Конспект фронтального занятия на тему : «В мире звуков»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Дарья Рязанова

Цель: формирование понятий «Звук»«Речевые звуки»«Неречевые звуки».

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- познакомить детей с понятием звук;

- познакомить детей с неречевыми звуками;

- научить дифференцировать речевые и неречевые звуки;

Коррекционно – развивающие:

- развивать слуховое внимание, восприятие, память;

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать дыхание;

- развивать чувство ритма;

- развивать фонематические процессы;

Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать умение слушать и слышать логопеда, других детей;

- воспитывать навык сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Оборудование: мешочек с предметами (погремушка, свисток, колокольчик, молоточек, бумага, будильник, картинки с изображением животных (заяц, медведь, лиса, волк, белка, еж, предметные картинки, магнитная доска.

Лексический материалсуществительные: колокольчик, погремушка, свисток, будильник, шелест бумаги, стук молоточка, деревья, машина, дверь, зайка, мишка, лиса, волк, белочка, ежик.

Действия: упражнять, приоткрыть, перебирать, слушать, играть, говорить, шумят, гудит, скрипит, живешь, бежишь, трещит.

Признаки: волшебный, музыкальный, речевые, неречевые.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Л: Здравствуйте, ребята!

Д: Здравствуйте.

Л: Посмотрите, кто у нас сегодня на занятии. Это необычный гость, которого зовут Звуковичок. Он живет в царстве звуков, которых необъятное множество на нашей Земле. Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звукиЗвуковичок хочет с вами поиграть. А вы хотите поиграть?

Д: Да.

2. Развитие слухового восприятия. Игра «Волшебный мешочек».

ЛЗвуковичок принес с собой некоторые звуки. Вот его волшебный мешочек, а что в нем, попробуйте отгадать, но только по звуку. (Дети закрывают глаза. Звучат следующие предметы: колокольчик, погремушка, свисток, будильник, шелест бумаги, стук молоточка).

(Дети отвечают, что это звучит: Это колокольчик, погремушка, свисток, будильник, шелест бумаги, стук молоточка).

Л: Молодцы! Как вы угадали, что за предметы лежат в мешочке?

Д: По звуку.

3. Игра «Что звучит?»

Л: А теперь, прислушайтесь… Сколько разнообразных звуков нас окружает. Давайте снова закроем глаза и послушаем звуки за окном. Что шумит?

Д: Деревья шумят.

Л: Что гудит?

Д: Машина гудит.

Л: Что скрипнуло?

Д: Дверь скрипнула.

Л: Послушайте и определите, какие еще звуки доносятся.

Скажите, что мы с вами слушали?

ДЗвуки.

Л: Правильно, звуки издают животные, птицы, природа, транспорт. И мы можем издавать звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами. Все это - неречевые звукизвуки окружающего нас мира.

4. Развитие слухового внимания и памяти.

ЛЗвуковичок приготовил для вас стихотворение. Внимательно его послушайте. (Чтение стихотворения с показом предметных картинок).

Где-то собаки рычали: р-р-р.

В стойле коровы мычали: му-му-му.

В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж.

Мимо машины трещали: тр-тр-тр.

Листья на ветру шумели: ш-ш-ш.

А комары всё пели: з-з-з.

Л: А теперь давайте расскажем его вместе. (Логопед читает стихотворение, дети договаривают последние звуки).

5. Физминутка.

Л: Молодцы, вы хорошо прочитали стихотворение вместе со мной. А теперь Звуковичок предлагает нам отдохнуть. (Выполнение движений по ходу стихотворения).

Как живёшь?

Вот так! (Показывать.)

Как идёшь?

Вот так!

А бежишь?

Вот так!

Ночью спишь?

Вот так!

Как молчишь?

Вот так!

А грозишь?

Вот так!

Тик-так,- 3 раза

Все часы идут вот так!

Смотри скорей, который час:

Налево - раз,

Направо - два.

Тик-так, - 3 раза

Мы тоже можем так,

Тик-так…

(Дети повторяют за логопедом).

6. Развитие слухового внимания и памяти. Игра «В музыкальной комнате».

Л: Отдохнули, пора играть в следующую игру. Наш Звуковичок талантливый музыкант, он очень любит играть на музыкальных инструментах. И сейчас Звуковичок приглашает нас посетить его музыкальную комнату, где он репетирует свои выступления. Вы снова закроете глазки и будете внимательно слушать, Звуковичок проиграет для вас композицию на разных инструментах, а вы должны угадать какие инструменты звучали и в какой последовательности (включаются различные звуки музыкальных инструментов, и дети угадывают, что за музыкальный инструмент звучал).

