Конспект фронтального занятия: "В цирке с клоуном. Звук [Р]"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Коробова Елена Владимировна

Открытое занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_v_tsirke_s_klounom._zvuk_r.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В цирке с клоуном. Звук [Р].»

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе автоматизации звука [р] в словах и предложениях.

Задачи:

  1. Коррекционно- образовательные задачи:

1. закреплять навыки правильного произношения звука [р] в словах, словосочетаниях и в предложениях;

2. закреплять навыки словообразования;

3. упражнять в согласовании числительных с прилагательными и существительными.

4. закреплять навык образования и употребления множественного числа существительных;

5. учить образовывать слова в форме родительного падежа множественного числа.

II.    Коррекционно-развивающие задачи:

1. развивать артикуляционную моторику;

2. развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, мышление.

3. обогащать словарный запас;

4. закреплять навык правильного речевого дыхания;

5. развивать мелкую моторику пальцев рук, общую моторику.

III. Коррекционно-воспитательные задачи:

1.воспитывать волевые качества, уверенность в своих силах;

2.воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Герои: ведущий -учитель-логопед, клоун Рома -воспитатель логопедической группы.

Оборудование:  колпаки, султанки по количеству детей, игрушки рыба, робот, дракон, чебурашка, крокодил, корова, тигр, жонглер, факир, коробка с предметами – карандаш, крышка, помидор, груша, дракон, тумбы,  8 мячей синего цвета и 8 мячей красного цвета, дуделка, фонограммы песни В.Шаинского «Цирк», "Часики", раскраски, воздушные шары, наборы карандашей.

Ход занятия

1. Орг. момент Дети входят под фонограмму песни В.Шаинского «Цирк».

Логопед:- Дети, как вы думаете, куда мы свами сегодня отправимся?

Двери цирка мы сегодня открываем.

Всех гостей на представленье приглашаем.

В цирке музыка сегодня не смолкает,

Всех веселый клоун развлекает.

Вбегает клоун.

-Здравствуйте, дети! Добро пожаловать в цирк. Давайте познакомимся! Меня зовут ..ома.

Логопед: Как, как тебя зовут?

Клоун: ….ома.

Дети, скажите правильно имя клоуна. (Рома). Наш клоун не умеет произносить правильно звук Р. Научим его ребята?

 -Что делают губы? (губы улыбаются)

-Что делают зубы? (зубы разомкнуты)

-Что делает язычок? (поднимается к бугоркам за верхние зубы и дрожит)

-Какая воздушная струя? (воздушная струя сильная).

Изолированное произношение звука Р.

Кончик языка находится вверху, дрожит; воздушная струя сильная, голосовые связки работают.

-Молодцы. А теперь дайте характеристику звука Р.

-Дети: звук – согласный, звонкий, бывает твердый, мягкий.

2. Дыхательная гимнастика «Дуем на вертушки».

Для того чтобы произнести звук Р, нужна сильная воздушная струя.  Вдох носом, выдох через рот. Потренируем наше дыхание.

- Ребята, а что такое цирк?

-Предполагаемый ответ детей- (Цирк – это мир улыбок, сказок, детства и добра. В цирке зрители испытывают много эмоций. Они смеются, удивляются, иногда грустят и даже сердятся, но чаще всего зрители радуются и мечтают хоть немного попробовать себя в роли циркового артиста.) Мимическая гимнастика.

- Молодцы! Вы все правильно сказали. Давайте представим, что наш язычок стал артистом цирка и сейчас он будет выполнять разные упражнения.

3. Артикуляционная гимнастика под фонограмму «Часики» с султанками.

4. Клоун в цирке всех смешит:

То веселый, то грустит

Массаж губ: указательными пальцами поднять уголки рта вверх, опустить вниз

Игры с клоуном.

6. Игра «Поймай звук». (Развитие фонематического слуха).

– Хлопните в ладоши, если услышите звук [р] в словах: ракета, цирк, качели, мишка, тигр, акробат, клоун, зебра, луна, город, маска, марка, банан, баран, шары, лошадь, кенгуру.

– Если ответ правильный, то клоун Рома дунет в дуделку.

7. Игра: «Большой-маленький». (Развитие навыков словообразования).

-Представление продолжается.

-Ребята, я буду показывать фокусы, а вы будете мне помогать, большие предметы в маленькие превращать:

По коробке постучим,

Что в коробке - поглядим!

(коробка, ручка, карандаш, крышка, помидор, морковь.)

-Ребята, а сейчас я покажу вам еще один фокус

По коробке постучим,

Что в коробке - поглядим!

Ой, скорей смотрите детки – вместо фантиков - конфетки!

9. Физ.минутка. (с Клоуном).

Дети выполняют комплекс логоритмической гимнастики «Клоун»

Клоун рыжий, конопатый – гладят себя по голове, показывают веснушки,

Очень нравится ребятам – три хлопка в ладоши,

Нос как красный помидор – гладят нос поочередно руками,

А в глазах его задор – с помощью рук изображают глаза и хлопают реснички-пальчики.

