Конспект фронтального занятия по обучению грамоте: дифференциация звуков [З] -[Ж] в старшей логопедической группе: «Звуковичок в гостях у ребят».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель: формирование навыка сравнения, различения, правильного употребления звуков [з] и [ж] в устной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте: дифференциация звуков [З] -[Ж] в старшей логопедической группе: «Звуковичок в гостях у ребят».
Цель: формирование навыка сравнения, различения, правильного употребления звуков [з] и [ж] в устной речи.
Задачи:
Коррекционные:
- осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и уметь оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков [з] и [ж];
- развивать навык фонематического анализа и синтеза;
- закреплять навык звуко-буквенного разбора слов;
Развивающие:
- развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание;
- развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;
Воспитательная:
- воспитывать навык самоконтроля;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: зеркала, «свечи», мяч, предметные картинки, в названиях которых есть звуки [З] и [Ж], буквы З, Ж, звуковые домики, игрушка Звуковичок, проволока для выкладывания буквы З, цветные палочки для выкладывания буквы Ж, тетради в крупную клетку, цветные карандаши (синий, красный), синие ручки, карточки - игры Звуковичка, интерактивное оборудование «Логопедическая шхуна», карточки-подарки для детей.
- Организационный момент.
Логопед: Ребята, давайте поприветствуем гостей и друг друга.
Дети встают в круг передают друг другу мяч со словами приветствия: «Доброе утро, Рома» и т. д.
II. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Логопед: Молодцы, а сейчас мы немного разомнёмся и выполним дыхательную гимнастику.
«Дыхательная гимнастика-свеча» (стоя у столов).
Логопед: Сейчас потренируем наш язык, выполним артикуляционную гимнастику.
«Артикуляционная гимнастика» ( с зеркалами).
Упражнения: улыбочка, заборчик, хоботок слонёнка, чашечка, грибок, гармошка.
III. Введение в тему.
Логопед: Ребята, посмотрите, это наш Звуковичок, он приготовил для нас интересные задания и оставил карточки-подсказки, вы сможете определить о каких звуках мы сегодня будем говорить? (По цвету Звуковичка ребята определяют, что сегодня будем говорить о согласных твёрдых звуках).
Первое задание Звуковичка: «Самый внимательный»
Логопед: Ребята, послушайте стихотворение и определите, какие звуки часто повторяются?
Звенит звонок,
Жужжит жучок,
Жужжат-звенят,
Звенят –жужжат!
(ответы детей)
Логопед: Сегодня мы будем учиться различать звуки [Ж] и [З].
1. Сравнение артикуляции звуков [З] и [Ж], обращаем внимание на положение язычка и характер воздушной струи, идущей по его центру, вспомнить характеристику звуков [Ж] и [З], обозначение.
Что общего у звуков [з, ж]? ( согласные, звонкие, твёрдые)
Чем они отличаются?
- при произнесении звука [з] губы в улыбке, язык внизу, за нижними зубами, струя воздуха сильная, холодная.
- при произнесении звука [ж] губы округлены, язык вверху, за верхними зубами, струя воздуха плавная, тёплая.
- Развитие фонематического слуха, дифференциация[З] [Ж], на уровне звуков, слогов и слов.
Второе задание Звуковичка: « Поймай звук» (выполняют стоя).
Логопед делит детей на две команды [Ж] [З], если дети слышат звук Ж- хлопают в ладоши над головой, если звук З-хлопают в ладоши перед собой.
Звуки: ж, з, с, ш, з, ж, м
Слоги: жа, зу, са, ша, жи, зо
Слова: (определяют место звука в слове) жаба, жук, зуб, зонт, роза, ежевика, замок.
- Дифференциация понятий «звук» - «буква».
Третье задание Звуковичка: «Весёлые буквы».
Логопед: Ребята, давайте вспомним, чем звук отличается от буквы:
Мы звук произносим и слышим,
А букву мы видим, читаем и пишем.
Звук З-обозначается буквой З, на что похожа буква З? (на цифру 3).
