Конспект НОД по области «Развитие речи» В средней группе «Русская печка»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Конспект НОД по области «Развитие речи»
В средней группе
«Русская печка»
Цель: создавать условия для знакомства детей с устройством и назначением русской печи через активизацию всех сторон речи детей.
Задачи:
1. Способствовать развитию связной речи, умения образовывать качественные прилагательные от существительных.
2. Способствовать закреплению умения использовать в речи знаний русского фольклора: загадок, пословиц, сказок.
3. Способствовать развитию грамматически правильной речи, правильного звукопроизношения, умения выделять звук [П] в словах в начале, середине и конце слова.
4. Содействовать развитию творчества, смекалки, эмоциональной отзывчивости.
5. Создавать условия для воспитания интереса к русской бытовой культуре, национальным традициям и обычаям.
Предварительная работа с детьми:
Чтение сказок «Колобок», «Царевна - лягушка», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению». Занятие по знакомству с русской избой.
Словарная и словообразовательная работа: печь, печка, чугунок, ухват, дрова, печная труба, шесток, качественные прилагательные.
Оборудование и материалы: слайды, палочки длиной 25-30см, красные ленточки, маска козла.
Материал: макет русской избы, русской печки, презентация «Русская печь», маска козлика, настоящие предметы русского быта (ухват, чугунок, крынка), мяч.
Ход занятия:
Этапы образовательной деятельности |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
Описание назначения русской печи в жизни человека. Показ слайдов на экране.
Пересказ | Воспитатель: Недавно мы ребята с вами путешествовали в прошлое и побывали в русской избе. Что в избе было самое главное?
- Да! Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?
- Невозможно представить себе избу в русской деревне без русской печи, которую без преувеличения можно назвать душей любого русского дома. Приготовить, обогреть избу, выспаться на теплушке, оставить до утра теплые щи - все это русская печка, которая не только вошла в поговорки и сказки, но и остаётся нужно до сих пор. Русская печка должна быть большой и долго хранить тепло. Чтобы обеспечить равномерное отопление всего дома, печь обычно располагалась в его центре, а труба выходила наружу из центра крыши. Русская печь выполняла много задач. Ее использовали для разных нужд, от обогрева и приготовления пищи, и до сна на ней и даже для мытья. Русская печка — семьи кормилица. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Ставят в печь три больших чугуна: первый – для щей, второй – для каши, третий – для всех остальных надобностей. Торопилась хозяйка печь затопить да чугуны поставить, чтоб еда для всех была. Весь день печка пыхтит-старается. В ней хозяева и себе картошки наварят, и скотине кормов запарят. Каша в печи кипит, молоко топится, хлебы пекутся-подрумяниваются. В деревенских семьях хлеб на всю семью хозяйка сама пекла, а для малых детишек – сдобные калачи, блины да пироги разные.
- Смотрите-ка печка та наша услышала слова теплые о себе и как бы больше стала, побелела, похорошела. А вдруг если мы еще раз расскажем о печке она еще станет краше? Попробуем? Кто, ребята, хочет порадовать нашу печку? - И правда, печка наша от рассказов наших похорошела! Молодцы! | Дети: Русская печка!
Дети: В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.
(Рассматривают макет, слайды в презентации и слушают.)
(Выслушиваются 2-3 рассказа детей с повторением слайдов.) |
Основная часть
(Словесные и наглядные методы) Показ слайдов. Обследование макета русской печи.
Отгадывание загадок. Показ слайдов – отгадок.
(Игровые методы)
Подвижная игра «Козел и ребята»
Дидактическая игра «Какие бывают каши?» «Какие бывают пироги?»
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Активизация правильных артикуляционных движений. Дидактическая игра на определение звука [П] в слове. С показом картинок. | - А теперь давайте посмотрим, как устроена русская печь. У печи есть труба. Зачем она была нужна?
- От чего появляется дым?
- Да, ребята, а дрова клали в специальное место в печи в устье. Что еще в устье ставили?
- Все правильно! А чтобы жар и огонь не выходил из печки, устье закрывали заслонокой.
- Наверху печи было особое место – лежанка. Как вы думаете зачем оно и почему так называется? - У русской печи есть еще одно волшебное место, вот оно, маленькое углубление, как окошечко. Это печурка! Как вы думаете зачем она была нужна? - В это место клали сырую одежду и сушили ее.
- Вспомним! Как это называется? Покажите где это.
