Конспект ООД по развитию речи в старшей группе "Русская изба"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе"Русская изба"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_russkaya_izba.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
Администрации г. Подольск
Муниципальное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида№38 «Искорка»
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе
«В русской избе»
Составитель: Воспитатель
МДОУ №38 «Искорка»
Вахитова. Н.Ю.
Подольск 2016 год
Конспект ООД «В русской избе»
Цель занятия: знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.
Задачи:
-- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи;
-- обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
--- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
--- развивать художественно-творческие способности детей.
Ход занятия:
Мероприятие начинается с мини театрализации. Воспитатель появляется в народном костюме-сарафане, кокошнике или платке.
У московских древних вод
Поселяется народ.
Поселялись люди редко
На реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков
Появились тут весной.
Толь в ладьях они приплыли.
Толь верхами. Толь пешком.
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: «Места много,
Есть, что есть и есть, что пить! »
Помолились люди богу.
Стали строиться да жить.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
-Как мы себя чувствуем дома?
— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
«Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки» (лиственница)
— Почему же из лиственницы строили дома?
Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.
В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
-Чем же могла печь накормить своих хозяев?
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Давайте вспомним пословицы о печке
• Без работы и печь холодна.
• На холодной печи не пекут калачи, а в печь суют, в потом жуют.
• Из одной печи, да не одни калачи.
• Иного хлебом не корми, только с печи не гони.
Назовите сказки, где упоминается печка?
• «Гуси лебеди»
• «Три медведя»
• «Царевна – лягушка»
• «Домовенок Кузя»
• «Маша и медведь»
• «Колобок»
• «Каша из топора»
Много сказок и пословиц вы знаете!
Знаю и я поговорку о печке
«Матушка – печка, горячее сердечко
Белый шесточек, красный уголочек»
Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.
Дети пробуют просеять муку через сито.
«Что за барыня такая ?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Собирайся детвора, ждет вас русская игра.
(Звучит русская народная музыка. Дети встают в хоровод, для игры «Ручьи»
Как из под горы,
К нам бегут ручьи.
Ручьи вы куда?
Закрывайте ворота!
Дети встают в хоровод. Двое образуют ворота (один стоит внутри хоровода, другой – снаружи и над головами детей держатся за руки, образуя ворота).
А теперь, дорогие, посидите, да умом пошевелите.
Начинаются сказки, катятся с гор салазки.
А это было голубчики, в старину.
Когда задумал дед Архип залезть на луну.
Тогда сказки по воздуху летали.
Друг – друга за крылышки хватали.
А за ними на золотом коне скакала,
Да в мешок эти сказки собирала,
А вот какие сказки, вы узнаете. Отгадав мои загадки.
Вымолвил словечко, покатилась печка,
Прямо из деревни, к царю да царевне,
И за что не знаю повезло лентяю. (По щучьему велению)
- Не лежалось на окошке – покатился по дорожке. (Колобок)
- Колотил да колотил по тарелке носом – ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль)
- Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,
Очень вкусная вода, в ямке от копытца (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
- Мышка дом себе нашла, мышка добрая была,
В доме том в конце концов, стало множество жильцов. (Теремок)
А теперь посмотрите на стол,
На столе самовар стоит,
И на вас глядит
Самовар то не простой.
Самовар то расписной,
Гостинцы берите, да к самовару подходите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.
Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)
Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх....