Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительные группы на тему: «Откуда хлеб пришёл»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Анна Сергеевна

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительные группы на тему: «Откуда хлеб пришёл»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb.docx618.31 КБ

Предварительный просмотр:

http://sundekor.ru/wp-content/uploads/media/%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1-%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/image2.jpeghttp://interesnyesaity.ru/wp-content/uploads/wheat-vector.jpg

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

Конспект открытого занятия

        по формированию лексико-грамматических категорий

для детей 6-7 лет

(логопедическая группа)

на Тему:

«Откуда хлеб пришёл?»

(Лексическая тема: Сельскохозяйственные работы. Хлеб)

                                                                                                   

                                                                                                       

                                                                                           Выполнил: учитель-логопед

                                                                                 Кузнецова Анна Сергеевна

                                                                     

                                                                      2018 год

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительные группы на тему: «Откуда хлеб пришёл»

Цель: обогащение знаний дошкольников по формированию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Хлеб»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по лексической теме «Хлеб»;

-закреплять знания детей о хлебе, как об одном из величайших богатств на Земле;

-упражнять в образовании качественных прилагательных;(Д/и « Какой хлеб»)

- упражнять в согласовании прилагательных с существительными; подбирать глаголы к существительному;

-развивать связную речь; составление предложений;

-продолжать развивать умение образовывать относительные прилагательные

( Д/и» Какой ,какая, какое»)

-закреплять умение чётко и правильно отвечать на поставленные вопросы.

Коррекционно-развивающие:

-развивать познавательные процессы: память, внимание, логическое мышление;

-закреплять умение объяснять и активизировать в речи детей пословиц о хлебе;

-формировать умения делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;

-упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий;

-закреплять названия профессий людей, производящих хлеб;

-развивать общую и мелкую моторику; тактильные ощущения;

-развивать коммуникативные умения и навыки.

Коррекционно-воспитательные:

-формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности;

-воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые его выращивают;

Материал и оборудование: сюжетные картинки по теме занятия, мячик Су-джок, мука пшеничная, мука ржаная, колосья, зёрна пшеницы, мяч.

Предварительная работа:

-рассматривание картин по теме «Хлеб всему голова»;

-отгадывание загадок про хлеб и хлебобулочные изделия;

-чтение пословиц и стихотворений (Т.А. Шорыгина) о хлебе, разъяснение их смысла;

-беседы на тему: «Весенние работы в поле»,

                                 

 Ход образовательной деятельности:

1 Организационно-мотивационный этап.

Логопед: 
-Ребята к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь.

    -Сегодня мы с вами поговорим об очень важном продукте на каждом столе. А вот о чем мы будем говорить сегодня вы узнаете отгадав загадку:

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)

Дети:
-Хлеб.
 

Логопед:
-Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый и ароматный. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне сейчас и расскажете.

2 Практический этап.

Дидактическая игра «Какой хлеб?» (Дети стоят в кругу и передают по кругу мячик  и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)
Логопед:
-Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл?

Дети:
-Его покупают в магазине.
Логопед: 
-Сегодня я расскажу вам , как он попал в магазин. Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?
Дети:
-Пекут из муки.
Логопед: 
-А что такое мука, из чего её получают?
Дети:
-Из зёрен.
Логопед: 
-Правильно. Я предлагаю вам присесть  за столы и посмотреть. (На столах у детей  мука, а рядом зерно).

Дети проходят на свои места.

Логопед: 

-Это зёрна пшеницы из таких зёрен делают пшеничную муку. Получается пшеничный, белый хлеб. Потрогайте, какое зерно?

Дети:

-Желтое, твердое.

Логопед

 -Какая мука? Потрогайте её.

Дети:
-Мягкая, белая, сыпучая, сухая.

Логопед:
-Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку

-Для того чтобы хлеб появился у нас на столе, трудится очень много людей разных профессий. Давайте их назовём:

Игра» Угадай профессию» Пополнение знаний по теме « Хлеб»

-Кто работает на тракторе? (тракторист)

-Кто работает на комбайне? (комбайнёр)

-Кто пашет землю? (пахарь)

-Кто выращивает хлеб? (хлебороб)

-Кто работает на мельнице? (мельник)

-Кто работает в пекарне? (пекарь)

Логопед:
-Давайте вспомним какую  работу выполняют  люди этих профессий?

Игра «Составь предложение» Развитие связной речи.

Логопед:
-Посмотрите на картинки и расскажите, к какой из них подходит слово
« пахать»?

Ребёнок:( выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет предложение):

-Тракторист пашет землю.

Логопед:
- Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.

Логопед:

- Посмотрите и скажите, к какой из картинок подходит слово «боронить»?

Ребёнок:(выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет предложение):

-Трактор с бороной  рыхлит  землю.

Логопед:

- И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять!

- Посмотрите и скажите, к какой из этих картинок подходит слово «сеять»?