7. Пальчиковая гимнастика «Колечко».

ЛЗвуковичок проиграл для вас свои любимые композиции, он так старался, что его пальчики немного устали. Давайте разомнем и наши пальчики вместе с гостем. Поочередно перебирать пальчиками, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т. д. Сначала каждой рукой отдельно, затем вместе. (Дети разминают пальцы).

ЛДавайте с вами вспомним: все звуки животных и птицзвуки, которые издают музыкальные инструменты, предметы быта совсем не похожи на речь человека, поэтому как называются эти звуки?

Д: Неречевые.

Л: Правильно, эти звуки называются неречевыми.

8. Знакомство с речевыми звуками.

Л: А что же такое речевые звуки, как вы думаете? Когда человек говорит, он тоже произносит различные звуки (а, о, у). Эти звуки называются звуками речи или речевые звуки.

Мы не можем звук увидеть

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

Д: Это речевые звуки.

Л: А с помощью чего мы произносим звуки?

Д: Человек произносит различные звуки с помощью органов речи, а именно языка, губ.

9. Артикуляционная гимнастика с использованием презентации.

Л: Молодцы, а чтобы мы проговаривали все речевые звуки четко и правильно, необходимо выполнять специальную гимнастику. Звуковичок, придумал интересные упражнения для ваших язычков.

«Улыбка»«Заборчик»«Хоботок»«Блинчик»«Месим тесто»«Чистим зубки»«Часики»«Иголочка»«Качели»«Вкусное варенье».

(Дети выполняют артикуляционную гимнастику, сначала показывает логопед).

10. Дыхательная гимнастика «Бегемотики».

Л: Но для того, чтобы красиво и правильно произносить звуки речи нужно не только хорошо двигать губами и языком, нужно еще уметь правильно дышать. Для этого Звуковичок превращает нас в бегемотиков:

Сели бегемотики, (дети садятся на стулья)

Положили лапки на животики. (Кладут руки на живот)

То животик поднимается, (делают длительный вдох носом)

То животик опускается. (Делают выдох ртом)

(Логопед дает инструкцию по выполнению дыхательной гимнастики, и дети выполняют).

Л: Молодцы.

11. Произношение отдельных звуков.

ЛЗвуковичок хочет вам рассказать историю, как однажды он видел на лесной полянке: Зайку, Мишку, Лису, Волка, Белочку, Ежика. (Выставляются картинки животных). Они там пели песни и Звуковичку это понравилось и он хочет изобразить вам пение животных.

Лисонька пела так: А-А-А.

Волк пел так : У-У-У.

Мишка пел так: Ы-Ы-Ы.

Белочка пела так : И-И-И.

Ежик пел так: Э-Э-Э.

Л: Давайте и мы споем вместе,кто-то будет лисонькой, мишкой, белочкой, ежиком, а Звуковичок нас послушаетЗвуковичку очень понравилось, как мы пели. Вот такие разные звуки мы пропели за зверей.

Звуки речи звучат по-разному:

Р-Р-Р, Д-Д-Д (громко)

П-П-П, Т-Т-Т (тихо)

Ж-Ж-Ж, Ж-Ж-Ж (с голосом)

Ш-Ш-Ш, Ш-Ш-Ш (без голоса)

(Дети произносят звуки).

12. Итог занятия.

Л: Наше занятие подходит к концу, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали на занятии?

Д: Мы узнали, что такое речевые и неречевые звуки.

Л: Какие неречевые звуки вы слышали?

Д: Все звуки животных и птицзвуки, которые издают музыкальные инструменты, предметы быта совсем не похожи на речь человека.

Л: Какие игры вам больше всего понравились.

Д: Нам понравилось петь за животных.

Л: Давайте еще раз вспомним, как называются звуки природызвуки окружающего нас мира, звуки, которые могут издавать разные предметы?

Д: Это неречевые звуки.

Л: А как называются звуки, которые произносит человек?

Д: Это речевые звуки.

Л: Молодцы! На этом наше занятие закончено. До свидания!

Д: До свидания!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_mire_zvukov.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

фронтального занятия на тему :

«В мире звуков»

Цель: формирование понятий «Звук»«Речевые звуки»«Неречевые звуки».

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- познакомить детей с понятием звук;

- познакомить детей с неречевыми звуками;

- научить дифференцировать речевые и неречевые звуки;

Коррекционно – развивающие:

- развивать слуховое внимание, восприятие, память;

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать дыхание;

- развивать чувство ритма;

- развивать фонематические процессы;

Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать умение слушать и слышать логопеда, других детей;

- воспитывать навык сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Оборудование: мешочек с предметами (погремушка, свисток, колокольчик, молоточек, бумага, будильник, картинки с изображением животных (заяц, медведь, лиса, волк, белка, еж, предметные картинки, магнитная доска.