То он плачет, то смеется – указательные пальцы вертикально к глазам, затем к губам.

То он добрый, то дерется – гладят свои руки, затем выбрасывают кулаки вперед.

Ах, какой он неуклюжий – руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево.

Но такой он всем и нужен – руки скрещивают на груди, в стороны и на пояс.

10. Дидактическая игра «Кто лишний?».

В цирке мы не заскучаем, на вопросы отвечаем:

Кто дрессирует зверей? (Дрессировщик).

Кто смешит людей? (Клоун).

Кто жонглирует мячами? (Жонглер).

Кто показывает фокусы? (Факир).

– Подумайте, кто из них лишний? (по наличию звука р)

11. Упражнение на согласование числительных с прилагательными и существительными..

Клоун Рома пытался научиться жонглировать, но у него упали все шарики.

– Дети, что же делать?

– Как нам помочь клоуну? (Дети предлагают собрать шарики)

– Давайте сосчитаем шары: один красный шар, два красных шара, 3.., 4…, 5…, 6…, 7…8.

12. Игра «Волшебник». (Преобразование слов).

– Волшебник в цирке превратил хобот в робот. Мы с вами тоже станем волшебниками. Замените первый звук в слове на звук [р]

Хобот – робот   Мак-.....

Нога – …           Кот-....

Лама – …          Поза-....

Козы – …          Танец-....

Мука – …          Забота-....

13. Игра "Путаница"

– Клоун Рома все перепутал. Исправьте его ошибки

Клоун-

По небу летит карета.

По дороге едет ракета.

На лугу пасется корона.

У царя золотая ворона.

14. Игра “Дрессированные тигры”.

- Хотите поучаствуем в дрессировке тигра и стать великими дрессировщиками? Подойдите ко мне. Я буду показывать картинку, вы ее называете и если звук [р] слышится в начале слова, тигр должен прыгать на первую тумбу, если в середине – на тумбу посередине, а если в конце слова – на третью тумбу.

В начале слова: РОЗА , РУБАШКА, РОБОТ,

В середине слова: КАРАНДАШ, КОРОБКА, ШАРЫ

В конце слова: КОВЕР, КОМАР, САМОВАР

15. Игра “Жонглеры”

-Ребята, давайте мы с вами станем жонглерами, и будем жонглировать мячами как настоящие артисты. Мы будем бросать друг другу мяч.

- Я буду называть вам предмет, когда он один, - а вы ловите мяч, и отвечаете когда предметов много.

Огурец- много огурцов     Ракета-много ракет

Роза – много роз                Рубашка-много рубашек

Зеркало- много зеркал       Парашют-много парашютов

Груша – много груш          Кенгуру-много кенгуру.

Арбуз – много арбузов      Помидор- много помидоров

Дрессированный тигр-много дрессированных тигров

Шустрая мартышка-много шустрых мартышек

16. Автоматизация звука [р] в чистоговорках

-Представление заканчивается. И нам пора прощаться с клоуном Ромой. А на прощание вспомним и проговорим чистоговорки.

Ра-ра-ра - веселится детвора.

Ры-ры-ры – шары в руках у детворы.

Ру-ру-ру - в цирке тигры, кенгуру.

Ра-ра-ра – до свидания, детвора.

Ра-ра-ра - артистам отдыхать пора

Арк -орк- урк -ирк – все мы очень любим цирк.

17. Итог. Рефлексия.

Вот и закончилось цирковое представление. Пора возвращаться домой. Закройте глаза. Открывайте. Вот мы и в детском саду.

-Какой звук мы сегодня учились правильно и чётко произносить?

-Вам понравилось представление?

-Что было особенно трудно на занятии?

-Что было интересно на занятии?

-Спасибо. Нам с клоуном Ромой было очень интересно и весело. с вами.  И мы хотим вам на память подарить шарики и сладкие сюрпризы. До свидания!

До новых встреч с артистами цирка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема: звук [Ж].

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема:звук [Ж]. Цель: познакомить детей со звуком [Ж]. Задачи:1.     Образовательная:·...

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе на тему "Звук Ц. Автоматизация звука Ц в связной речи".

В представленном занятии закрепляются знания о согласном звуке Ц, закрепляются умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект фронтального занятия по автоматизации и дифференциации звуков [Р] и [Р`]

Конспект  НОД в речевой группе детского сада или в первом классе начальной школы...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки [ф] И [ф’]. Буква «Ф».

Категория обучаемых: Подготовительная к школе коррекционная группа(дети с ЗПР).Цель: учить выделять звуки [ф] и [ф’]: изолированно, в слогах, в словах.Задачи:Учить выделять звуки [ф] и [ф&rsquo...

Конспект фронтального занятия на тему : «В мире звуков»

Цель: формирование понятий «Звук», «Речевые звуки», «Неречевые звуки».Задачи:Коррекционно - образовательные:- познакомить детей с понятием...