Открытое занятие в средней группе по развитию речи в средней группе. Русская народная сказка "Кот, лиса и петух.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Познакомить детей с русской народной сказкой. Формировать умение запоминать действующих лиц и последовательность событий. Формировать представления у детей о том, что нельзя открывать двери посторонним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие по развитию речи в средней группе | 665 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое игровое занятие для детей средней группы
Тема: Русская народная сказка «Кот, лиса и петух»
Воспитатель: Рылькова Т. А.
Цели:
Образовательные:
Познакомить детей с русской народной сказкой «Кот, лиса и петух».
Формировать умение запоминать действующих лиц и последовательность событий.
Активизировать словарь: гусли, лукошко, кафтан.
Закреплять в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам.
Формировать знания детей по ОБЖ. Формировать у детей представление о том, что нельзя открывать двери посторонним.
Развивающие:
Развивать речь детей, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки простыми предложениями. Развивать мышление, моторику, зрительное и слуховое сосредоточение, координацию движений.
Развивать конструктивные навыки, конструктивное творчество. Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к русским народным сказкам, русскому фольклору.
Воспитывать у детей нравственные чувства: доброту, взаимопомощь, чуткость, отзывчивость.
Оборудование: Группа украшена по мотивам русской народной сказки «Кот, петух и лиса»: деревенский домик, полянка, уголок леса. Мягкие игрушки (кота, лисы, петуха), изображение избушки , лукошко, гусли, картинки - раскраски для детей, картинка – схема с изображением сказочного героя из геометрических фигур- кота.
Аудиозаписи.
Предварительная работа.
Чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций; разучивание потешек «Как у нашего кота», «Петушок, петушок»; дидактические игры «Угадай сказку», «Угадай героя сказки»; пальчиковые игры; игры – драматизации.
Ход занятия
Дети входят в группу под музыку «В мире много сказок».
- Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Дети стоят в кругу, взявшись ха руки.
Коммуникативная игра «Здравствуй!»
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Здравствуйте, гости!
- Молодцы, ребята. Мне понравилось, как вы поздоровались с гостями. ( Ребята стоят около стола, на котором лежат картинки с сюжетами сказок)
Дети, я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интереснее сказки.
- Вы сказки любите? (Да. Любим).
- Вижу, заблестели глазки. Много сказок знаете? (Да).
Игровое упражнение «Угадай сказку , героя сказки» ( Ребята , отгадав сказку, выкладывают картинку на фланелеграф)
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка? ( «Колобок»)
И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться. («Доктор Айболит»)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? («Три медведя»)
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? («Репка»)
Покупала самовар,
А спасал ее комар. ( « Муха-Цокотуха»)
Он — любитель чистоты.
Умывался ль утром ты?
Если — нет, тогда приказ
Даст мочалкам он тотчас,
Грозный строгий командир
Умывальник ... (Чуковский «Мойдодыр»)
- Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки! А сами в сказке побывать хотите? (Да).
Предлагаю вам, отправится в сказку. Закройте глаза. А я произнесу волшебные слова, и мы окажемся в сказке.
(Звучит волшебная музыка).
«Всем известно, только в сказках
Есть волшебная страна,
Там волшебной чудо - краской
Разрисованы дома,
Там живут герои сказок,
Происходят чудеса,
Все увидите вы сами,
Открывайте-ка глаза.
Дети открывают глаза. Оглядываются. Перед ними стоит ширма, на которой изображена избушка, стоит забор. В руках у воспитателя книга « Кот, петух , лиса»,
- Ребята, попали мы в сказку « Кот, петух, лиса». ( Выставляет героев сказки на стол - мягкие игрушки)
- Хотите узнать, что же произошло с героями этой сказки?
Чтение сказки «Кот, лиса и петух» воспитателем
Словарная работа проводится по ходу чтения и показом иллюстрации
Кафтан – верхняя мужская одежда.
Лукошко – небольшая ручная корзина из лыка или прутьев.
Гусли - старинный струнный музыкальный инструмент.
Бросился в погоню – очень быстро.