Лексический материалсуществительные: колокольчик, погремушка, свисток, будильник, шелест бумаги, стук молоточка, деревья, машина, дверь, зайка, мишка, лиса, волк, белочка, ежик.

Действия: упражнять, приоткрыть, перебирать, слушать, играть, говорить, шумят, гудит, скрипит, живешь, бежишь, трещит.

Признаки: волшебный, музыкальный, речевые, неречевые.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Л: Здравствуйте, ребята!

Д: Здравствуйте.

Л: Посмотрите, кто у нас сегодня на занятии. Это необычный гость, которого зовут Звуковичок. Он живет в царстве звуков, которых необъятное множество на нашей Земле. Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звукиЗвуковичок хочет с вами поиграть. А вы хотите поиграть?

Д: Да.

2. Развитие слухового восприятия. Игра «Волшебный мешочек».

ЛЗвуковичок принес с собой некоторые звуки. Вот его волшебный мешочек, а что в нем, попробуйте отгадать, но только по звуку. (Дети закрывают глаза. Звучат следующие предметы: колокольчик, погремушка, свисток, будильник, шелест бумаги, стук молоточка).

(Дети отвечают, что это звучит: Это колокольчик, погремушка, свисток, будильник, шелест бумаги, стук молоточка).

Л: Молодцы! Как вы угадали, что за предметы лежат в мешочке?

Д: По звуку.

3. Игра «Что звучит?»

Л: А теперь, прислушайтесь… Сколько разнообразных звуков нас окружает. Давайте снова закроем глаза и послушаем звуки за окном. Что шумит?

Д: Деревья шумят.

Л: Что гудит?

Д: Машина гудит.

Л: Что скрипнуло?

Д: Дверь скрипнула.

Л: Послушайте и определите, какие еще звуки доносятся.

Скажите, что мы с вами слушали?

ДЗвуки.

Л: Правильно, звуки издают животные, птицы, природа, транспорт. И мы можем издавать звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами. Все это - неречевые звукизвуки окружающего нас мира.

4. Развитие слухового внимания и памяти.

ЛЗвуковичок приготовил для вас стихотворение. Внимательно его послушайте. (Чтение стихотворения с показом предметных картинок).

Где-то собаки рычали: р-р-р.

В стойле коровы мычали: му-му-му.

В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж.

Мимо машины трещали: тр-тр-тр.

Листья на ветру шумели: ш-ш-ш.

А комары всё пели: з-з-з.

Л: А теперь давайте расскажем его вместе. (Логопед читает стихотворение, дети договаривают последние звуки).

5. Физминутка.

Л: Молодцы, вы хорошо прочитали стихотворение вместе со мной. А теперь Звуковичок предлагает нам отдохнуть. (Выполнение движений по ходу стихотворения).

Как живёшь?

Вот так! (Показывать.)

Как идёшь?

Вот так!

А бежишь?

Вот так!

Ночью спишь?

Вот так!

Как молчишь?

Вот так!

А грозишь?

Вот так!

Тик-так,- 3 раза

Все часы идут вот так!

Смотри скорей, который час:

Налево - раз,

Направо - два.

Тик-так, - 3 раза

Мы тоже можем так,

Тик-так…

(Дети повторяют за логопедом).

6. Развитие слухового внимания и памяти. Игра «В музыкальной комнате».

Л: Отдохнули, пора играть в следующую игру. Наш Звуковичок талантливый музыкант, он очень любит играть на музыкальных инструментах. И сейчас Звуковичок приглашает нас посетить его музыкальную комнату, где он репетирует свои выступления. Вы снова закроете глазки и будете внимательно слушать, Звуковичок проиграет для вас композицию на разных инструментах, а вы должны угадать какие инструменты звучали и в какой последовательности (включаются различные звуки музыкальных инструментов, и дети угадывают, что за музыкальный инструмент звучал).

7. Пальчиковая гимнастика «Колечко».

ЛЗвуковичок проиграл для вас свои любимые композиции, он так старался, что его пальчики немного устали. Давайте разомнем и наши пальчики вместе с гостем. Поочередно перебирать пальчиками, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т. д. Сначала каждой рукой отдельно, затем вместе. (Дети разминают пальцы).

ЛДавайте с вами вспомним: все звуки животных и птицзвуки, которые издают музыкальные инструменты, предметы быта совсем не похожи на речь человека, поэтому как называются эти звуки?

