Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "Хлеб - всему голова"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект занятия учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb_-_vsemu_golova.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Занятие 1.

        Старш. гр.

Тема: «Откуда хлеб пришёл?»

Программные задачи: 1. Уточнить и обобщить знания детей о том, как получается  и откуда берётся хлеб, какой сложный он проходит путь от зёрнышка до буханки хлеба.

2. Научить детей образовывать родственные слова к слову хлеб хлебушек, хлеба, хлебцы, хлебороб, хлебница, хлебозавод, хлебный, хлеборезка, хлебопродукты. Объяснить значение новых сложных слов, отработать их произношение по слогам.

3. Научить детей подбирать эпитеты к словам: хлеб – (мягкий, чёрствый, пышный, душистый, тёплый, сытный, свежий, вкусный); мука (белая, лёгкая, мягкая, рассыпчатая).

4. Закрепить предлог – с - с существительным в творительном падеже в игре: «С чем ты любишь, есть хлеб?» (Я люблю есть хлеб с вареньем, джемом, сыром и т.д.).

5. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям его создающим.

Оборудование: серия сюжетных картинок к теме «Откуда хлеб пришёл?», предметные картинки на образование родственных слов (хлебцы, хлеба, хлебница, хлебозавод…), схема с картинками для игры: «С чем ты любишь, есть хлеб?»

План занятия.

I. Организационный момент: 

- Как называется одним словом всё то, из чего готовят еду?              

                  Хлеб, сметану, котлеты и фрукты

                  Мы всё называем словом…(продукты).

- Назови мясные, молочные, мучные продукты. (Дети поочерёдно называют продукты.)

- Какие вы знаете крупы? Что из них варят?

II. Отработка темы: «Откуда хлеб пришёл? »

1. - Отгадайте загадку:     Вырос в поле колоском

                                         На столе лежит куском. (хлеб)

      2.- Какой самый главный продукт?

      - Почему говорят: « Хлеб всему голова».

Пословицы.

         Не будет хлеба, не будет и обеда.

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

3.- Давайте вспомним родные слова слову ХЛЕБ.

Хлебушек, хлебцы, хлебница, хлеба, хлебороб, хлебозавод, хлебный, хлеборезка..(Показываются картинки, объясняется значение слов, образование сложных слов.)

4.- Какими словами можно рассказать о хлебе: хлеб, какой? -   Хлеб белый, чёрный, мягкий, чёрствый, свежий, несвежий, тёплый, холодный, душистый, вкусный, пышный, сытный.

5.- Чтобы появиться у нас на столе, хлеб проходит очень долгий путь (через многие трудовые руки людей). Давайте отправимся с вами в интересное путешествие за хлебом.

( На панно выставляются картинки к каждому пункту рассказа).

1. – Мы пришли в поле, видите, тракторист на тракторе пашет землю, делает бороздки, чтобы потом туда семена сеять.

     Загадка: Овсом не кормят, кнутом не гонят,

               А как пашет – семь плугов тащит. (трактор)

  Пословица: Земелька чёрная, а хлеб белый родит.

2. – Привезли зерно, прицепили к трактору сеялки и стали сеять зерно в землю – это называется – сев.

Загадка: В долг зерно возьмёт, каравай вернёт.

                                                                        (хлебное поле)

- В этом крошечном зерне

Как в чудесной почке

До весенних тёплых дней

Спрятаны листочки.

( показываю детям зерно)

3. – Проросли посаженные в землю зёрна и превратились сначала в зелёные, а затем в золотые колосья пшеницы. Было поле чёрное, потом зелёное, а теперь оно какое? – Поле стало жёлтое, золотое.

     - Весь из золота отлит, на соломинке стоит.         

        (колосок)

- Золотистый колосок,                   А ещё людские руки,

Кто расти тебе, помог?                Что в труде не знали скуки

Теплый ветер, майский гром         Мне не стать без них таким:

Солнце в небе голубом.         Сильным, рослым, золотым!

4. – Заколосилась золотая пшеница. Вот и пришло время убирать урожай. Отгадайте загадку:

        В жёлтом море корабль плывёт. (комбайн)

- Комбайнёр на комбайне убирает урожай пшеницы и ржи. Это уже лето.

5. – Зерно везут на мельницу, там зерно смелют, и получится мука. Эту муку складывают в мешки и отвозят на хлебозавод, а часть муки – отвозят на элеватор (это склад для муки) . Здесь мука хранится.

Показываю детям муку. Какая мука? – белая, лёгкая, рассыпчатая, мягкая.

6. – На хлебозаводе из муки месят тесто и пекут булки, пироги, пышки, калачи, торт, баранки, вафли, печенье и т.д.

7. – Из хлебозавода хлеб, булки и другие хлебобулочные изделия на машинах (хлебовозках) отвозят в хлебный магазин, где мы его и покупаем.

- Человек привык трудиться,

Люди пашут, сеют, жнут.

В каждом зёрнышке пшеницы

В каждой крошке хлеба – труд!

