Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Русская изба"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Островерх Ирина Анатольевна

Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по развитию речи в средней группе "Русская изба". Занятие разработано на основе создания в групповом помещении детского сада мини-музея "Русская изба"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по развитию речи

в средней группе

«Русская изба»

МБДОУ ДС №356 г.Челябинск

Ирина Анатольевна Островерх

2014 г.

Тема: «Русская изба»

Цели: формирование словаря по теме: «Русская изба» (веретено, рушник, потчивать, подбоченившись, селились), воспитание ценностного отношения к русской культуре, приобщение детей к истокам русской народной культуры. 

Задачи:

образовательные:

  • активизирование в речи детей слов – определений, упражнение в  употреблении простых предложений;
  • обогащение словаря детей народными пословицами, поговорками, загадками
  • расширение знания и представления детей о народных играх.

развивающие:

  • развитие у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к произведениям народного искусства. 

воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства.
  • Уметь выслушивать товарища до конца и не перебивать его.

Интеграция (НОД): «Речевое развитие», «Познание», «Коммуникация».

Оборудование: мини-изба; предметы русского быта: самовар, рушник, лапти, вышитые полотенца и т.д.

Предварительная работа :

  1. Беседа о традициях русского народа, просмотр иллюстраций.
  2. Чтение русских народных сказок.
  3. Знакомство с малыми формами фольклора: потешки, прибаутки, считалки, присказки. Заучивание наизусть некоторых из них.

Ход занятия.

Встречаю детей у входа в избу в русском национальном костюме (сарафан, рубаха, платок):

«Русь деревянная, края дорогие

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (Варианты ответов детей)

-Как мы себя чувствуем дома? (Варианты ответов детей)

- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» (Варианты ответов детей)

- С древних пор наши предки селились (ставили дома и хозяйственные постройки) на берегах рек и озер, и обязательно возле леса. «Возле леса жить – голодному не быть» - ведь в лесу зверь, птицы, ягоды, грибы, смола,  самое главное дерево. Знаете, почему Русь называют деревянной? (Варианты ответов детей)

- Длинные, холодные зимы, вынуждали строить жилье из бревен, а этот строительный материал имелся в избытке в лесу. Сосна или ель – вот из чего строили избу. Бревна выбирались крепкие здоровые ровные «Из гнилого леса ненадолго изба» - так говорит русская народная пословица. Ребята, давайте поставим свою избу. Становитесь в центр группы, поиграем в игру «Золотые ворота».

         Русская народная игра «Золотые ворота»

        Золотые ворота,

Проходите, господа,

Первый раз пройдем.

Всех друзей проведем.

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз –

Не пропустим вас!

Два ребенка становятся друг против друга и берутся за руки, образуя ворота. Остальные, взявшись за руки, проходят под песенку в эти ворота хороводом. Когда песенка закончится, воротики захлопываются (опускаются руки) и тот, кто в них попался, «превращаются» тоже в воротики.

-В избе все было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда, поэтому понапрасну ни дерево, ни ветки не рубили, не бросали – все шло в дело. А сколько умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена умели вырезать вот такие замечательные вещи (демонстрирую предметы утвари): ложки, посуду, шкатулки, балалайку, веретено (давайте повторим все вместе это новое для нас слово. Если не четкое произношение, повторяем вновь). Веретено – это приспособление для ручного прядения пряжи.

-Как говорится: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Дорогих гостей встречали хлебом, солью. А подносили хлеб да соль на рушнике (проговариваем все вместе. Если не четкое произношение, повторяем вновь). Рушник – это декоративное расшитое полотенце, изготавливалось из домотканого льняного или конопляного полотна.

- Гостей обязательно потчивали (угощали, предлагали поесть, выпить что-либо). Отгадайте мою загадку:

Стоит толстячок, 
Подбоченивши бочок, 
Шипит и кипит, 
Всем чай пить велит.
(Ответ: самовар)

        - Правильно, дети! В старину чай пили из самоваров. Давайте сейчас тоже попьем с вами чай.

Физкультурная минутка «Пьем чай».

К самовару гости прибежали

(Дети стоят в кругу, один ребенок посредине)

Дружно чашки наполняли.

(Идут к середине круга, здороваются)

Вкусный чай у самовара.

(Расходятся)

Он с ромашковым отваром.

(Идут по кругу друг за другом).

- Молодцы, ребята! А самоварчик наш все кипит и кипит.

Дыхательная гимнастика «Самовар кипит».

И. п.: основная стойка – правая рука лежит на груди, левая на животе. Вдох через нос, длительный выдох через рот на звуках пш – пш – пш – пш – пш.

        -А теперь, давайте рассмотрим из чего же состоит наш самовар. (Подходим к самовару в мини-избе, рассказываю об устройстве самовара).

Составные части:

  1. Стенка (основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения)
  2. Кувшин (внутренняя труба в самоваре, куда кладётся топливо: сосновые шишки, ветки, щепки, угли)
  3. Круг (литое кольцо, которое находится на верхней части стенки)
  4. Шейка (низ самовара)
  5. Поддон (основание самовара)
  6. Ручки
  7. Репеёк (фигурная пластина, прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран)
  8. Ветка (ручка крана, которая может быть самых разнообразных форм и декоративных украшений)
  9. Конусный кран
  10. Донышко
  11. Душничок (отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипячении воды)
  12. Подшишки (гвозди для прикрепления деревянных шишек)
  13. Конфорка (приспособление для установки заварочного чайника и для осуществления тока воздуха, если конфорка закрыта крышкой)
  14. Тушилка (колпачок, чтобы закрывать кувшин)

Samovar_schema

- Понравился вам ребята самовар? А кому что больше всего понравилось, запомнилось в нашей избе? (каждому ребенку задаю этот вопрос).

- Чай пили с сушками, кренделями, баранками. Я для вас тоже напекла угощений. Давайте пройдем за стол и угостимся чаем с баранками. (Дети садятся за столы и пьют чай с угощением, включаю музыку «Барыня»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Составление описаний персонажей сказки «Теремок».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет».  Составление описаний персонажей сказки «Теремок».Возраст воспи...


 

Комментарии

Гурьева Наталья Александровна

Замечательный материал! Мини-музей такой богатый!