Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Русская изба"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по развитию речи в средней группе "Русская изба". Занятие разработано на основе создания в групповом помещении детского сада мини-музея "Русская изба"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe_russkaya_izba.docx | 78.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по развитию речи
в средней группе
«Русская изба»
МБДОУ ДС №356 г.Челябинск
Ирина Анатольевна Островерх
2014 г.
Тема: «Русская изба»
Цели: формирование словаря по теме: «Русская изба» (веретено, рушник, потчивать, подбоченившись, селились), воспитание ценностного отношения к русской культуре, приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
образовательные:
- активизирование в речи детей слов – определений, упражнение в употреблении простых предложений;
- обогащение словаря детей народными пословицами, поговорками, загадками
- расширение знания и представления детей о народных играх.
развивающие:
- развитие у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к произведениям народного искусства.
воспитательные:
- воспитание бережного отношения к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства.
- Уметь выслушивать товарища до конца и не перебивать его.
Интеграция (НОД): «Речевое развитие», «Познание», «Коммуникация».
Оборудование: мини-изба; предметы русского быта: самовар, рушник, лапти, вышитые полотенца и т.д.
Предварительная работа :
- Беседа о традициях русского народа, просмотр иллюстраций.
- Чтение русских народных сказок.
- Знакомство с малыми формами фольклора: потешки, прибаутки, считалки, присказки. Заучивание наизусть некоторых из них.
Ход занятия.
Встречаю детей у входа в избу в русском национальном костюме (сарафан, рубаха, платок):
«Русь деревянная, края дорогие
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (Варианты ответов детей)
-Как мы себя чувствуем дома? (Варианты ответов детей)
- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» (Варианты ответов детей)
- С древних пор наши предки селились (ставили дома и хозяйственные постройки) на берегах рек и озер, и обязательно возле леса. «Возле леса жить – голодному не быть» - ведь в лесу зверь, птицы, ягоды, грибы, смола, самое главное дерево. Знаете, почему Русь называют деревянной? (Варианты ответов детей)
- Длинные, холодные зимы, вынуждали строить жилье из бревен, а этот строительный материал имелся в избытке в лесу. Сосна или ель – вот из чего строили избу. Бревна выбирались крепкие здоровые ровные «Из гнилого леса ненадолго изба» - так говорит русская народная пословица. Ребята, давайте поставим свою избу. Становитесь в центр группы, поиграем в игру «Золотые ворота».
Русская народная игра «Золотые ворота»
Золотые ворота,
Проходите, господа,
Первый раз пройдем.
Всех друзей проведем.
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз –
Не пропустим вас!
Два ребенка становятся друг против друга и берутся за руки, образуя ворота. Остальные, взявшись за руки, проходят под песенку в эти ворота хороводом. Когда песенка закончится, воротики захлопываются (опускаются руки) и тот, кто в них попался, «превращаются» тоже в воротики.
-В избе все было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда, поэтому понапрасну ни дерево, ни ветки не рубили, не бросали – все шло в дело. А сколько умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена умели вырезать вот такие замечательные вещи (демонстрирую предметы утвари): ложки, посуду, шкатулки, балалайку, веретено (давайте повторим все вместе это новое для нас слово. Если не четкое произношение, повторяем вновь). Веретено – это приспособление для ручного прядения пряжи.
-Как говорится: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Дорогих гостей встречали хлебом, солью. А подносили хлеб да соль на рушнике (проговариваем все вместе. Если не четкое произношение, повторяем вновь). Рушник – это декоративное расшитое полотенце, изготавливалось из домотканого льняного или конопляного полотна.
- Гостей обязательно потчивали (угощали, предлагали поесть, выпить что-либо). Отгадайте мою загадку:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Ответ: самовар)
- Правильно, дети! В старину чай пили из самоваров. Давайте сейчас тоже попьем с вами чай.
Физкультурная минутка «Пьем чай».
К самовару гости прибежали
(Дети стоят в кругу, один ребенок посредине)
Дружно чашки наполняли.
(Идут к середине круга, здороваются)
Вкусный чай у самовара.
(Расходятся)
Он с ромашковым отваром.
(Идут по кругу друг за другом).
- Молодцы, ребята! А самоварчик наш все кипит и кипит.
Дыхательная гимнастика «Самовар кипит».
И. п.: основная стойка – правая рука лежит на груди, левая на животе. Вдох через нос, длительный выдох через рот на звуках пш – пш – пш – пш – пш.
-А теперь, давайте рассмотрим из чего же состоит наш самовар. (Подходим к самовару в мини-избе, рассказываю об устройстве самовара).
Составные части:
- Стенка (основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения)
- Кувшин (внутренняя труба в самоваре, куда кладётся топливо: сосновые шишки, ветки, щепки, угли)
- Круг (литое кольцо, которое находится на верхней части стенки)
- Шейка (низ самовара)
- Поддон (основание самовара)
- Ручки
- Репеёк (фигурная пластина, прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран)
- Ветка (ручка крана, которая может быть самых разнообразных форм и декоративных украшений)
- Конусный кран
- Донышко
- Душничок (отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипячении воды)
- Подшишки (гвозди для прикрепления деревянных шишек)
- Конфорка (приспособление для установки заварочного чайника и для осуществления тока воздуха, если конфорка закрыта крышкой)
- Тушилка (колпачок, чтобы закрывать кувшин)
- Понравился вам ребята самовар? А кому что больше всего понравилось, запомнилось в нашей избе? (каждому ребенку задаю этот вопрос).
- Чай пили с сушками, кренделями, баранками. Я для вас тоже напекла угощений. Давайте пройдем за стол и угостимся чаем с баранками. (Дети садятся за столы и пьют чай с угощением, включаю музыку «Барыня»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»
Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»
Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"
Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Составление описаний персонажей сказки «Теремок».
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Составление описаний персонажей сказки «Теремок».Возраст воспи...
Комментарии
Замечательный материал! Мини
Замечательный материал! Мини-музей такой богатый!