй вольный ветерок, покачивают руками
Здравствуй маленький дубок! садятся на корточки, руки перед собой
Здравствуй утро, встают и подают вперед правую руку
Здравствуй день! подают вперед левую руку
Нам здороваться не лень!!! Прижимают обе руки к груди.
Введение:
Логопед приглашает детей к столу, на котором стоит поднос с игрушечными хлебобулочными изделиями.
Логопед:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют. (Я.Аким)
-Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о хлебе и людях, которые растят хлеб и пекут для нас с вами вот такие изделия. Что вы видите на подносе?
- Игрушечные хлебобулочные изделия.
- Каждый из вас может взять по одной игрушке и назвать хлебобулочное изделие, и определите первый звук в названии. Дайте, пожалуйста, характеристику звукам.
После пройдите к стулу и займите свое место.
Примерные ответы детей:
- Хлеб. Первый звук Х, он глухой твердый согласный.
- Батон. Первый звук Б, от звонкий твердый согласный и т.д. (Ватрушка, рулет, пирожное, пирожок, кекс, круассан)
Логопед:
- Очень хорошо. Вы правильно определили первые звуки в словах и хорошо рассказали о звуках.
Введение в проблему: Сегодня утром я повстречала Ежика и рассказала ему о том, какое занятие я для вас приготовила. И оказалось, что он совершено ничего не знает о хлебе. Ребята давайте поможем ежику и расскажем ему и возможно вместе с ним узнаем что-то новое?
Я посажу ежика рядом с вами, и он будет тихонько слушать и учиться!
Хорошо?
Логопед помещает на доску картину «Золотая рожь»
Сейчас я прочитаю вам рассказ о хлебе, слушайте внимательно.
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев в нем видимо-невидимо. И все немного усатые. Надя спросила:
-Бабушка, а что тут растет?
-Хлеб, внученька.
-Хлеб? А булки?
-И булки здесь, внученька.
-А баранки?
-И баранки, здесь.
-А пряники?
-И пряники здесь.
Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники.
- Вот такой рассказ. А вы поняли, что растет в поле?
(рожь, пшеница)
-Что люди делают, когда рожь и пшеница созреют?
(убирают их с поля)
-Верно! Посмотрите на картину. Хлеборобы начали убирать рожь с полей. Какую технику вы видите на переднем плане?
( Большой красный комбайн и голубой самосвал)
-Расскажите, что делает комбайн.
(Комбайн убирает рожь и сыплет зерно в кузов самосвала)
-Кого мы видим за штурвалом комбайна?
(в кабине мы видим комбайнера)
-Правильно. Комбайнер управляет большой и сильной машиной. У него интересная и трудная работа. Какую технику вы видите на поле вдалеке?
(Еще один комбайн)
- Чтобы убрать урожай быстро, в поле вышло много комбайнов.
- А теперь скажите, понравилась ли вам картина и почему?
(ответы детей)
-А куда же потом везут зерно?
(на мельницу)
- А вы когда-нибудь видели настоящие зерна?
Я вам принесла зерна кукурузы и овса, только пока несла все перемешала. Я вам предлагаю провести соревнование. Вы должны на скорость разложить в разные стаканчики зерна кукурузы и овса. Кто скорее? Начнете выполнять задания на счет «три».
Дидактическая игра «Кто скорее?»
Цель: Развитие мелкой моторики, ловкости, тактильной чувствительности. Материалы: поднос с зернами кукурузы и овса и по два маленьких стаканчика.
- А что сделают с зерном на мельнице?
(сделают муку)
Давайте поиграем!? Выходите из-за стола, вставайте как удобно!
Я буду кидать каждому из вас мячик и буду спрашивать какая мука?
Дидактическая игра с мячом «Какая мука?»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи – образование относительных прилагательных.
Мука из ржи - какая? Ржаная
Мука из овса - какая? Овсяная
Мука из ячменя – какая? Ячменная
Мука из кукурузы – какая? Кукурузная
Мука из пшена - какая? Пшенная
Отлично! Вы правильно образовали слова.
Логопед приглашает детей на ковер.
-Когда муку привезут в пекарню, что с ней делают?
( из муки тесто)
- А потом?
( из теста пекут хлеб, булку, пряники, бублики)
-А как называется магазин в котором продают хлебобулочные изделия?
