Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе « Русская изба»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Иванская Ирина Евгеньевна

Конспект занятия по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkaya_izba.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

                           общеразвивающего вида детский сад « Берёзка»

                                                   Конспект

                  непосредственной  образовательной деятельности

                            по развитию речи в средней группе

                                             « Русская изба»

                                                                                  Подготовила и провела воспитатель:

                                                                                   Иванская Ирина Евгеньевна.

                                                   Вихоревка, 2020

Цель: познакомить детей с жизнью и бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т. д.);

• обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, активизировать в речи детей слова – сени, горница, бабий кут, ухват, чугунок и т. п. ;

• развивать художественно-творческие способности дошкольников в изобразительном творчестве;

• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Материалы и оборудование:

-мультимедийное оборудование,

- фотографии с изображениями русской печки,

-трафареты русской печки,

-гуашь, кисти.

                                                   Ход занятия.

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу вас, будьте как дома. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

- Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей). А как вы чувствуете себя дома? (ответы детей).

Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше? (ответы детей). Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага.

Русская народная пословица гласит: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей).

Сегодня я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие по русской избе. Виртуальное, это значит при помощи компьютера. Хотите? Тогда отправляемся!

- Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!

В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. Полы в комнате были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы (приема пищи). Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось завстолье: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки. На полу стелили дорожки. Наверху находились деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, коробки с различными припасами.

А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)

Тогда послушайте загадку и попробуйте догадаться, что же было главным в избе?

Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает. (печь)

Да, печка.

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Печь была центром избы, символом добродетели и тепла. В одной избе она - белоснежная, (слайд) а в другой – вся расписная (слайд). Её украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев? (ответы детей)

Правильно, ребята, в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. В каждой избе была печь. Тепло, которым дышала печь, было сродни теплу душевному.

Пространство между стеной и печью называется «запечье».

Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.

Напротив печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти в красный угол только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

Как вы думаете, что же значит название красный угол? (ответы детей)

Да, ребята, правильно, название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».

Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена.

Физкультминутка «Построим избу». Молодцы, хорошо!

Путешествуем дальше.

Пространство у печи – женская половина».

Здесь располагалось всё, чем заведовала женщина, хозяйка дома. Он был отделен от остальной избы цветной занавеской.

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Какие же предметы еще находились в русской избе?

После каждой отгадки показать слайд.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт. (ухват).

Он - как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит… (чугунок)

Чёрный конь,

Скачет в огонь. (кочерга).

Выпускает жаркий пар,

Древний чайник (самовар).

Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит вёдра (коромысло).

Из избы идут пляшут,

А в избу идут – плачут. (вёдра).

Сама не ест,

А людей кормит. (ложка).

Верчусь, верчусь – не потею,

Только более толстею. (веретено).

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят (лапти).

Вот такое путешествие мы совершили с вами по русской избе! А сейчас обратите внимание на эти фотографии, посмотрите, какие разные, красивые были печи в русских избах. С какой любовью каждый хозяин украшал самое главное, что было в русской избе – печь. И предлагаю вам взять трафареты русской печи, которые я приготовила, и разукрасить на свой вкус. А затем мы сделаем выставку «Русская печь – кормилица семьи».

Включается спокойная запись русской народной мелодии, дети работают. После окончания – выставляют рисунки на мольберте. Рассматриваем. Хвалю за выдумку, интересные рисунки.

Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?

А что вам больше всего запомнилось?

Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками.

Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.

- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Русская изба"

Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по развитию речи в средней группе "Русская изба". Занятие разработано на основе создания в групповом помещении детского сада мини-музея "Русская изба"...

Конспект НОД по области «Развитие речи» В средней группе «Русская печка»

Конспект НОД по области «Развитие речи»В средней группе«Русская печка»Цель: создавать условия для знакомства детей с устройством и назначением русской печи через активизацию всех сторон речи детей....

Непосредственно - образовательная деятельность по развитию речи в средней группе. Игра - драматизация по мотивам русской народной сказки "Репка".

·               Развивать у детей выразительность интонации, мимики движений; воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;созд...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка «Репка»

Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду....

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе "Русская изба"

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе"Русская изба"...

Открытое занятие в средней группе по развитию речи в средней группе. Русская народная сказка "Кот, лиса и петух.

Познакомить детей с русской народной сказкой. Формировать умение запоминать действующих лиц и последовательность событий. Формировать представления у детей о том, что нельзя открывать двери посторонни...