Конспект фронтального занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях, скороговорках на тему «Как звук [р] нам в садик попал?» ОНР (ІІІ) минимальные проявления дизартрии подготовительная группа
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект занятий по автоматизации звука [Р] в словах, предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_frontalnogo_zanyatiya_pot_avtomatizatsii_zvuka.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия  по автоматизации звука  [р] в слогах, словах, предложениях, скороговорках

на тему «Как звук [р]  нам в садик попал?»

ОНР (ІІІ) минимальные проявления дизартрии

 подготовительная группа

Цель:

- закрепление знаний  об характеристики звука.

- развитие фонематического слуха и фонематического слуха..

Задачи:

  • закреплять произношение звука изолированного звука [р], работа над голосом;
  •   закреплять произношение звука [р] в слогах, слоговых сочетаниях и словах;
  • развитие навыков языкового анализа и синтеза;
  • развития умения подбирать антонимы;
  • формировать умение согласовать существительное в творительный падеж;
  • формировать умение согласовывать существительное и  прилагательное в роде;
  • формирование буквенного анализа и синтеза;
  • знакомство с буквой Р.
  • развитие мелкой моторики и психологической базы речи.

Оборудование: картинки с изображением зверей и птиц: (крокодил, кенгуру, жираф, зебра, тигр,  сорока, ворона, страус, воробей, дятел); фруктовые деревья (грушевое, персиковое, гранатовое), виноградная лоза;  цветы (раза, ромашка, астра);  картинки с изображением Буратино, Крокодил Гена, Дракон, символ звука [р]; картинки с изображением (радуги, гор, замка).

Лексический материал:

Имена существительные: крокодил, зебра, кенгуру, ворона, воробей, сорока, экскаватор, экскурсия, гора, роза, астра, грант, персик, виноград, лоза, дерево, Буратино, Крокодил Гена, дракон, страус, радуга, тигр, носорог, охрана, ворота, качество.

Имена прилагательные: добрый, храбрый, трудолюбивый, хороший,  дружелюбный, фруктовый, гранатовый, виноградный, грустный, радостный.

Глаголы: собрать, расти, хлопнуть, расступилась, упал, дружить,  радоваться.

І. Организационный момент

Приветствие.

Логопед: Сегодня мы с вами на занятие  превратимся в животных, для этого нужно сказать волшебные слова  - раз, два, повернись и в животных превратись.

Логопед:  Послушайте меня внимательно, изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит; изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву. (Тр-р-р, тр-р-р.): изобразите, как мурлычет ласковая кошечка. (Мур-р-р-р.); изобразите ворону, кричащую из гнезда. (Кар-р-р, кар-р-р.) 

ІІ. Сообщение темы занятия

Вы догадались, какой звук мы будем изучать сегодня?

 Дети Звук [р].

Логопед: сегодня мы с вами будем путешествовать со звуком [р] и познакомимся с буквой Р.

Присказка: В некотором царстве, в некотором государстве, высоко в горах жил звук [р]. Произнесите этот звук. Что вы могли сказать об этом звуке, глядя на эту таблицу?

Характеристика звука.

ІV. Ход занятия

1. Произношение изолированного звука. Работа над голосом

Логопед: Одиноко ему стало и загрустил звук  [р].

Пролетала мимо сорока и говорит: «Что ты грустишь, иди в детский сад, там все буквы и звуки живут в волшебных Замках, и дети научились их произносить». Обрадовался звук [р] этому известию и отправился в дорогу. А сейчас мы будем помогать звуку [р].

 2. Игра «Узнай звук»

Логопед: Приготовите ладони, я буду поизносить слова, когда вы услышите звук [р], хлопните в ладоши один раз . (раз, дом, стол, дерево, роза, тигр, сутки, зима, рыба,…)

3.Произношение звука [р] в слогах, слоговых сочетаниях и словах

Выставляется картинка с изображением гор.

Логопед: Шел, шел звук[р]   и пришел к чему?

Дети: К горе.

Логопед: Звуку [р] надо пройти эту гору.

А, как вы могли помочь  пройти такое препятствие?

Дети:…

Логопед: Чтобы ему помочь нужно поймать звуки. Я буду бросать звуки ,вы их будите ловить и соединять в слоги. Приготовит руки.

р-а-р-у-р-ы-р-о; р-о-р-ы-р-у-р-а

Логопед: Получилось волшебное заклинание:

 ра-ру-ры-ро; ро-ры-ру-ра. Повторите его.

Логопед: Расступилась гора, а за ней огромные ворота, а у ворот стоит охрана.

4.Подбор антонимов. Развитие навыков языкового анализа и синтеза

Логопед: Чтобы охрана пропустила звук [р] через ворота нужно выполнить задание. Я буду называть слова, а вы будете произносить противоположные им по смыслу.

Логопед: Зло.

Дети: добро

Логопед: лень.

Дети: труд

 Логопед: трусость.

  Дети: храбрость

 Логопед: грусть.

  Дети: радость

 Логопед: Ура! Ворота открылись! За воротами — звери и птицы Если отгадаете их названия, они помогут звуку [р], укажут ему путь.

Логопед:  Отгадайте животного в названии, которого первый звук [т'], последний — [р]. Кто это?

Дети: Тигр

Выставляется картинка тигра.

 Логопед: Какое животное  носит детеныша в кармане?

Дети: Кенгуру

Логопед: Отгадайте птицу в названии, которой первый  слог − со-последний — ка. Кто это?

Дети:  Сорока

Логопед раздает детям картинки с изображением букв.

Логопед: Соберите  из букв название животного.

Какое слово у вас получилось?

Логопед:  Какой слог в этом слове первый?

Дети: В этом слове первый слог – жи-

Логопед:  Какой слог в этом слове второй?

Дети: В этом слове второй слог –раф-

Логопед: А сколько всего слогов в этом слове?

Логопед: Давайте, посчитаем, сколько слогов в этом слове, приготовили ладони жи-раф.

Дети: В этом слове два звука.

Логопед раздает  карточки с надписью животных каждому ребенку  свое  слово, « разбитое» на слоги (Крокодил, кенгуру, зебра, носорог, ворона, сорока)

Логопед:  С кем подружился звук [р] за воротами?

Дети: Звук [р] подружился с крокодилом, зеброй, носорогом, кенгуру,  вороной, сорокой.

Логопед: Животные подсказали дорогу звуку [р], и он пошел дальше. Но дорога была очень длинная, и решил звук [р] отдохнуть. И мы с вами сейчас отдохнем. Встали.

5.Динамическая пауза

 Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)

6.Падежное управление

 Логопед: Идет звук [р], и вдруг перед ним сад . Как называется сад, где растут фрукты.

Дети: Сад, в котором растут фрукты,  называется фруктовым садом.

Логопед: Как называется дерево, на котором растут (груши, персики, гранаты)

Дети: Дерево, на котором растет груша, называется грушевое (персиковое, гранатовое)

Логопед: В этом саду было много цветов. Назовите  цветы,  в название которых есть звук [р]?

Дети:

Логопед: Звук [р] любовался в саду  какими цветами?

Дети: Звук [р] любовался ромашками, розами, георгинами.

7.Произношение звука [р] в предложениях. Словообразование

Логопед: Какие фруктовые деревья угощали звук [р] плодами.

Дети: Грушевое дерево угостило его грушами, персиковое дерево — персиками, виноградная лоза — виноградом.

Логопед: Поблагодарил звук [р] фруктовые деревья и пошел дальше.

9.Произношение звука [р] в словах и подбор определений

Логопед: Слышит звук [р] чьи-то рыдания.

Логопед прикрепляет на доску картинки с изображением сказочных героев, под каждой картинкой ее название с пропущенным звуком. Ребенок должен узнать какой звук отсутствует.