- А про печку есть и загадки. Отгадаем? Загадывание загадок. - Чего из избы не вытащишь? (печь) - Зимой нет теплей, а летом нет холодней. (печь) - Без чего печь не затопить? (без дров) - В чём варили кашу, щи в русской печи? (в чугунке) - Чем вытаскивали горячий чугунок из печи? (ухватом)
-Печка была даже в детских играх. Поиграем? Игра называется «Козёл и ребята». Выбирается один ребёнок – Козёл. (Он надевает маску козла.) Козёл становится в круг, дети водят хоровод вокруг него и ведется диалог. Козёл: Я – Козёл, ме-ме! Я в лес ходил. Я дрова рубил. Дети: А зачем тебе дрова? Козёл: Ме-ме, печь топить. Дети: А зачем печь топить? Козёл: Ме-ме, кашу варить. Дети: А зачем кашу варить? Козёл: Ме-ме, ребят кормить. Дети: Не хотим мы каши! Козёл: Ме-ме, накормлю! Догоню и накормлю! (Дети разбегаются)
- У русского народа есть замечательная поговорка: «Хороши щи из русской печи». Но в печи готовили не только щи, но и основное русское блюдо – каши. - я вам буду перебрасывать мяч и называть крупу, а вы возвращайте мне мячик с названием каши, которую можно из этой крупы приготовить.
- Каша из манки… манная - из гречки…гречневая. - из риса…рисовая. - из овса…овсяная. - из перловки…перловая. - из пшена…пшенная. - из гороха... гороховая - Ну, и конечно, в печи выпекались пироги.
- Пирог с капустой…капустный пирог. - пирог с яблоками…яблочный пирог. - пирог с грибами…грибной пирог. - пирог с мясом…мясной пирог. - пирог с ягодами…ягодный пирог. Молодцы! - В русских народных сказках тоже не обходится без печки. Когда дети называют правильный ответ, появляется картинка – иллюстрация к угаданной сказке. «Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён» («Колобок»). «Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи» («Царевна - лягушка») «Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю» («По щучьему велению») «Подошли они к избёнке: «Поди, лиса, вон! ». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» («Заюшкина избушка») «Бежала девочка, бежала: видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу» («Гуси - лебеди»)
- Ребята, а какой звук печка издает? - Она пыхтит. «П-П-П-П-П-П-П-П-П» Губки сильно сжимаются друг с другом, воздух выходит через них и как бы расталкивает. Попробуем?
- Звук печки есть во многих словах, поищем его? Дети рассматривают изображения и хлопают, если есть звук печки. Слова: пила, сила, копыто, корыто, стоп, клопы, корова, папа, лист. |
- Для выхода дыма из печи. - от сгорания дров в печи. - еду.
- Там спали и лежали.
- не знаем. (Дети повторяют новые слова и показывают на макете) (Дети отгадывают загадки)
Игра повторяется 2-3 раза.
После игры дети остаются в хороводе. Проводится игра с мячом.
Дети садятся на стульчики.
(Дети произносят звук [П], используя правильную артикуляцию.)
(Дети ищут звук в словах) |
Завершение образовательной деятельности
Беседа о занятии. (Словесный метод)
Свободный танец под русскую народную музыку. | - Вот как мы сегодня печку порадовали, о ней вспомнили? - какие слова вы сегодня новые узнали? - для чего нужна была печка? - а теперь что выполняет ее задачи?
- даже частушки есть о русской печи. Звучит русская народная музыка! Поются частушки.
Эх, выйду плясать, Ножками задрыгаю – Печь, кастрюли и ухват По полу запрыгают.
Эх, раз, полтора, Бежит печка со двора, А за нею - чашки От грязнули Машки.
Как у нашего Егора Пузо стало, как пригорок – Целый день он на печи Уплетает калачи. | - ответы детей.
Дети слушают и свободно двигаются под русскую народную музыку. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к занятию | 2.54 МБ |
конспект занятия | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как выглядит русская печь
Устройство русской печи
Загадки Без чего печь не затопить? ( без дров) В чем варили кашу в русской печке? (в чугуне) Чем вытаскивали горячий чугун из печи? (ухватом)
Принадлежности для русской печи
Колобок
Царевна лягушка
По щучьему велению
Заюшкина избушка
Гуси-лебеди
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по области «Развитие речи»
В средней группе
«Русская печка»
Цель: создавать условия для знакомства детей с устройством и назначением русской печи через активизацию всех сторон речи детей.
Задачи:
- Способствовать развитию связной речи, умения образовывать качественные прилагательные от существительных.
- Способствовать закреплению умения использовать в речи знаний русского фольклора: загадок, пословиц, сказок.