Д: Неречевые.

Л: Правильно, эти звуки называются неречевыми.

8. Знакомство с речевыми звуками.

Л: А что же такое речевые звуки, как вы думаете? Когда человек говорит, он тоже произносит различные звуки (а, о, у). Эти звуки называются звуками речи или речевые звуки.

Мы не можем звук увидеть

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

Д: Это речевые звуки.

Л: А с помощью чего мы произносим звуки?

Д: Человек произносит различные звуки с помощью органов речи, а именно языка, губ.

9. Артикуляционная гимнастика с использованием презентации.

Л: Молодцы, а чтобы мы проговаривали все речевые звуки четко и правильно, необходимо выполнять специальную гимнастику. Звуковичок, придумал интересные упражнения для ваших язычков.

«Улыбка»«Заборчик»«Хоботок»«Блинчик»«Месим тесто»«Чистим зубки»«Часики»«Иголочка»«Качели»«Вкусное варенье».

(Дети выполняют артикуляционную гимнастику, сначала показывает логопед).

10. Дыхательная гимнастика «Бегемотики».

Л: Но для того, чтобы красиво и правильно произносить звуки речи нужно не только хорошо двигать губами и языком, нужно еще уметь правильно дышать. Для этого Звуковичок превращает нас в бегемотиков:

Сели бегемотики, (дети садятся на стулья)

Положили лапки на животики. (Кладут руки на живот)

То животик поднимается, (делают длительный вдох носом)

То животик опускается. (Делают выдох ртом)

(Логопед дает инструкцию по выполнению дыхательной гимнастики, и дети выполняют).

Л: Молодцы.

11. Произношение отдельных звуков.

ЛЗвуковичок хочет вам рассказать историю, как однажды он видел на лесной полянке: Зайку, Мишку, Лису, Волка, Белочку, Ежика. (Выставляются картинки животных). Они там пели песни и Звуковичку это понравилось и он хочет изобразить вам пение животных.

Лисонька пела так: А-А-А.

Волк пел так : У-У-У.

Мишка пел так: Ы-Ы-Ы.

Белочка пела так : И-И-И.

Ежик пел так: Э-Э-Э.

Л: Давайте и мы споем вместе,кто-то будет лисонькой, мишкой, белочкой, ежиком, а Звуковичок нас послушаетЗвуковичку очень понравилось, как мы пели. Вот такие разные звуки мы пропели за зверей.

Звуки речи звучат по-разному:

Р-Р-Р, Д-Д-Д (громко)

П-П-П, Т-Т-Т (тихо)

Ж-Ж-Ж, Ж-Ж-Ж (с голосом)

Ш-Ш-Ш, Ш-Ш-Ш (без голоса)

(Дети произносят звуки).

12. Итог занятия.

Л: Наше занятие подходит к концу, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали на занятии?

Д: Мы узнали, что такое речевые и неречевые звуки.

Л: Какие неречевые звуки вы слышали?

Д: Все звуки животных и птицзвуки, которые издают музыкальные инструменты, предметы быта совсем не похожи на речь человека.

Л: Какие игры вам больше всего понравились.

Д: Нам понравилось петь за животных.

Л: Давайте еще раз вспомним, как называются звуки природызвуки окружающего нас мира, звуки, которые могут издавать разные предметы?

Д: Это неречевые звуки.

Л: А как называются звуки, которые произносит человек?

Д: Это речевые звуки.

Л: Молодцы! На этом наше занятие закончено. До свидания!

Д: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по теме "Звук и буква О"

Конспект фронтального занятия по теме "Звук О" в подготовительной к школе группе....

Конспект фронтального занятия по теме "Звук Э"

Конспект занятия по  формированию навыков звукового анализа и синттеза....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект фронтального занятия на тему:"Дифференциация звуков Ф-Фь"

Конспект фронтального занятия по дифференциации звуков Ф-Фь...

Конспект фронтального занятия на тему «Звук [б], [б\']»

Конспект фронтального занятия на тему: «Звук [б], [б']»...

Конспект фронтального занятия на тему “Звук и буква К”.

Цели:1.Четкое произнесение, различение звука [К].2.Знакомство с буквой [К].  Оборудование: Игрушки “Буквознайка”, “Звукознайка”, снежинки с буквами, звуковые символы,...

Конспект фронтального занятия на тему: «Звук и буква Ж» (подготовительная группа)

Конспект фронтального занятия на тему: «Звук и буква Ж»(подготовительная группа)Цель: закрепить знания о звуке и букве ЖЗадачи:а) коррекционно - образовательные:- закрепление навыка чётког...