Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительные группы на тему: «Откуда хлеб пришёл»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительные группы на тему: «Откуда хлеб пришёл»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb.docx | 618.31 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»
141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16
Конспект открытого занятия
по формированию лексико-грамматических категорий
для детей 6-7 лет
(логопедическая группа)
на Тему:
«Откуда хлеб пришёл?»
(Лексическая тема: Сельскохозяйственные работы. Хлеб)
Выполнил: учитель-логопед
Кузнецова Анна Сергеевна
2018 год
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительные группы на тему: «Откуда хлеб пришёл»
Цель: обогащение знаний дошкольников по формированию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Хлеб»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по лексической теме «Хлеб»;
-закреплять знания детей о хлебе, как об одном из величайших богатств на Земле;
-упражнять в образовании качественных прилагательных;(Д/и « Какой хлеб»)
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными; подбирать глаголы к существительному;
-развивать связную речь; составление предложений;
-продолжать развивать умение образовывать относительные прилагательные
( Д/и» Какой ,какая, какое»)
-закреплять умение чётко и правильно отвечать на поставленные вопросы.
Коррекционно-развивающие:
-развивать познавательные процессы: память, внимание, логическое мышление;
-закреплять умение объяснять и активизировать в речи детей пословиц о хлебе;
-формировать умения делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;
-упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий;
-закреплять названия профессий людей, производящих хлеб;
-развивать общую и мелкую моторику; тактильные ощущения;
-развивать коммуникативные умения и навыки.
Коррекционно-воспитательные:
-формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности;
-воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые его выращивают;
Материал и оборудование: сюжетные картинки по теме занятия, мячик Су-джок, мука пшеничная, мука ржаная, колосья, зёрна пшеницы, мяч.
Предварительная работа:
-рассматривание картин по теме «Хлеб всему голова»;
-отгадывание загадок про хлеб и хлебобулочные изделия;
-чтение пословиц и стихотворений (Т.А. Шорыгина) о хлебе, разъяснение их смысла;
-беседы на тему: «Весенние работы в поле»,
Ход образовательной деятельности:
1 Организационно-мотивационный этап.
Логопед:
-Ребята к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь.
-Сегодня мы с вами поговорим об очень важном продукте на каждом столе. А вот о чем мы будем говорить сегодня вы узнаете отгадав загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
Дети:
-Хлеб.
Логопед:
-Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый и ароматный. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне сейчас и расскажете.
2 Практический этап.
Дидактическая игра «Какой хлеб?» (Дети стоят в кругу и передают по кругу мячик и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)
Логопед:
-Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл?
Дети:
-Его покупают в магазине.
Логопед:
-Сегодня я расскажу вам , как он попал в магазин. Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?
Дети:
-Пекут из муки.
Логопед:
-А что такое мука, из чего её получают?
Дети:
-Из зёрен.
Логопед:
-Правильно. Я предлагаю вам присесть за столы и посмотреть. (На столах у детей мука, а рядом зерно).
Дети проходят на свои места.
Логопед:
-Это зёрна пшеницы из таких зёрен делают пшеничную муку. Получается пшеничный, белый хлеб. Потрогайте, какое зерно?
Дети:
-Желтое, твердое.
Логопед
-Какая мука? Потрогайте её.
Дети:
-Мягкая, белая, сыпучая, сухая.
Логопед:
-Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку
-Для того чтобы хлеб появился у нас на столе, трудится очень много людей разных профессий. Давайте их назовём:
Игра» Угадай профессию» Пополнение знаний по теме « Хлеб»
-Кто работает на тракторе? (тракторист)
-Кто работает на комбайне? (комбайнёр)
-Кто пашет землю? (пахарь)
-Кто выращивает хлеб? (хлебороб)
-Кто работает на мельнице? (мельник)
-Кто работает в пекарне? (пекарь)
Логопед:
-Давайте вспомним какую работу выполняют люди этих профессий?
Игра «Составь предложение» Развитие связной речи.
Логопед:
-Посмотрите на картинки и расскажите, к какой из них подходит слово « пахать»?
Ребёнок:( выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет предложение):
-Тракторист пашет землю.
Логопед:
- Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.
Логопед:
- Посмотрите и скажите, к какой из картинок подходит слово «боронить»?
Ребёнок:(выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет предложение):
-Трактор с бороной рыхлит землю.
Логопед:
- И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять!
- Посмотрите и скажите, к какой из этих картинок подходит слово «сеять»?
Ребёнок:(выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет предложение):
-Сеялка сеет зерно.
