Открытое занятие в средней группе по развитию речи в средней группе. Русская народная сказка "Кот, лиса и петух.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Рылькова Татьяна Анатольевна

Познакомить детей с русской народной сказкой. Формировать умение запоминать действующих лиц и последовательность событий. Формировать представления у детей о том, что нельзя открывать двери посторонним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое  игровое занятие для детей средней группы

Тема: Русская народная сказка «Кот, лиса и петух»

Воспитатель: Рылькова Т. А.

Цели:

Образовательные:

Познакомить детей с русской народной  сказкой «Кот, лиса и петух».

Формировать умение запоминать действующих лиц и последовательность событий.

Активизировать словарь: гусли, лукошко, кафтан.

Закреплять в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам.

Формировать знания детей по ОБЖ. Формировать у детей представление о том, что нельзя открывать двери посторонним.

Развивающие:

Развивать речь детей, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки простыми предложениями. Развивать мышление, моторику, зрительное и слуховое сосредоточение, координацию движений.

Развивать конструктивные навыки, конструктивное творчество. Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к русским народным сказкам, русскому фольклору.

Воспитывать  у детей нравственные чувства: доброту, взаимопомощь, чуткость, отзывчивость. 

Оборудование: Группа  украшена по мотивам русской народной сказки «Кот, петух и лиса»: деревенский домик, полянка, уголок леса.  Мягкие игрушки (кота, лисы, петуха), изображение избушки , лукошко, гусли, картинки - раскраски для детей, картинка – схема  с изображением сказочного героя из геометрических фигур- кота.

Аудиозаписи.

Предварительная работа.

Чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций; разучивание потешек «Как у нашего кота», «Петушок, петушок»; дидактические игры «Угадай сказку», «Угадай героя сказки»; пальчиковые игры; игры – драматизации.

Ход занятия

Дети входят в группу под музыку «В мире много сказок».

- Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Дети стоят в кругу, взявшись ха руки.

Коммуникативная игра «Здравствуй!»

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Здравствуйте, гости!

- Молодцы, ребята. Мне понравилось, как вы поздоровались с гостями. ( Ребята стоят около стола, на котором лежат картинки с сюжетами сказок)

         Дети, я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интереснее сказки.

- Вы сказки любите? (Да. Любим).

- Вижу, заблестели глазки. Много сказок знаете? (Да).

Игровое упражнение «Угадай сказку , героя сказки»  ( Ребята , отгадав сказку, выкладывают картинку на фланелеграф)

Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
( «Колобок»)

И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться.
(«Доктор Айболит»)

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(«Три медведя»)

Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
(«Репка»)

Покупала самовар,
А спасал ее комар.
( « Муха-Цокотуха»)

Он — любитель чистоты.

Умывался ль утром ты?

Если — нет, тогда приказ

Даст мочалкам он тотчас,

Грозный строгий командир

Умывальник ... (Чуковский «Мойдодыр»)

- Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки! А сами в сказке побывать хотите?  (Да).

Предлагаю вам, отправится в сказку. Закройте глаза. А я произнесу волшебные слова, и мы окажемся в сказке.

(Звучит волшебная музыка).

«Всем известно, только в сказках

Есть волшебная страна,

Там волшебной чудо - краской

Разрисованы дома,

Там живут герои сказок,

Происходят чудеса,

Все увидите вы сами,

Открывайте-ка глаза.

Дети открывают глаза. Оглядываются. Перед ними стоит ширма, на которой изображена избушка, стоит забор.  В руках у воспитателя книга « Кот, петух , лиса»,

- Ребята, попали мы в сказку « Кот, петух, лиса». ( Выставляет героев сказки на стол - мягкие игрушки)

- Хотите узнать, что же произошло с героями этой сказки?

Чтение сказки «Кот, лиса и петух» воспитателем

Словарная работа  проводится по ходу чтения и показом иллюстрации

Кафтан – верхняя  мужская одежда. 

Лукошко –  небольшая  ручная корзина из лыка или прутьев.

Гусли - старинный струнный музыкальный инструмент.

Бросился в погоню – очень быстро.