Беседа по сказке
- Ребята, скажите мне с какой, русской народной сказкой мы познакомились?
- Понравилась Вам сказка?
- Кто главные герои сказки, назовите их ? ( Кот, Петух и Лиса)
- Где жили - были кот и петух? ( В лесу в маленькой избушке)
- Что делал Петушок, когда кота не было? (Прибирался в доме, подметал пол, садился на жердочку и поджидал кота).
- Куда рано утром уходил кот? ( На охоту ходил.)
- Что наказывал Петушку Котик, когда уходил он на охоту? ( Не выглядывать в окошко, дом стеречь)
- Как Лиса выманивала Петушка? Какую песенку она спела, каким голоском? ( Нежным. Интонирование детьми голоса лисы.) Давайте пропоем песенку лисы.
Села под окошко и запела:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко —
Дам тебе горошку.
- Что кричал Петушок котику, когда его схватила Лиса?
- Каким голосом? ( Громким. Интонирование детьми голоса петушка ).
Давайте громким голосом поговорим слова Петушка
Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня.
- Почему он так громко и жалобно кричал? ( Он боялся лису и хотел, чтобы его кот спас).
- Попал наш Петушок в беду. Что делать? ( Нужно помочь Петушку, спасти его).
- Молодцы, я рада, что вы у меня такие добрые, отзывчивые. Не хотите оставить друга в беде. Ведь не даром русские люди говорят: «Сам погибай, а товарища выручай».
- Как Кот помог Петушку? (Кот недалеко был, услыхал, помчался за лисой что было сил, отнял петушка и понёс его домой.)
Как выманивала Лиса Петушка из избушки на второй день? ( Опять спела песенку и бросила горсть гороха, хитростью)
Как помог Петушку Кот на второй день? (Кот погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой.)
-Почему петушок попал в беду?( Потому что не послушался Кота)
-Что помогло Лисе заманить Петушка в свои лапы в третий раз? ( Хитростью, обманом. «Мужики ехали, пшено везли, один мешок дырявый был, все пшено по дороге рассыпано, а подбирать некому».
-Почему Петушок оказался в лапах Лисы? ( Потому что был глупый.)
-Услышал ли Кот Петушка в третий раз ? ( Нет ) Почему? ( Был очень далеко).
- Кем переоделся Кот, чтобы спасти Петушка и выманить Лису из дома? ( Музыкантом)
– Давайте послушаем, какую мелодию мог играть Кот-гусляр перед домом Лисы.
Звучит аудиозапись .
- Как заканчивается сказка?
- Какая Лиса в сказке? ( Хитрая, злая, смелая)
- Какой Кот в сказке? ( Смелый, храбрый, хороший друг, уверенный в своих силах, отзывчивый, находчивый, ответственный)
- Какой Петух в сказке? ( Трудолюбивый, глупый, трусливый, добрый, доверчивый)
- Как называется сказка, которую мы с вами прочитали?
- Молодцы!
Беседа по ОБЖ «Один дома»
- Ребята, а как вы думаете, чему нас учит сказка, зачем ее народ сочинил?
- А вы, ребята знаете как вести себя, если дома вы одни?
Дети, бывают ситуации, когда вы остаетесь дома одни. В это время незнакомый человек может позвонить в дверь. Запомните, чужим и незнакомым людям дверь открывать нельзя. Как бы они вас не просили, и чтобы не предлагали.
- Молодцы! А сейчас отдохнем и пройдем к своим столам.
Физминутка.
Собирайся, детвора,
Нам в дорогу, в путь пора.
Будем по лесу шагать
Друга – Петушка искать. (Дети с воспитателем шагают друг за другом)
На носочках по тропинке
Друг за другом мы пойдем. (Идут на носках)
Ручейки мы перепрыгнем, (Прыжки с продвижением вперед)
А канавки обойдем. (Идут высоко поднимая колени)
Будем по лесу шагать,
Свежим воздухом дышать.
Конструирование героев сказки «Кот», « Петух», «Лиса».
- Кто спасал Петушка? ( Кот)
Задание. Выложить из геометрических фигур героев сказки.
