Конспект фронтального занятия по обучению грамоте: дифференциация звуков [З] -[Ж] в старшей логопедической группе: «Звуковичок в гостях у ребят».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Валентина Сергеевна Алаева

Цель: формирование навыка сравнения, различения, правильного употребления звуков [з] и [ж] в устной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_zh-z_aprel_2024_god_1.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте: дифференциация звуков [З] -[Ж] в старшей логопедической группе: «Звуковичок в гостях у ребят».

Цель: формирование навыка сравнения, различения, правильного употребления звуков [з] и [ж] в устной речи.

Задачи:

Коррекционные:

  • осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и уметь оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков [з]  и [ж];
  • развивать навык фонематического анализа и синтеза;
  • закреплять навык звуко-буквенного разбора слов;

Развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание;
  • развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

Воспитательная:

  • воспитывать навык самоконтроля;
  •  воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: зеркала, «свечи», мяч, предметные картинки, в названиях которых есть звуки [З] и [Ж], буквы З, Ж,  звуковые домики, игрушка Звуковичок, проволока для выкладывания буквы З, цветные палочки для выкладывания буквы Ж, тетради в крупную клетку, цветные карандаши (синий, красный), синие ручки, карточки - игры Звуковичка, интерактивное оборудование «Логопедическая шхуна», карточки-подарки для детей.

  1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, давайте поприветствуем гостей и друг друга.

Дети встают в круг передают друг другу мяч со словами приветствия: «Доброе утро, Рома» и т. д.

II. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Логопед: Молодцы, а сейчас мы немного разомнёмся и выполним дыхательную гимнастику.

«Дыхательная гимнастика-свеча» (стоя у столов).

Логопед: Сейчас потренируем наш язык, выполним артикуляционную гимнастику.

«Артикуляционная гимнастика» ( с зеркалами).

Упражнения: улыбочка, заборчик, хоботок слонёнка, чашечка, грибок, гармошка.

III. Введение в тему.

Логопед: Ребята, посмотрите, это наш Звуковичок, он приготовил для нас интересные задания и оставил карточки-подсказки, вы сможете определить о каких звуках мы сегодня будем говорить? (По цвету Звуковичка ребята определяют, что сегодня будем говорить о согласных твёрдых звуках).

Первое задание Звуковичка: «Самый внимательный»

Логопед: Ребята, послушайте стихотворение и определите, какие звуки часто повторяются?

Звенит звонок,

Жужжит жучок,

Жужжат-звенят,

Звенят –жужжат!

(ответы детей)

Логопед: Сегодня  мы будем учиться  различать  звуки  [Ж] и [З].

1. Сравнение артикуляции звуков [З] и [Ж], обращаем внимание на положение язычка и характер воздушной струи, идущей по его центру, вспомнить характеристику звуков [Ж] и [З], обозначение.

Что  общего у звуков [з, ж]? ( согласные, звонкие, твёрдые)

Чем они отличаются?

  • при произнесении звука [згубы в улыбке, язык внизу, за нижними зубами,  струя воздуха сильная, холодная.
  • при произнесении звука [ж] губы округлены, язык вверху, за верхними зубами, струя воздуха плавная, тёплая.

  1. Развитие фонематического слуха, дифференциация[З] [Ж], на уровне звуков, слогов и слов.

Второе задание Звуковичка: « Поймай звук»  (выполняют стоя).

Логопед делит детей на две команды [Ж] [З], если дети слышат звук Ж- хлопают в ладоши над головой, если звук З-хлопают в ладоши перед собой.

Звуки: ж, з, с, ш, з, ж, м

Слоги: жа, зу, са, ша, жи, зо

Слова: (определяют место звука в слове) жаба, жук, зуб, зонт, роза, ежевика, замок.

  1. Дифференциация понятий «звук» - «буква».

Третье задание Звуковичка: «Весёлые буквы».

Логопед: Ребята, давайте  вспомним, чем звук отличается от буквы:

Мы звук произносим и слышим,

А букву мы видим, читаем и пишем.

Звук З-обозначается буквой З, на что похожа буква З? (на цифру 3).

Давайте попробуем сделать из проволоки букву З. Дети складывают.

Звук Ж- обозначается буквой Ж, на что похожа буква Ж? (ответы детей). Давайте попробуем сделать из цветных палочек букву Ж. Дети складывают.

IV.  Дифференциация [Ж] и [З] на уровне слова.

Четвёртое задание Звуковичка : «Найди домик».

Логопед: Назовите картинки со звуками [Ж] и [З]  и распределите их в 2 домика.

Определить место звука в слове (начало-середина-конец слова)

Слова: заяц, коза, гроза, замок, глаза, стрекоза, зонт, забор,жук, жираф, мороженое, лыжи, художник, ножницы, баклажан, ежи.

Физкультминутка «Запоминалка»

Звуковичок приготовил нам следующую игру

Пятое задание  Звуковичка: «Физкультминутка- запоминалка».

Дети повторяют стихотворения и движения за логопедом, после делают всё самостоятельно.

За-за-за, за-за-за

Вот рогатая коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу,

Не боюсь эту козу.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы

Молоко есть у козы.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Жилы-были два ежа

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

На двоих ежей гляжу

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Убежали прочь ежи.

V. Чтение слогов и слов, звуко-буквенный анализ слов, работа в тетрадях, дифференциация звуков [З] [Ж] в словах.

Логопед: Молодцы, ребята.

Шестое задание Звуковичка: «Прочитай-ка».

Дети читают слоги и слова с доски:  за, зо, зу, зы, жа, жо, жу, жи, коза, роза, ваза, жаба, жара, жук, зал.

Седьмое задание  Звуковичка: «Живое слово».

Звукобуквенный анализ слов: ЖУК и ЗАЛ в тетрадях, печатание слов ЖУК и ЗАЛ в тетрадях.

Восьмое задание Звуковичка: «Аленький цветочек»(на интерактивном оборудование «Логопедическая Шхуна»)

VI. Итог занятия.

Логопед: О каких звуках мы сегодня говорили (Ответы детей).

Даём характеристику звукам [З] [Ж], определяем чем звуки похожи, а чем отличаются.

Какая игра Звуковичка вам понравилась больше всего? Какая оказалась самой сложной?

Звуковичок приготовил для вас маленький сюрприз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в логопедической группе старшего возраста: "Гланые звуки и буквы"

Тема занятия "Гласные звуки и бувы". Цель: развитие фонематического восприятия и формирование начального навыка звукового анаиза....

"Конспект проведения занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [п]-[б], [п΄]-[б΄] »

Конспект проведения занятия по обучению грамоте«Дифференциация звуков [п]-[б], [п΄]-[б΄] »...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки [ф] И [ф’]. Буква «Ф».

Категория обучаемых: Подготовительная к школе коррекционная группа(дети с ЗПР).Цель: учить выделять звуки [ф] и [ф’]: изолированно, в слогах, в словах.Задачи:Учить выделять звуки [ф] и [ф&rsquo...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (подготовительная группа). Дифференциация звуков «т» и «д» (система Г.А. Каше)

Каше Галина Амосовна – педагог-дефектолог, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник сектора логопедии НИИ дефектологии АПН СССР, научный корреспондент АПН СССР. Педагогическая сис...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: "Звуки С, Сь. Буква С"

Конспект занятия будет полезен учителям-логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. В конспекте представлена работа по дифференциации звуков С-Сь в разных заданиях и упражнениях....

Конспект занятия по обучению грамоте Тема: «Звуки Д и Т» (старшая логопедическая группа)

Занятие по обучению грамоте проведено в марте 2024 года в старшей логопедической группе детского сада. В занятии использованы стихи, загадки, дидактические игры, тематическая физминутка....