Беседа по сказке

- Ребята, скажите мне с какой, русской народной сказкой мы познакомились? 
- Понравилась Вам сказка?
- Кто главные герои сказки, назовите их ? ( Кот, Петух и Лиса)

- Где жили - были кот и петух? ( В лесу в маленькой избушке)

- Что делал Петушок, когда кота не было?  (Прибирался в доме, подметал пол, садился на жердочку и поджидал кота).

- Куда рано утром уходил кот? ( На охоту ходил.)
- Что наказывал Петушку Котик, когда уходил он на охоту? ( Не выглядывать в окошко, дом стеречь)

- Как Лиса выманивала Петушка? Какую песенку она спела, каким голоском? ( Нежным. Интонирование детьми голоса лисы.) Давайте пропоем песенку лисы.

Села под окошко и запела:

Петушок, петушок, 
Золотой гребешок, 
Выгляни в окошко — 
Дам тебе горошку
.

- Что кричал Петушок котику, когда его схватила Лиса? 
- Каким голосом? ( Громким.   Интонирование детьми голоса петушка ). 

Давайте громким голосом поговорим слова Петушка

Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня.

- Почему он так громко  и жалобно кричал? ( Он боялся лису и хотел, чтобы его кот спас). 

- Попал наш Петушок в беду. Что делать? ( Нужно помочь Петушку, спасти его).

- Молодцы, я рада, что вы у меня такие добрые, отзывчивые. Не хотите оставить друга в беде. Ведь не даром русские люди говорят: «Сам погибай, а товарища выручай».

- Как Кот помог Петушку? (Кот недалеко был, услыхал, помчался за лисой что было сил, отнял петушка и понёс его домой.)

Как выманивала Лиса Петушка из избушки на второй день? ( Опять спела песенку и бросила горсть гороха, хитростью)

Как помог Петушку Кот на второй день? (Кот погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой.)

-Почему петушок попал в беду?( Потому что не послушался Кота)

-Что помогло Лисе заманить Петушка в свои лапы в третий раз? ( Хитростью, обманом. «Мужики ехали, пшено везли, один мешок дырявый был, все пшено по дороге рассыпано, а подбирать некому».

-Почему Петушок оказался в лапах Лисы? ( Потому что был глупый.)

-Услышал ли Кот Петушка в третий раз ? ( Нет ) Почему? ( Был очень далеко).

- Кем переоделся Кот, чтобы спасти Петушка и выманить Лису из дома? ( Музыкантом)
– Давайте послушаем, какую мелодию мог играть Кот-гусляр перед домом Лисы.

Звучит аудиозапись .

- Как заканчивается сказка? 
- Какая Лиса в сказке? ( Хитрая, злая, смелая)

- Какой Кот в сказке? ( Смелый, храбрый, хороший друг, уверенный в своих силах, отзывчивый, находчивый, ответственный)

- Какой Петух в сказке? ( Трудолюбивый, глупый, трусливый, добрый, доверчивый)

- Как называется сказка, которую мы с вами прочитали? 

- Молодцы!

Беседа по ОБЖ «Один дома»

- Ребята, а как вы думаете, чему нас учит сказка, зачем ее народ сочинил?

- А вы, ребята знаете как вести себя, если дома вы одни?

Дети, бывают ситуации, когда вы остаетесь дома одни. В это время незнакомый человек может позвонить в дверь. Запомните, чужим и незнакомым людям дверь открывать нельзя. Как бы они вас не просили, и чтобы не предлагали.

- Молодцы! А сейчас отдохнем и пройдем к своим столам.

Физминутка. 

 Собирайся, детвора,

Нам в дорогу, в путь пора.

Будем по лесу шагать

Друга – Петушка искать.       (Дети с воспитателем шагают друг за другом)

На носочках по тропинке

Друг за другом мы пойдем.    (Идут на носках)

Ручейки мы перепрыгнем,     (Прыжки с продвижением вперед)

А канавки обойдем.              (Идут высоко поднимая колени)

Будем по лесу шагать,

Свежим воздухом дышать.

Конструирование героев сказки «Кот», « Петух», «Лиса».

- Кто спасал Петушка? ( Кот)

Задание. Выложить из геометрических фигур героев сказки.