Задание. Нарисовать карандашом струны гуселькам.
- На чем играл Кот перед домом Лисы? ( На гуслях) Рисование карандашами струн.
- Молодцы!
Итог
- Молодцы, ребята, очень внимательно слушали сказку, ответили на все вопросы и выполнили задания. Я надеюсь ,что в следующий раз вы мне сами расскажите и покажите эту сказку.
- Ребята, Котик принес вам подарки, весёлые картинки- разукрашки.
Мы видели сказку, мы в сказке играли,
Ну, и конечно, немного устали.
Закончили наши большие дела,
Нам в садик уже возвращаться пора.
И на прощание гостям
Помашем мы рукой.
- И скажем: «До свидания!»
Дети уходят из группы под музыку «Дорогою добра».
Открытое игровое занятие для детей средней группы
Тема: Русская народная сказка «Кот, лиса и петух»
Воспитатель: Рылькова Т. А.
Цели:
Образовательные:
Познакомить детей с русской народной сказкой «Кот, лиса и петух». Формировать умение запоминать действующих лиц и последовательность событий.
Активизировать словарь: гусли, лукошко, кафтан.
Закреплять в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам. Учить читать наизусть стихи и потешки.
Формировать знания детей по ОБЖ. Формировать у детей представление о том, что нельзя открывать двери посторонним.
Развивающие:
Развивать речь детей, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки простыми предложениями. Развивать мышление, моторику, зрительное и слуховое сосредоточение, координацию движений.
Развивать конструктивные навыки, конструктивное творчество. Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к русским народным сказкам, русскому фольклору.
Воспитывать у детей нравственные чувства: доброту, взаимопомощь, чуткость, отзывчивость.
Оборудование: Ширма, мягкие игрушки (кота, лисы, петуха), изображение избушки , лукошко, гусли, картинки - раскраски для детей, картинка – схема с изображением сказочных героев из геометрических фигур.
Группа украшена по мотивам русской народной сказки «Кот, петух и лиса»: деревенский домик, полянка, уголок леса.
Аудиозаписи.
Предварительная работа.
Чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций; разучивание потешек «Как у нашего кота», «Петушок, петушок»; дидактические игры «Угадай сказку», «Угадай героя сказки»; пальчиковые игры; игры – драматизации.
Ход занятия
Дети входят в группу под музыку «В мире много сказок».
- Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Дети стоят в кругу, взявшись ха руки.
Коммуникативная игра «Здравствуй!»
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Здравствуйте, гости!
- Молодцы, ребята. Мне понравилось, как вы поздоровались с гостями. ( Дети садятся на стульчики.)
Дети, я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интереснее сказки.
- Вы сказки любите? (Да. Любим).
- Вижу, заблестели глазки. Много сказок знаете? (Да).
Игровое упражнение «Угадай сказку , героя сказки» ( Ребята , отгадав сказку, выкладывают картинку на фланелеграф)
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка? ( «Колобок»)
И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться. («Доктор Айболит»)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? («Три медведя»)
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? («Репка»)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят)
Покупала самовар,
А спасал ее комар. ( « Муха-Цокотуха»)
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? … ( Медведь)
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки…. ( «Маша и Медведь»)
Носик круглый пятачком —
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки ? («Три поросёнка»)
Он — любитель чистоты.
Умывался ль утром ты?
Если — нет, тогда приказ
Даст мочалкам он тотчас,
Грозный строгий командир
Умывальник ... (Чуковский «Мойдодыр»)
- Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки! А сами в сказке побывать хотите? (Да).
Предлагаю вам, отправится в сказку. Закройте глаза. А я произнесу волшебные слова, и мы окажемся в сказке.
(Звучит волшебная музыка).
«Всем известно, только в сказках
Есть волшебная страна,
Там волшебной чудо - краской
Разрисованы дома,
Там живут герои сказок,
Происходят чудеса,
Все увидите вы сами,
Открывайте-ка глаза.
Дети открывают глаза. Оглядываются. Перед ними стоит ширма, на которой изображена избушка, забор.