Логопед: Назовите этих сказочных героев?

Дети: Буратино, Красная шапочка, Крокодил Гена

Логопед: А как вы думаете, что случилось с нашими героями?

Дети:…

Логопед:  Они рыдают потому, что Дракон забрал у них один звук. Я буду называть их без этого звука, а вы попробуйте угадать, кто это? Там плачут Бу...атино, , К...асная шапочка , К...окодил Гена,  Какой звук забрал у них Дракон?

Дети: звук [р]

 Логопед: А, как вы думаете, для чего понадобилось звук [р] дракону?

Дети: …

Логопед: Чтобы еще больше рычать и быть более сердитым. Скажем ему добрые и ласковые слова, чтобы он вернул им звук [р]. Я буду называть слова, а вы будете называть их ласково?

У дракона не гора, а …

Дети: горка

 Логопед: У дракона не рот, а

Дети: ротик

Логопед: Дракон не друг, а …

Дети: дружек

Логопед: Дракон живет не в гору, а …

Дети: в горке.

Логопед: Каким стал Дракон?

Дети: Хорошим, добрым.

 Логопед: Дракон вернул нашим героям звук [р].

 Логопед: С кем он подружился?

Дети: Буратино, Крокодил Гена

Логопед: Он стал их ...?

 Дети: другом.

Логопед: Крокодил Гена предлагает вам запомнить такую пословицу: «Дружба и братство дороже богатства». Как вы понимаете эту пословицу?

Дети:…

Логопед: Эта пословица говорит о том, что никакое богатство не заменит настоящей человеческой дружбы.

Дети несколько раз повторяют пословицу.

11. Буквенный анализ и синтез слова «радуга»

Выставляется слово «радуга», без буквы р.

Логопед: «Куда же мне идти дальше?» — спросил звук [р] у Дракона. «Я покажу тебе волшебную дорогу, — сказал Дракон, — если отгадаешь мою загадку: "Разноцветное коромысло над рекой повисло"».

Дети: Радуга.

 Логопед:  В слове радуга звук пропала буква  р. У нашего звука [р] есть своя буква , большая и маленькая. А на, что похожа буква р?

— Звук [р], посмотри — вот это твоя буква.

Букву р писать несложно.

Справа к палке осторожно

Подрисуем мы кружок —

И получится флажок.

 Возьмите крупу  и напишите букву р, сначала указательным пальцем, а потом мизинцем.

Логопед: По волшебной дороге-радуге друзья ушли в свои сказки, а звук [р] — в садик.

Предлагается детям изобразить букву р с помощью пальчиков и соответствующих поз. Затем подставляется недостающая буква в слове радуга

VІ. Итог занятия

Логопед: Вот и пришел звук [р] в детский сад. Понравилось вам путешествие звука [р]? Чем понравилось путешествие звука [р]? Какие трудности возникали перед звуком  [р]? С какими друзьями подружился звук [р]?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «Путешествие в заколдованный лес» (автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях).

Этап: Автоматизация звука [ш]  в слогах, словах, предложениях.Тема: «Путешествие в заколдованный лес».Цель: Учить детей правильно произносить звук [ш]  на материале слогов, слов, предл...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия. Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях....

Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях» для детей подготовительной группы

Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях»для детей под...

Конспект подгруппового логопедического занятия на автоматизацию звука [Р]в слогах, словах, предложениях по теме «Зоопарк». (Для детей подготовительной группы 6-7 лет).

Цель: Автоматизация чёткого произношения звука [Р] в слогах, словах и предложениях  Задачи:Образовательные:-актуалиазация словаря по лексической теме «Зоопарк»  Коррекц...

Конспект коррекционно-развивающей деятельности с ребенком старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Возвращение посуды хозяйке (автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях)».

Конспект коррекционно-развивающей деятельности с ребенком старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Возвращение посуды хозяйке  (автоматизация звука «С&ra...