Логопед:
-К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое, ещё его называют « золотое поле» .Давайте и мы свами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
Дети садятся на места.
Логопед:
- Ну вот зёрна созрели. Посмотрите на картинки и скажите, к какой из них подходят слова «убирать урожай»?
Ребёнок:(выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет предложение):
-Комбайнёры убирают урожай пшеницы.
Логопед:
- Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые подъезжают по сигналу комбайнера.
-Подумайте, к какой картинке подойдёт слово « хранить»
Ребёнок:(выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет предложение):
-Зерно хранится в хранилище.
Логопед:
- Хранилища эти называются « элеваторы», большие комплексы для хранения зерна.
-Посмотрите и расскажите, к какой из картинок подходит слово «молоть»?
Ребёнок:(выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет предложение):
- На мельнице мелят зерно и получают муку.
Логопед:
-На мельнице измельчают зерно и получают муку
-А сейчас мы поиграем в игру:
Игра « Какой, какая, какое» Образование относительных прилагательных.( Игра проводится в кругу с мячиком су-джок, дети передают друг другу мячик су-джок прокручивая его в ладонях. Педагог задаёт вопрос.
- Колосок риса ( какой?) –рисовый.
-Поле с пшеницей ( какое?)-пшеничное.
-Каша из пшена (какая?) пшенная.
-Колосок ржи (какой?) ржаной.
-Поле с овсом (какое?) овсяное.
-Каша из гречихи (какая?) гречневая.
-Хлеб из пшеницы (какой?) пшеничный.
-Поле с рожью (какое?)ржаное.
-Каша из овса (какая?)овсяная.
-Колосок пшеницы(какой?)пшеничный.
-Хлеб из ржи (какой?)ржаной.
-Тесто из пшеничной муки(какое?)пшеничное.
-Мука из ржи(какая?)ржаная.
-Тесто из ржаной муки(какое?) ржаное.
Дети присаживаются на стулья.
Логопед:
- Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети:
- Мука отправляется на хлебозавод, пекарню.
Логопед:
-Подумайте и скажите, к какой картинке подходит слово « выпекать»
Ребёнок:(выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет предложение):
-В пекарне (хлебозаводе) пекут хлеб из муки.
Логопед:
- Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны. В чан добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто.
Пальчиковая гимнастика «Каравай»
Мешу, мешу тесто, (сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй. ( круговые движения ладонями друг об друга)
Логопед:
-И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб испечется, его грузят на машины и везут в магазины.
-Как можно одним словом назвать изделия, которые можно изготовить из муки?
Дети:
-Хлебобулочные изделия.
Логопед:
- Какие хлебобулочные изделия вы знаете?
Дети:
-Сухарь, баранка, бублик, пряник, булка, ватрушка, батон.
Логопед:
-Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.
К сожалению, иногда можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом.
Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену и поэтому берегут его. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети:
(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».
«Кто трудится рад, тот хлебом богат».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
Логопед:
-Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети:
-Пашут, боронуют(рыхлят), сеют.
Логопед:
-Какие машины помогают хлеборобам ?
Дети:
- Хлеборобам помогают трактора, комбайны, грузовые машины.
Логопед:
-Как нужно относиться к хлебу?
Дети:
-Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
Логопед: - Ну вот, наше занятие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Игра « Слова-родственники» Образование родственных слов к слову хлеб.
-назови хлеб ласково ( хлебушек)
=крошки хлеба-это какие крошки? ( хлебные)
-квас из хлеба ( хлебный)
-посуда, в которой хранят хлеб ? ( хлебница)
-люди которые выращивают хлеб? ( хлеборобы)
-прибор для нарезания хлеба ? ( хлебница)
-завод где выпекают хлеб ( хлебозавод)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"
В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ЗПР по лексической теме «Домашние животные и их детёныши»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей с ЗПР для старшей группы компенсирующей направленности. Работа по данному конспекту позволит обобщить и сис...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе. Тема: «Хлеб».
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе.Тема: «Хлеб».Цель: Способствовать формированию лексико-грамматичес...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Космос» для детей с ОНР подготовительной группы
Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматических категорий и связной речи по теме "Космос" для детей подготовительной группы с ОНР...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Перелётные птицы»
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Перелётные птиц...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей средней группы по лексической теме «Наш город».
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей средней группы по лексической теме «Наш город»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и связной речи в подготовительной к школе группе с использованием игровых технологий «Магазин фруктов и овощей»
Программное содержание:Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи.Задачи:Коррекционные: совершенствовать лексические, грамматические категории языка и связную речь на матер...