Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "Хлеб - всему голова"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Занятие 1. Старш. гр. Тема: «Откуда хлеб пришёл?» Программные задачи: 1. Уточнить и обобщить знания детей о том, как получается и откуда берётся хлеб, какой сложный он проходит путь от зёрнышка до буханки хлеба. 2. Научить детей образовывать родственные слова к слову хлеб – хлебушек, хлеба, хлебцы, хлебороб, хлебница, хлебозавод, хлебный, хлеборезка, хлебопродукты. Объяснить значение новых сложных слов, отработать их произношение по слогам. 3. Научить детей подбирать эпитеты к словам: хлеб – (мягкий, чёрствый, пышный, душистый, тёплый, сытный, свежий, вкусный); мука (белая, лёгкая, мягкая, рассыпчатая). 4. Закрепить предлог – с - с существительным в творительном падеже в игре: «С чем ты любишь, есть хлеб?» (Я люблю есть хлеб с вареньем, джемом, сыром и т.д.). 5. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям его создающим. Оборудование: серия сюжетных картинок к теме «Откуда хлеб пришёл?», предметные картинки на образование родственных слов (хлебцы, хлеба, хлебница, хлебозавод…), схема с картинками для игры: «С чем ты любишь, есть хлеб?» План занятия. I. Организационный момент: - Как называется одним словом всё то, из чего готовят еду? Хлеб, сметану, котлеты и фрукты Мы всё называем словом…(продукты). - Назови мясные, молочные, мучные продукты. (Дети поочерёдно называют продукты.) - Какие вы знаете крупы? Что из них варят? II. Отработка темы: «Откуда хлеб пришёл? » 1. - Отгадайте загадку: Вырос в поле колоском На столе лежит куском. (хлеб) 2.- Какой самый главный продукт? - Почему говорят: « Хлеб всему голова». Пословицы. Не будет хлеба, не будет и обеда. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно. 3.- Давайте вспомним родные слова слову ХЛЕБ. Хлебушек, хлебцы, хлебница, хлеба, хлебороб, хлебозавод, хлебный, хлеборезка..(Показываются картинки, объясняется значение слов, образование сложных слов.) 4.- Какими словами можно рассказать о хлебе: хлеб, какой? - Хлеб белый, чёрный, мягкий, чёрствый, свежий, несвежий, тёплый, холодный, душистый, вкусный, пышный, сытный. 5.- Чтобы появиться у нас на столе, хлеб проходит очень долгий путь (через многие трудовые руки людей). Давайте отправимся с вами в интересное путешествие за хлебом. ( На панно выставляются картинки к каждому пункту рассказа). 1. – Мы пришли в поле, видите, тракторист на тракторе пашет землю, делает бороздки, чтобы потом туда семена сеять. Загадка: Овсом не кормят, кнутом не гонят, А как пашет – семь плугов тащит. (трактор) Пословица: Земелька чёрная, а хлеб белый родит. 2. – Привезли зерно, прицепили к трактору сеялки и стали сеять зерно в землю – это называется – сев. Загадка: В долг зерно возьмёт, каравай вернёт. (хлебное поле) - В этом крошечном зерне Как в чудесной почке До весенних тёплых дней Спрятаны листочки. ( показываю детям зерно) 3. – Проросли посаженные в землю зёрна и превратились сначала в зелёные, а затем в золотые колосья пшеницы. Было поле чёрное, потом зелёное, а теперь оно какое? – Поле стало жёлтое, золотое. - Весь из золота отлит, на соломинке стоит. (колосок) - Золотистый колосок, А ещё людские руки, Кто расти тебе, помог? Что в труде не знали скуки Теплый ветер, майский гром Мне не стать без них таким: Солнце в небе голубом. Сильным, рослым, золотым! 4. – Заколосилась золотая пшеница. Вот и пришло время убирать урожай. Отгадайте загадку: В жёлтом море корабль плывёт. (комбайн) - Комбайнёр на комбайне убирает урожай пшеницы и ржи. Это уже лето. 5. – Зерно везут на мельницу, там зерно смелют, и получится мука. Эту муку складывают в мешки и отвозят на хлебозавод, а часть муки – отвозят на элеватор (это склад для муки) . Здесь мука хранится. Показываю детям муку. Какая мука? – белая, лёгкая, рассыпчатая, мягкая. 6. – На хлебозаводе из муки месят тесто и пекут булки, пироги, пышки, калачи, торт, баранки, вафли, печенье и т.