- Способствовать развитию грамматически правильной речи, правильного звукопроизношения, умения выделять звук [П] в словах в начале, середине и конце слова.
- Содействовать развитию творчества, смекалки, эмоциональной отзывчивости.
- Создавать условия для воспитания интереса к русской бытовой культуре, национальным традициям и обычаям.
Предварительная работа с детьми:
Чтение сказок «Колобок», «Царевна - лягушка», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению». Занятие по знакомству с русской избой.
Словарная и словообразовательная работа: печь, печка, чугунок, ухват, дрова, печная труба, шесток, качественные прилагательные.
Оборудование и материалы: слайды, палочки длиной 25-30см, красные ленточки, маска козла.
Материал: макет русской избы, русской печки, презентация «Русская печь», маска козлика, настоящие предметы русского быта (ухват, чугунок, крынка), мяч.
Ход занятия:
Этапы образовательной деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Вводная часть (организационный и мотивационный момент) Сюрпризный момент – внесение макета русской печки. Показ слайдов на экране. (Наглядный и словесный методы) Пересказ (словесный метод) | Воспитатель: Недавно мы ребята с вами путешествовали в прошлое и побывали в русской избе. Что в избе было самое главное? - Да! Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка? - Невозможно представить себе избу в русской деревне без русской печи, которую без преувеличения можно назвать душей любого русского дома. Приготовить, обогреть избу, выспаться на теплушке, оставить до утра теплые щи - все это русская печка, которая не только вошла в поговорки и сказки, но и остаётся нужно до сих пор. Русская печка должна быть большой и долго хранить тепло. Чтобы обеспечить равномерное отопление всего дома, печь обычно располагалась в его центре, а труба выходила наружу из центра крыши. Русская печь выполняла много задач. Ее использовали для разных нужд, от обогрева и приготовления пищи, и до сна на ней и даже для мытья. Русская печка — семьи кормилица. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Ставят в печь три больших чугуна: первый – для щей, второй – для каши, третий – для всех остальных надобностей. Торопилась хозяйка печь затопить да чугуны поставить, чтоб еда для всех была. Весь день печка пыхтит-старается. В ней хозяева и себе картошки наварят, и скотине кормов запарят. Каша в печи кипит, молоко топится, хлебы пекутся-подрумяниваются. В деревенских семьях хлеб на всю семью хозяйка сама пекла, а для малых детишек – сдобные калачи, блины да пироги разные. - Смотрите-ка печка та наша услышала слова теплые о себе и как бы больше стала, побелела, похорошела. А вдруг если мы еще раз расскажем о печке она еще станет краше? Попробуем? Кто, ребята, хочет порадовать нашу печку? - И правда, печка наша от рассказов наших похорошела! Молодцы! | Дети: Русская печка! Дети: «В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.» (Рассматривают макет, слайды в презентации и слушают.) (Выслушиваются 2-3 рассказа детей с повторением слайдов.) |
Основная часть Показ слайдов. Обследование макета русской печи. (Словесные и наглядные методы) Отгадывание загадок. Показ слайдов – отгадок. (Словесные и наглядные методы) Подвижная игра (Игровые методы) Дидактическая игра «Какие бывают каши?» «Какие бывают пироги?» (Игровой метод) Дидактическая игра «Отгадай сказку» (Игровой метод) Упражнение (Практический метод) Дидактическая игра на определение звука [П] в слове с показом картинок. (Игровой метод) | - А теперь давайте посмотрим, как устроена русская печь. У печи есть труба. Зачем она была нужна? - От чего появляется дым? - Да, ребята, а дрова клали в специальное место в печи в устье. Что еще в устье ставили? - Все правильно! А чтобы жар и огонь не выходил из печки, устье закрывали заслонокой. - Наверху печи было особое место – лежанка. Как вы думаете зачем оно и почему так называется? - У русской печи есть еще одно волшебное место, вот оно, маленькое углубление, как окошечко. Это печурка! Как вы думаете зачем она была нужна? - В это место клали сырую одежду и сушили ее. - Вспомним! Как это называется? Покажите где это. - А про печку есть и загадки. Отгадаем? Загадывание загадок. - Чего из избы не вытащишь? (печь) - Зимой нет теплей, а летом нет холодней. (печь) - Без чего печь не затопить? (без дров) - В чём варили кашу, щи в русской печи? (в чугунке) - Чем вытаскивали горячий чугунок из печи? (ухватом) -Печка была даже в детских играх. Поиграем? Игра называется «Козёл и ребята». Выбирается один ребёнок – Козёл. (Он надевает маску козла.) Козёл становится в круг, дети водят хоровод вокруг него и ведется диалог. Козёл: Я – Козёл, ме-ме! Я в лес ходил. Я дрова рубил. Дети: А зачем тебе дрова? Козёл: Ме-ме, печь топить. Дети: А зачем печь топить? Козёл: Ме-ме, кашу варить. Дети: А зачем кашу варить? Козёл: Ме-ме, ребят кормить. Дети: Не хотим мы каши! Козёл: Ме-ме, накормлю! Догоню и накормлю! (Дети разбегаются) - У русского народа есть замечательная поговорка: «Хороши щи из русской печи». Но в печи готовили не только щи, но и основное русское блюдо – каши. - я вам буду перебрасывать мяч и называть крупу, а вы возвращайте мне мячик с названием каши, которую можно из этой крупы приготовить. - Каша из манки… манная - из гречки…гречневая. - из риса…рисовая. - из овса…овсяная. - из перловки…перловая. - из пшена…пшенная. - из гороха... гороховая - Ну, и конечно, в печи выпекались пироги.