III. Физкультминутка: имитация действий (пашут, сеют, убирают, мелют, месят тесто, пекут (лепят)).

IV. Вот мы и вернулись из путешествия за хлебом. Сами видели, как тяжело достаётся хлеб. Как вы думаете, как надо относиться к хлебу? - Бережно, доедать его, не выбрасывать!

Пословица:       Хлеб бросать – силу терять.

Поговорка:      Хлеба к обеду в меру бери,

                         Хлеб драгоценность – им не сори.

- А если хлеб заплесневел, засох, его можно обрезать и покрошить птичкам.

V. Итог занятия.

- Кто, какой любит хлеб?

- Игра: «Кто, с чем ест хлеб?» (закрепление предлога – с - с существительным в творительном падеже) - Я ем хлеб с мёдом, маслом, с сыром, с салом и т.д.

                                                                        Занятие 2.

                 Старшая. гр.

Тема: «Составление описательного рассказа: «Откуда хлеб пришёл? »

Программные задачи: 1.Научить детей рассказывать по серии картинок, излагать последовательно цикл получения хлеба (пока с помощью логопеда).

2. Закрепить ряд родственных слов: хлеб, хлебушек, хлебцы, хлебница, хлебозавод, хлебопродукты, хлебный. Объяснить их значение.

3. Подбирать эпитеты к слову хлеб (чёрный, белый, свежий, мягкий, вкусный, пышный, ароматный).

4. Воспитывать бережное отношение к хлебу; уважение к людям его создающим.

Оборудование: серия сюжетных картинок по  теме    « Откуда хлеб пришёл?», предметные картинки на образование родственных слов (см. прогр. задачи).

План занятия.

I. Организационный момент.

1) Загадывание загадки о хлебе.

             Вырос в поле колоском,

             На столе лежит куском.

2) Назвать по картинкам родственные слова слову хлеб, объяснить их значение, (хлебушек, хлебцы, хлеба, хлебница, хлебозавод, хлебопродукты, хлебный) с помощью вопросов ответить, что обозначают те или иные слова. Например: «Куда кладут хлеб? Где пекут хлеб? Как называются продукты из хлеба? Как называется магазин, где продают хлеб? И т.д.

II. Составление описательного рассказа по серии картинок «Откуда хлеб пришёл? »

  1. Рассматривание каждой картинки.
  2. Ответ на вопрос логопеда по каждой картинке предложением.
  3. Объединение предложений по картинкам в рассказ.
  4.          Образец рассказа логопеда.
  1. Наступила весна, снег растаял. Стало тепло.
  2. Тракторист на тракторе вспахал поле.
  3. Затем к трактору прицепили сеялки и посеяли зерно в землю.
  4. Скоро зерно стало прорастать.

  «Солнце греет, дождик поливает,

  А колоски – подрастают» (повт. 2 раза)

5. Сначала колоски были зелёные, а потом созрели и стали жёлтые, золотые.

6. Когда все колосья пожелтели и созрели, в поле выезжает комбайнёр на комбайне. Он убирает урожай: срезает колоски и ссыпает уже зерно в машину.

7. Зерно отвозят на мельницу, там его перемалывают в муку.

8. Эту муку в мешках отвозят на хлебозавод. На хлебозаводе месят тесто и пекут: хлеб, батоны, булки, пышки, калачи, пироги и т.д.

9. Потом эти хлебопродукты погружают в машину, на которой написано «ХЛЕБ», и отвозят в хлебный магазин.

10. В хлебном магазине продают хлебопродукты, а мы покупаем: хлеб, батон, булку, пирожки и т.д.

III. Физкультминутка. Игра: «Отхлопаем по (слогам) частям трудные слова»: трак-тор, трак-то-рист, ком-байн, ком-бай-нёр, мель-ни-ца, хле-бо-за-вод. Имитация действий  ( как пашут, сеют и убирают хлеб, месят тесто, пекут хлеб) сопровождается словами логопеда вместе с детьми.

IV. Рассказы детей по серии картинок (частично и 1-2 полностью) «Откуда хлеб пришёл? »

V. Игра «Какой хлеб? » (чёрный, белый, серый, свежий, мягкий, вкусный, пышный, ароматный).

VI. Итог занятия. Повторение пословиц о хлебе.

  1. Хлеб - всему голова.
  2. Не будет хлеба, не будет и обеда.
  3. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
  4. Хлеб бросать – силу терять.
  5. Хлеба к обеду в меру бери,

Хлеб – драгоценность, им не сори!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе « Хлеб - всему голова» с использование ИКТ.

Цели: знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе Тема: «Осень»

Образовательная область: речевое развитиеВид деятельности: непосредственно -образовательнаяВозрастная группа: старший дошкольный возрастЦель: обобщение представлений о характерных признаках осени.Прог...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Весна – Перелётные птицы»

В конспекте подгруппового логопедического занятия для детей старшей логопедической группы предложены игры и задания для детей по теме "Весна - Перелётные птицы"...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Хлеб – всему голова!»

Задачи: - Уточнить знания, что хлеб является ежедневным продуктом- Дополнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Закреплять знания о последовательности этапов выр...