Задание. Нарисовать  карандашом струны гуселькам.

- На чем играл Кот перед домом Лисы? ( На гуслях)  Рисование карандашами  струн.

- Молодцы!

Итог

- Молодцы, ребята, очень внимательно слушали сказку, ответили на все вопросы и выполнили задания. Я надеюсь ,что в следующий раз вы мне сами расскажите и покажите эту сказку. 

- Ребята, Котик принес вам подарки, весёлые картинки- разукрашки. 

Мы видели сказку, мы в сказке играли,

Ну, и конечно, немного устали.

Закончили наши большие дела,

Нам в садик уже возвращаться пора.

И на прощание гостям

Помашем мы рукой.

- И скажем: «До свидания!»

Дети уходят из группы под музыку «Дорогою добра».

Открытое  игровое занятие для детей средней группы

Тема: Русская народная сказка «Кот, лиса и петух»

Воспитатель: Рылькова Т. А.

Цели:

Образовательные:

Познакомить детей с русской народной  сказкой «Кот, лиса и петух». Формировать умение запоминать действующих лиц и последовательность событий.

 Активизировать словарь: гусли, лукошко, кафтан.

 Закреплять в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам. Учить читать наизусть стихи и потешки.

Формировать знания детей по ОБЖ. Формировать у детей представление о том, что нельзя открывать двери посторонним.

Развивающие:

Развивать речь детей, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки простыми предложениями. Развивать мышление, моторику, зрительное и слуховое сосредоточение, координацию движений.

Развивать конструктивные навыки, конструктивное творчество. Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к русским народным сказкам, русскому фольклору.

Воспитывать  у детей нравственные чувства: доброту, взаимопомощь, чуткость, отзывчивость. 

Оборудование: Ширма, мягкие игрушки (кота, лисы, петуха), изображение избушки , лукошко, гусли, картинки - раскраски для детей, картинка – схема  с изображением сказочных героев из геометрических фигур.

Группа  украшена по мотивам русской народной сказки «Кот, петух и лиса»: деревенский домик, полянка, уголок леса.

Аудиозаписи.

Предварительная работа.

Чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций; разучивание потешек «Как у нашего кота», «Петушок, петушок»; дидактические игры «Угадай сказку», «Угадай героя сказки»; пальчиковые игры; игры – драматизации.

Ход занятия

Дети входят в группу под музыку «В мире много сказок».

- Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Дети стоят в кругу, взявшись ха руки.

Коммуникативная игра «Здравствуй!»

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Здравствуйте, гости!

- Молодцы, ребята. Мне понравилось, как вы поздоровались с гостями. ( Дети садятся на стульчики.)

Дети, я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интереснее сказки.

- Вы сказки любите? (Да. Любим).

- Вижу, заблестели глазки. Много сказок знаете? (Да).

Игровое упражнение «Угадай сказку , героя сказки»  ( Ребята , отгадав сказку, выкладывают картинку на фланелеграф)

Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
( «Колобок»)

И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться.
(«Доктор Айболит»)

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(«Три медведя»)

Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
(«Репка»)

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (
Семеро козлят)

Покупала самовар,
А спасал ее комар.
( « Муха-Цокотуха»)

Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …
( Медведь)

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной,

Он, сам того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Название этой сказки…. ( «Маша и Медведь»)

Носик круглый пятачком —

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек — копытца.

Трое их — и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки ?  («Три поросёнка»)

Он — любитель чистоты.

Умывался ль утром ты?

Если — нет, тогда приказ

Даст мочалкам он тотчас,

Грозный строгий командир

Умывальник ... (Чуковский «Мойдодыр»)

- Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки! А сами в сказке побывать хотите?  (Да).

Предлагаю вам, отправится в сказку. Закройте глаза. А я произнесу волшебные слова, и мы окажемся в сказке.

(Звучит волшебная музыка).

«Всем известно, только в сказках

Есть волшебная страна,

Там волшебной чудо - краской

Разрисованы дома,

Там живут герои сказок,

Происходят чудеса,

Все увидите вы сами,

Открывайте-ка глаза.

Дети открывают глаза. Оглядываются. Перед ними стоит ширма, на которой изображена избушка, забор.