Давайте попробуем сделать из проволоки букву З. Дети складывают.
Звук Ж- обозначается буквой Ж, на что похожа буква Ж? (ответы детей). Давайте попробуем сделать из цветных палочек букву Ж. Дети складывают.
IV. Дифференциация [Ж] и [З] на уровне слова.
Четвёртое задание Звуковичка : «Найди домик».
Логопед: Назовите картинки со звуками [Ж] и [З] и распределите их в 2 домика.
Определить место звука в слове (начало-середина-конец слова)
Слова: заяц, коза, гроза, замок, глаза, стрекоза, зонт, забор,жук, жираф, мороженое, лыжи, художник, ножницы, баклажан, ежи.
Физкультминутка «Запоминалка»
Звуковичок приготовил нам следующую игру
Пятое задание Звуковичка: «Физкультминутка- запоминалка».
Дети повторяют стихотворения и движения за логопедом, после делают всё самостоятельно.
За-за-за, за-за-за Вот рогатая коза. Зу-зу-зу, зу-зу-зу, Не боюсь эту козу. Зы-зы-зы, зы-зы-зы Молоко есть у козы. | Жа-жа-жа, жа-жа-жа Жилы-были два ежа Жу-жу-жу, жу-жу-жу На двоих ежей гляжу Жи-жи-жи, жи-жи-жи Убежали прочь ежи. |
V. Чтение слогов и слов, звуко-буквенный анализ слов, работа в тетрадях, дифференциация звуков [З] [Ж] в словах.
Логопед: Молодцы, ребята.
Шестое задание Звуковичка: «Прочитай-ка».
Дети читают слоги и слова с доски: за, зо, зу, зы, жа, жо, жу, жи, коза, роза, ваза, жаба, жара, жук, зал.
Седьмое задание Звуковичка: «Живое слово».
Звукобуквенный анализ слов: ЖУК и ЗАЛ в тетрадях, печатание слов ЖУК и ЗАЛ в тетрадях.
Восьмое задание Звуковичка: «Аленький цветочек»(на интерактивном оборудование «Логопедическая Шхуна»)
VI. Итог занятия.
Логопед: О каких звуках мы сегодня говорили (Ответы детей).
Даём характеристику звукам [З] [Ж], определяем чем звуки похожи, а чем отличаются.
Какая игра Звуковичка вам понравилась больше всего? Какая оказалась самой сложной?
Звуковичок приготовил для вас маленький сюрприз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в логопедической группе старшего возраста: "Гланые звуки и буквы"
Тема занятия "Гласные звуки и бувы". Цель: развитие фонематического восприятия и формирование начального навыка звукового анаиза....

"Конспект проведения занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [п]-[б], [п΄]-[б΄] »
Конспект проведения занятия по обучению грамоте«Дифференциация звуков [п]-[б], [п΄]-[б΄] »...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки [ф] И [ф’]. Буква «Ф».
Категория обучаемых: Подготовительная к школе коррекционная группа(дети с ЗПР).Цель: учить выделять звуки [ф] и [ф’]: изолированно, в слогах, в словах.Задачи:Учить выделять звуки [ф] и [ф&rsquo...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте Подготовительная логопедическая группа Тема: Дифференциация звуков [Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ]
Конспект занятия...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (подготовительная группа). Дифференциация звуков «т» и «д» (система Г.А. Каше)
Каше Галина Амосовна – педагог-дефектолог, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник сектора логопедии НИИ дефектологии АПН СССР, научный корреспондент АПН СССР. Педагогическая сис...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: "Звуки С, Сь. Буква С"
Конспект занятия будет полезен учителям-логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. В конспекте представлена работа по дифференциации звуков С-Сь в разных заданиях и упражнениях....

Конспект занятия по обучению грамоте Тема: «Звуки Д и Т» (старшая логопедическая группа)
Занятие по обучению грамоте проведено в марте 2024 года в старшей логопедической группе детского сада. В занятии использованы стихи, загадки, дидактические игры, тематическая физминутка....