- Хотите узнать , в какую сказку мы с вами попали? Тогда отгадайте загадки.( Отгадав загадки, воспитатель достает из – за ширмы героев сказки – мягкие игрушки и садит их на стол.)
Загадывание загадок:
Шубка полосатая, мордочка усатая
Часто умывается, а с водой не знается. (Кот)
Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный (Петух)
Рыжая головка, хитрая плутовка.
Хвост пушистый – краса,
Кто же это… (Лиса)
- Молодцы! Ребята, а живут эти герои в сказке, которая называется «Кот, петух и лиса». Хотите узнать, что же произошло с героями этой сказки?
Чтение сказки «Кот, лиса и петух» воспитателем
- Ребята прежде , чем я прочитаю сказку, вам встретятся незнакомые слова. Давайте узнаем, что они обозначают.( Показ иллюстрации.)
Словарная работа
Кафтан – верхняя мужская одежда.
Лукошко – небольшая ручная корзина из лыка или прутьев.
Гусли - старинный струнный музыкальный инструмент.
Бросился в погоню – очень быстро
Физкультурная минутка:
Утром лисонька проснулась .
Лапкой правой потянулась .
Лапкой левой потянулась .
Солнцу нежно улыбнулась .
В кулачок все пальцы сжала,
А потом их все разжала.
Вытираться лапкой стала
Ручки, ножки и бока .
Вот какая красота!
Беседа по сказке
- Кто главные герои сказки, назовите их ? ( Кот, Петух и Лиса)
- Где жили - были кот и петух? ( В лесу в маленькой избушке)
- Что делал Петушок, когда кота не было? (Прибирался в доме, подметал пол, садился на жердочку и поджидал кота).
- Куда рано утром уходил кот? ( На охоту ходил.)
- Что наказывал Петушку Котик, когда уходил он на охоту? ( Не выглядывать в окошко, дом стеречь)
- Как Лиса выманивала Петушка? Какую песенку она спела, каким голоском? ( Нежным. Интонирование детьми голоса лисы.) Давайте пропоем песенку лисы.
Села под окошко и запела:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко —
Дам тебе горошку.
- Что кричал Петушок Котику, когда его схватила Лиса?
- Каким голосом? ( Громким. Интонирование детьми голоса петушка ).
Давайте громким голосом поговорим слова Петушка.
Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня.
- Почему он так громко и жалобно кричал? ( Он боялся лису и хотел, чтобы его кот спас).
- Попал наш Петушок в беду. Что делать? ( Нужно помочь Петушку, спасти его).
- Молодцы, я рада, что вы у меня такие добрые, отзывчивые. Не хотите оставить друга в беде. Ведь не даром русские люди говорят: «Сам погибай, а товарища выручай».
- Как Кот помог Петушку? (Кот недалеко был, услыхал, помчался за лисой что было сил, отнял петушка и понёс его домой.)
- Как выманивала Лиса Петушка из избушки на второй день? ( Опять спела песенку и бросила горсть гороха, хитростью)
- Как помог Петушку Кот на второй день? (Кот погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой.)
-Почему петушок попал в беду? ( Потому что не послушался Кота)
-Что помогло Лисе заманить Петушка в свои лапы в третий раз? ( Хитростью, обманом. «Мужики ехали, пшено везли, один мешок дырявый был, все пшено по дороге рассыпано, а подбирать некому».
-Почему Петушок оказался в лапах Лисы? ( Потому что был глупый.)
-Услышал ли Кот Петушка в третий раз ? ( Нет ) Почему? ( Был очень далеко).
- Кем переоделся Кот, чтобы спасти Петушка и выманить Лису из дома? ( Музыкантом)
– Давайте послушаем, какую мелодию мог играть Кот-гусляр перед домом Лисы.
Звучит аудиозапись .
- Как заканчивается сказка?
- Какая Лиса в сказке? ( Хитрая, злая, смелая)
- Какой Кот в сказке? ( Смелый, храбрый, хороший друг, уверенный в своих силах, отзывчивый, находчивый, ответственный)
- Какой Петух в сказке? ( Трудолюбивый, глупый, трусливый, добрый, доверчивый)
- Как называется сказка, которую мы с вами прочитали?