- Хотите узнать , в какую сказку мы с вами попали? Тогда отгадайте загадки.( Отгадав загадки, воспитатель достает из – за ширмы героев сказки – мягкие игрушки и садит их на стол.)

Загадывание загадок:

Шубка полосатая, мордочка усатая 
Часто умывается, а с водой не знается. (Кот) 

Он носом в землю постучит, 
Взмахнёт крылом и закричит. 
Кричит он даже сонный, 
Крикун неугомонный (Петух) 

Рыжая головка, хитрая плутовка. 
Хвост пушистый – краса, 
Кто же это… (Лиса) 

- Молодцы! Ребята, а живут эти герои в сказке, которая называется «Кот, петух и лиса». Хотите узнать, что же произошло с героями этой сказки?

Чтение сказки «Кот, лиса и петух» воспитателем

- Ребята прежде , чем я прочитаю сказку, вам встретятся незнакомые слова. Давайте узнаем, что они обозначают.( Показ иллюстрации.)

Словарная работа

Кафтан – верхняя  мужская одежда. 

Лукошко –  небольшая  ручная корзина из лыка или прутьев.

Гусли - старинный струнный музыкальный инструмент.

Бросился в погоню – очень быстро

Физкультурная минутка: 
Утром лисонька проснулась .
Лапкой правой потянулась .
Лапкой левой потянулась .
Солнцу нежно улыбнулась .
В кулачок все пальцы сжала, 
А потом их все разжала. 
Вытираться лапкой стала 
Ручки, ножки и бока .
Вот какая красота! 

Беседа по сказке


- Кто главные герои сказки, назовите их ? ( Кот, Петух и Лиса)

- Где жили - были кот и петух? ( В лесу в маленькой избушке)

- Что делал Петушок, когда кота не было?  (Прибирался в доме, подметал пол, садился на жердочку и поджидал кота).

- Куда рано утром уходил кот? ( На охоту ходил.)
- Что наказывал Петушку Котик, когда уходил он на охоту? ( Не выглядывать в окошко, дом стеречь)

- Как Лиса выманивала Петушка? Какую песенку она спела, каким голоском? ( Нежным. Интонирование детьми голоса лисы.) Давайте пропоем песенку лисы.

Села под окошко и запела:

Петушок, петушок, 
Золотой гребешок, 
Выгляни в окошко — 
Дам тебе горошку
.

- Что кричал Петушок Котику, когда его схватила Лиса? 
- Каким голосом? ( Громким.   Интонирование детьми голоса петушка ). 

Давайте громким голосом поговорим слова Петушка.

Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня.

- Почему он так громко  и жалобно кричал? ( Он боялся лису и хотел, чтобы его кот спас). 

- Попал наш Петушок в беду. Что делать? ( Нужно помочь Петушку, спасти его).

- Молодцы, я рада, что вы у меня такие добрые, отзывчивые. Не хотите оставить друга в беде. Ведь не даром русские люди говорят: «Сам погибай, а товарища выручай».

- Как Кот помог Петушку? (Кот недалеко был, услыхал, помчался за лисой что было сил, отнял петушка и понёс его домой.)

- Как выманивала Лиса Петушка из избушки на второй день? ( Опять спела песенку и бросила горсть гороха, хитростью)

- Как помог Петушку Кот на второй день? (Кот погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой.)

-Почему петушок попал в беду? ( Потому что не послушался Кота)

-Что помогло Лисе заманить Петушка в свои лапы в третий раз? ( Хитростью, обманом. «Мужики ехали, пшено везли, один мешок дырявый был, все пшено по дороге рассыпано, а подбирать некому».

-Почему Петушок оказался в лапах Лисы? ( Потому что был глупый.)

-Услышал ли Кот Петушка в третий раз ? ( Нет ) Почему? ( Был очень далеко).

- Кем переоделся Кот, чтобы спасти Петушка и выманить Лису из дома? ( Музыкантом)
– Давайте послушаем, какую мелодию мог играть Кот-гусляр перед домом Лисы.

Звучит аудиозапись .

