Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Космос. Первые космонавты».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- Расширить  представления детей о космосе;

- активизировать словарь по теме;

- развивать связную речь;

-  развивать общую и мелкую моторику;

- вызывать эмоциональную реакцию;

- формировать готовность к самостоятельному выбору и решению;

- развивать оптико-пространственное ориентирование;

- развивать  умение детей  составлять простые предложения,

- формировать  грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами),

- формировать звукобуквенный анализ и синтез;

- развивать внимание, память, мышление, общую, артикуляционную и мелкую моторики, координацию слова и движения;

воспитывать культуру взаимоотношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no30_starshaya_gruppa._kosmos.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Космос. Первые космонавты». Занятие № 30

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:

- Расширить  представления детей о космосе;

- активизировать словарь по теме;

- развивать связную речь;

-  развивать общую и мелкую моторику;

- вызывать эмоциональную реакцию;

- формировать готовность к самостоятельному выбору и решению;

- развивать оптико-пространственное ориентирование;

- развивать  умение детей  составлять простые предложения,

- формировать  грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами),

- формировать звукобуквенный анализ и синтез;

- развивать внимание, память, мышление, общую, артикуляционную и мелкую моторики, координацию слова и движения;

-  воспитывать культуру взаимоотношений.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Картинка с изображением космоса и разных ракет;
  • Изображение Солнечной системы
  • Фотографии космонавтов, ракет, ЛУНЫ, МАРСА и др.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Организационный момент.

Ребята, а вы когда-нибудь мечтали побывать в космосе? (ответы детей). Сядет тот, кто назовет какое-нибудь слово, связанное с космосом.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Вводная беседа о космосе.

Раньше люди думали, что Земля плоская, как тарелка, и покоится на трех слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе. Теперь мы знаем, что наша планета Земля вращается вокруг Солнца, а в Солнечной системе 9 планет. Назовите их. (Земля, Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).

На небе видны созвездия, можно найти Большую  и Малую Медведицу. Человек всегда мечтал полететь к звездам. Сначала на ракете отправились собаки-испытатели. Как их зовут? (Белка и Стрелка). Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт — как его звали? (Юрий Гагарин). Это произошло 12 апреля 1961 года. Поэтому 12 апреля наша страна отмечает праздник – ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ!

Социально-коммуникативное развитие      Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Дидактическая игра «Каким должен быть космонавт?».

Давайте сегодня попробуем стать космонавтами.

 – Какими должны быть космонавты? (Храбрыми, сильными, смелыми, умными, бесстрашными, спортивными, любознательными).


– Что нужно делать, чтобы быть сильным, здоровым?  
(Закаляться, делать гимнастику, заниматься спортом, соблюдать режим дня, много учиться).

 Космонавт должен быть выносливым, внимательным, выполнять все правильно, много знать, хорошо учиться, читать, тренировать память.  Ведь прежде чем полететь в космос нужно пройти очень сложные тренировки.

Речевое развитие   Физическое развитие

Двигательная деятельность, коммуникативная деятельность

  1. Подвижная игра «Построй ракету».

Логопед делит детей на 2 команды  («Комета» и «Звезда»)

Задание: Каждая команда строит ракету из мягких модулей.

       

  1. Загадки о космосе.

Сейчас мы проверим, что вы знаете о космосе. За каждый правильный ответ команда будет получать балл.

- Из какого ковша не пьют, не едят,

А только на него глядят? (Большая Медведица)

 - Светит, сверкает, всех согревает. (Солнце)

 - Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, достать не могут. (Месяц)

 - Чудо-птица, алый хвост, прилетела в стаю звезд. (Ракета)

 - В космосе сквозь толщу лет Ледяной летит объект. Хвост его – полоска света, А зовут объект… (Комета)

 - Состоит из точек свет, Полна горница планет. (Космос)

 - Самый первый в космосе летел с огромной скоростью Отважный русский парень, Наш космонавт … (Гагарин)

 - Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам … (Луна)

 -  Планета голубая, любимая, родная, она твоя, она моя, А называется… (Земля)

Молодцы! Загадки отгадали, о космосе знаете много.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка

А сейчас физическая нагрузка.

Мы летим к другим планетам!(бегают по группе в рассыпную),

Объявляем всем об этом!                

Весь игрушечный народ                   (делают повороты туловища вправо, влево),

С нами просится в полет.                  

Жмется Заинька к ракете:                (прыгают как зайчики) 

-полечу я с вами, дети,                        

На любую из планет,

где волков зубастых нет.

Даже плюшевый медведь(Ходят, как мишки),

хочет к звездам полететь (Руки поднимают вверх)      

и с Большой Медведицей                   (хлопают в ладоши)

в синем небе встретится                     (смотрят на потолок).

Социально-коммуникативное развитие      Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Игра на развитие внимания «Найди одинаковые ракеты».

Логопед выставляет на доске рисунок космоса с ракетами – дети должны найти каждой ракете пару.  После этого мы полетим в космос.

Социально-коммуникативное развитие     Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Дидактическая игра «Большой – маленький» - игра с мячом. 

Занять места – мы летим в космос.

Чем дальше мы улетаем от Земли, тем меньше становятся предметы.

Дом стал маленьким т.е. превратился в домик,

цветок –  цветочек,

 кот –,

дерево –,

 елка –,

коляска –,

птица –,

собака – и т д.

  1. Дидактическая игра «Посчитай-ка».

Сосчитать все, что попадается на пути:

  • один искусственный спутник, …2, 3,4, 5.
  • одна большая звезда,… 2, 3, 4, 5.
  • одно яркое созвездие…2, 3, 4, 5.

Социально-коммуникативное развитие     Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Игра с мячом «Один – много».

Внимание! Мы в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны включить противометеоритную защиту и отбросить метеориты. Дети встают в круг.

Я буду называть один предмет и бросать метеорит, а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад.

Слова:

звезда,

космонавт,

спутник,

комета,

планета,

луна,

станция.

  1. Игра « Скажи наоборот».

далеко – близко,

высоко - ,

улететь - ,

темно -,

ярко - ,

тесно – и т.д.

Социально-коммуникативное развитие      Речевое развитие

Игровая деятельность

  1.  Дидактическая игра «Четвертый лишний!»

Входим в зону турбулентности. Занять свои места!

Дети садятся на стульчики.

Внимание! Внимание! Говорит центр управления полетами. Опасность перегрузки! Необходимо обнаружить и избавиться от балласта.

Картинки для игры:

Солнце, Луна, звезда, лампа

Марс, Земля, ракета, Сатурн

Ракета, спутник, луноход, ледоход

Социально-коммуникативное развитие     Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Дидактическая игра «Составь словечко».

В центр управления полетами необходимо передать информацию о космических объектах. Я буду называть 2 слова, а вы скажите  одно.

ЛУНА и ХОДИТЬ = ЛУНОХОД

ЗВЕЗДА и ЛЕТАТЬ = ЗВЕЗДОЛЕТ

ЗВЕЗДА и ПАДАТЬ = ЗВЕЗДОПАД

ДЛИННЫЙ и ХВОСТ = ДЛИННОХВОСТАЯ

МНОГО и СТУПЕНИ = МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Пальчиковая игра.

Теперь мы должны вернуться домой.

В темном небе звезды светят,                  (сжимают и разжимают пальцы)

Космонавт летит в ракете                        (руками изображают полет ракеты)

День летит и ночь летит

К маме милой прилетит.                          (пальцы здороваются) 

 Наш полет подошел к концу. Мы приземлились, можно отстегнуть ремни.

Молодцы! Обе команды справились с заданиями.

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

Трудовая деятельность во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с онр по теме «ДЕРЕВЬЯ»

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе для детей с онр по теме:  «ДЕРЕВЬЯ»...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Детский сад».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Познакомить детей с нахождением, назначением и названием комнат и групп в детском саду,Закрепить названия и назначение предметов, находящихся в групповой комнате,Выучить имена, отчества ...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Игрушки».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними;научить выделять составные части, форму, цвет, материал;образовывать существительные родительного падежа, существитель­ные с у...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Моя семья».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:расширить знания детей по теме: «Семья»,закрепить понятие о родственных отношениях в семье,учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать и правильно упо...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Продукты питания».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Закрепить знания детей о том, что пищу готовят повара на кухне, названия блюд завтрака, обеда, ужина;Закрепить названия продуктов, из которых готовят первые, вторые и третьи блюда,Активи...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Посуда».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- закрепить знания детей названий посуды;- учить называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; называть части посуды и внешние признаки;- учить детей образовывать слова с умен...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Зима: обобщение по теме».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - обобщить  знания детей о зиме, её приметах, уточнить названия зимних месяцев.- формировать знания детей о приметах зимы с опорой на дидактическую игру «Что бывает зимо...