д. 7. – Из хлебозавода хлеб, булки и другие хлебобулочные изделия на машинах (хлебовозках) отвозят в хлебный магазин, где мы его и покупаем. - Человек привык трудиться, Люди пашут, сеют, жнут. В каждом зёрнышке пшеницы В каждой крошке хлеба – труд! III. Физкультминутка: имитация действий (пашут, сеют, убирают, мелют, месят тесто, пекут (лепят)). IV. Вот мы и вернулись из путешествия за хлебом. Сами видели, как тяжело достаётся хлеб. Как вы думаете, как надо относиться к хлебу? - Бережно, доедать его, не выбрасывать! Пословица: Хлеб бросать – силу терять. Поговорка: Хлеба к обеду в меру бери, Хлеб драгоценность – им не сори. - А если хлеб заплесневел, засох, его можно обрезать и покрошить птичкам. V. Итог занятия. - Кто, какой любит хлеб? - Игра: «Кто, с чем ест хлеб?» (закрепление предлога – с - с существительным в творительном падеже) - Я ем хлеб с мёдом, маслом, с сыром, с салом и т.д. Занятие 2. Старшая. гр. Тема: «Составление описательного рассказа: «Откуда хлеб пришёл? » Программные задачи: 1.Научить детей рассказывать по серии картинок, излагать последовательно цикл получения хлеба (пока с помощью логопеда). 2. Закрепить ряд родственных слов: хлеб, хлебушек, хлебцы, хлебница, хлебозавод, хлебопродукты, хлебный. Объяснить их значение. 3. Подбирать эпитеты к слову хлеб (чёрный, белый, свежий, мягкий, вкусный, пышный, ароматный). 4. Воспитывать бережное отношение к хлебу; уважение к людям его создающим. Оборудование: серия сюжетных картинок по теме « Откуда хлеб пришёл?», предметные картинки на образование родственных слов (см. прогр. задачи). План занятия. I. Организационный момент. 1) Загадывание загадки о хлебе. Вырос в поле колоском, На столе лежит куском. 2) Назвать по картинкам родственные слова слову хлеб, объяснить их значение, (хлебушек, хлебцы, хлеба, хлебница, хлебозавод, хлебопродукты, хлебный) с помощью вопросов ответить, что обозначают те или иные слова. Например: «Куда кладут хлеб? Где пекут хлеб? Как называются продукты из хлеба? Как называется магазин, где продают хлеб? И т.д. II. Составление описательного рассказа по серии картинок «Откуда хлеб пришёл? »
«Солнце греет, дождик поливает, А колоски – подрастают» (повт. 2 раза) 5. Сначала колоски были зелёные, а потом созрели и стали жёлтые, золотые. 6. Когда все колосья пожелтели и созрели, в поле выезжает комбайнёр на комбайне. Он убирает урожай: срезает колоски и ссыпает уже зерно в машину. 7. Зерно отвозят на мельницу, там его перемалывают в муку. 8. Эту муку в мешках отвозят на хлебозавод. На хлебозаводе месят тесто и пекут: хлеб, батоны, булки, пышки, калачи, пироги и т.д. 9. Потом эти хлебопродукты погружают в машину, на которой написано «ХЛЕБ», и отвозят в хлебный магазин. 10. В хлебном магазине продают хлебопродукты, а мы покупаем: хлеб, батон, булку, пирожки и т.д. III. Физкультминутка. Игра: «Отхлопаем по (слогам) частям трудные слова»: трак-тор, трак-то-рист, ком-байн, ком-бай-нёр, мель-ни-ца, хле-бо-за-вод. Имитация действий ( как пашут, сеют и убирают хлеб, месят тесто, пекут хлеб) сопровождается словами логопеда вместе с детьми. IV. Рассказы детей по серии картинок (частично и 1-2 полностью) «Откуда хлеб пришёл? » V. Игра «Какой хлеб? » (чёрный, белый, серый, свежий, мягкий, вкусный, пышный, ароматный). VI. Итог занятия. Повторение пословиц о хлебе.
Хлеб – драгоценность, им не сори! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ПЕРВЫЕ ШАГИ К ЛОГОПЕДУ».
МДОУ г.БалашоваСаратовской области д/с «Зёрнышко»...
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе « Хлеб - всему голова» с использование ИКТ.
Цели: знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе Тема: «Осень»
Образовательная область: речевое развитиеВид деятельности: непосредственно -образовательнаяВозрастная группа: старший дошкольный возрастЦель: обобщение представлений о характерных признаках осени.Прог...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Весна – Перелётные птицы»
В конспекте подгруппового логопедического занятия для детей старшей логопедической группы предложены игры и задания для детей по теме "Весна - Перелётные птицы"...
Конспект открытого занятия в старшей группе «Хлеб – всему голова!»
Задачи: - Уточнить знания, что хлеб является ежедневным продуктом- Дополнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Закреплять знания о последовательности этапов выр...