- Пирог с капустой…капустный пирог. - пирог с яблоками…яблочный пирог. - пирог с грибами…грибной пирог. - пирог с мясом…мясной пирог. - пирог с ягодами…ягодный пирог. Молодцы! - В русских народных сказках тоже не обходится без печки. Когда дети называют правильный ответ, появляется картинка – иллюстрация к угаданной сказке. «Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён» («Колобок»). «Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи» («Царевна - лягушка») «Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю» («По щучьему велению») «Подошли они к избёнке: «Поди, лиса, вон!». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» («Заюшкина избушка») «Бежала девочка, бежала: видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу» («Гуси - лебеди») Активизация правильных артикуляционных движений. - Ребята, а какой звук печка издает? - Она пыхтит. «П-П-П-П-П-П-П-П-П» Губки сильно сжимаются друг с другом, воздух выходит через них и как бы расталкивает. Попробуем? - Звук печки есть во многих словах, поищем его? Дети рассматривают изображения и хлопают, если есть звук печки. Слова: пила, сила, копыто, корыто, стоп, клопы, корова, папа, лист. | - Для выхода дыма из печи. - от сгорания дров в печи. - еду. - Там спали и лежали. - не знаем. (Дети повторяют новые слова и показывают на макете) (Дети отгадывают загадки) Дети заводят хоровод. Игра повторяется 2-3 раза. После игры дети остаются в хороводе. Проводится игра с мячом. Дети садятся на стульчики. Отгадывают. (Дети произносят звук [П], используя правильную артикуляцию.) (Дети ищут звук в словах) |
Завершение образовательной деятельности Беседа о занятии. (Словесный метод) Свободный танец под русскую народную музыку. | - Вот как мы сегодня печку порадовали, о ней вспомнили? - какие слова вы сегодня новые узнали? - для чего нужна была печка? - а теперь что выполняет ее задачи? - даже частушки есть о русской печи. Звучит русская народная музыка! Поются частушки.
Эх, выйду плясать, Ножками задрыгаю – Печь, кастрюли и ухват По полу запрыгают. Эх, раз, полтора, Бежит печка со двора, А за нею - чашки От грязнули Машки. Как у нашего Егора Пузо стало, как пригорок – Целый день он на печи Уплетает калачи. | - ответы детей. Дети слушают и свободно двигаются под русскую народную музыку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Русская изба"
Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по развитию речи в средней группе "Русская изба". Занятие разработано на основе создания в групповом помещении детского сада мини-музея "Русская изба"...
Конспект по непосредственно-образовательной области развитие речи в средней группе «Путешествие по сказкам».
Сказки служат для детей первым урокам нравственности и морали. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистическое восприятие жизни, формируют положительные черты характера. П...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка «Репка»
Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду....
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Викторина по русским народным сказкам»
Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Образовательные:-закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках;-прививать любовь к устному народному творчеству;Воспита...
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ по образовательной области «развитие речи» в средней группе на тему «Осень»
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ в средней группе на тему «Осень в гости к нам пришла»Цель:развивать познавательную деятельность детей с...
Открытое занятие в средней группе по развитию речи в средней группе. Русская народная сказка "Кот, лиса и петух.
Познакомить детей с русской народной сказкой. Формировать умение запоминать действующих лиц и последовательность событий. Формировать представления у детей о том, что нельзя открывать двери посторонни...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Русские сказки (мини - викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Русские сказки (мини - викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»....