(Булочная)
А теперь сыграем в игру, которая называется «Чего не купишь в булочной?».
Дидактическая игра «Чего не купишь в булочной?»
Цель: Развитие речевого слуха. Совершенствование грамматического строя речи.
Я перечисляю продукты, а вы отгадываете, чего не купишь в булочной.
Хлеб, бублики, сметана, булочки.
- в булочной не купишь сметану.
Батон, сухари, рыба, печенье.
- в булочной не купишь рыбу.
Ватрушка, пирожное, сушки, колбаса.
- в булочной не купишь колбасу.
Кекс, пирог, творог, крекер.
- в булочной не купишь творог.
А теперь я предлагаю образовать слова одной семейки от слова ХЛЕБ.
Игра «Слова одной семейки»
Цель: Образование однокорреных слов.
- как ласково назвать хлеб? Хлебушек.
-как назвать магазин, где продается хлеб? Хлебный.
-как называется ящик для хранения хлеба? Хлебница.
-как называют гостеприимного человека? Хлебосольный.
Молодцы! Очень хорошо!
- Теперь я предлагаю вам устроить пикник для нашего Ежика.
Логопед выносит поднос с посудой, приборами и игрушечными хлебобулочными изделиями, скатерть. Дети накрывают на ковре пикник.
- И последняя игра
Дидактическая игра «В гостях у Федоры».
Цель: Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи.
Перед детьми поднос накрытый полотенцем. На подносе самовар, чашка и блюдце, игрушечные хлебобулочные изделия.
-Ребята, послушайте пожалуйста текст:
А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит
И пыхтит,
На Федору поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай
Федора Егоровна!»
- Из какой сказки? А кто написал? Молодцы!
Федору посуда простила и решила чаем напоить.
Представьте, что мы с вами тоже пришли к Федоре на чай. Посмотрите внимательно на угощение, которое приготовила для нас Федора, а потом закройте глаза.
-Чего не стало?
-Не стало ватрушки, чашки, самовара, пирожка, пирожного
- Чего не было раньше?
-Раньше не было сушек, пирога, рогалика.
Рефлексия с последующей постановкой проблемы:
Обсуждаем с детьми, что понравилось.
- Ребята, вы сегодня все были большие молодцы!!!
Справились со всеми играми и заданиями!
- Что понравилось больше всего? Может быть, было то, что не понравилось и почему?
А все ли получилось? Что вы можете сегодня вечером рассказать своим папам и мамам о хлебе?
-Как вы думаете, Ежик теперь все знает о хлебе?
- Сегодня мы узнали, какой трудный путь проходит хлеб, прежде чем оказаться у нас на столе. Хлеб нужен людям, чтобы быть сильными, здоровыми. Хлеб надо беречь. Доедать до последней крошечки. В старину люди говорили: «В последней крошечке вся сила!». Его нельзя выбрасывать, оставшиеся кусочки можно отдать животным и птицам.
Ежик благодарит детей за помощь и обещает еще придти в гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия на тему «Откуда хлеб пришел» в подготовительной группе для детей с ТНР (подгрупповое).
Развитие речи, окружающий мир....
конспект логопедического занятия "Хлеб. Кубань - житница России".
Занятие подготовлено для детей-логопатов, в нём раскрывается заявленная тема и даются грамматические задания. Применение регионального компонента дополняет и помогает глубже понять значение хлеба для ...
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "Хлеб - всему голова"
Конспект занятия учителя-логопеда....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительные группы на тему: «Откуда хлеб пришёл»
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительные группы на тему: «Откуда хлеб пришёл»...
Конспект организованной образовательная деятельности «Откуда пришел хлеб?» по тестопластике во 2 младшей группе №8
Конспект организованной образовательная деятельностипо тестопластике во 2 младшей группе...
Конспект интегрированного логопедического занятия старшая группа «Откуда хлеб пришел».
-Закрепление и расширение знаний детей о профессиях и технике по теме;-образование существительных во множественном числе родит. падежа; родственных, сложных слов.-закрепление навыков словообразования...
План-конспект логопедического занятия "Откуда хлеб пришел?"
З Закрепление знаний о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве. Воспитание у детей бережного отношения к хлебу, уважение к людям, которые его выращивают....