Ребёнок:(выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет предложение):

-Сеялка сеет зерно.

Логопед:

-К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все  лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое, ещё его называют « золотое поле» .Давайте и мы свами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
Дети садятся на места.

Логопед:

- Ну вот зёрна созрели. Посмотрите на картинки и скажите, к какой из них подходят слова «убирать урожай»?

Ребёнок:(выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет предложение):

-Комбайнёры убирают урожай пшеницы.

Логопед:

- Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые подъезжают по сигналу комбайнера.

-Подумайте, к какой картинке подойдёт слово « хранить»

Ребёнок:(выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет предложение):

-Зерно хранится в хранилище.

Логопед:

- Хранилища эти называются  « элеваторы», большие комплексы для хранения зерна.
-Посмотрите и расскажите, к какой из картинок  подходит слово
«молоть»?

Ребёнок:(выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет предложение):

- На мельнице мелят зерно и получают муку.

Логопед:

-На мельнице измельчают зерно и получают муку

-А сейчас мы поиграем в игру:

Игра « Какой, какая, какое» Образование относительных прилагательных.( Игра проводится в кругу с мячиком су-джок, дети передают друг другу мячик су-джок прокручивая его в ладонях. Педагог  задаёт вопрос.

- Колосок риса ( какой?) –рисовый.

-Поле с пшеницей ( какое?)-пшеничное.

-Каша из пшена (какая?) пшенная.

-Колосок ржи (какой?) ржаной.

-Поле с овсом (какое?) овсяное.

-Каша из гречихи (какая?) гречневая.

-Хлеб из пшеницы (какой?) пшеничный.

-Поле с рожью (какое?)ржаное.

-Каша из овса (какая?)овсяная.

-Колосок пшеницы(какой?)пшеничный.

-Хлеб из ржи (какой?)ржаной.

-Тесто из пшеничной муки(какое?)пшеничное.

-Мука из ржи(какая?)ржаная.

-Тесто из ржаной муки(какое?) ржаное.

Дети присаживаются на стулья.

Логопед:

- Ребята, а куда потом отправляется мука?

Дети:
- Мука отправляется на хлебозавод, пекарню.

Логопед:

-Подумайте и скажите,  к какой картинке подходит  слово « выпекать»

Ребёнок:(выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет предложение):

-В пекарне (хлебозаводе) пекут хлеб из муки.

Логопед:

- Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны. В чан  добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто.

Пальчиковая гимнастика  «Каравай»
Мешу, мешу тесто, (сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху  вниз, как будто месим тесто)
Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй. ( круговые движения ладонями друг об друга)

Логопед:

-И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб испечется, его грузят на машины и везут в магазины.

-Как можно одним словом назвать изделия, которые можно изготовить  из муки?
Дети:

-Хлебобулочные изделия.
Логопед:

- Какие хлебобулочные изделия вы знаете?

Дети:

-Сухарь, баранка, бублик, пряник, булка, ватрушка, батон.

3 Рефлексивно-оценочный этап.

Логопед:

-Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.

К сожалению, иногда можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом.

Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену и поэтому берегут его. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети:
(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».
«Кто трудится рад, тот хлебом богат».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».

Логопед:

-Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети:
-Пашут, боронуют(рыхлят), сеют.
Логопед:

-Какие машины помогают хлеборобам ?
Дети:
- Хлеборобам помогают трактора, комбайны, грузовые машины.
Логопед:

-Как нужно относиться к хлебу?
Дети:
-Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
Логопед: - Ну вот, наше занятие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

Игра « Слова-родственники» Образование родственных слов к слову хлеб.

-назови хлеб ласково ( хлебушек)

=крошки хлеба-это какие крошки? ( хлебные)

-квас из хлеба ( хлебный)

-посуда, в которой хранят хлеб ? ( хлебница)

-люди которые выращивают хлеб? ( хлеборобы)

-прибор для нарезания хлеба ? ( хлебница)

-завод где выпекают хлеб ( хлебозавод)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"

В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ЗПР по лексической теме «Домашние животные и их детёныши»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей с ЗПР для старшей группы компенсирующей направленности. Работа по данному конспекту позволит обобщить и сис...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе. Тема: «Хлеб».

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе.Тема: «Хлеб».Цель: Способствовать  формированию лексико-грамматичес...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Космос» для детей с ОНР подготовительной группы

Конспект логопедического занятия  по формированию лексико - грамматических категорий и связной речи по теме "Космос" для детей подготовительной группы с ОНР...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Перелётные птицы»

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе  для детей с  тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Перелётные птиц...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей средней группы по лексической теме «Наш город».

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей средней группы по лексической теме «Наш город»....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и связной речи в подготовительной к школе группе с использованием игровых технологий «Магазин фруктов и овощей»

Программное содержание:Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи.Задачи:Коррекционные: совершенствовать лексические, грамматические категории языка и связную речь на матер...