- Как заканчивается сказка? 
- Какая Лиса в сказке? ( Хитрая, злая, смелая)

- Какой Кот в сказке? ( Смелый, храбрый, хороший друг, уверенный в своих силах, отзывчивый, находчивый, ответственный)

- Какой Петух в сказке? ( Трудолюбивый, глупый, трусливый, добрый, доверчивый)

- Как называется сказка, которую мы с вами прочитали? 

- Молодцы!

Беседа по ОБЖ «Один дома»

- Ребята, а как вы думаете, чему нас учит сказка, зачем ее народ сочинил?

- А вы, ребята знаете как вести себя, если дома вы одни?

Дети, бывают ситуации, когда вы остаетесь дома одни. В это время незнакомый человек может позвонить в дверь. Запомните, чужим и незнакомым людям дверь открывать нельзя. Как бы они вас не просили, и чтобы не предлагали.

Чтение стихотворения ребенком ( воспитателем).

Если я один в квартире,

Дверь чужим не открываю.

Это правило простое,

Никогда не забываю.

Не беру у незнакомца

Ни игрушек, ни конфет

На чужие предложенья

Отвечаю смело: «Нет!».

- А сейчас отдохнем.

Физминутка. 

 Собирайся, детвора,

Нам в дорогу, в путь пора.

Будем по лесу шагать

Друга – Петушка искать.       (Дети с воспитателем шагают друг за другом)

На носочках по тропинке

Друг за другом мы пойдем.    (Идут на носках)

Ручейки мы перепрыгнем,     (Прыжки с продвижением вперед)

А канавки обойдем.              (Идут высоко поднимая колени)

Будем по лесу шагать,

Свежим воздухом дышать.

Конструирование героев сказки «Кот», « Петух», «Лиса».

Задание. Выложить из геометрических фигур героев сказки. ( Можно рассказать потешки)


Потешка про петушка.

Петя петушок, золотой гребешок,

Маслена головушка, шелкова бородушка.

Что ты рано встаёшь?

Голосисто поёшь, деткам спать не даёшь?

Потешка про кота.

Вот послушайте:

Как у нашего кота шубка очень хороша.

Как у котика усы удивительной красы.

Глазки смелые, зубки белые.

Задание. Нарисуйте карандашом струны гуселькам.

Рисование карандашами «Гусельки»

- Нарисуйте карандашами струны гуселькам.

- Молодцы!

Рефлексия

Ребята, скажите мне, с какой русской народной сказкой вы сегодня познакомились? 
А что больше всего понравилось? 

- Что вам запомнилось? 

- Молодцы, ребята, очень внимательно слушали сказку, ответили на все вопросы. Вы были как настоящие артисты. В следующий раз вы мне сами расскажите и покажите эту сказку. 
- Ребята, Котик и Петушок принесли вам подарки, весёлые картинки- разукрашки. 

Мы видели сказку, мы в сказке играли,

Ну, и конечно, немного устали.

Закончили наши большие дела,

Нам в садик уже возвращаться пора.

И на прощание гостям

Помашем мы рукой.

- И скажем: «До свидания!»

Дети уходят из зала под музыку «Дорогою добра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по программе «Сообщество» по развитию речи в средней группе №6 «Улыбка» Тема: «Коровушка»

Конспект занятия по развитию и совершенствованию диалогической речи P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roma...

Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе № 9 Пересказ сказки «Собака и петух»

Учить самостоятельно пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог.  Учить подбирать определения (прилагательные и действия(глаголы) к одушевленным существительным (лиса, с...

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи с использованием ТРИЗ, здоровьесберегающих технологий на тему «Хрюша в гостях у ребят»

Образовательная область: речевое развитие.Вид ОД: комплексная.Педагогическая технология: ТРИЗ технология, здоровьесберегающие технологии - упражнение на речевое дыхание, физкультминутка.Виды детской д...

Открытое занятие в средней группе по развитию речи.

Это занятие по русскому языку в средней группе по теме " Приветствие".Цель: Обогащение словарного запаса, запомнить "вежливые слова"....

Открытое занятие для средней группы по развитию речи

Очень подробный конспект занятия поможет воспитателям средней группы провести интересное и познавательное занятие с детьми в игровой форме....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка «Репка»

Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду....