Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе « Русская изба»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида детский сад « Берёзка»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по развитию речи в средней группе
« Русская изба»
Подготовила и провела воспитатель:
Иванская Ирина Евгеньевна.
Вихоревка, 2020
Цель: познакомить детей с жизнью и бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т. д.);
• обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, активизировать в речи детей слова – сени, горница, бабий кут, ухват, чугунок и т. п. ;
• развивать художественно-творческие способности дошкольников в изобразительном творчестве;
• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
Материалы и оборудование:
-мультимедийное оборудование,
- фотографии с изображениями русской печки,
-трафареты русской печки,
-гуашь, кисти.
Ход занятия.
— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу вас, будьте как дома. Сядем рядком, да поговорим ладком.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
- Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей). А как вы чувствуете себя дома? (ответы детей).
Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше? (ответы детей). Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага.
Русская народная пословица гласит: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей).
Сегодня я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие по русской избе. Виртуальное, это значит при помощи компьютера. Хотите? Тогда отправляемся!
- Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!
В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).
Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.
Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. Полы в комнате были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы (приема пищи). Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось завстолье: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки. На полу стелили дорожки. Наверху находились деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, коробки с различными припасами.
А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)
Тогда послушайте загадку и попробуйте догадаться, что же было главным в избе?
Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает. (печь)
Да, печка.
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Печь была центром избы, символом добродетели и тепла. В одной избе она - белоснежная, (слайд) а в другой – вся расписная (слайд). Её украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
-Чем же могла печь накормить своих хозяев? (ответы детей)
Правильно, ребята, в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. В каждой избе была печь. Тепло, которым дышала печь, было сродни теплу душевному.
Пространство между стеной и печью называется «запечье».
Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.
Напротив печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти в красный угол только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.
Как вы думаете, что же значит название красный угол? (ответы детей)
Да, ребята, правильно, название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».
Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена.
Физкультминутка «Построим избу». Молодцы, хорошо!
Путешествуем дальше.
Пространство у печи – женская половина».
Здесь располагалось всё, чем заведовала женщина, хозяйка дома. Он был отделен от остальной избы цветной занавеской.
Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.
Какие же предметы еще находились в русской избе?
После каждой отгадки показать слайд.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт. (ухват).
Он - как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит… (чугунок)
Чёрный конь,
Скачет в огонь. (кочерга).
Выпускает жаркий пар,
Древний чайник (самовар).
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра (коромысло).
Из избы идут пляшут,
А в избу идут – плачут. (вёдра).
Сама не ест,
А людей кормит. (ложка).
Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею. (веретено).
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят (лапти).
Вот такое путешествие мы совершили с вами по русской избе! А сейчас обратите внимание на эти фотографии, посмотрите, какие разные, красивые были печи в русских избах. С какой любовью каждый хозяин украшал самое главное, что было в русской избе – печь. И предлагаю вам взять трафареты русской печи, которые я приготовила, и разукрасить на свой вкус. А затем мы сделаем выставку «Русская печь – кормилица семьи».
Включается спокойная запись русской народной мелодии, дети работают. После окончания – выставляют рисунки на мольберте. Рассматриваем. Хвалю за выдумку, интересные рисунки.
Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?
А что вам больше всего запомнилось?
Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками.
Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.
- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Русская изба"
Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по развитию речи в средней группе "Русская изба". Занятие разработано на основе создания в групповом помещении детского сада мини-музея "Русская изба"...
Конспект НОД по области «Развитие речи» В средней группе «Русская печка»
Конспект НОД по области «Развитие речи»В средней группе«Русская печка»Цель: создавать условия для знакомства детей с устройством и назначением русской печи через активизацию всех сторон речи детей....
Непосредственно - образовательная деятельность по развитию речи в средней группе. Игра - драматизация по мотивам русской народной сказки "Репка".
· Развивать у детей выразительность интонации, мимики движений; воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;созд...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка «Репка»
Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду....
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе "Русская изба"
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе"Русская изба"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Открытое занятие в средней группе по развитию речи в средней группе. Русская народная сказка "Кот, лиса и петух.
Познакомить детей с русской народной сказкой. Формировать умение запоминать действующих лиц и последовательность событий. Формировать представления у детей о том, что нельзя открывать двери посторонни...