- Молодцы!
Беседа по ОБЖ «Один дома»
- Ребята, а как вы думаете, чему нас учит сказка, зачем ее народ сочинил?
- А вы, ребята знаете как вести себя, если дома вы одни?
Дети, бывают ситуации, когда вы остаетесь дома одни. В это время незнакомый человек может позвонить в дверь. Запомните, чужим и незнакомым людям дверь открывать нельзя. Как бы они вас не просили, и чтобы не предлагали.
Чтение стихотворения ребенком ( воспитателем).
Если я один в квартире,
Дверь чужим не открываю.
Это правило простое,
Никогда не забываю.
Не беру у незнакомца
Ни игрушек, ни конфет
На чужие предложенья
Отвечаю смело: «Нет!».
- А сейчас отдохнем.
Физминутка.
Собирайся, детвора,
Нам в дорогу, в путь пора.
Будем по лесу шагать
Друга – Петушка искать. (Дети с воспитателем шагают друг за другом)
На носочках по тропинке
Друг за другом мы пойдем. (Идут на носках)
Ручейки мы перепрыгнем, (Прыжки с продвижением вперед)
А канавки обойдем. (Идут высоко поднимая колени)
Будем по лесу шагать,
Свежим воздухом дышать.
Конструирование героев сказки «Кот», « Петух», «Лиса».
Задание. Выложить из геометрических фигур героев сказки. ( Можно рассказать потешки)
Потешка про петушка.
Петя петушок, золотой гребешок,
Маслена головушка, шелкова бородушка.
Что ты рано встаёшь?
Голосисто поёшь, деткам спать не даёшь?
Потешка про кота.
Вот послушайте:
Как у нашего кота шубка очень хороша.
Как у котика усы удивительной красы.
Глазки смелые, зубки белые.
Задание. Нарисуйте карандашом струны гуселькам.
Рисование карандашами «Гусельки»
- Нарисуйте карандашами струны гуселькам.
- Молодцы!
Рефлексия
Ребята, скажите мне, с какой русской народной сказкой вы сегодня познакомились?
А что больше всего понравилось?
- Что вам запомнилось?
- Молодцы, ребята, очень внимательно слушали сказку, ответили на все вопросы. Вы были как настоящие артисты. В следующий раз вы мне сами расскажите и покажите эту сказку.
- Ребята, Котик и Петушок принесли вам подарки, весёлые картинки- разукрашки.
Мы видели сказку, мы в сказке играли,
Ну, и конечно, немного устали.
Закончили наши большие дела,
Нам в садик уже возвращаться пора.
И на прощание гостям
Помашем мы рукой.
- И скажем: «До свидания!»
Дети уходят из зала под музыку «Дорогою добра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по программе «Сообщество» по развитию речи в средней группе №6 «Улыбка» Тема: «Коровушка»
Конспект занятия по развитию и совершенствованию диалогической речи P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roma...
Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе № 9 Пересказ сказки «Собака и петух»
Учить самостоятельно пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог. Учить подбирать определения (прилагательные и действия(глаголы) к одушевленным существительным (лиса, с...
Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи с использованием ТРИЗ, здоровьесберегающих технологий на тему «Хрюша в гостях у ребят»
Образовательная область: речевое развитие.Вид ОД: комплексная.Педагогическая технология: ТРИЗ технология, здоровьесберегающие технологии - упражнение на речевое дыхание, физкультминутка.Виды детской д...
Открытое занятие в средней группе по развитию речи.
Это занятие по русскому языку в средней группе по теме " Приветствие".Цель: Обогащение словарного запаса, запомнить "вежливые слова"....
Открытое занятие для средней группы по развитию речи
Очень подробный конспект занятия поможет воспитателям средней группы провести интересное и познавательное занятие с детьми в игровой форме....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка «Репка»
Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду....
Конспект занятия непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» в средней группе
laquo;Чтение русской народной сказки«Лисичка-сестричка и серый волк»в средней группе...